Без великодушных идей человечество жить не может ФМДостоевский НСЛесков Несмертельный Голован
СОДЕРЖАНИЕ: Без великодушных идей человечество жить не может. Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. Несмертельный Голован.) Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены думой о судьбе России.Без великодушных идей человечество жить не может. Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. Несмертельный Голован.)
Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены думой о судьбе России. Россия является здесь многоликой, в сложном переплетении противоречий, убогой и обильной, могучей и бессильной одновременно. Во всех проявлениях национальной жизни, ее мелочах и анекдотах Лесков ищет сердцевину целого. И находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с Достоевским, писавшим в Братьях Карамазовых, что чудак не всегда частность и обособление, а, напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались.
Герой рассказа Несмертельный Голован — один из таких чудаков. Несмертельность простому смертному приписана народной молвой. Однако вопреки легенде уже в первой главке рассказа описана смерть Голована во всей ее неотвратимости и реальности: он погиб во время так называемого в г. Орле большого пожара, утонув в кипящей ямине.... Противопоставляя легенде объективные факты, совлекая мистические покровы с мифа о несмертельности героя, повествователь предлагает читателю задуматься над загадкой, имеющей общечеловеческое значение. Почему простой смертный иногда становится легендарным героем, в силу каких причин часть его большая, от тлена убежав, продолжает жить в благодарной памяти? Державинская цитата в тексте от повествователя вызывает дополнительные ассоциации с Горацием и пушкинским Памятником, и тем самым рассказу о простом мужике сразу же придается масштабность и философичность.
Первый намек на разгадку тайны, постоянно густевшей вокруг Голована, несмотря на предельную чистоту и открытость его жизни, содержит небольшое уточнение: в кипящую ямину Голован попал, спасая чью-то жизнь или чье-то добро. Каждая новая главка рассказа вносит свою долю в расшифровку художественного смысла понятия несмертельный. И в итоге оказывается, что не посещающий церковь, сумнительный в вере Голован является истинным христианином и действительно принадлежит храму творца-вседержителя, находясь в родстве со всем миром, ртроя свою жизнь по законам собственной совести, этот простой русский мужик достигает предельных нравственных высот, и именно ему дано познать совершенную любовь.
Тайна Голована у всех перед глазами, но ее разгадка не становится достоянием молвы. Молва приписывает ему единственный грех — связь с чужой женой. На самом же деле Голован и Павлагея, многие годы живя под одной крышей и бесконечно любя друг друга, так и не смогли соединиться. Они так и не позволили себе переступить через другого человека, пусть самого пустотного и вредного — спившегося и опустившегося мужа Павлы, которого все остальные считали пропавшим.
Легенда, творимая народом, тем не менее оказалась причастна истине. Во всеобщем тяготении к чуду проявляется потребность самой жизни в высоком, потребность, которая удовлетворяется только бескорыстным и от сердца идущим служением добру. Чудо в лесковском мире всегда идет об руку с жизненной практикой, потому что условием возникновения чудесного является у писателя человеческое деяние, совершаемое не по службе, а по душе.