Биография М.Ю.Лермонтова

СОДЕРЖАНИЕ: ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти, 1830), Странный человек (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.

Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных Черкесов (1828) до вполне профессиональных Измаил-бея и Литвинки (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, вершинность композиции, недосказанность сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены магистральные герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы Демон, 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма Исповедь, 1831, явившаяся прообразом поэмы Мцыри). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство (Юнкерские поэмы), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник демона. В то же время идет работа над романом Вадим (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство ангела и демона, поэзия безобразности, языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). Демоническая линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни Княгиня Лиговская (1836) и драме Маскарад. Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами Ангел, 1831; Парус, 1831; Русалка, 1832; Умирающий гладиатор, 1836; поэма Боярин Орша, 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, Маскарад не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма Хаджи Абрек (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима невстреча с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением Смерть поэта (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки Ашик-Кериб). Публикация в 1837 стихотворения Бородино упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая большой свет и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в Современнике в 1838 печатается поэма Тамбовская казначейша) и А. А. Краевским (публикация Песни про царя Ивана Васильевича... в редактируемых Краевским Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду, 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом Отечественные записки). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический кружок шестнадцати.

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения (Дума, 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (Поэт, 1838; Не верь себе, 1839; Журналист, читатель и писатель, 1840), скептически оценивая жизнь как таковую (И скучно, и грустно..., 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (Бородино, Песня про царя Ивана Васильевича..., где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре (Казачья колыбельная песня, 1838), в чувствах ребенка (Как часто пестрою толпою окружен..., 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие (Памяти А. И. Одоевского, 1839; М. А. Щербатовой, 1840). Богоборчество (Благодарность, 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (Три пальмы, 1839; Утес, Тамара, Листок, Морская царевна, все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией (Родина, Спор, оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности (Выхожу один я на дорогу..., 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции Демона и Мцыри (обе 1839).

В 1838-40 написан роман Герой нашего времени: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в Отечественных записках и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника Стихотворения М. Лермонтова (октябрь 1840; включены Мцыри, Песня про царя Ивана Васильевича..., 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении Я к вам пишу случайно, право...), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к вечно печальной дуэли (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Скачать архив с текстом документа