Битлз и их роль в формировании молодежной культуры XX века

СОДЕРЖАНИЕ: План реферата Введение Основная часть 1) Краткая история группы 2) Битломания Заключение Введение «Битлз»… Много лет прошло с тех пор, когда четверка парней из английского Ливерпуля заводила тогдашнюю молодежь своими песнями. Но, несмотря на это, и в наши дни это слово не утратило своего значения. Наверное, нет на свете человека, который бы не знал и не любил песен ливерпульской четверки. «Битлз» – это не просто одна из рок-групп 60-х.

План реферата

1. Введение

2. Основная часть

1) Краткая история группы

2) Битломания

3. Заключение

Введение

«Битлз»… Много лет прошло с тех пор, когда четверка парней из английского Ливерпуля заводила тогдашнюю молодежь своими песнями. Но, несмотря на это, и в наши дни это слово не утратило своего значения. Наверное, нет на свете человека, который бы не знал и не любил песен ливерпульской четверки. «Битлз» – это не просто одна из рок-групп 60-х. Это целая эпоха в музыке. Эпоха «Битлз»…

Онибыли для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. «Битлз» дали року второй мощный импульс и превратили пустую развлекательную музыку в целую субкультуру.

Сейчас, когда все это уже история, кажется невероятным, что четыре провинциальных парня смогли внести столь глубокие перемены - в самых разных областях жизни и за такой короткий промежуток времени. Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. До них стриглись коротко и сзади, и с боков, после них даже директора банков стали отпускать волосы, захватывающие уши. До них поп-фильмы были низкопробной спекуляцией, после них фильмы можно было отнести к киноискусству. «Битлз» наложили свой отпечаток на все, к чему прикасались.

Прежде всего, когда они играли на сцене, зрители видели и слышали, насколько тесно они спаяны. Они действительно были коллективом, ансамблем. Состав был довольно стандартный: три гитары - лид, ритм и бас - и ударные. Ничего нового в этом не было: таким же составом группа Shadows вот уже три года лепила хит за хитом. Однако Shadows была чисто инструментальной группой: ни на одном из этих хитов, начиная с Apache (1960 г.), не было вокала. Правда, вокал появился, когда к ним пришел Клифф Ричард, но тогда они превратились просто в группу аккомпанемента, не более. «Битлз» были совсем другими. Трое из них не только играли, но зачастую и пели все вместе. Ведущего певца фактически не было, и очень часто они по очереди становились основным вокалистом на одной и той же песне! Они пели в унисон и создавали гармонию. Далее, песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и гармоничность ее исполнения.

На музыке «Битлз» выросло целое поколение 60-х – 70-х годов. Они были примером для мальчишек, мечтавших о сцене. «Битлз» стали учителями для музыкантов 70-х – начала 80-х. Их музыка осталась живой, она всегда актуальна. И именно об этой уникальной музыкальной группе мне хотелось бы рассказать в данном реферате.

Краткая история группы

В данном случае все началось с дела, а слово «Битлз» появилось намного позднее. Весной 1956 года 15- летний Джон Леннон образовал группу “The Quarrymen”, которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри-энд вестерн и рок-н- ролл. Это был в самом буквальном смысле любительский коллектив: никто из его участников не имел и малейшего опыта в музыке, никто как следует не владел ни одним инструментом. Джон Леннон ребенком пел в церковном хоре, позднее разучил несколько мелодий на губной гармошке и с помощью матери, игравшей на банджо, освоил с десяток простейших мелодий. Этого оказалось достаточно, чтобы стать лидером и солистом ансамбля.

О славе и популярности хотя бы в масштабах города еще тогда не было и речи, тем не менее группа Леннона выступала все лучше и лучше и сразу очень понравилась Полу Маккартни, когда он 6 июля 1957 года впервые услышал ее в саду приходской церкви св. Петра в ливерпульском районе Вултон. Маккартни играл на гитаре значительно лучше Леннона, знал тексты наизусть десятков американских шлягеров. Последнее было очень важно и ценно, поскольку достать американские пластинки удавалось редко. Через неделю Маккартни вошел в состав группы “The Quarrymen”.

В 1958 году Пол посоветовал Джону пригласить в группу своего школьного приятеля Джорджа Харрисона, 15-летнего гитариста, к тому времени уже игравшего в группе. Вскоре коллектив Леннона принял название “Jonny and The Moondogs”, хотя нередко выступал и под прежним.

Электрогитар у музыкантов не было, но при этом они все меньше исполняли композиций в стиле скиффл и все больше рок-н-роллов. Наряду с американскими шлягерами в репертуар группы входили и собственные песни Леннона и Маккартни, которых к концу 1958 года насчитывалось уже около полусотни.

Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты постоянно менялись. В конце 1958-го случилось так, что одни партнеры ушли, а другие не появились, и группа на время распалась. Джон и Пол начали выступать как дуэт под названием “The Nurk”, а Джордж перешел в квартет. Впрочем, этот период длился недолго, и уже в начале 1959-го группа восстановилась, причем с новым участником - Стюартом Сатклиффом.

Сатклифф был сокурсником Джона по Ливерпульскому художественному колледжу. Он только что получил за одну из картин премию в 65 фунтов стерлингов и по настоянию Джона купил на эти деньги бас-гитару, хотя играть на ней не умел. Так в ансамбле появился бас-гитарист, постоянного же ударника не удавалось найти еще более года.

29 августа 1959 года группа выступила на открытии нового ливерпульского молодежного клуба “Casbah” и впоследствии давала там концерты регулярно.

В ноябре группа приняла новое название “Long John and Silver Beatles”, вскоре сокращенное до “The Silver Beatles”. Слово “beatles” сочетает в себе 2 значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно, что он действительно придумал его сам, особенно если учесть его поэтические способности и умение строить целые рассказы и стихотворения на игре слов.

Той же осенью 1956 года «Битлз» познакомились с владельцем бара “Jacaranda Club” Эллэном Уильямсом, который разрешил им днем репетировать в пустующем помещении. К тому времени в активе у Леннона и Маккартни было уже больше 100 песен собственного сочинения. В результате бар превратился в первый ливерпульский бит-клуб.

Уильямс взял на себя роль менеджера ансамбля, хотя настоящий контракт между ними так и не был заключен. В апреле 1960 года антрепренер отобрал их группу на гастроли по северной Шотландии.

Летом 1960 года «Битлз» пригласили на гастроли в Гамбург и им в который раз пришлось срочно подыскивать ударника. В данном случае они остановили свой выбор на Пите Бесте. Это событие (группа впервые обрела стабильный состав) завершает предысторию «Битлз».

А теперь давайте отвлечемся от истории «Битлз» и поговорим немного о биографии каждого из них.

Джон Леннон

Пол Маккартни

Джеймс Пол Маккартни родился 18 июня 1942 года в частной палате ливерпульской больницы: единственный из «Битлз», появившийся на свет в таких шикарных условиях. Родители Пола были самыми обыкновенными представителями трудового сословия, да и война была в разгаре.

С детства Пол проявлял чудеса дипломатического такта, резко отличаясь от вечно попадавшего в неприятности младшего брата, Майка. Пол успешно окончил начальную школу и поступил в Ливерпульский институт - самую известную среднюю школу города. “Пол мог делать уроки прямо перед орущим телевизором,” - вспоминает его отец. Он наверняка бы мог поступить в университет. Но узнав о моих намерениях Пол нарочно стал учиться плохо.

В детстве Пол не проявлял к музыке никакого интереса.

Позже дядя Пола подарил ему трубу, на которой он умудрился подобрать несколько мелодий. Потом Пол, как и многие его сверстники, увлекся гитарой. Первое время у него ничего не получалось. Потом он понял: причина в том, что он левша. Пол поменял местами струны и дело пошло. Пол впервые встретился с “Кворримен” так: “Я был в белом спортивном пиджаке и страшно зауженных черных брюках. Выглядел я классно: прохожие от меня шарахались. После выступления я поговорил с ребятами. Конечно, я постарался блеснуть”.

Пол и Джон очень сблизились. Они частенько отправлялись к Полу, жарили яичницу и упражнялись в игре на гитаре. Пол показал Джону аккорды, которые знал, и аккорды для банджо стали не нужны.

Джордж Харрисон

Джордж единственный из «Битлз» вырос в большой крепкой семье и не испытал в детстве никаких серьезных трудностей.

Однако устроить Джорджа в начальную школу стоило больших трудов: в то время школы были переполнены. Тем не менее Джорджа взяли в Давдейл, ту же школу, где учился Джон. Тот был на 2 года старше и Джорджа не замечал. В Ливерпульский институт он поступил в 1954 году. Пол тогда перешел на второй курс, а Джон уже четвертый год приводил в ужас Quarrybank highschool.

Джон вспоминает: “Мы предложили Джорджу вступить в группу. Потому что он знал больше аккордов, чем мы”.

Ринго Старр

Ринго (настоящее имя Ричард Старки) родился в 1940 году в ливерпульском районе Дингл. В детстве часто и подолгу болел, поэтому школу так и не окончил. Как и все его сверстники увлекался новой американской музыкой, но поначалу мечтал не о сценической славе, а том, чтобы уехать за океан и стать ковбоем. Ринго не оставался в стороне от музыкальных увлечений того времени, к тому же у него обнаружилось отменное чувство ритма, и он вместе со своими приятелями Роем Треффордом и Эдом Клейтоном образовал любительскую группу “TheEdClaytonSkiffleGroup”. В 1958-м Ринго перешел в группу “RoryStormAndTheHurricanes”, а в августе 1962 года присоединился к «Битлз».

В 1960 году «Битлз» предложили гастроли в Гамбурге. Им приходилось играть по восемь часов подряд. Там же они и познакомились со своим будущим барабанщиком – Ринго Старром.

Вернувшись в Ливерпуль, они нуждались в месте, где бы они могли выступать - таким местом оказался клуб “Каверн” - это был темный и узкий зал со сводчатым потолком.

Битлы росли как музыканты, их поклонники расширяли свои ряды и становились все более фанатичными. Они вновь посетили Гамбург и вновь пользовались популярностью. Но они были уже полны таким успехом по горло. Они нуждались в хорошем менеджере, который мог бы показать их публике. Им стал владелец музыкального магазина в Ливерпуле Брайен Эпстайн.

Именно ему удалось выйти на звукорежиссера Джорджа Мартина, 6 июня состоялось прослушивание. Они сыграли несколько своих песен: “Love Me Do”, “P.S. I Love You”, “ Ask Me Why” и другие. Джордж Мартин остался доволен, на этом все и закончилось.

Когда «Битлз» взяли к себе Ринго их признали лучшей ливерпульской группой. “ Love Me Do” была первой настоящей пластинкой «Битлз». Однако мир ее не замечал.

Следующая пластинка” Please, Please Me” вышла на первое место популярности.

Их покорение мира началось со Швеции. Прошел год, «Битлз» превратились в неотъемлемую часть британского образа жизни.

В январе 1964 года “ I Want To Hold Your Hand” начала свой путь в американском списке с 83 позиции. Битлы были на гастролях в Париже, когда из-за океана пришла новость: песня вышла в США на первое место.

После этого наступил успех, мир был покорен. Последнее выступление «Битлз» состоялось 29 августа 1966 года. После смерти Брайена Эпстайна для них стала обычной работа в студии. Каждый из них уже стал формироваться, как отдельная творческая личность, каждый из них завел семью, у них появились хобби. В середине 1967 года они закончили работу над пластинкой “Сержант Пеппер”, следующей и последней их работой была пластинка “Let It Be”.

В 1970 году группа распалась. Почему так произошло? На это есть много субъективных, но и объективных причин. Как известно, творчество всякого крупного художника развивается в условиях определенного социального контекста. Контекстом «Битлз» были 60-е годы, десятилетие относительного благополучия, оптимизма, когда молодежь считала, что музыка и любовь сами по себе способны привести к торжеству всемирного добра над всемирным злом, достаточно лишь взяться за руки и повторить за кумирами троекратное “Да!” Но на подходе 70-е - десятилетие социального нигилизма, протеста, породившее исполненную депрессии, отчаяния и безверия философию панк-движения с ее отрицанием всего и вся. Девизом молодежи 70-х стало троекратное “Нет!”. В сравнении с песенным миром «Битлз», это был антимир, и квартет не мог не распасться от соприкосновения с ним.

Как все выдающиеся художники, “«Битлз»” до осязаемости остро чувствовали свое время, в соответствии с ним творили и ушли, когда оно кончилось.

Такова история одной из самых любимых музыкальных групп, именуемой «Битлз». Но вернемся на 40 лет назад, в 1963 год, когда четверка из Ливерпуля достигла апогея своей популярности. Миллионы поклонников из разных стран мира независимо от цвета кожи, национальной принадлежности и социального статуса были объединены безграничной любовью к ливерпульским парням. Подростки всего мира подражали «Битлз» во всем: носили такие же костюмы, имитировали прически. Земля была охвачена всеобщим помешательством, которому было дано имя битломания.

Она нависла 22 октября 1963 года над Бри­танскими островами.Нависла, захлестнула и не унималась в течение трех лет, охватив весь мир. Истеричные подростки всех цветов кожи и слоев общества пронзительно вопили йе-йе, не слыша за соб­ственными воплями музыки. Они находились в состоянии эмо­ционального опьянения. С пеной на губах, в слезах, они налетали на «Битлз», а то и попро­сту хлопались в обморок.

В течение трех лет это безумие владело всем миром. Каж­дая страна становилась свидетелем массового психоза, который совсем недавно казался немыслимым и которому вряд ли суж­дено повториться. Сегодня никто в такое уже не верит, а между тем вчера все это было правдой.

Битломанию как явление нельзя преувеличить, потому что сама битломания и есть преувеличение. Тех, кому все это кажет­ся сказками, можно адресовать к ведущим газетам мира того времени, которые в километрах слов и фотографий запечатлели каждый шаг «Битлз» на пути завоевания земного шара.

Когда к 1967 году бум окончился, оставив после себя до­нельзя опустошенных или донельзя утомленных людей, трудно верилось, что все это было на самом деле. Разве могли все одно­временно сойти с ума? Ведь в конце концов этому наваждению поддались люди всех возрастов, разного интеллектуального уровня, хотя, может быть, и не впадая в такое истеричное со­стояние, как подростки.

Лидеры мирового масштаба, крупные знаменитости, начи­навшие с недоумения, критики «Битлз», в конечном счете, вступа­ли в соревнование между собой, чтобы показать, как прекрасно они знают группу, наперебой упоминали о ней, показывали, что они в курсе дела, что они понимают природу этого фе­номена общения масс, всего мира.

Шквал обрушился на Британию в октябре 1963 года, в не­ожиданной и весьма драматичной форме. Брайен Эпстайн при­знался, что он не был готов к этому. Он ожидал успеха, по­скольку успех этот, собственно, уже состоялся. Но истерия? Нет, не ожидал.

SheLovesYou, которая вышла в конце августа, тоже заняла первое место, повторив путь двух своих предшественниц. Уже в июне, когда у песни и названия не было, тысячи поклон­ников успели заказать следующую пластинку «Битлз». Накану­не дня, когда пластинка поступила в пропажу, на нее собрали полмиллиона предварительных заказов.

К сентябрю положение «Битлз» в Великобритании стало уникальным. Первое место среди долгоиграющих пластинок по количеству проданных экземпляров занимал их альбом PleasePleaseMe, на первые же места вышли и их обычная пластинка TwistandShout, и сингл SheLovesYou.

Но лишь в ночь на 13 октября 1963 года «Битлз», перестав существовать как интересный материал для статей о поп-музы­ке, превратились в новости для первой полосы.

Это был вечер, когда их имена стояли первыми на афише в лондонском Палладиуме, шоу из которого транслировалось по телевидению в программе «Воскресный вечер в лондонском Палладиуме». В тот вечер их выступление посмотрели 15 000 000 телезрителей.

Арджил-стрит, на которой находился Палладиум, с утра была осаждена поклонниками. Прослышав об этих огромных толпах, туда устремились репортеры. Служебный вход оказался забитым болельщиками, горами подарков и телеграмм. Репети­ровать внутри помещения становилось почти невозможно из-за криков тысяч поклонников, запрудивших прилегающие улицы.

Другие телевизионные компании решили заслать репорте­ров своих программ новостей, чтобы они отсняли эти толпы, хотя шоу транслировалось конкурирующей телекомпанией. За­стигнутая врасплох полиция не могла сдержать людей. Было принято решение, что машина, на которой «Битлз» будут уезжать, подойдет к центральному входу, поскольку публика считала, что они выйдут из служебного. К тому времени «Битлз» ездили на машине остин-принсес. Старый фургончик Нила с появлением хитов отслужил свою службу.

Полиция, придя в восторг от собственного хитроумия, поставила автомобиль недалеко от центрального входа, чтобы его не заметили. Это привело к тому, что, когда «Битлз» в со­провождении Нила действительно вышли, им пришлось искать машину, а потом в панике прорываться к ней целых пятьдесят ярдов, на которых их чуть не растерзали озверевшие фанатики.

На следующий день первые полосы всех газет были полно­стью забиты описаниями истеричной толпы, сопровождающи­мися красноречивыми фотоиллюстрациями массового психоза. В статьях не было ни слова о том, хорошо или плохо пели «Битлз», - единственной темой для обсуждения стал вызванный ими хаос.

- С этого дня, - говорит их пресс-атташе Тони Барроу, — все повернулось на 180 градусов. Моя работа изменилась раз и навсегда. Целых шесть месяцев я убил на то, чтобы пробиться в центральные газеты, и в ответ на все мои звонки я слышал твердое нет. Теперь не осталось репортера, который не го­нялся бы за мной.

Отныне Тони вместе с Брайеном и другими пресс-атташе, которых пришлось взять на работу, занимались только отбором репортеров или журналистов, коим разрешалось взять интервью у «Битлз».

Тони говорил: “Я ведь, по существу, никогда не был рекламным агентом вроде тех, которые обязательно существовали у других групп, создавая им паблисити и придумывая разные фокусы. Я этого не умел и ровным счетом ничего в этом не смыслил.” Брайен тоже выступал против разных трюков: Мы никогда этим не за­нимались, да и нужды не было,

В следующую среду всенародно объявили фамилии тех, кто, по мнению всех британцев, имеющих отношение к шоу-бизнесу, примет участие в самом главном шоу года Королевское варье­те. На этой афише среди прочих должно было появиться имя Марлен Дитрих.

Когда, прозвучали их имена, «Битлз» собирались выступать в ливерпульском дансинге Сауспорт. Все центральные газеты выслали репортеров и фотографов из своих местных бюро в Манчестере, чтобы дать материалы о реакции «Битлз» на главную новость. Газетчики надеялись услышать какие-нибудь язвитель­ные замечания по отношению к королевскому семейству, но, к величайшему облегчению Брайена, обманулись в своих ожида­ниях.

Представление Королевского варьете планировалось на 4 ноября. До этой даты ребята продолжали гастролировать по стране, а потом отправились за границу, в Швецию.

В Британии все концерты «Битлз» заканчивались одинаково — массовой истерией. Каждый день газеты почти слово в слово повторяли на первых полосах описания бесчинствующей толпы:
менялись только географические названия.

Даже в таких маленьких городках, как Карлайл, где год назад ребят выгнали с бала в местной гостинице, собирались огромные толпы. В ночь на 24 октября шестьсот подростков выстроились в длиннейшую очередь за билетами. Многие при­несли с собой спальные мешки и тут же улеглись. Некоторые провели в очереди около тридцати шести часов. Когда касса от­крылась и очередь тронулась с места, возникла давка, оказались разбитыми витрины магазинов, а девять человек попали в боль­ницу. В более крупных городах количество пострадавших ис­числялось сотнями.

«Битлз» провели в Швеции пять дней, с 24 по 29 октября. И каждый миг их пребывания там освещался британскими газетами и шведскими радио и телевидением. Во время концерта в Стокгольме шведская полиция, чтобы утихомирить толпу бо­лельщиков, не сумевших попасть на концерт, прибегла к помощи собак. В самом концертном зале сорок полицейских, во­оруженных дубинками, охраняли сцену, чтобы на нее не смогли взобраться поклонники и поклонницы. Тем все же удалось про­рвать полицейский кордон, — они ринулись на сцену и сбили с ног Джорджа. Слава Богу, полиции удалось восстановить по­рядок раньше, чем его растоптали.

К этому времени шведские поклонники, подобно британ­ским, переняли у «Битлз» их манеру причесываться и одеваться. В Швеции этот стиль стал называться Гамлет.

Сами «Битлз», в отличие от Брайена и Тони Барроу, считают, что битломания возникла несколько позже концерта в Пал­ладиуме. Они не отдавали себе отчет в размерах собственной популярности вплоть до 31 октября, когда прилетели из Швеции в лондонский аэропорт.

Разумеется, ребята знали о хаосе, возникшем двумя неделями раньше в Палладиуме, знали о том, что по всей стране каждый их концерт сопровождается беспорядками. Но ведь это и раньше бывало, просто теперь приняло другие формы, а начи­налось-то это еще в Каверн, но тогда детишкам не уделяли столько внимания. За время гастролей они привыкли, что их тайком привозили в зал и так же втихаря уводили оттуда. Лучше ускользнуть от своей популярности, чем столкнуться с ней лицом к лицу с риском быть убитым.

Но когда ребята приземлились в лондонском аэропорту, масштаб собственной популярности вдруг потряс их. Первое триумфальное возвращение из дальних стран, не считая приема в Каверн. Тысячи ревущих поклонников забили лондонский аэропорт и в течение нескольких часов не покидали его. Из-за царящей вокруг аэропорта неразберихи не могла проехать маши­на премьер-министра; на Мисс Вселенную, тоже высадившуюся в лондонском аэропорту, никто не обратил ни малейшего внима­ния. В течение последующих трех лет подобные сцены в аэро­портах стали обыденными.

Королевское варьете, их второе крупное выступление в Лондоне, состоялось 4 октября в театре Принца Уэльского. Слу­шателей собралось, пожалуй, меньше, чем в Палладиуме но публика - теоретически по крайней мере пришла отборная, поскольку места стоили вчетверо дороже против обычного. Это было благотворительное мероприятие, на нем присутствовал весь состав воротил шоу-бизнеса, высший свет, боссы всех рангов, - каждый мечтал хотя бы мельком взглянуть на членов королевской семьи. В зале присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон. Говорят, трудно выступать перед такой аудиторией. Существует тошнотворная традиция, заключающаяся в том, что все зрители хло­пают или смеются только после того, как убедятся, какой эф­фект произвел тот или иной номер на представителей королев­ского семейства, сидящих в своей ложе.

Пол с самого начала вызвал взрыв хохота. «Битлз» вышли следом за Софи Такер[1] , и Пол вдруг заявил: До чего приятно выйти на сцену после нашей любимой американской группы.

В общем, выступление проходило, как обычно, истерика началась, стоило им объявить, что они споют SheLovesYou. Потомследовали Till There Was You и Twist and Shout.

Джон, представляя следующий номер, сказал: Те, кто сидит на дешевых местах, хлопайте в ладоши. А вы, — он сделал жест в сторону королевской ложи, — звякайте драгоценнос­тями.

На следующий день острота облетела первые полосы газет, и все пришли в восторг от этого незлого намека, простодушной шутки по адресу королевского семейства. Конечно, она была совершенно безобидной. Но все же в ней присутствовала неко­торая милая наглость, — разумеется, милая, поскольку сами «Битлз» — такие милые.

Королева-мать, разговаривая с ними после шоу, дала им понять, что прекрасно поняла намек. Она ответила шуткой на шутку, хотя, может быть, и невольно. Где вы будете выступать в следующий раз?— спросила она. В Слоу, — ответили они, О, — сказала королева, — это уже совсем; рядом с нами.

На следующее воскресенье шоу было передано по телевиде­нию и собрало у экранов 26 000 000 зрителей.

Отчеты об их концертах, помещенные на первых полосах, отличались редким однообразием в подаче материала. Даже та­кая газета, как Дейли телеграф, считавшая ниже своего до­стоинства освещать сомнительные истории, связанные с поп-музыкой (теперь они с религиозным почтением публикуют раз в неделю список десятка хитов), отводила по столбцу каждому случаю нарушения общественного порядка. Причем в течение долгого времени такие репортажи не обходились без упомина­ния о драке подростков 28 октября за билеты на концерт поп-группы «Битлз»... То есть солидным читателям все еще считали нужным объяснять, кто такие «Битлз».

В парламенте дебатировался вопрос о том, необходимы ли стране тысячи новых полицейских, которые из-за «Битлз» будут сверхурочно выходить на службу, да еще подвергаясь опасности. Один из членов парламента как-то предложил полиции ретиро­ваться, чтобы выяснить, чем все это кончится. К счастью, никто из членов парламента не принял предложения всерьез.

1 ноября «Битлз» отправились в новые гастроли. На этот раз объявленные в афишах как Шоу «Битлз». Группу можно было посылать теперь в одиночку, без других звезд, как то было, например, с Роем Орбисоном, поскольку «Битлз» в этом больше не нуждались.

Турне продолжалось до 13 декабря, и некоторые дельцы с помощью имени «Битлз» сумели погреть руки на рекламе своих товаров. Фирма в Пекхаме предлагала свитер «Битлз», пред­назначенный специально для битломанов, с великолепной двух­цветной эмблемой «Битлз», выпущенный ведущим британским промышленником, 35 шиллингов за все удовольствие.

В это время промышленники всей страны соревновались за получение права использовать слово «Битлз» для своих из­делий. В продаже появились пиджаки «Битлз» — без лацканов, чаще всего вельветовые, — по образцу того, какой начал носить в Гамбурге Стюарт Сатклифф. Эти пиджаки не выходили из моды до сентября 1963 года.

Завод в Бернал-Грин работал в две смены, чтобы удовлет­ворить спрос на парики «Битлз». Заказы поступали даже из Итонского колледжа и Бэкингемского дворца. Не от самой ко­ролевы, но от кого-то из обслуживающего персонала.

Большинство мальчиков-подростков отпустили длинные во­лосы а 1а «Битлз». В ноябре с газетных страниц нескончаемым потоком полились рассказы о школьниках, отправленных домой из-за длинных волос, а также о выпускниках, не принятых на работу по той же причине.

Дейли телеграф от 2 ноября впервые выступила с крити­кой истерии, сопровождающей выступления «Битлз». Массовая истерия, — писала газета, — попросту забивает пустые головы, как во времена Гитлера. Дейли миррор тотчас бросилась на защиту «Битлз». Надо быть безнадежными тупицами, чтобы не полюбить сумасшедших горлопанов, счастливых, красивых «Битлз». Газета похвалила их за то, что в своих шутках они со­блюдают чувство меры.

Церковная Ассамблея, выдержав нападки в свой адрес, сама же защитила «Битлз» во время ежегодной встречи глав ан­гликанской церкви. Один епископ объявил их психопатами и заметил, что на их недельные заработки можно построить храм в Африке. Но другой возразил ему, сказав, что, будучи по­клонником «Битлз», он считает их концерты совершенно здоро­вым развлечением.

Дейли миррор оказалась первой газетой, вытащившей на свет божий довольно умеренного во взглядах психолога, попы­тавшегося объяснить, что, собственно, происходит. В течение сле­дующих трех лет такого рода исследования неплохо кормили психологов, разрешающих проблемы, связанные с «Битлз», осо­бенно в Америке. Тот первый психолог заявил, что «Битлз» вызывают половое удовлетворение. Позднее врачи пошли еще даль­ше, сообщив, что на концертах «Битлз» девушки испытывают оргазм.

14 ноября в Плимуте, чтобы привести в чувство разбушевавшихся болельщиков, пришлось окатить их водой из шланга. Портсмут был охвачен паникой, потому что у Пола немного по­высилась температура и пропал один концерт. После этого каж­дая газета печатала ежечасные бюллетени о состояний его здо­ровья.

11 ноября в Бирмингеме ребятам удалось скрыться от толпы, переодевшись в мундиры полицейских. 18 ноября внима­ние всех газет привлекла просьба священника, который зака­зал «Битлз» песнюк Рождеству.

Резко возросла продажа пластинок фирмы EMI. Когда выплыла на свет информация о том, как Декка, а следом за ней и все другие компании одна за другой отказывали «Битлз», в качестве сравнения вспомнили, как кинокомпания XXCentury отклонила сценарий фильма Унесенные ветром.

В конце ноября «Битлз» выпустили свой пятый сингл IWantТо HoldYourHand, который незамедлительно занял первое место. В Британии предварительные заказы на эту песню до­стигли одного миллиона.

Несколькими днями ранее вышла вторая долгоиграющая пластинка группы - альбом WithTheBeatles. На конверте была помещена резко контрастная фотография, выполненная весьма талантливо: плечевой портрет четырех «Битлз», одетых в черные водолазки. Лицо каждого было очень ловко освещено только с одной стороны, другая половина полностью оказалась в тени. Едва появилось объявление о выходе альбома, как немедленно посыпались предварительные заказы: их оказались 250 000 - максимальное количество на долгоиграющие пластинки за всю историю грамза­писи, отмечали комментаторы. Самый знаменитый диск Эл­виса Пресли, альбом BlueHawaii, получил в свое время 200 000 заказов.

Во всей Британии не осталось ни одного сколько-нибудь известного журналиста или очеркиста, который не попытался бы получить интервью у членов группы, часами подпирая двери их артистической в надежде услышать от них хоть одно слово. Доналд Зек из газеты Дейли миррор оказался одним из первых, кому удалось взять подробное интервью у «Битлз» 10 сентября, на заре их общенационального признания. Описывая прически ре­бят, как это требовалось тогда от журналистов, он отнес их к стилю каменного века.

В декабре 1963 года шикарные воскресные издания, наконец, тоже включились в работу, публикуя длинные и в высшей сте­пени серьезные исследования об этом феномене, привлекая собственных психологов, охотясь за необыкновенно простран­ными определениями для его толкования. Газета Обсервер поместила изображение богини плодородия с Аморгоса, напо­минающее гитару, с такой подписью: «Гитара в качестве символа секса за 4800 лет до Эры «Битлз»». Санди Таймс распи­сывала, как «Битлз» обогатили английский язык, введя в него та­кие ливерпульские диалектизмы, как «gear» в значении хоро­шо или замечательно, сделав это словцо общеупотребитель­ным,— камешек в огород консервативного политического дея­теля Эдварда Хита, который позволил себе высказаться о том, что «Битлз» до неузнаваемости изменили язык английской коро­левы. Несколько позже мистер Хит восстановил свое реноме, сказав будто бы: Кто же мог всего год назад вообразить, что «Битлз» спасут производство вельветовых тканей?

К началу декабря семь их пластинок, включая синглы и так называемые ЕР2[2] , входили в список двадцати хитов. 11 декаб­ря «Битлз» приняли участие в телевизионной программе Жюри Игрального автомата, вчетвером заменив полный состав жюри и дав этой передаче самый высокий рейтинг за всю историю ее существования.

Начались разговоры о съемках группы в кино. Уолтер Шенсон и Джодж Орнстен совместно с представителем кинокомпании Юнайтед Артистс сообщили, что собираются сделать первый фильм о «Битлз» по сценарию, написанному ливерпульским драматургом Элуном Оуэном. Брайен Эпстайн не остался в сто­роне от этой затеи, обеспечив «Битлз» определенный процент при­были. Он продолжал заниматься их гастролями, поскольку обна­ружил, что для полных аншлагов, где бы то ни было совершенно достаточно одного имени группы. Турне «Битлз», которое началосьв ноябре, представлял продюсер Артур Хауз с разрешения Брайена Эпстайна.

В октябре Брайен перебрался и Лондон, воссоединившись там с Тони Барроу и все расширяющимся штатом секретарш и помощников.

Клуб фэнов тоже разрастался в геометрической прогрессии и вскоре оказался совершенно не в состоянии обеспечить анке­тами всех желающих вступить в него. Газеты пестрили соболез­нованиями бедным поклонникам, которые не получали ответа на свои письма, шедшие нескончаемым потоком. К концу 1963 года количество официальных членов клуба, плативших взносы, достигло 80 000 человек, в то время как в начале года их насчи­тывалось всего две тысячи.

Телевидение Би-би-си показало получасовую программу, посвященную съезду клуба любителей «Битлз» из северных регио­нов страны, состоявшемуся в ливерпульском театре Эмпайр.

На Рождество «Битлз» выступили в рождественском шоу вме­сте с другими исполнителями, работавшими у Бранена Эпстай­на, Сиплой Блэк, Билли Дж-Крэмером, Томми Куикли и группой Формост. Представление началось в Брэдфорде, оттуда переехало в Ливерпуль, потом в Лондон.

Настал черед завопить во весь голос и поклонников интел­лектуальных. Серьезные газеты уделяли группе не меньше места, нем так называемая популярная печать. «Битлз» были на устах у всех — о них сочиняли анекдоты, их изображали в бесконечных карикатурах. Дейли мейл перестала употреблять слово Битлз в заголовках, заменив его небольшим рисунком, изображавшим четыре контура их голов, — четыре швабры, как называли фа­сон их прически.

Поначалу Брайен волновался, никак не желая тоже стано­виться объектом излишней популярности, но с этим уже ничего нельзя было поделать. Он понял, что лучше не сопротивляться, и положился на естественный ход событий.

— Мне не нравилось, - говорил он, - что мы все как бы выставлены на все­общее обозрение. Газеты без конца обсуждали привычки, при­чески, одежду «Битлз», и поначалу этот поток публикаций даже радовал. Ребятам, да и мне, приятно было такое внимание. Это помогало делу. Но потом я забеспокоился. Как долго они су­меют привлекать всеобщее внимание? Самым тщательным обра­зом продумывая концерты и вникая во все сложности взаимо­отношений с прессой, мы сумели избежать пресыщения чита­телей. Но еще чуть-чуть - и будет поздно, Многие исполнители в свое время пали жертвой такого перебора в освещении их жизни.

Между тем по газетам и телевизионным репортажам того времени складывалось впечатление, что никакого контроля заимиджем группы не существует. Каждая газета ежедневно дава­ла о них какой-нибудь материал. В течение одной недели пять общенациональных газет печатали сериал Жизни «Битлз», со­бранный по капле из ранее напечатанных публикаций. По сущест­ву, право написать о «Битлз» гарантировалось любому человеку, имевшему о них свое мнение, независимо от того, приверженец он группы или ее противник. Всеобщее внимание свалилось на них недаром: «Битлз» были действительно свежим явлением на рутинной сцене, действительно лишены глянца, наведенного шоу-бизнесом, и действительно британцами!

В рекламных листовках, в материалах для прессы Брайен подчеркивал только самые хорошие черты «Битлз». Но никогда не придумывал достоинств, которыми они не обладали. «Битлз» были четырьмя местными, что называется, уличными мальчиш­ками из тех, кого можно встретить в любом приходе. В этом за­ключался секрет их успеха в общении с залом. С самого начала публика признала в них своих. Брайен понимал природу по­пулярности группы и никогда не пытался скрыть это.

Но, конечно же, именно Брайен отлично наладил работу всей машины — он тщательно организовал жизнь членов группы, ни разу никого не подвел, то есть не грешил тем, что было свойст­венно им в начале пути.

Начиная с 1963 года разные люди написали миллионы слов, пытаясь проанализировать успех «Битлз». Целой книги не хватит, чтобы описать все точки зрения, высказанные за это время. Пер­вая фаза анализа сводилась к их сексуальной притягательности. Потом некоторые умники заявили, что «Битлз» представляют со­бой общественно значимое явление, символизирующее недо­вольство и устремления нового поколения подростков, ро­дившихся под сенью ядерной бомбы, не интересующихся мате­риальными ценностями, не знающих притворства. Потом за дело взялись интеллектуалы и с пристальным вниманием стали ко­паться в каждом слове и каждой ноте, иногда приходя к до­вольно любопытной интерпретации. Во всем этом заключена истина, хотя бы потому, что любая причина, по которой кому-то что-то нравятся, — уже истина.

Тогда, в 1963 году, мечта жизни каждого журналиста со­стояла в том, чтобы услышать хоть одно-единственное слово от «Битлз». Любой репортер мог быть совершенно уверен в том, что его интервью будет отличаться от других. «Битлз» никогда не повторяли своих шуток, не говорили одно и то же, как большинство знаменитостей. Кстати, Ринго оказался не менее остроум­ным, чем все остальные. Однажды его спросили, почему он носит на пальцах столько колец, Ринго ответил, что продеть все через нос невозможно.

— Мы потешали народ на пресс-конференциях, потому что все это и в самом деле сплошная умора, - вспоминает Джон. - Они задавали нам дурацкие вопросы — не отвечать же на них всерьез! На самом деле все это было вовсе не смешно. Юмор не поднимался выше уровня восьмого класса обычной школы. Гниль какая-то. И если попадались хорошие вопросы — о нашей музыке, например, — то мы отвечали серьезно. Мы действи­тельно нервничали, хотя, наверное, никто об этом не догады­вался. Мы нервничали всегда. Наш имидж соответствовал малюсенькой частичке нас самих. Он был создан прессой и нами. И конечно, этот имидж имел мало сходства с каждым из нас, по­тому что разве может сам человек дать о себе верное представ­ление? Газеты вечно все перевирали. Если даже какие-то детали соответствовали истине, то к тому времени они давно устарева­ли. Новые представления о нас становились популярными, ко­гда мы им уже не отвечали.

За двенадцать месяцев, прошедших с момента выхода их первой пластинки, «Битлз» стали неотъемлемой составной частью британского образа жизни. Дора Брайен выпустила к Рождест­ву 1963 года пластинку AllIWantForChristmasIsABeatle с рассказом о них. И даже эта пластинка попала в хит-парад.

В хит-парадах появились теперь кроме «Битлз» другие ли­верпульские группы, менеджером которых был Брайен Эпстайн, а звукорежиссером — Джордж Мартин.

В 1963 году, состоящем, как обычно, из 52 недель, пластин­ки, записанные Джорджем Мартином, занимали первое место на хит-парадах в течение 37 недель. Ничего подобного не случалось ни до, ни после этого.

Нью мюзикл экспресс, подытоживая опросы общественно­го мнения за год, назвал «Битлз» первой группой мира. Они полу­чили 14 666 голосов. На втором месте шла американская группа Эверли Бразерс, набравшая 3232 голоса.

В разделе Вокальная музыка в Британии, где год назад «Битлз» занимали одно из последних мест, теперь они стали пер­выми, собрав 18 623 голоса. Следующая за ними группа, “Серчерз, осталась далеко позади, получив всего 2169 голосов.

Двумя наиболее популярными синглами этого года, разо­шедшимися максимальным тиражом, стали SheLoves You (1300 000 экземпляров) и IWantToHoldYourHand (1 250000 экземпляров). Клифф Ричард и его песня BachelorBoy с большим отрывом шли на третьем месте.

Музыкальный критик “Таймс” Уильям Мэнн сделал про­странный и солидный обзор музыки «Битлз», где поведал об их диатонических кластерах и отклонениях в побочные тональнос­ти. Он сказал, что Джон Леннон и Пол Маккартни - выдаю­щиеся английские композиторы 1963 года.

— Пожалуй, приглашу их на уик-энд, хочется посмотреть, что это за ребята, - сказал эрцгерцог Монтгомери.

29 декабря в газете Санди таймс Ричард Баклз в обзоре музыки Джона и Пола, которая была использована в балете ModsAndRockers, заявил, что они самые великие композито­ры со времен Бетховена.

Но музыка «Битлз» будет жить до тех пор, пока существует поп-культура. Джон Леннон и «Битлз»: мы получаем два билета по цене одного. Среди исполнителей встречались и более крупные фигуры — например, Элвис Пресли или Фрэнк Синатра, которые, каждый по-своему, повлияли на целое поколение. Но они не были творцами. Леннон и Маккартни оставили в наследство по крайней мере сто песен, которыми всегда будут восторгаться, — даже когда их смешные прически, смешное произношение и жестокая смерть Леннона давно забудутся.

Заключение

Вот и кончилась сказка с названием «Битлз». Все, к сожалению, имеет свой конец.

Но то, что делали «Битлз», нельзя назвать иначе, чем вол­шебство. Философы спорят до хрипоты, в состоянии ли музы­ка изменить мир, а эти четверо ребят своими песенками свели с ума целое поколение, заставив молодых людей всей планеты за­быть про технику, спорт, науку и взять в руки электрогитары. Мы жили и продолжаем жить в это время, и нам это кажется нормальным, но такого крена интереса молодежи в сторону му­зыки за всю историю человечества не было еще никогда. И, ви­димо, никогда больше не будет.

Сегодня, когда мода на звук меняется чуть не каждый день, да­же записи групп 70-х звучат как архаика. А песни «Битлз» не по­теряли свежести, и невозможно отделаться от ощущения, что это записано только что. И нет ни одного хоть сколько-нибудь подходящего объяснения, как им это удавалось. Все можно объяснить, кроме того, что объяснить нельзя. Как нельзя объяснить искусство. Или гениальность. Или вол­шебство.

Эти песни крутили по двадцать часов в сутки, знали их наизусть (возможно, у людей того поколения это осталось до сих пор). Подростки могли проиграть в голове любую их пластинку — вплоть до царапинок. Это помогало им высиживать уроки. Каждый новый альбом «Битлз» открывал новую страницу в жизни тогдашней молодежи. Какие-то их песни выполняли функции самых настоящих молитв. Портфели, тетради, а также детали одежды и открытые участки тела были исписаны цитатами из песен «Битлз»…

«Битлз» всегда были законодателями музыкальной моды — и в то же время всегда в стороне от потока. Любая их песня запоминалась сразу, попадала внутрь, была очень проста и всегда в ней было что-то неуловимое, то, что нельзя повторить, сымитировать. Каждый их альбом был записан на одном дыхании и не походил на преды­дущие. Они никогда не повторяли себя — поэтому их музыка не имеет никакого отношения к коммерческой. Они не ограничи­вали себя каким-то своим стилем - в этом и был их стиль. Осо­бенно это заметно сегодня, когда каждая группа стремится най­ти свое звучание, залезть в него, как в нору, и уже не высовы­ваться, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь эту нору не занял. Почти каждая песня «Битлз» была открытием, Она пробивала малень­кую брешь в стене еще не придуманного, и туда за ней проби­вался поток музыки, навеянный этим открытием. А «Битлз» в этот момент были уже далеко. Харрисон взял в руки ситар — и все кинулись в индийскую музыку, а заодно и философию, «Битлз» записали Сержанта и тут же сотни групп выпустили своих сержантов, ударились в психоделические изыски. А «Битлз» опять были уже далеко. Из каждой музыкальной строчки их песен можно сделать отдельную песню — они были удивитель­но щедры на мелодии.

Музыкальный критик Ник Кон в своей книге Рок с самого начала” выдвинул «Битлз» забавное обвинение. Они, на его взгляд, положили конец эпохе рок-н-ролла, так как перевели рок-н-роллв категорию искусства. А с каких это пор, спрашивает Ник Кон, рок-н-ролл имел отношение к искусству? Подражая «Битлз», масса групп потянулась за новыми красками, ударилась в экспе­рименты, часто неудачные (так как гениальными-то были только «Битлз»!), и старый рок-н-ролл умер, а мы ничего, в общем, не получили взамен. Такая вот мысль.

Не знаю, может быть, с точки зрения поборника чистого рок-н-ролла, он прав. Действительно, такой волны эксперимен­таторства, как в конце 60-х — начале 70-х, рок-музыка не знала. Но, по-моему, мы должны не ругать «Битлз» за это, а сказать им спасибо — столько новых течений возникло с их легкой руки.

Говорить о значении «Битлз» можно, наверное, бесконечно. Оно огромно. Их музыка жива и будет продолжать жить. И есть тому доказательство: однажды подросток Стюарт Сатклифф сказал своему приятелю Полу то, что много раз повторял своему лучшему другу Джону: Увидишь, вашими именами назовут планеты! Через четверть века Международный астрономический союз утвердил за четырьмя астероидами названия Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр…

Список литературы

1. Дэвис Х. Битлз. Авторизованная биография: Пер. с англ.; Послесловие А. В. Макаревича. – М.: Радуга, 1993. – 416 с.

2. Студенческий меридиан, 1991, №7 – 8 . – 100 с.

3. Ровесник, №8 – 9 , 1983.

Jeremy Pascall The illustrated history of rock music London etc. Hamlyn cop. 1978.


[1] Такер Софи - знаменитая исполнительница эстрадных песен 20-30-хгг. в США.

[2] ЕР - пластинка с четырьмя песнями на 45 оборотов

Скачать архив с текстом документа