Богданович, Ипполит Фёдорович

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Даты жизни 2 Творчество 2.1 «Душенька» 3 Библиография Введение Ипполит Фёдорович Богданович (23 декабря 1743 (3 января 1744), Переволочна, Киевская губерния — 6 (18) января 1803, Курск) — русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».



План
Введение
1 Даты жизни
2 Творчество
2.1 «Душенька»

3 Библиография


Введение

Ипполит Фёдорович Богданович (23 декабря 1743 (3 января 1744), Переволочна, Киевская губерния — 6 (18) января 1803, Курск) — русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

1. Даты жизни

В старости

Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в Переволочне, в украинской дворянской семье.

В 1761 году окончил Московский университет и оставлен надзирателем за классами в университете, хотя с десяти лет был определён в военную службу.

В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763-м прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина.

В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе. В 1769 году был переведён в департамент герольдии, в 1780 — в государственный архив.

С 1783 года Богданович — член Российской академии. С 1788 по 1795 год — председатель государственного архива. После увольнения со службы — оставил Петербург.

Умер в Курске 6 января 1803 года. Похоронен на Херсонском кладбище гор. Курска.

2. Творчество

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино. В 1763 г. он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Санкт-Петербурге и до 1841 г. выдержала 15 изданий — последнее в 1887 г. А. С. Суворина в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786 г.), «Славяне» (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а с 1775—1782 гг. редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:

· «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);

· «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);

· «Блаженство народов» (поэма, М. 1810);

· «Берег» (СПб., 1812);

· «Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);

· «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:

· «Ода из псалма 114»

· «Псалом 45»

· «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»

· «Псалом 148»

и т. д.

Плодами его исторических занятий остались:

· «Историческое изображение России» (СПб., 1777)

и переводы:

· «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);

· «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)

· «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771—75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).

Толстой Ф. П. Иллюстрация к «Душеньке». 1820—1833

Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—1819 г., 4 ч.; 3-е — Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

2.1. «Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернитьГде Душенька одна всё может заменить?

— говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

3. Библиография

· Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. З. Сермана], Л., 1957; в сборнике: Песни и романсы русских поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М.—Л.,1965.

· Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955;

· Серман И. З., И. Ф. Богданович — журналист и критик, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.— Л., 1959.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Богданович,_Ипполит_Фёдорович

Скачать архив с текстом документа