Бухгалтерская отчетность предприятия

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, цели, задачи бухгалтерской отчетности, основные требования к ней. Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность предприятия как источник информации о его хозяйственной деятельности в ЗАО ОЗЭМИ, ее анализ.

Введение

В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности и т.п.

В России бухгалтерская отчетность понимается практиками как набор предписанных вышестоящими органами форм, а их представление всегда сопровождалось пояснительной запиской, в которой делались некоторые комментарии в отношении имущественного и финансового положения организации.

Отчетность используется для текущего руководства деятельностью организаций, ее данные необходимы для анализа производственно-финансовой деятельности. С ее помощью выявляют причины отклонений от заданных параметров, вскрывают неиспользованные резервы производства. Органы статистики широко используют годовые отчеты многих предприятий для различных разработок, которые позволяют определить направление и уровень развития производства.

Содержание, периодичность, сроки представления отчетности устанавливаются соответствующими нормативными актами исходя из потребностей налогообложения, управления и оперативного руководства экономикой.

В результате проведения в России реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливаются новые правила формирования бухгалтерской отчетности отечественных организаций, приводящее ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). От степени их соблюдения зависит достоверность оценки достижений организации и ее возможностей, степень риска решений, принимаемых на основе отчетных данных.

В связи с отмеченными обстоятельствами повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности.

Целью курсовой работы является осветить вопросы, касающиеся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Задачи курсовой работы: рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности; раскрыть информационное содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности.


1. Теоретические основы бухгалтерской отчетности предприятия

1.1 Понятие, цели, задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных текущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в распоряжении предприятий средств.

Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли и т.д.

Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик различных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчетности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений и отраслей в целом.

Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий.

В бухгалтерском учете осуществляется обобщение и накопление данных, полученных в процессе первичного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Происходит обобщение информации, отражаемой на счетах, в различных учетных регистрах.

Для управления процессами производственной и финансовой деятельности предприятий необходима информация не только бухгалтерского, но и других видов учета. Она должна быть представлена в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия людьми, принимающими управленческие решения. Такой формой является отчетность.

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей.

Таким образом, бухгалтерская отчётность – это комплекс показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или положении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.

Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет.

Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.

Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Правила ее составления и представления определяются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и нормативными актами Минфина РФ и являются обязательными для всех организаций. Показатели бухгалтерская (финансовая) отчетность выражается только стоимостными измерителями, что позволяет их сравнивать и составлять сводные, а также консолидированные отчеты. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, собранных на синтетических и аналитических счетах. Это обеспечивает ее повышенную достоверность, т. к. формирование информации на счетах осуществляется с использованием таких способов первичного бухгалтерского наблюдения, как документирование, двойная запись и инвентаризация.

Отличительная черта бухгалтерской (финансовой) отчетности – наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другие отчеты предназначены пояснять и дополнять его данные. Отдельные отчеты, не связанные с бухгалтерским балансом, не обладают характерными чертами бухгалтерской (финансовой) отчетности и являются оперативными, статистическими или налоговыми отчетами.

Бухгалтерская отчетность – единая система показателей, отражающих состояние имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетный период – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Цель бухгалтерской отчетности – обобщение учетных данных за определенной время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Значение бухгалтерской отчетности характеризуется ее возможностью способствовать решению ряда важных задач, связанных с использованием учетной информации.

- При составлении бухгалтерской отчетности обеспечивается фильтрация и систематизация учетной информации, выбираются показатели, существенные для характеристики результатов работы организации и устраняется избыточная информация, не имеющая значения для пользователей данного уровня. Отчетные показатели сводятся в систематизированные группы, облегчающие их понимание и использование.

- Бухгалтерская отчетность служит источником информации для финансового анализа. На основе ее показателей дается экспресс-оценка состояния имущества организации и его источников, определяется финансовая устойчивость, платежеспособность и доходность организации и выявляются тенденции ее развития.

- По информации бухгалтерской отчетности оценивается выполнение плана, формируются сигналы рассогласования фактического состояния финансово-хозяйственной деятельности организации с запланированным. Эти сигналы позволяют акцентировать внимание управляющих лиц на конкретных отклонениях от плановых заданий и нормативов, давать оценку выявленным отклонениям, определять их возможные последствия и пути устранения. По отклонениям отчетных показателей от плановых можно судить о качестве планирования, возможных резервах улучшения итоговых показателей, работы организации, необходимости уточнения плановых расчетов. Информация бухгалтерской отчетности служит базой для последующего планирования.

- Бухгалтерская отчетность – это основное средство коммуникации, обеспечивающее внешним пользователям возможность оценить финансовое состояние организации.

1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерской отчетности должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, о финансовых результатах ее деятельности.

Достоверной считается отчетность, если она сформирована по правилам, установленным в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на территории РФ. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Основные признаки достоверности:

– правдивое представление информации, т.е. соответствие между фактом хозяйственной деятельности и его квалификацией и оценкой в БФО;

– приоритет содержания над формой, т.е. операции учитываются и предоставляются в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не юридической формой;

– осмотрительность, т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

– полнота, т.е. информация должна быть полной с учетом затрат на нее, пропуск может сделать информацию ложной.

Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, в ней следует отражать информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных подразделений.

Для обеспечения полноты информации в отчетности должны быть отражены события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, а также сведения по прекращаемой деятельности.

События после отчетной даты – факты хозяйственной деятельности, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности и оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние организации (объявление дебитора банкротом, обнаружение ошибки в бухгалтерском учете).

Уловные факты хозяйственной деятельности – факты, которые существуют на отчетную дату, но их последствия для организации полностью определить еще невозможно (незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства).

Уместность – качественная характеристика, регламентирующая, какую информацию следует включать в отчетность. Информация способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий и позволяют принять решение пользователю.

Существенность – значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей. Информация считается существенной, если она составляет примерно 5% от общей суммы показателей.

Понятность – предполагает доступность информации для понимания пользователей, которые имеют достаточные знания в экономике и бухгалтерском учете.

Информация должна быть нейтральной. Отчетная информация не является таковой, если она удовлетворяет интересам одних пользователей перед другими и если она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Требование преемственности предусматривает, что принятые организацией формы и содержание бухгалтерских отчетов применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Их изменение допускается в исключительных случаях с обоснованием причин.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ. Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации.

Данные по показателям, которые должны вычитаться из соответствующего показателя и отрицательные значения показателей в бухгалтерской отчетности необходимо показать в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость продукции, проценты к уплате и т.д.).

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность ОАО, банков и др. кредитных организаций, страховых организаций, инвестиционных фондов, содержащихся за счет частных, общественных и государственных средств, является публичной, т.е. представляется в газетах, журналах, доступных пользователям. Отчетность публикуется только после ее поверки и подтверждения независимым аудитором и утверждения общим собранием акционеров.

Все перечисленные выше правила и требования относятся к функционирующим организациям, у которых отсутствуют намерения или необходимость ликвидации. Однако следует отметить, что в условиях банкротства не все допущения могут быть применены к системе бухгалтерского учета организации.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное оформление бухгалтерского отчета, который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночных отношений для всех предприятий, объединений, организаций, учреждений независимо от их вида и форм собственности.

Годовому отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обеспечивающая своевременность, полноту и объективность отражения включаемых в отчетные формы данных. Главный бухгалтер планирует порядок составления годового отчета. Затем издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители.

В числе подготовительных работ – изучение инструкций о порядке заполнения отчетных форм.

Следующим этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается результат оборота по дебету и выводится сальдо каждого месяца. Данные аналитических регистров сверяются с данными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. С целью определения финансовых результатов ежемесячно или по окончании года закрывают сопоставляющие счета. Проверяют систематические и хронологические записи, данные синтетического и аналитического учета путем сверки итогов, содержащихся в разных регистрах. Для обеспечения реальности показателей отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности. Большую роль инвентаризация играет в контроле за использованием средств по хозяйственным подразделениям, проверке их технического состояния и соблюдения правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не используемых в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, отчета и балансов предприятие проводит инвентаризацию имущества, включая расчеты.

1.3 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности

Статьи баланса должны быть обоснованы тщательно проведенной инвентаризацией. Сроки и порядок инвентаризации устанавливаются предприятием. До начала инвентаризации бухгалтерия обязана полностью обработать и записать в регистры аналитического учета данные всех приходных и расходных документов, вывести остатки по счетам.

Следует отметить, что по внешним признакам (состав статей) принципиальных различий нет – есть различия лишь по их наполнению.

Всю отчетность можно свести к балансу, тем не менее, состав годовой отчетности все же расширяют.

Для любого собственника наибольшую значимость представляют два аспекта: 1) текущее имущественное и финансовое положение и 2) результативность работы предприятия. Поэтому любой пользователь всегда желает знать, каковы были факторы формирования прибыли, насколько устойчива прибыль. Если среди этих факторов слишком высока доля условно-постоянных затрат, то даже незначительное изменение спроса может привести к катастрофическим последствиям.

Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учета является баланс. Бухгалтерский баланс – это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета – имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца (см. приложение 1).

Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода – заключительным или отчетным. Так как бухгалтерский учет ведется непрерывно во времени, то заключительный (отчетный) баланс на конец прошедшего (отчетного) периода одновременно является начальным (вступительным) балансом на начало нового отчетного периода. Этим обеспечивается также и преемственность бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета – средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.

Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть – пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

Наименование отдельных видов средств и источников, которые приводятся по статьям соответственно в активе и пассиве баланса, зависит от принятой их классификации в экономике страны и отраслях. В составе средств или источников могут выделяться их отдельные виды с углубленной детализацией или наоборот, несколько видов, классификационных групп могут объединяться в один. Отдельные виды средств или источников могут переименовываться, их названия уточняться. Все эти изменения в наименовании и группировках средств вызываются изменениями, происходящими в реальной экономике, в реальной деятельности предприятия, в системе его управления.

Тем не менее, основные классификационные группы средств и источников в балансах остаются неизменными в течение длительного времени.

Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса – это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.

Таким образом, бухгалтерский баланс как заключительный элемент метода бухгалтерского учета представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой отражается наличие средств (имущества) и источников их образования у предприятия на определенную дату в денежном выражении.

Следовательно, балансовый отчет – это отчет об активах и обязательствах предприятия, которые имеют денежное выражение. В нем представлены активы и источники их финансирования. Обязательства показывают – сколько денег получено предприятием и откуда, активы – как предприятие использовало полученные им деньги. Общая сумма активов всегда должна быть равна общей сумме обязательств перед кредиторами и акционерами.

Баланс характеризует имущественное положение фирмы с двух сторон: активов, и источников финансирования этих активов.

Активы-ресурсы фирмы, выражаемые в денежном измерителе; сложившиеся в результате событий прошлых периодов; принадлежащие ей на праве собственности; обещающие получения дохода в будущем.

Активы делятся на: оборотные (многократно обращающиеся в течение отчетного периода); внеоборотные (длительного использования).

Источники финансирования делятся на группы:

– собственный капитал и резервы;

– привлеченные долгосрочные и краткосрочные обязательства.

По данным бухгалтерского баланса выявляются недостатки в работе и финансовом положении, а также их причины. На основе информации, которая содержится в балансе, можно разработать мероприятия по их устранению.

Информация, содержащаяся в балансе, применяется для исследования положения предприятия (информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества), всеми категориями пользователей.

Кредиторов в основном интересует платежеспособность предприятия, потенциальных инвесторов интересует деловая активность предприятия и, в особенности, показатели эффективности его деятельности (прибыльность), внутренних пользователей (работников предприятия) также интересует оценка финансового состояния, т.е. способности организации формировать свои запасы и затраты.

Перед составлением баланса журналы-ордера закрываются, итоговые данные заносятся в Главную книгу. Из Главной книги суммы, подтвержденные годовой инвентаризацией, переносятся в баланс и другие формы отчетности.

Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения производственно-хозяйственной деятельности организации. При анализе баланса раскрываются новые взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период.


2. Бухгалтерская отчетность предприятия как источник информации о его хозяйственной деятельности в ЗАО «ОЗЭМИ»

2.1 Характеристика предприятия

отчетность бухгалтерский информация баланс

Характеристика предприятия «Орский завод электромонтажных изделий» создан на базе мастерских для военной промышленности 24 апреля 1944 года.

Основными видами деятельности ЗАО «ОЗЭМИ» является проектирование, конструирование, производство и пуско-наладка низковольтных распределительных устройств, комплектных трансформаторных подстанций внутренней и наружной установок мощностью от 160 кВа до 2500 кВа высоковольтных устройств, а также товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, оказание платных услуг населению и коммерческая деятельность.

Вся выпускаемая продукция завода сертифицирована. Имеется сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к проектированию и производству электротехнического оборудования ГОСТ.

Таблица 2.1. Выполнение объемов производства в ЗАО «ОЗЭМИ»

№ п/п Наименование раздела ед. изм. год изменение
2006 2007 + – %
1.

Объем товарной продукции в

действующих ценах с внутреннего оборота

т. руб. 199 107 228 564 +29 457 114,8
2. Объем товарной продукции в сопоставимых ценах т. руб. 207 583 228 564 +20 988 110,1
3. Отгрузка продукции т. руб. 199 882 226 842 +26 930 113,4

Анализ таблицы показывает, что за 2007 год по сравнению с 2006 годом увеличился объем товарной продукции на 29274 тысяч рублей, рост составил 114,7%. Отгрузка продукции увеличилась на 26 758 тыс. рублей. Отметим, что остаток готовой продукции на 01.01.2007 г. увеличился и составил 3 152 тыс. руб.

Бухгалтерский учет на заводе ведется согласно Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34–11 и приказом завода по учетной политике на 2007 год №221 от 29.12.03 г. и №222 от 29.12.03 г.

Расчет зарплаты, учет материально-производственных запасов, книга продаж по реализации ведется на компьютерах. Осуществляется на компьютере работа с банком «Оренбургбанк» и «Орскиндустриябанк» по системе «Банк-Клиент».

Сдача отчетности в Инспекцию производится в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

Контрольно-ревизионная работа производится силами завода: внезапные плановые проверки заводской кассы, продуктов в буфете и в столовой, на складах завода.

Проведены камеральные проверки дали положительные результаты:

– по НДС ежемесячные;

– по налогу на прибыль за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2007 г.;

– по ЕСН за 1 кв. 2007 г.

2.2 Формы бухгалтерской отчётности на предприятии

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

В подразделе «Нематериальные активы» (строка 110) показывается наличие нематериальных активов. Нематериальные активы могут быть внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации, получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе ее деятельности.

Расшифровка нематериальных активов приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5, стр. 010–040), начисленной амортизации – там же (форма №5, стр. 050–053).

В нашем случае по строке 110 отражена сумма 192 тыс. руб. на начало периода, на конец периода сумма отсутствует, поставлен прочерк. Таким образом, отражены организационные расходы по остаточной стоимости.

В подразделе «Основные средства» (строка 120)

Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5, стр. 070–130), о начисленной амортизации по строкам 140–180 формы №5.

По строке 120 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 4747 тыс. тыс. руб., то есть отражены основные средства, а именно, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств по остаточной стоимости.

По статье «Незавершенное строительство» (строка 130) показываются затраты на строительно-монтажные работы (осуществляется как хозяйственным, так и подрядным способом), приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента и иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно- изыскательные, геологоразведочные и буровые работы и другие).

По строке 130 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 815 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода-815 тыс. тыс. руб.

В разделе «Оборотные активы» по статьям группы «Запасы» по строке 211 показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.

По строке 210 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 850 тыс. руб. на начало отчетного года и на конец отчетного периода – 4259 тыс. тыс. руб., то есть отражены сырье, материалы и другие аналогичные ценности.

По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия (финансирования).

По строке 220 ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 245 тыс. руб. на начало периода и на конец периода -8 тыс. тыс. руб.

По статье «Денежные средства» (строка 260) показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках.

Сумма, показанная по строке 260 гр. 3 баланса, должна совпадать с суммой, отраженной в стр. 010 гр. 3 формы №4 «Отчет о движении денежных средств», а сумма, отраженная по строке 260 гр. 4 баланса, должна совпадать с суммой, отраженной в стр. 450 гр. 3 формы №4 «Отчет о движении денежных средств».

По строке 260 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 219 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 69 тыс. руб.

В разделе III «Капитал и резервы» по статье «Уставный капитал» (строка 410) показывается уставный капитал организации, образованный за счет вкладов ее учредителей (участников) в соответствии с учредительными документами, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям – величина уставного фонда.

Увеличение и уменьшение уставного капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

По строке 410 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 21 тыс. тыс. руб. на начало и на конец отчетного периода.

В разделе V «Краткосрочные обязательства» отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты.

По строке 620 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 29550 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 30322. тыс. руб.

В группе статей «Кредиторская задолженность»:

- по статье 621 «поставщики и подрядчики» показывается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. По этой статье также отражается задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам.

- по строке 621 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 2328 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 1603 тыс. руб.

- по статье 622 «задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда.

- По строке 622 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 865 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 140 тыс. руб.

- по статье 623 «задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации, а также в фонд занятости.

- По строке 623 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 765 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 823 тыс. руб.

- по статье 624 «задолженность по налогам и сборам» отражается сумма задолженности по всем видам платежей в бюджет.

По строке 624 в балансе ЗАО «ОЗЭМИ» отражена сумма 25030 тыс. руб. на начало отчетного периода и на конец отчетного периода – 27242 тыс. руб.

Бухгалтерская прибыль: 45 000 – 35 560 +6 060 = 15 500 руб.

Условный расход по налогу на прибыль: 15 500*24% = 3 720 руб.

Отражение финансового результата:

Дт 90.9 Кт 99 6 060 руб. прибыль от продажи

Дт 91.9 Кт 99 9 440 руб. прибыль от операционных и внереализационных доходов.

Текущий налог на прибыль: 3 720 + 2 000 – 3 500 = 2 220 руб.

Дт 99 Кт 68 12 526 руб.

Чистая прибыль: 15 500 – 3 720 + 2 000 – 3 500 = 10 280 руб.

Дт 99 Кт 84 10 280 руб.

Валовая прибыль (строка 029) – показатель определяется как разница между выручкой от продажи продукции (работы, услуг) и величиной себестоимости.

Строка 029 = строка 010 – строка 020.

Коммерческие расходы (строка 030) – затраты организации, связанные с продажей продукции и учтенные на счете 44 «Расходы на продажу». Коммерческие расходы могут признаваться в бухгалтерском учете полностью в году их признания или распределяться между проданной и не проданной продукцией. Способ признания должен быть оговорен в учетной политике.

В случае отнесения управленческих расходов на себестоимость продукции (Дт 20 Кт 26), их величина будет включена в показатель «Себестоимость продукции, работ, услуг» по строке 020 отчета о прибылях и убытках.

Во втором разделе отчета о прибылях и убытках раскрывается информация о прочих доходах и расходах.

Проценты к получению (строка 060) – сумма процентов, которые организация должна получить по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, предоставленным займам, а также за хранение денежных средств на счетах в банках. Доходы организации в виде процентов отражаются записью:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

Проценты начисляются за каждый истекший отчетный период исходя из условий договора.

Проценты к уплате (строка 070) – проценты, которые организация должна уплатить по собственным долговым ценным бумагам, кредитам и займам. Расходы в виде процентов отражаются записью:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 66 «Расчеты по краткосрочным займам», 67 «Расчеты по долгосрочным займам и кредитам».

Прочие операционные доходы (строка 090) – раскрывается величина расходов, признаваемая в составе операционных в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций».

Прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140) – определяется расчетным путем: «Прибыль (убыток) от продкаж» плюс прочие доходы минус прочие расходы:

Строка 140 = строка 050 + строка 060 – строка 070 + строка 080 + строка 090 – строка 100 + строка 120 – строка 130.

Дальнейшее формирование показателей отчета производят с выполнением требований, установленных ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Отложенные налоговые активы (строка 141) – часть отложенного налога на прибыль, которая не приведет к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде.

Признание ОНА в учете отражается записью:

Дт 09 Кт 68.

В отчетном периоде могут быть приняты к вычету суммы налога на прибыль, признанные в прошлых отчетных периодах:

Дт 68 Кт09.

Текущий налог на прибыль (строка 150) – это сумма начисленного к уплате в бюджет налога на прибыль. Его величина, исчисленная за отчетный период, отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Информация о ПНО (ПНА) в отчете о прибылях и убытках сальдируется и показывается справочно. При этом под ПНА понимают сумму налога на прибыль, которая исключается из расчета налога на прибыль и не признается в следующих налоговых периодах:

Дт 68 Кт99.

По отдельной строке (вводится организацией самостоятельно) могут отражаться суммы штрафных санкций в бюджет и внебюджетные фонды за просрочку платежей, занижение налоговых баз и т.п. В учете подобные операции отражаются записью:

Дт 99 Кт68, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190) – определяется расчетным путем:

Строка 190 = строка 140 + строка 141 – строка 142 – строка 150.

Данный показатель информирует пользователя о финансовом результате деятельности организации за отчетный период и является базой для распределения прибыли между учредителями (акционерами).

Чистая прибыль организации = 480 000 руб. Средневзвешенное КОА в обращении = 16 000 шт. Облигации, каждая конвертируется в 1,5 обыкновенные акции = 1 000 шт.

Выплата процентов по облигациям 20 руб. * 1 000 шт. = 20 000 руб.

КОА в результате конвертации облигаций = 16 000 шт. + 1 000 шт. * 1,5 шт. = 17 500 шт.;

БПА = 480 000 руб. / 16 000 шт. = 30 руб.;

Разв.ПА = 500 000 руб. /17 500 шт. = 28,57 руб.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов. (Приложение 5)

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях. В справке к разделу 2 содержатся сведения на начало и конец отчетного года о движении векселей выданных и полученных, с выделением просроченных, и дебиторской задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости. В конце раздела указываются организации, имеющие наибольшую дебиторскую и кредиторскую задолженность на конец года, в том числе длительностью свыше трех месяцев.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В справке к разделу 3 содержатся данные на начало и конец отчетного года об имуществе, переданном в аренду и переведенном на консервацию, а также о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам и доходным вложениям в материальные ценности. В конце справки

Приведен результат по индексации в связи с переоценкой основных средств (по первоначальной стоимости и амортизации), сведения об имуществе, находящимся в залоге, и стоимости имущества, по которому амортизация не начисляется (с выделением нематериальных активов и основных средств).

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам (остатки на начало и конец отчетного года, начислено, использовано). В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды (по каждому их виду) и отчисления в негосударственные пенсионные фонды (по показателям: причитаются по расчету, израсходовано, перечислено в фонды). Кроме того, в разделе содержаться сведениям о причитающихся по расчету страховых взносах по договорам добровольного страхования, о среднесписочной численности работников, денежных выплатах и поощрениях, не связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, и о доходах по акциям и вкладам в имущество организаций.


3. Пути совершенствования бухгалтерской отчетности ЗАО «ОЗЭМИ»

Общая оценка финансового состояния предприятия основывается на целой системе со средними и нормативными значениями по отрасли.

В структуре активов предприятия значительно увеличилась доля оборотных средств, что само по себе неплохо, так как в результате этого ускоряется оборачиваемость совокупного капитала. Однако в основном этот прирост вызван увеличением стоимости производственных запасов и ростом дебиторской задолженности.

Снижения цен предприятие (т. к. снизились затраты на руб. товарной продукции) сумело увеличить оборот по реализации продукции, ускорить оборачиваемость капитала и в конечном итоге повысить прибыльность капитала. Как положительный момент следует отметить также рост прибыли на одного работника предприятия и на рубль зарплаты. Вместе с тем наблюдается некоторое снижение прибыли на рубль основных производственных фондов и на рубль материальных затрат из–за более быстрых темпов роста их стоимости в связи с инфляцией. За отчетный год сумма собственного оборотного капитала инвесторов не возможно, т. к. наблюдается снижения уровня платежеспособности и ликвидности.

Все сказанное выше позволяет оценить работу предприятия в 2007 году как удовлетворительную. Такой вывод можно сделать исходя из возросших показателей прибыли и рентабельности, увеличения объемов производства и реализации, увеличения доли оборотных активов. Однако в работе ЗАО «ОЗЭМИ» имеются и недостатки, которые в последствии могут негативно сказаться на финансовом состоянии предприятия в целом. Главным недостатком является увеличение кредиторской задолженности, за счет которой финансируются активы предприятия и все производственные процессы. На данный момент доля собственных средств в два раза выше доли заемных. Однако, судя по тем темпам, с которыми возрос объем заемных средств в 2007 году, данная проблема может стать довольно серьезной на данном предприятии. Для того, чтобы не допустить этого, необходимо снижать сумму дебиторской производства.

Нужно сказать, что на предприятии необоснованно высокий уровень запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы.


Заключение

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В связи с большим разнообразием применяемой отчетности ее изучение целесообразно строить на основе разносторонней классификации. Бухгалтерскую отчетность классифицируют по следующим основным признакам: по видам; периодичности составления; степени обобщения отчетных данных; по назначению.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, обобщающие отчетность нескольких организаций соответствующей отрасли или региона. Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность, обобщающая отчет дочерних предприятий в рамках материнской компании.

По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.


Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.)

2. Приказ Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. №67н о формах бухгалтерской отчётности.

3. Бухгалтерская отчетность предприятия: сборник нормативных документов. М., 2006

4. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб.: «Издательский дом «Герда»», 2005 год.

5. Ефимова О.В. О прозрачности и аналитичности бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. №7, 2007

6. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Ф. и Ст., 2006 г.

7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

8. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.

9. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2006.

10. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2006.

11. Николаева О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2005.

14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.:Дело и сервис. 2005 г.

12. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2005 г.

13. Лапина О.Г. Годовой отчет за 2005 год с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации. М.: «АКДИ Экономика и жизнь».

14. Шеремет и др. Методика финансового анализа предприятия. М.: Юни-Глоб, 2006.

Скачать архив с текстом документа