Белка (белка в колесе)

СОДЕРЖАНИЕ: Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего.

Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро (едва соследимо; так, что их и на коне не догнать). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; Ригведа говорит, что Вишну тремя шагами прошел через этот мир (I.22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он - пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу (I.154.1).

Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1.

Белка получилa название по цвету шкурки очень редкой - белой - разновидности. Белые животные, белые птицы, особенно те, что редки или вообще не встречаются в природе, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. Так, белый волк - царь над всеми волками и в то же время - леший, лесной царь. В текстах представлена огненная символика белки, что отчасти мотивировано рыжей (черемной, опаленной) окраской ее меха. (Однако слово белый - общеслав. индоевр. характера; образовано посредством суф. -l- от индоевр. *bh - светить, сиять, блестеть: ср. др.-инд bhs - сияние, bhlam - блеск). Белый цвет означает сакральность, чистоту, плодородие, свет и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный прежде всего черному цвету. Ср. представление о царстве тьмы как о загробном мире, противопоставленном белому свету. Однако белый - частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biaa, при этомoeni si z Bia [жениться на Белой] означает умереть. На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо, источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач, силу, власть, зачатие и рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость, охотничью доблесть 3.

* * *

Представление о судьбе как о кольце, внутри которого заключен человек, позволяет понять «колесо» Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки, которую привязывали к колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Тheocr. II; Ноr. Ероd. XVII 7). «С Олимпа принесла людям Кипророжденная цветную вертишейку, прикованную к неизбежному кругу», — говорит Пиндар (Руth. IV 214 слл., ср. Nem.IV 35), следующими словами описывающий кару Иксиона, постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и за ноги к колесу, бросив в «неизбежные узы» (Руth. II 40 cл., ср. кару Тития). Колесо — это особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели, что орфики именуют Диониса «разрешителем» (), который при совершении ритуала «освобождает неправедных предков».

С этими идеями, вероятно, связано и происхождение орфической концепции - круга или колеса, к которому привязан человек, проживающий нежеланную судьбу. Прокл сообщает, что посвященные ОрфеемДионису и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Рlat. Tim. 42 с-d=Оrph. Fr. 229 Кеrn); Симплиций добавляет, что по учению орфиков человек привязан к колесу судьбы и порождения, из которого невозможно выйти никому, кроме тех, кому Зевс назначил выйти из круга и отдохнуть от бед (Simp. Cael. II 1, 284 а, 14=Оrph. Fr.230 Кеrn).4

Список литературы

1. Гура А.В. Белка // Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.149-150

2. Толстой Н.И. Белый цвет // Там же, с.151-154

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 (Глава Цветовая классификация в ритуале ндембу - с.71-103).

4. Онианс Р. На коленях богов. М.: Прогресс-Традиция, 1999, с. 426.

Скачать архив с текстом документа