Бубнов Иван Григорьевич (1872-1919)

СОДЕРЖАНИЕ: Российский ученый-кораблестроитель. Профессор (1909). Генерал-майор корпуса корабельных инженеров (1912).

Русский корабельный инженер, основоположник строительной механики корабля.

Российский ученый-кораблестроитель. Профессор (1909). Генерал-майор корпуса корабельных инженеров (1912). Родился 18 января 1872 г. Закончил Техническое училище Морского ведомства (1891) и кораблестроительный отдел Николаевской морской академии с занесением имени на мраморную доску (1896). Служил младшим судостроителем в Новом адмиралтействе в Петербурге (1891-1893), участвовал в постройке эскадренного броненосца Полтава. В период обучения в академии (1894-1896) разработал конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный 1-й премии (1895), и первый отечественный прибор для измерения деформаций, провел модельные эксперименты по успокоению качки, на броненосном крейсере Россия исследовал динамику спуска корабля на воду.

В 1896 г. назначен преподавателем Морской академии по курсу проектирования кораблей. Одновременно прослушал курс математики, аналитической механики и теории вероятности в Петербургском университете. Исследовал возможности создания боевой подводной лодки отечественной промышленностью.

С 1900 г. старший помощник заведующего Опытовым судостроительным бассейном, с декабря - председатель Комиссии по проектированию и постройке полуподводных судов при Морском техническом комитете (МТК). Возглавлял разработку проекта подводного миноносца водоизмещением 113 тонн, с 1901 г. строитель, руководитель испытаний и сдачи первой отечественной лодки Дельфин на Балтийском заводе.

С 1903 г. начальник кораблестроительной чертежной МТК, где разработал проекты подводных лодок Касатка, Минога, Акула, типов Барс и Морж. Неосуществленным остался его проект подводной лодки водоизмещением 1260 тонн и с разделенным на отсеки прочным корпусом. По разработкам Бубнова для Российского флота построено 32 лодки. В 1907 г. зачислен в списки офицеров подводного плавания.

В 1908-1914 гг. заведующий Опытовым судостроительным бассейном, одновременно преподавал в Морской академии, Морском корпусе и Петербургском политехническом институте. Провел реорганизацию и модернизацию Опытового бассейна, добившись повышения точности экспериментов. По его инициативе начались испытания моделей подводных лодок в подводном положении, созданы механическая и химическая лаборатории, организованы исследования механических свойств материалов, анализ состава топлива и масел.

В 1911 г. Бубнов провел на черноморском крейсере Кагул первое в мире натурное испытание влияния глубины моря на скорость корабля. Разработал проекты линкоров типа Севастополь и линейных крейсеров типа Измаил (1911). Предложил продольную систему набора корпуса корабля, позволявшую значительно уменьшить массу, усилить бронирование и артиллерию. Инициатор широкого внедрения дизельных энергетических установок и принципов электродвижения.

В 1912-1917 гг. консультант Балтийского завода и судостроительного общества Ноблесснер в Ревеле. После Октябрьского переворота продолжил службу в РККФ, научную и преподавательскую деятельность.

Умер от тифа 13 марта 1919 г.

И.Г. Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности корабля и разработки их решения, формулировании строительной механики корабля как самостоятельной научной дисциплины. Автор фундаментальных работ О погашении боковой качки судна водным балластом (1896), О непотопляемости судов (1901), Основы статистики судостроения (1901), Напряжения в обшивке судов от давления воды (1902), Строительная механика и теория упругости (1906), Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна (1916) и др.

Скачать архив с текстом документа