Блок а. а. - Особенности изображения двух миров в поэме а. блока «двенадцать»
СОДЕРЖАНИЕ: Отвяжись ты шелудивый. Я штыком пощекочу. Старый мир как пес паршивый. Провались поколочу. А это кто. Длинные волосы. Предатели Погибла Россия И ОПЯТЬветер веселый Это скорее символ перемен сметающий все ненужное искусственное и наносное.Блок а. а. - Особенности изображения двух миров в поэме а. блока «двенадцать»
- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
А. Блок
В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение - поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе - противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового.
Черный вечер, Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер - На всем божьем свете!
Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.
Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто?-Длинные волосы
И говорит вполголоса:
- Предатели! - Погибла Россия!
Должно быть, писатель - Вития...
И ОПЯТЬ ...ветер веселый
И зол, и рад...
Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Товарищ! Гляди
В оба.
Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.
В зубах - цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:
- Ишь, стервец, завел шарманку.
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
-Поддержи свою осанку! -
Над собой держи контроль!
- Не такое нынче время,
Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.