Билеты
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие о личности Индивид – пол, возраст, нейродинамика, конституциональные особенности. это хар-ка, свойственная всем людям. Личность – темперамент, характер, направленность, способностиПонятие о личности
Индивид – пол, возраст, нейродинамика, конституциональные особенности. это хар-ка, свойственная всем людям.
Личность – темперамент, характер, направленность, способности
Субъект деятельности – человек как субъект который имеет сознание: субъект общения, учения, деятельности
Индивидуальность – опыт, история, жизненный путь. это индивидуальные личностные свойства человека и такое их сочетание которое данного человека отличает от других людей.
Личность – человек, сов-ть его соц.-приобретенных качеств.
Личность – многомерное явление его общественной жизни, звено в системе общественных отношений.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик , которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях , определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием личность употребляются термины человек, индивид, индивидуальность. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии человек утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях личность и индивидуальность зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом личность обычно употребляются такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят яркая, неповторимая, творческая, имея в виду качества самостоятельной сущности.
Структура личности по Немову.
- способности
- темперамент
- характер
- мотивация
- эмоции
- волевые качества
Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.
Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности.
Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву):
- Отношение л-ти к себе
- Отношение личности к другим
- Отношение личности к окружающему миру
Классификация современных теорий личности (по Немову)
По способу объяснения поведения:
- Психодинамические
- Социодинамические
- Интеракционистические
По способу получения данных о личности:
- Экспериментальные
- Неэкспериментальные
По углу зрения на личность:
- Динамические
- Структурные
По возрастному диапазону:
- Дошкольный и школьный период
- Вся жизнь от рождения до смерти
По понятиям в которых описывается личность:
- Черты, качества. Свойства
- Формы поведения
Личность в отечественной психологии.
Мясищев В. Н.
У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания .
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью , целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы , эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь , вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения , а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность . Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера снятой формой индивидуальных различий , движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями , которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней,
Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов . Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Мерлин В. С. Теория интегральной индивидуальности
Концепция личн. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральной индивидуальности , т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным разл. закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархич. уровня явл. его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамич. уровня такими образцами явл. показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамич. – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психол. – ценностные ориентации и межличностные отношения . Во всякой характеристике любого иерархич. уровня (биохим., физиол., психологического) есть нечто типичное, общее для определ. группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Осн. проблема психологии личн. состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определ. сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом разл. ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь колич. его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенч. количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определ. его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия).
Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личн. определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив явл. необходимым компонентом отношения личн. Во-вторых, индивид, черты характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определ. типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамич. особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное в личн., возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определ. социально-типичных отношений. Индивид. и социально-типичное – это не разные группы свойств личн., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личн. явл. свойства, каждое из которых есть выражение и способности , и характера, и направленности. Т. о., структура личн. представляется как взаимная связь и организация свойств личн. Структ. образования личн. характеризуются понятием симптомокамплекса . Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора личности.
Узнадзе Д. Н. Теория установки.
Концепция личн. Узнадзе строится на понятии (установки , которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность . Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации , совершение действий и поступков , цель которых в удовлетворении потребностей , предназначенных для будущей жизни . Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой антиципации.
Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации , в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность . Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности , но и объективной необходимости.
Рубинштейн С. Л. Философско-психологическая концепция.
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект .
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания , сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения . Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность .
В Основах общей психологии личн. определяется через триединство – что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер ). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению.
Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность , становясь все более избирательной и уникальной.
Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий . Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь – особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества , социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир.
На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения . Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности . Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.
Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.
Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком , совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.
Жизненный путь.
Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения”
“Положение о том, что развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности”
Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный {} перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг.
Способности.
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является - употребимым и в настоящее время.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. (Теплов)
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей.
Способности можно классифицировать на:
природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки.
Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что 3. совсем “нейтральны” по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще не выясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в советской психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова}.
Предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.
Потребности.
форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.
Направленность.
это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях
– пытаются навязать свою волю группе
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Люди с направленностью на взаимные действия:
– избегают прямого решения проблемы
– уступают давлению группы
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Люди с деловой направленностью:
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы
Мотивация.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Интересы личности
“Интерес – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности”. Интерес - психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса.
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности, призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.
В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой связи он говорит о пассивных и активных интересах.
Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
Желание — субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.
Намерение —мотивационная основадеятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких–либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные потребности.