Бернард Шоу

СОДЕРЖАНИЕ: Один из классиков драматургии XX в., крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель, Шоу прожил долгую, яркую жизнь - умер в девяносто четыре года.

Бернард Шоу (1856-1950) Один из классиков драматургии XX в., крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель, Шоу прожил долгую, яркую жизнь - умер в девяносто четыре года. Родился в Ирландии, в Дублине, в семье бедного чиновника, с пятнадцати лет начал зарабатывать себе на жизнь. Переехав в Лондон, увлекся театром, начал выступать в печати как музыкальный критик, а также романист (Незрелость, Неразумные связи, Профессия Кашеля Байрона и др.). Вступив в так называемое Фабианское общество, стал сторонником фабианского, реформистского социализма. Сыграл огромную роль в утверждении принципов европейской новой драмы, которая заявила о себе на рубеже XIX-XX вв. в творчестве Ибсена, Чехова, Горького, Роллана, Гауптмана, Метерлинка.

Свой эстетические принципы сформулировал в программной работе Квинтэссенция ибсенизма (1891), в которой современной английской драматургии, неглубокой, рассчитанной на развлечение публики, противопоставил творчество норвежского драматурга, поборника искусства проблемного, идейного и основанного на правде жизни.

Дебютировал серией так называемых неприятных пьес (Дома вдовца, Профессия миссис Уоррен, Волокита). В них он предстал как остроумный критик современного высшего общества, его фарисейства и порочности, скрытой за мнимой респектабельностью.

Его глубокую аморальность символизирует миссис Уоррен (из одноименной пьесы), богатая, порядочная дама, преуспевающая в своей профессии содержательницы публичных домов в европейских столицах, доходы от которых и лежат в основе ее богатства. Немногим лучше и добродушный богач Сарториус (Дома вдовца), добывающий деньги не менее грязным способом, сдавая беднякам трущобы. Острую социальную критику Шоу продолжает и в других циклах, в Приятных пьесах, в Пьесах для пуритан, где развенчиваются милитаризм (Избранник судьбы), лжеромантика войны (Человек и оружие), двуличие священнослужителей (Кандида), фальшь и лицемерие общества (Дом, где разбиваются сердца). В то же время Шоу утверждал нравственные качества простых людей (в одной из лучших своих пьес Пигмалион и др.). В поздних пьесах Шоу (Тележка с яблоками, Горько, но правда) его остроумные инвективы обретают памфлетную силу. Был убежденным антимилитаристом и антифашистом, симпатизировал нашей стране; в 1931 г. приехал в СССР, чтобы отметить свое 75-летие. В 1925 г. Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Яркий представитель интеллектуального театра, Шоу создал особый тип драмы-дискуссии, герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем. Паладин смеха, как его назвал А. В. Луначарский, Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. Образ Бернарда Шоу, яркой, оригинальной личности, история его любви к актрисе Патрисии Кэмпбелл запечатлены в известной, основанной на их переписке пьесе Джерома Килти Милый лжец; она с успехом шла во МХАТе (в исполнении А. Кторова и А. Степановой) и Театре им. Моссовета (в исполнении Р. Плятта и Л. Орловой).

Скачать архив с текстом документа