Биография выдающихся людей Ф.М. Достоевский
СОДЕРЖАНИЕ: ДЕТСТВО. ГОДЫ УЧЕНИЯ Печальное зрелище представлял собой в начале XIX века уголок старой Москвы, по которому протянулась улица Новая Божедомка. Рядом находилось кладбище, где обретали свой последний покой бродяги, преступники и самоубийцы. Здесь же были расположены лечебница для душевнобольных и приют для подкидышей.ДЕТСТВО. ГОДЫ УЧЕНИЯ
Печальное зрелище представлял собой в начале XIX века уголок старой Москвы, по которому протянулась улица Новая Божедомка. Рядом находилось кладбище, где обретали свой последний покой бродяги, преступники и самоубийцы. Здесь же были расположены лечебница для душевнобольных и приют для подкидышей. В самом начале улицы по проекту архитектора
Д.В.Жилярди в 1806 году было построено великолепное здание с колоннадой, в котором разместилась больница для бедных. 11 ноября (30 октября по ст. стилю) 1821 года в правом флигеле ее, отведенном под казенные квартиры, в семье врача М. А. Достоевского родился второй сын, Федор, которому суждено стать великим русским писателем. Через год семья Достоевских перебралась в левый флигель больницы, где и прошли детские и отроческие годы будущего писателя. Теперь здесь находится мемориальный музей-квартира Ф. М. Достоевского.
Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Еще юношей М. А. Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико-хирургическую академию и окончил ее. Во время Отечественной войны 1812 года он принимал участие в военных действиях, а затем, выйдя в отставку, стал врачом Мариинской больницы для бедных. Дослужившись до чина коллежского асессора, М.А.Достоевский получил право на потомственное дворянство.
Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого из ее членов.
Мать писателя Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Она мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, много читала, прекрасно играла на гитаре и пела. К матери своей Федор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения.
Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Гостей в доме почти не принимали. Атмосфера в доме царила довольно тягостная. Еще в раннем возрасте будущий писатель почувствовал деспотический характер своего отца и позднее не любил говорить о нем. Жизнь рано показала ему свои темные стороны. Рано стал он всматриваться в окружающих его людей, задумываясь над их судьбами и взаимоотношениями. Мальчика часто можно было видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя это строжайше запрещалось родителями. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно для будущего писателя. В нем рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.
Детство Достоевского во многом скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, оба они рано приобщились к литературе и часто делились друг с другом своими впечатлениями о прочитанном. Чувство дружбы и привязанности братья сохранили на всю жизнь.
В семье Достоевских было много детей, и поэтому в доме постоянно жили нянюшки и кормилицы. Они-то и познакомили маленького Федю, его братьев и сестер с удивительным миром устного народного творчества.
Первые литературные впечатления будущего писателя были весьма разнообразны. Его отец понимал значение образования и ценил книги.
Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь, перед его гением всегда преклонялся, считая великого поэта идеальным во всех отношениях художником. Гибель Пушкина была воспринята им как величайшее горе.
Самые ранние детские впечатления Федора Михайловича были связаны с Москвой. Воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, он вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице-Сергиевой лавре. Позднее Достоевский говорил, что «каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным». Двоюродный дед писателя В. М. Котельницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья, на которых мальчик видел удивительно пестрый мир балаганов, где показывали свое искусство затейники и фокусники, клоуны и силачи.
Начиная с 1831 года летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрел отец писателя. Жизнь в деревне, по словам самого Достоевского, произвела на него «глубокое и сильное впечатление». Здесь он впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В деревне будущий писатель особенно много читал.
Первоначальным обучением Достоевского занимались сначала мать с отцом и приходящие учителя. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда (Н.И.Драшусова), а через год в пансион Л.И.Чермака, где преподавали тогда известные московские ученые и педагоги. Особое внимание уделялось там изучению словесности.
Вскоре после смерти матери, весной 1837 года, отец отвез двух старших своих сыновей, Михаила и Федора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище, куда будущий писатель был зачислен в январе следующего года. Михаила врачи признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали. Но такова была воля отца.
Годы, проведенные в Инженерном училище, были временем напряженной внутренней работы. Добросовестно изучая специальные предметы, предусмотренные программой, он, тем не менее, с большим увлечением занимался словесными науками, историей, рисованием и зодчеством. Среди воспитанников училища будущий писатель держался особняком.
Именно Гоголю Достоевский был обязан тому обостренному вниманию, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть в ней трагизм повседневной жизни.
Начитанность Достоевского изумляла окружающих и создавала ему авторитет высокообразованного человека. Вскоре вокруг него сложился небольшой кружок товарищей, как и он, влюбленных в литературу. В него входили будущий художник К.А.Трутовский, начинающий писатель Д. В. Григорович и некоторые другие.
Большое влияние на духовное развитие Достоевского оказало знакомство с очень своеобразным человеком, поэтом-романтиком И. Н. Шидловским, с которым он познакомился вскоре после приезда в Петербург.
Тогда же Достоевский впервые взялся за перо. Известно, что в Инженерном училище им были написаны не дошедшие до нас исторические трагедии «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».
Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его гибели до сих пор в достаточной степени не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убежден и Федор Михайлович. Именно тогда, по свидетельству современников, с ним случился первый припадок тяжелой болезни – эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.
В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверенности в завтрашнем дне.
Первым литературным опытом писателя был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского своего рода пробой пера, после чего он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и кричащими противоречиями.
Все чаще задумывался Достоевский над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное желание рассказать об их жизни.
Некоторое время вместе с ним на одной квартире жил начинающий врач А.Е.Ризенкампф, клиентура которого состояла преимущественно из бедняков. Федор Михайлович любил беседовать с ними об их судьбе и многое записывал. «Принявшись за описание быта бедных людей, – говорил он, – я рад случаю поближе познакомиться с пролетариатом столицы». И в его сознании постепенно стал вырисовываться замысел произведения о бедных людях.
Почти год работал Достоевский над романом, который назвал «Бедные люди» (1846). По совету своего приятеля Д.В.Григоровича он познакомил со своим произведением Н.А.Некрасова, а потом В.Г.Белинского.
Роман «Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики, которая увидела в молодом писателе продолжателя традиции Гоголя.
Роман «Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга. Одну за другой пишет он повести «Двойник», «Роман в девяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, наконец, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о мечтателях предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых, он попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни.
Наиболее полно образ мечтателя Достоевский раскрыл в одной из самых своих поэтических повестей «Белые ночи», герой которой попытался уйти от действительности, забыться, погрузиться в вымышленный им самим мир.
Мысль с еще большей полнотой раскрыть образ мечтателя, показать его происхождение, развитие характера не оставляла писателя. И он задумал написать уже не повесть, а роман под названием «Неточка Незванова», который, к сожалению, остался незавершенным. Арест и ссылка помешали Достоевскому осуществить этот замысел.
В ранних произведениях Достоевского – «Хозяйка», «Белые ночи», «Слабое сердце» и «Неточка Незванова» – нельзя не видеть отражения одного из важнейших вопросов, волновавших людей 30–40-х годов прошлого столетия, а именно: противоречий мечты и действительности, идеала и реальности.
В произведениях, написанных в 40-е годы, Достоевский сумел поставить многие актуальные вопросы своего времени, стремился пробудить в читателе сочувствие к бедным людям, забитым и униженным, в страхе бегущим от жизни в мир фантазий или же становящимся жертвами социальной несправедливости.
Творчество Достоевского в 1840-е годы проходило под сильнейшим воздействием Белинского. Критик принял живейшее участие в судьбе молодого писателя. Он ввел его в кружок передовых русских литераторов, во главе которого стоял сам, и, по словам Достоевского, «стал настойчиво обращать его в свою веру».
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ.
АРЕСТ. КАТОРГА.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА
В начале 1847 года Достоевский окончательно разошелся с Белинским и его кружком. Но и после этого связи молодого писателя с передовым общественным движением не прерывались. Еще в марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел М.В.Буташевичем-Петрашевским, а, начиная с весны 1847 года, становится постоянным посетителем его «пятниц». На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально-экономические вопросы.
Возникновение кружка Петрашевского было теснейшим образом связано с общественной обстановкой, сложившейся в России к середине 40-х годов прошлого столетия. В это время остро стал сказываться кризис феодально-крепостнической системы: усиливалось недовольство крестьян, все чаще в народе звучал протест против произвола помещиков-крепостников. Все это не могло не отразиться на развитии общественной мысли. Это было время непрерывных творческих исканий в области философии, социально-политических и естественных наук.
В кружке Петрашевского Достоевский сблизился с наиболее радикальными его членами, Н.А.Спешневым и С.Ф.Дуровым, и вошел в созданное ими тайное общество, которое ставило перед собой задачу «произвести переворот в России». Кроме того, он вместе со Спешневым, Н.А.Момбелли и другими предпринял попытку создать подпольную типографию.
На собраниях у Петрашевского Достоевский читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю, вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая I, ратовал за освобождение русской литературы от цензурного гнета.
В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провел писатель в сыром каземате Алексеевского равелина, самого страшного застенка царской России. Но ни ужасы одиночного тюремного заключения, ни болезни, обрушившиеся на и без того слабый организм Достоевского, не сломили его духа. «Вижу, – писал он из крепости брату, – что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь».
Находясь в крепости, Достоевский тем не менее живейшим образом интересовался всем, что происходило на свободе, просил брата присылать ему побольше книг и спешил поделиться с ним своими мыслями о прочитанном и своими замыслами. «Я времени даром не потерял, – сообщал он Михаилу Михайловичу, – выдумал три повести и два романа; один из них пишу теперь...» Романа Достоевский в крепости не написал. Ему удалось создать лишь небольшой рассказ «Маленький герой».
Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством. Он отрицал все предъявляемые ему обвинения. О своих товарищах он вообще отказывался давать какие-либо показания, ссылаясь на свою неосведомленность. Однако это не помешало следственной комиссии признать Достоевского «одним из важнейших» преступников и потребовать вынесения ему сурового приговора. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с двадцатью другими петрашевцами приговорил его к расстрелу.
22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни, и только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор, согласно которому Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты. Достоевский ни в чем не раскаивался. Свое участие в кружках Белинского и Петрашевского, свой путь исканий он считал закономерным. И, тем не менее, со своим прошлым писатель решает порвать. Он думает начать новую жизнь. Но какова будет эта новая жизнь и новая форма, Достоевский тогда не знал.
Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Сибирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский впервые близко столкнулся с народом. Но писатель был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе и к осужденным за политические преступления.
Вот эта мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Он снова и снова возвращался к прошлому, внимательно, шаг за шагом анализировал его, пытался ответить на вопрос, правилен ли тот путь, по которому шел он и его друзья-петрашевцы.
Оказавшись в мрачных стенах Омского острога, Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Отправляясь в Сибирь, он говорил брату: «Да, если нельзя будет писать, я погибну! Лучше пятнадцать лет заключения и перо в руках!» На каторге о литературной работе нечего было и думать. Даже читать, строжайше было запрещено тюремными правилами. Но в душе писателя не прекращалась напряженная внутренняя работа.
Однажды тюремный врач И. И. Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой «Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги, записывал пословицы, поговорки, тюремные песни, отдельные выражения. Почти половина всех записей «Сибирской тетради» (а их там, около 500) без изменений, а иногда с очень незначительной переработкой позднее вошли в «Записки из Мертвого дома».
Материалы, собранные в «Сибирской тетради», Достоевским использовались почти во всех произведениях, написанных после выхода из каторги, начиная от повести «Дядюшкин сон», и кончая романом «Братья Карамазовы».
ВОЗВРАЩЕНИЕ
К ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЖУРНАЛЫ «ВРЕМЯ», «ЭПОХА». ЗАГРАНИЦА
Покидая Омский острог в начале 1854 года, Достоевский понимал, что за четыре года, проведенные на каторге, в литературе многое должно было измениться. Прибыв в Семипалатинск для прохождения воинской службы, писатель спешит наверстать упущенное время. Он жадно читал новейшую литературу, произведения знакомых и незнакомых авторов, просматривал журналы за последние годы.
Многие годы оторванный от общественного движения России, писатель признавался, что ему многое еще неясно, что он живет в каком-то ожидании, приближается к «кризису всей своей жизни»: «...будет что-нибудь, может быть, тихое и ясное, может быть, грозное, но, во всяком случае, неизбежное».
В первые годы жизни в Семипалатинске Достоевский вел довольно уединенный образ жизни. Солдатская служба лишала его возможности свободно общаться с людьми. И только после того как ему удалось добиться смягчения своей участи и получить сначала унтер-офицерский чин, а затем производства в офицеры, круг знакомых опального писателя расширился. Он близко сошелся с чиновником А.Е.Врангелем, принявшим в его судьбе живейшее участие, познакомился с известным казахским ученым-просветителем Ч. Валихановым, географом и путешественником П.П.Семеновым.
Но Достоевского не оставляет мысль о литературе, и он пробует писать. В первые годы ссылки писатель работает беспорядочно, урывками: мешает казарменная обстановка, непривычная для его больного, ослабленного каторгой организма, отсутствие связей с литературной средой. В течение первых трех лет после выхода из каторги Достоевский ничего законченного не создал, если не считать цикла стихотворений, написанных с целью исходатайствовать себе помилование.
Как и многие русские писатели, Достоевский всегда очень серьезно относился к переписке, которую вел с большим кругом людей. В сибирский период своей жизни писатель оживленно обменивался посланиями со старшим братом Михаилом, со своим приятелем А.Е.Врангелем, с женами декабристов – Н.Д.Фонвизиной, П.Е.Анненковой, со своей будущей женой М.Д.Исаевой и другими корреспондентами. В этих письмах отразились многие факты жизни писателя в Сибири, а также вопросы, связанные с формированием его мировоззрения в этот период. Письма давали возможность Достоевскому хоть в какой-то мере почувствовать себя снова писателем, однако не могли удовлетворить его страстного желания полностью отдаться литературному труду.
После возвращения дворянских прав и разрешения печататься Достоевский стал серьезно обдумывать план своего возвращения в литературу. Его мучает обилие материала, накопленного за последние годы. Но с чего начать, он никак не может решить. Замыслов было множество: публицистические статьи, цикл статей, посвященных современному состоянию литературы, повести и романы.
В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника, Марии Дмитриевне Исаевой. Достоевский был по-настоящему счастлив. Но брак этот не был удачным. Вместе с женой он поселился в Семипалатинске и сразу же начал хлопотать об отставке. Однако прошло без малого два года, прежде чем ему удалось ее добиться. А пока приходилось по-прежнему тянуть ненавистную лямку военной службы. Однако главным и основным занятием для него становится литература. Достоевский много и напряженно работает, и вскоре одна за другой были написаны повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», которые условно называют «сибирскими».
Годы, проведенные в Сибири, оставили неизгладимый след в жизни и творчестве Достоевского, расширили его представления о жизни, позволили ему ближе познакомиться с народом, заставили испытать на самом себе всю бездну унижений и оскорблений, которым может подвергнуться человек. Перед его глазами прошли сотни людей, и у каждого из них была своя судьба, свое горе, свои страдания. «Сколько я вынес с каторги народных типов, характеров!.. – писал Достоевский брату. – Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта. На целые томы достанет».]
Опубликовав повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский заявил о своем возвращении в литературу.
В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он «увольняется за болезнью от службы», и в начале июня навсегда покинул Сибирь. После непродолжительного пребывания в Твери, где ему первоначально было разрешено поселиться, Достоевский в конце 1859 года смог наконец вернуться в Петербург.
Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы писатель изложил на страницах журнала «Время», который начал издавать с 1861 года его брат Михаил. Однако идейным руководителем и фактическим редактором издания был Федор Михайлович. Основными сотрудниками «Времени» стали критик А.А.Григорьев, философ и публицист Н.Н.Страхов, поэты А.Н.Майков, Я.П.Полонский и другие. На первых порах в журнале принимали участие многие известные писатели и поэты того времени: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, Н.Г.Помяловский.
По мнению Достоевского, перед ними стоит задача уничтожить сословные различия, поделиться с народом знаниями и приобщить его к культуре, а самим в свою очередь воспринять от народа высокие моральные устои его жизни: идеи добра, справедливости, способность отзываться на чужое горе, стремление помогать друг другу.
Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные». Он был напечатан в первых номерах журнала «Время» за 1861 год.
Одновременно с романом «Униженные и оскорбленные» Достоевский опубликовал знаменитые «Записки из Мертвого дома», одно из самых выдающихся своих произведений, в котором нашли отражение впечатления писателя о страшных годах, проведенных в Омской каторжной тюрьме. В нем определились многие важные моменты нового мировоззрения художника.
«Записки из Мертвого дома» – это книга очерков, каждый из которых логически завершен и воспринимается как нечто целое и законченное. Единство всех глав-очерков определяет постепенное познание и осмысление автором всех сторон жизни каторги и ее обитателей.
Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, посетил Лондон, где встретился с А.И.Герценом. Свои впечатления от заграничного путешествия писатель изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863).
В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт за публикацию статьи Н, Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной польскому восстанию. Статья была написана с явно консервативных позиций и содержала в себе осуждение польского национально-освободительного движения. Но цензура усмотрела в ней взгляды, идущие вразрез с официальной политикой правительства.
В 1864 году М.М.Достоевский получил разрешение на издание журнала под названием «Эпоха». К тому времени революционный подъем, охвативший русское общество в
1861–1862 годах, пошел на убыль. После ареста крупнейших деятелей революционно-демократического лагеря, Н.Г.Чернышевского, М.Л.Михайлова, Н.А.Серно-Соловьевича, и поражения польского восстания Достоевский оказался в числе противников революции и начал активную полемику против материализма и идей социализма.
Так, в 1864 году он опубликовал повесть «Записки из подполья», направленную против романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и теории «разумного эгоизма», разработанной в нем.
Неверие в силу человеческого разума, убежденность, что натура человека своенравна и способна к любому поступку, к стихийному бунту, будут звучать и в других произведениях Достоевского, написанных в 1860–1870 годах. Вместе с тем следует иметь в виду, что «человек из подполья», по мнению писателя, отнюдь не являлся носителем черт, характерных для всех людей вообще.
Год 1864-й был для Достоевского трудным. После долгой болезни умерла Мария Дмитриевна, жена писателя. В том же году скончался Михаил Михайлович Достоевский. Смерть брата была особенно тяжела для писателя. Он потерял близкого друга и единомышленника. Отныне все заботы по журналу «Эпоха» пали на его плечи. А забот было немало. Достоевскому приходилось не только редактировать журнал, но и взять на себя все дела, связанные с его изданием. Кроме того, после брата осталось множество всякого рода долговых обязательств, которые писатель выплачивал чуть ли не до конца своей жизни.
Журнал «Эпоха» успеха у публики не имел, и Достоевский в феврале 1865 года вынужден был прекратить его издание. Пытаясь как-то поправить свои материальные дела, писатель заключил с книгоиздателем Ф.Т.Стелловским кабальный договор, согласно которому Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года написать новый роман для готовившегося к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.
Время шло, а к работе над романом писатель никак не мог приступить. Когда же до срока оставался один месяц, он, по совету друзей, обратился за помощью к стенографистке и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок». А спустя некоторое время Достоевский сделал своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной предложение, и она стала его женой.
Период с 1867 по 1871 год, спасаясь от кредиторов, Достоевский вместе с Анной Григорьевной провел за границей. Они жили попеременно в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. Только в конце 1871 года, после того как писателю удалось частично расплатиться с долгами, он смог вернуться в Петербург]
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Вскоре после закрытия журнала «Эпоха» Достоевский задумал написать роман «Пьяненькие», в котором намеревался рассказать историю семьи пьяницы-чиновника и тем самым продолжить разработку темы «униженных и оскорбленных». Однако этот замысел вскоре осложнился. В сознании писателя возникли новые темы, идеи, образы, которые воплотились в новом большом романе «Преступление и наказание», а сюжет «Пьяненьких» стал одной из его составных частей.
«ИДИОТ». «БЕСЫ». ИЗДАНИЕ «ГРАЖДАНИНА»
Среди произведений Достоевского, созданных в 60-е годы, также важное место занимает роман «Идиот», опубликованный на страницах журнала «Русский вестник» в 1868 году.
Роман «Бесы» (1870–1871) создавался в то время, когда русское освободительное движение переживало сложный период.
Достоевский был серьезно обеспокоен тем, что идеи анархизма стали проникать и в Россию.
Работа над художественными произведениями не приносила Достоевскому полного удовлетворения. Он мечтал вновь вернуться к активной журнальной деятельности, и, когда в 1873 году ему предложили стать редактором консервативного журнала «Гражданин», издававшегося князем Вл.П.Мещерским, писатель дал согласие.
На страницах «Гражданина» Достоевский выступил в новом для себя жанре, который он назвал «Дневник писателя». В нем он в форме непринужденной беседы с читателем попытался разъяснить сущность своих взглядов и убеждений.
Сотрудничество Достоевского в «Гражданине» продолжалось недолго. Пост редактора оказался для него слишком обременительным и хлопотливым, к тому же сковывал его творческую инициативу, отвлекал от работы над художественными произведениями. В апреле 1874 года, когда представилась возможность, писатель с радостью покинул журнал. ^
СТАРАЯ РУССА. «ПОДРОСТОК». «ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ»
Начиная с 1872 года летние месяцы семья Достоевских проводила в Старой Руссе. Писатель полюбил этот тихий городок, здесь он отдыхал от суеты петербургской жизни и много работал. Позднее Достоевский приобрел в Старой Руссе дом и жил в нем иногда и зимой. Здесь были написаны роман «Подросток», «Речь о Пушкине». В своем последнем романе «Братья Карамазовы» Достоевский воспроизвел многие черты облика и уклада жизни Старой Руссы.
В 1870-е годы Достоевский находился в расцвете своего таланта. Он становится всеми признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.?
В самом конце 1877 года умер Некрасов. Его смерть потрясла Достоевского. Он вспомнил свою молодость, первое знакомство с поэтом, то время, когда, по его словам, «произошло что-то такое молодое, свежее, хорошее, – из того, что остается навсегда в сердцах участвовавших...».
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Роман Достоевского «Братья Карамазовы», над которым писатель работал последние два года своей жизни, явился своеобразным итогом его творчества. В нем великий художник снова обратился к тем же вопросам и проблемам, которые волновали его на протяжении всей жизни. Однако в новом романе художественные и морально-философские искания Достоевского возведены на более высокую ступень.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
«РЕЧЬ О ПУШКИНЕ».
Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стала его знаменитая «Речь о Пушкине», которую он произнес 8 июня 1880 года на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве.
Речь Достоевского произвела огромное впечатление. По словам ГНИ. Успенского, писатель «удостоился не то чтоб овации, а прямо идолопоклонения; один молодой человек, едва пожав руку писателя, был до того потрясен испытанным волнением, что без чувств повалился на эстраду...». Достоевский был увенчан громадным лавровым венком.
В ту же ночь писатель отправился к памятнику Пушкину и положил венок к ногам «своего великого учителя и поклонился ему до земли».
В конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь легких. Ему было рекомендовано избегать физических усилий и опасаться душевных волнений.
26 января 1881 года Достоевский, всегда работавший по ночам, случайно уронил на пол ручку. Пытаясь достать ее, он сдвинул с места тяжелую этажерку с книгами. Физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращалось, то возобновлялось вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «...Я знаю, я должен сегодня умереть!» В 8 часов 38 минут вечера он скончался.
Проститься с великим писателем пришли тысячи людей – учащиеся, писатели, художники, представители различных учреждений и обществ. Гроб несли родные и друзья Достоевского. Впереди несли огромные венки. Близкие покойного шли в окружении гирлянды живых цветов.
Над могилой Достоевского на кладбище Александре-Невской лавры выступили его друзья, в том числе А.И.Пальм, вспоминавший о юности писателя, о его аресте, о его полной невзгод жизни. Выступавшие говорили о величии таланта писателя и его огромном вкладе в развитие русской литературы.
Весть о смерти Достоевского была воспринята с глубокой печалью и горечью. Л.Н.Толстой писал, что, узнав о смерти Достоевского, он «понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек...».