Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы

СОДЕРЖАНИЕ: Доклад: Богоматерь Донская (ГТГ). Интерпретация темы Богоматери Елеусы. К ... добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху.

:

“ ” (). “ ”.

... , , IV .[1]

“ ” (). “ ”.

1 :

: , . - - - “”, - “”. , , - - - , - , , “ , ”.

, , , , “ , , , ”. , - , , .

, , . , , , . , , .

. “ ... 11-12 - , ...

XI-XII . “” , , , , . , , “” . ? - “” “”.

... . “ ”, “ ”, “ ” . . -, , .

. , , , , . 12 , . . - . “” .... . , , . , “” , , .

XI - XII . , X , ...

... ...”[2]

2. - 14 .

( , )

XIV XV . “ : ­- - . ­ , - . , 1405 . - , . , , , ( IV ) , , , , ”.[3] : “ - . ”.[4]

- , . ­ , , , (, i). . ­ , , ­ , [i] .

, ­ ( ­ - ). ­ , , . , ­ , , ­ [5] . “ , () - . , , . , ­, , . --, : , , .”[6]

, ­ , .[7] ­-, - , , [8] . . , .[9] : : - , - - , , , ...

[ii] (“ , ”[10] ), - ­ , ­ , .[11] .[12] , , , .. 30- , : “ (“ ”, ­ , “” ”[13] [14] . : “ , ( - ), - , . , , , - , . ­ , , , ­. - , , . - ­ , , , , , ­ (, gr. 1242), (, ­), . , , , , XIV - XV .. XV . , , ­.

­, [15] . “, “ ” ­ ­, , . , . , ­ . : ), ?”[16]

­. , ­ : . .

“ ”, , , , “” .

.. // . . ., 1970. C. 87-114.

.. “ ” . 1982 (2). ., 1984. C. 321-358.

.. XIV - XVII . ., 1988.

.. . . ., 1983.

.. XIV - XV . - .: . . . - , 1991. ., 1991, C. 11-40.

.. . ., 1976.

.. . ., 1961.

.. - 1995 .

.. XII . . . . . . . ., 1987 . 14-17.


[1] Грабарь И. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М. 1966

[2] .. XII . . . . . . . ., 1987 . 14-17.

[3] Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.

[4] Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.

[5] Особенно поражал его (Епифания) в Феофане дар сочинять, рисовать и писать от себя, без помощи каких бы то ни было образцов и “переводов”. Феофан писал, как видно, совсем не так, как это исстари ведется среди иконописцев, “не столько пишущих красками, сколько старающихся всматриваться в копируемый оригинал”, по едкой характеристике Епифания. Он писал свободно, легко и быстро, словно играя кистью. Поэтому ему ничего не стоило беседовать во время работы со всеми приходящими, что так восхищает Епифания

[6] Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.

[7] Явно противоречит такому подходу мнение Грабаря о манере написания иконы Донской Божьей матери: “Эта маленькая вещь производит впечатление фрески, - так размашисто и виртуозно она набросана”. И. Грабарь также считает, что манера написания напоминает некоторые фрески новгородских церквей.

[8] Лазарев В.Н. “Русская иконопись от истоков до начала XVI века”, М. 1983. С. 93

[9] Стилистически и технически “Донская Богоматерь” относится к эпохе конца ХIV - начала XV века, к которой относится и весь иконостас Благовещенского собора.

[10] Лазарев В.Н. “Русская иконопись от истоков до начала XVI века”, М. 1983

[11] Соглашаясь с И. Э. Грабарем в вопросе об авторстве Феофана Грека в отношении Донской Богоматери”, Успение” на ее обороте В. И. Антонова связывает с московской художественной сре­дой” (см. В. И. Антонова. 0 Феофане Греке в Коломне, Переславле Залесском и Серпухо­ве. - Материалы и исследования Гос. Третьяковской галереи, т. 11. М., 1958, стр. 10 - 22). В. Н. Лазарев и икону Донской Богоматери и “Успение”на ее обороте относит к новгородской ху­дожественной школе и рассматривает их как пример живейшего воздействия творчества Феофана на новгородских живописцев. Время создания иконы он определяет около 1380 года.

[12] В отличие от И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарев приписывает кисти Феофана иконы Спаса, Бого­матери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста и Василия Ве­ликого, находя в них явную общность с росписями церкви Спаса Преображения. Иконы апостола Петра и архангела Михаила он приписывает “прямому ученику Феофана, который, если и был ви­зантийцем, то перенял гораздо больше от русских, нежели его учитель”. Фигуры мучеников Георгия и Дмитрия Лазарев склонен приписать Прохору с Городца, руку которого он видит и в правой половине праздников, начиная с “Тайной вечери” (В. Н. Лазарев. Указ. соч., стр. 90). М. В. Ал­патов безоговорочно приписывает Феофану “фигуры Марии, Павла и отцов церкви, оставляя на долю русских мастеров архангела Михаила и апостола Петра, Георгия и Дмитрия, а также празд­ничный ярус”. Особенного внимания заслуживает указание Алпатова на творческое сотрудничество всех трех мастеров - Феофана, Прохора и Андрея Рублева - “прежде всего в создании общего плана иконостаса, этой стройной и цельной композиции..., которую без помощи русских мастеров Фофан по складу своего дарования вряд ли мог создать и осуществить (М. Алпатов. Ан­дрей Рублев. М., 1959, стр. 11). Н. А. Демина указывает на единство чина, доказывающее высокое мастерство исполнителей, и обращает лишь внимание на отличный от Феофана серебристый коло­рит некоторых икон праздничного ряда и лиризм, присущий облику Дмитрия Солунского, что поз­воляет ей усматривать здесь кисть Андрея Рублева. См. Н. А. Д. е м и н а. Троица” Андрея Руб­лева. М., 1963, стр. 24 - 25].

[13] Грабарь И. “О древнерусском искусстве”. Исследования, реставрация и охрана памятников. М. 1966

[14] ”Муромская Богоматерь - икона ныне утраченная.

[15] ”Внимательное сравнение головы этой Богоматери с головой деисусной Богоматери из чина приводит к заключению об их чрезвычайной стилистической близости, заставляющей видеть и тут, и там руку одного и того же мастера.” Грабарь И. “О древнерусском искусстве”. Исследования, реставрация и охрана памятников. М. 1966. И в то же время нельзя не согласиться с следующим утверждением: “Обе выполнены с совершенно исключительным мастерством. В обеих - похо­жий внешний облик и очень близкий по содержанию, лучезарный, сияю­щий образ. При этом индивидуальные различия их сильны, каждый из них неповторим.” По конспекту доклада О.С. Поповой на Лазаревских чтениях 1995 года

[16] Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.


[i] “В древних русских храмах, как и в византийских, алтарные преграды были сравнительно невысокими и не закрывали всего пролета алтарной арки. В деревян­ных храмах алтарные преграды делались из дерева, в каменных - из мрамора или белого камня. Они представляли собой либо портик, который состоял из несущих архитрав столбиков и балюстрад, фланкировавших центральный дверной проем (царские врата), либо глухие каменные стенки с дверным проемом посередине. В алтарных преградах первого вида украшением служили иконы, размещавшиеся над архитравом, а иногда и в интерколумниях, в алтарных преградах второго вида ­фреска.

Скачать архив с текстом документа