Бухгалтерский учет основных средств

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, классификация и оценка основных средств. Документальное оформление движения основных средств. Определение стоимости основных средств в зависимости от формы (способа) их приобретения. Особенности учета амортизации и износа основных средств.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самарский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра «Финансовый менеджмент в строительстве»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Тема: «Бухгалтерский учет основных средств»

Самара 2009


Введение

Основные производственные фонды предприятия - это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою первоначальную форму. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно частями по мере их износа в течение ряда производственных циклов. Основные производственные фонды строительного предприятия либо непосредственно участвуют в процессе создания строительной продукции, либо создают необходимые условия для его осуществления.

Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который теоретически предназначается для капитальных вложений.

Основные средства предприятия - это денежная оценка средств труда, отражающихся в балансе предприятия.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 определило состав классификации основных средств по видам:

- по назначению: производственные и непроизводственные;

- по степени использования: в эксплуатации, в запасе, в ремонте, в стадии достройки, на консервации;

- по принадлежности: собственные, арендованные;

- по отраслевому признаку: в сельском хозяйстве, в промышленности, транспорт, торговля, общепит и др.

- по значимости и производственно-технологическим процессам: активные (оборудование, приборы, инвентарь), пассивные (здания, сооружения).

Существует 3 вида оценки основных средств:

- первоначальная стоимость;

- восстановительная стоимость;

- остаточная.

1. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

2. Восстановительная стоимость основных средств – сумма средств, которая должна быть уплачена на дату проведения переоценки.

3. Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – амортизация. В балансе все средства учитываются по остаточной стоимости.

1.2 Документальное оформление движения основных средств

Движение ОС включает: поступление, внутреннее перемещение и выбытие.

Операциями по поступлению ОС являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление, аренда, лизинг, внутреннее перемещение и пр. Поступающие ОС принимает комиссия, назначаемая руководителем организации.

Движение ОС оформляется документами:

ф. ОС – 1 Акт (накладная) приемки-передачи ОС , кроме зданий (сооружений) - составляется в одном экземпляре на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В акте указывается наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный инвентарный номер, место использования и другие сведения, необходимые для аналитического учета ОС. После оформления акт передается в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

ф. ОС – 1а – с учетом зданий (сооружений).

ф. ОС – 2 Накладная на внутреннее перемещение ОС - оформляется при перемещении ОС из одного подразделения в другое, а также при их передаче из запаса (со склада) в эксплуатацию. Накладная должна содержать фамилии и должности сдатчика и получателя; основание для перемещения ОС; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя. Выписывается в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии объекта в инвентарном списке ОС.

ф. ОС – 3 Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - составляется при приемке законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт передается в бухгалтерию.

ф. ОС – 4 Акт на списание ОС - составляется на операции по ликвидации всех ОС кроме автотранспортных. В актах указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта , первоначальную стоимость, сумму износа, результат от ликвидации и др.

ф. ОС – 4а Акт на списание автотранспортных средств - составляется для списания транспорта, прицепов и полуприцепов.

ф. ОС – 14 Акт о приемке оборудования - составляется на поступившее оборудование

ф. ОС – 15 Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж - составляется при сдаче оборудования в монтаж

ф. ОС – 16 Акт о выявленных дефектах - составляется при обнаружении в оборудовании дефектов

ф. ОС – 6 ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА учета ОС - является основным регистром аналитического учета ОС. На лицевой стороне карточки указывается наименование и инвентарный номер, год выпуска, дата и номер акта о приемке, местонахождение, полная стоимость, нормы износа, сумма износа на дату приемки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечается дата и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причина выбытия. Оборотная сторона карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта (например, если предметом учета является здание, то указывают фундамент, стены, кровлю, площадь и др.). Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам ОС.

На арендованные ОС в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.

1.3 Определение стоимости основных средств в зависимости от формы (способа) их приобретения

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Из чего складываются фактические затраты было рассмотрено выше.

Первоначальная стоимость основных средств, при их изготовлении самой организацией, считается суммой фактических затрат на изготовление основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств внесенных в счет вклада в уставный капитал (складочный капитал – у товарищества) признается их денежная оценка, согласованная с учредителем.

Первоначальная стоимость основных средств полученная по договору дарения (безвозмездно) признаётся их текущая рыночная стоимость.

1.4 Учет амортизации основных средств и износа основных средств. Методы начисления амортизации

Износ – стоимостный показатель потери объектами ОС физических качеств или утраты технико-экономических свойств.

Амортизация - постепенное снашивание фондов (зданий, сооружений, оборудования) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

1.5 Учет ремонтов основных средств. Учет резервов на покрытие предстоящих расходов по ремонту основных средств

В процессе эксплуатации объекты основных средств постепенно теряют свои первоначальные технические характеристики. Причем из-за неравномерности нагрузки отдельные части объекта требуют различных восстановительных работ. Восстановление основных средств производится в результате проведения ремонтов, модернизации или реконструкции. Рассмотрим проведение ремонтов основных средств. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт. Перед началом ремонта технический персонал или специально созданная приказом руководителя комиссия производит осмотр объекта. По результатам такого осмотра составляется «Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» форма № ОС-3). Эта форма состоит из двух разделов. В первом разделе. «Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию» отражаются характеристики объекта на момент его передачи для ремонта (реконструкции). Во втором разделе «Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств» отражаются затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств. Они могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если при этом улучшаются его первоначальные нормативные показатели работы (срок полезного использования, мощность и т.д.).

Информация о ремонте, реконструкции, модернизации вносится в инвентарные карточки объекта (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

После определения перечня ремонтных работ и заменяемых деталей составляют смету на ремонт, в которую включаются все расходы организации, связанные с ремонтом.

Действующая методология бухгалтерского учета предусматривает несколько вариантов учета затрат на проведение ремонта основных средств. Основными вариантами являются:

• полное включение фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода;

• создание резерва на проведение ремонта.

Организация самостоятельно выбирает наиболее удобный для себя вариант исходя из структуры и степени изношенности основных средств, сложности ремонта, сроков его проведения и др. Выбранный вариант обязательно должен быть закреплен в учетной политике организации.

Полное включение фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода. Ремонтные работы могут быть организованы подрядным или хозяйственным способом.

При подрядном способе для проведения ремонтных работ привлекаются специализированные ремонтные организации, с которыми заключается договор подряда. Кроме того, в организации составляется акт по форме № ОС-3 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в хозяйствующем субъекте, а второй - передается подрядной организации. На основании этого акта производится приемка отремонтированных объектов. Подписанный двумя сторонами (представителем заказчика, уполномоченного проводить приемку Объекта и представителем подрядчика) акт передается в бухгалтерию заказчика, где проверяется и подписывается главным бухгалтером, затем утверждается руководителем. Предъявленные к оплате и акцептованные заказчиком суммы расходов по счетам за выполненные ремонтные работы в бухгалтерском учете включаются ; фактические затраты отчетного периода записью:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. - в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенные ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При хозяйственном способе проведения ремонтных работ ремонт объектов основных средств выполняется организацией самостоятельно. Для этих целей в составе хозяйствующего субъекта есть самостоятельное структурное ремонтное подразделение. Перед началом ремонтных работ составляется их смета, в которой указывается. перечень ремонтных работ, стоимость заменяемых деталей, необходимых материалов, затрат на оплату труда ремонтных работников и других затрат, связанных с ремонтом.

Все текущие затраты на ремонт на основании первичных расходных документов накапливаются на счете 23 «Вспомогательное производство». На счетах бухгалтерского учета это отражается сле-1ующими записями:

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

К-т 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

После завершения ремонтных работ фактически произведенные затраты списываются на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче отремонтированных объектов основных средств в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств на счета учета затрат:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 23 «Вспомогательные производства».

Другим вариантом учета затрат на ремонт основных средств является создание резерва на проведение ремонтов. Такой резерв создается для сглаживания колебаний в затратах на производство (расходов на продажу), т.е. для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты отчетного периода. Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва расходов на ремонт основных средств, то для его нормирования используется информация о необходимости и объеме ремонтных работ (дефектные ведомости, акты технического обследования доклады о техническом состоянии объектов основных средств), о первоначальной (или восстановительной) стоимости объектов, сметы стоимости ремонта, график проведения работ, итоговый расчет отчислений в резерв. При образовании резерва на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма ежемесячных отчислений, исчисленная исходя из 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на I продажу» и др.

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств».

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты на их проведение независимо от способа их выполнения (подрядный или хозяйственный) списываются за счет сформированного резерва:

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств»

К-т 23 «Вспомогательные производства» или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В конце отчетного года излишне зарезервированные суммы сторнируются, т.е. отражаются в учете аналогичной проводкой только способом «красное сторно».

Кроме того, в бухгалтерском учете можно создавать резервы на ремонт, которые накапливаются в течение нескольких лет. В случаях, когда ремонтные работы по объектам основных средств (с длительным сроком и значительным объемом их проведения) заканчиваются в году, следующем за отчетным годом, остаток резерва допускается не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается как внереализационные доход: Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Несколько иной метод формирования и использования резерва на ремонт объектов основных средств предусмотрен налоговым законодательством (ст. 324 НК РФ). Для образования резерва организация должна определить размер отчислений в него. Размер отчислений определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, который указывается в учетной политике организации для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств на начало года создашь резерва. Для определения норматива отчислений нужно рассчитать предельную сумму отчислений исходя из составленной сметы на отчетный год и средней величины фактических расходов на ремонт за три предшествующих года. За основу при определении норматива берется меньшая из сумм - сформированная смета или средняя величина фактических расходов за предыдущие годы. Норматив отчислений рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств. Таким образом, получается (для целей налогообложения), что вновь созданные организации или организации, в которых не проводился ремонт основных средств, не могут создавать резерв.

Отчисления в резерв в течение налогового периода включаются затраты равными долями. И в течение налогового периода сумма фактически произведенных затрат на ремонт списывается за счет созданного резерва. По окончании же налогового периода организация сравнивает фактические затраты на ремонт и сумму созданного резерва. Если фактические расходы в конце года оказались больше, чем созданный резерв, организация включает остаток в прочие расходы. Если же фактические расходы на ремонт оказались больше резерва, остаток является внереализационным доходом.

Выше был рассмотрен порядок проведения ремонта основных средств. Но восстанавливаются объекты основных средств и путем модернизации и реконструкции.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества г изменения номенклатуры продукции.

Основное отличие ремонта основных средств от модернизации реконструкции заключается в том, что затраты на ремонт увеличивают текущие затраты организации, а затраты на модернизацию и реконструкцию отражаются как капитальные вложения и увеличивают первоначальную стоимость объектов.

Если в результате проведенной модернизации и реконструкции были улучшены (повышены) первоначальные показатели функционирования объекта основных средств, то организацией может быть принято решение увеличить срок его полезного использования. Бухгалтерские записи по отражению модернизации и реконструкции аналогичны записям по отражению капитальных вложений.


1.6 Учет выбытия основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. При необходимости к участию в работе комиссии могут привлекаться сотрудники государственных инспекций (пожарной, ГИБДД, МЧС и пр.). В функции комиссии входит: осмотр и определение целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности их восстановления; установление причин списания объектов; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов; определение возможности использования и цены возможно реализации отдельных узлов, деталей, материалов; составление акт: на списание объектов основных средств.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-4б - одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме

№ ОС-4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ.

Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «0сновные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:

Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т 02 «Амортизация основных средств» - на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов, опасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

В результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части для ремонтов, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств отражаются:

т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Сопоставив две стороны этого счета, можно определить финансовый результат от продажи или прочего списания объектов. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот - убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталь других организаций) оформляется актами приемки-передачи по формам № ОС-1, № ОС-1а и № ОС-1б. Передаваемые в счет вкладов в уставный капитал другой организации объекты оцениваются по стоимости, согласованной с учредителями (участниками). Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.

При отражении стоимости приобретенной доли уставного капитала или стоимости приобретенных акций:

Д-т 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств».

Если возникла разница между стоимостью вклада, осуществленного в неденежной форме в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью предаваемого объекта основных средств, то:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных

средств» К-т 99 «Прибыли и убытки» - оценка вклада выше стоимости

передаваемых основных средств; или

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств» - оценка вклада ниже стоимости передаваемых основных средств. При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) 2 подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным способом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств».

Обычно распространена передача имущества на безвозмездной основе между взаимозависимыми лицами, например, между учредителем, с одной стороны, и учреждаемым им хозяйствующим субъектом, с другой. По договору дарения имущество может передаваться некоммерческим организациям, в благотворительных целях и т.д.

1.7 Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств позволяет получить полные и достоверные данные о наличии и структуре средств предприятия, его подразделения, определить их восстановительную стоимость и степень износа. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточнить их.

Перед началом инвентаризации следует проверить:

наличие и правильное оформление документов по учету основных средств (инвентарных карточек и других регистров аналитического учета), кроме того, и технической документации;

документы на арендованные основные средства, полученные и переданные в аренду, а также на ответственное хранение (в случае их отсутствия следует их оформить либо получить).

Инвентаризация основных средств может производится не реже 1 раза в 3 года в сроки, установленные предприятием или ранее при: передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; смене материально ответственного лица; при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей; при ликвидации; в некоторых других случаях.

Инвентаризацию проводит рабочая комиссия, включающая представителя бухгалтерии.

Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные средства, комиссия должна требовать от соответствующих работников письменное объяснение, которое позволит установить порядок регулирования расхождений данных инвентаризации и бухгалтерского учета. Выявленные неучтенные объекты основных средств приходуют по остаточной стоимости с отражением их износа.


1.8 Отчетность по основным средствам

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности;

о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исходные данные по ООО «Стройка»:

ООО «Стройка» образовано в 2005 г. Основной вид деятельности: строительство жилых домов

Юридический адрес: г. Самара, ул.Верхне-Карьерная, д.7

Р/с в АКБ «Газбанке» 40702810000737151000

Состав административно-управленческого персонала:

Директор – Голубков М.И.

Главный бухгалтер – Сухов Н.Н.

Главный инженер – Жуков А.А.

Выписка из учетной политики ООО «Стройка» для целей бухгалтерского учета на 2008 г.

Учетная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения

1. Оценка сырья и материалов, используемых в процессе производства.

Согласно ПБУ 5/01 оценка сырья и материалов осуществляется по учетной стоимости с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» Плана счетов бухгалтерского учета.

2. Методы списания сырья и материалов в производство.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, согласно ПБУ 5/01, осуществляется по средней себестоимости .

3. Оценка незавершенного производства.

Незавершенное производство отражается по фактической производственной себестоимости. Метод оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете и отчетности определен п.63 и 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 24.03.2000 № 31н).

4. Учет основных средств на предприятии ведется на основе ПБУ 6/01.

Активы, стоимостью не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

5. Порядок начисления амортизации основных средств – линейный.

6. Порядок начисления амортизации нематериальных активов – линейный.

7. Метод учета доходов определяется по стоимости объекта строительства в целом (п.16 ПБУ 2/94).

Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления - по завершении работ, услуг, производства в целом (ПБУ 9/99).

8. Общехозяйственные расходы списываются в конце месяца пропорционально основной заработной плате рабочих СМР.

9. Общепроизводственные расходы в конце месяца распределяются пропорционально отработанным машино-часам.

10. Выпущенная продукция учитывается по полной производственной себестоимости , т.е. в затраты включаются как прямые, так и косвенные затраты.

11. Оплата отпусков рабочих начисляется за счет созданного резерва на оплату отпусков с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

12. Доходы и расходы по обычным видам деятельности организации учитываются на счете 90 «Продажи» . Прочие доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» .


1. Открыть счета синтетического учета на 01.01.2008 г.


Счет 01 «Основные средства»

Д

К

Сн = 6613000

Счет 02 «Амортизация ОС»

Д

К

Сн = 1415000

Счет 04 «Нематериальные активы»

Д

К

Сн = 577000

Счет 05 «Амортизация НМА»

Д

К

Сн = 261000

Счет 10 «Материалы»

Д

К

Сн = 812600

Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»

Д

К

Сн = 70300

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость»

Д

К

Сн = 112000

Счет 20 «А» «Основное производство»

Д

К

Сн = 374000

Счет 20 «Б» «Основное производство»

Д

К

Сн = 417500

Счет 50 «Касса»

Д

К

Сн = 7500

Счет 51 «Расчетный счет»

Д

К

Сн = 788400

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д

К

Сн = 533500

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Д

К

Сн = 600000

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Д

К

Сн = 2400000

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д

К

Сн = 78000

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Д

К

Сн = 26500

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д

К

Сн = 238000

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Д

К

Сн = 1600

Счет 75 «Расчеты с учредителями/расчеты по вкладам в уставной капитал»

Д

К

Сн = 440000

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Д

К

Сн = 120000

Счет 80 «Уставный капитал»

Д

К

Сн = 5004000

Счет 84 «Нераспределенная прибыль»

Д

К

Сн = 640000

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»

Д

К

Сн = 288000

Счет 97 «Расходы будущих периодов»

Д

К

Сн = 20000

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д

К

Сн = 1470100

Остатки ООО «Стройка» на 01.01.08 г. (данные главной книги)

сч.

Наименование счета

Сумма

дебет

кредит

01

Основные средства

6613000

02

Амортизация ОС

1415000

04

Нематериальные активы

577000

05

Амортизация НМА

261000

08

Вложения во внеоборотные активы

170100

10

Материалы

812600

16

Отклонения в стоимости материальных ценностей

70300

19

Налог на добавленную стоимость

112000

20

Основное производство:

-объект А

374000

-объект Б

417500

50

Касса

7500

51

Расчетный счет

788400

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

533500

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

600000

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

2400000

68

Расчеты по налогам и сборам

78000

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

26500

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

238000

71

Расчеты с подотчетными лицами

1600

75

Расчеты с учредителями/расчеты по вкладам в уставный капитал

440000

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

120000

80

Уставный капитал

5004000

84

Нераспределенная прибыль

640000

96

Резервы предстоящих расходов

288000

97

Расходы будущих периодов

20000

Итого:

11 004 000

11 004 000

2. Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций за январь

Журнал хозяйственных операций за январь 2008 г.

№ операции

Содержание хозяйственной

операции

Сумма

Дебет

Кредит

1.

Внесены денежные средства на расчетный счет от учредителей в качестве вклада в уставный капитал

40000

51

75

2.

Получены с расчетного счета в кассу денежные средства для выплаты заработной платы за декабрь

238000

50

51

3.

Выдана заработная плата работникам ООО «Стройка» за декабрь

208000

70

50

4.

Выдано из кассы в подотчет главному инженеру Жукову А.А. на общехозяйственные нужды

3300

71

50

5.

Предоставлен в бухгалтерию авансовый отчет от Жукова А.А. по произведенным расходам на общехозяйственные нужды

3000

26

71

6.

Депонирована не выплаченная в срок заработная плата за декабрь

30000

70

76

7.

Сданы депонентские суммы из кассы на расчетный счет (см. операцию 6)

30000

51

50

8.

Оплачено с расч. счета ООО «Стройка»:

-поставщикам за поставленные материалы

1529500

60

51

-бюджету (налог на доходы физических лиц)

64500

68

51

-задолженность по единому социальному налогу (ЕСН)

26500

69

51

-погашена часть задолженности по краткосрочному кредиту банка

120000

66

51

-перечислено прочим кредиторам в погашение задолженности

100000

76

51

9.

Акцептованы расчетные документы сторонних организаций за коммунальные услуги, используемые для общехозяйственных нужд (освещение, отопление, газ)

17380

26

76

10.

Акцептованы расчетные документы поставщика по приобретенному основному средству – автопогрузчику (до 1 тонны)

310000

08

60

11.

Оприходован НДС по приобретенному автопогрузчику согласно счет-фактуре поставщика (см. расчет)

55800

19

60

12.

Учтены расходы по доставке автопогрузчика

17200

08

60

13.

Оприходован и введен в эксплуатацию автопогрузчик (см. расчет)

327200

01

08

14.

Принят к вычету НДС по приобретенному автопогрузчику (см. расчет)

55800

68

19

15.

Начислена амортизация по объектам основных средств, занятым в основном производстве:

- объекта А

18000

20

02

- объекта Б

32500

20

02

16.

Начислена амортизация основных средств:

- строительных машин и механизмов

120100

25

02

- здания общехозяйственного назначения (офиса ООО «Стройка»)

75000

26

02

17.

Списывается по акту ликвидируемый объект ОС - здание склада, пришедшее в негодность:

-по первоначальной стоимости

100000

01выб

01

-на сумму накопленной амортизации

92000

02

01выб

-на остаточную стоимость объекта

8000

91

01

-учитываются материальные ценности (доски), полученные в результате ликвидации ОС

11000

10

91

-начислена заработная плата по ликвидации ОС

7000

91

70

-выявлен финансовый результат от выбытия объекта (см. расчет)

4000

99

91

18.

Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым для общехозяйственных нужд

2350

26

05

19.

Начислен резерв на оплату отпуска рабочим в размере 1/12 годовой суммы резерва (объект Б)

25500

20

96

20.

По данным расчетной ведомости начислена заработная плата:

-рабочим, занятым на строительстве

объекта А

313000

20

70

-рабочим, занятым на строительстве объекта Б

223000

20

70

-машинистам и рабочим, занятым обслуживанием машин и механизмов

74000

25

70

-персоналу за руководство и обслуживание СМР

128000

26

70

-пособие по временной нетрудоспособности

7900

69

70

-рабочим за время очередных отпусков (за счет резерва предстоящих расходов согласно учетной политике)

20000

96

70

21.

Произведены обязательные отчисления ЕСН от заработной платы (составить расчет табл.4):

-рабочим, занятым на строит-ве объекта А

86075

20

69

-рабочим, занятым на строит-ве объекта Б

61325

20

69

-машинистам и рабочим, занятым обслуживанием машин и механизмов

20350

25

69

-персоналу за руководство и обслуживание СМР

35200

26

69

-рабочим за время очередных отпусков

5500

96

69

22.

Произведены удержания от заработной платы налога на доходы физических лиц в размере 13%

98000

70

68

23.

Акцептован счет субподрядной организации за выполненные и принятые заказчиком строительно-монтажные работы:

-по объекту А

278000

20 суб

60

отражен НДС за выполненные работы

50040

19

60

-по объекту Б

89000

20 суб

60

отражен НДС за выполненные работы

16020

19

60

24.

Списана фактическая производственная себестоимость принятых заказчиком строительных работ, выполненных силами субподрядной организации (см. расчет):

-объект А

278000

90

20

-объект Б

89000

90

20

25.

Акцептован счет поставщика за поступившие на склад материалы на основании расчетных документов (с использованием сч.15 согласно учетной политике)

360000

15

60

26.

Учтен НДС по оприходованным материалам

64800

19

60

27.

Предъявлен к вычету НДС из бюджета по поступившим материалам (см. расчет)

64800

68

19

28.

Отражены транспортные и другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов (с использованием счета 15)

25000

15

60

29.

Оприходованы материалы по учетной цене

365000

10

15

30.

Отражено отклонение стоимости поступивших материалов по учетным ценам от фактической себестоимости (см. расчет)

20000

16

15

31.

Списаны отпущенные в производство материалы по учетной цене на объект А

270000

20

10

32.

Списано отклонение в стоимости израсходованных материалов (экономия/перерасход) в конце месяца на основное производство объекта А (составить расчет согласно формулам):

20790

20

16

33.

Определить и списать расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов (пропорционально отработанным машино-часам) (составить расчет в табл.5):

-на объекте А – 150 м/час

100523

20

25

-на объекте Б – 170 м/час

113927

20

25

34.

Списываются общехозяйственные расходы (пропорционально основной заработной плате рабочих СМР) (составить расчет в табл.6):

-на объект А

152371

20

26

-на объект Б

108559

20

26

35.

Списана фактическая производственная себестоимость принятых заказчиком строительных работ, выполненных собственными силами (см. расчет):

-объект А

1334759

90

20

-объект Б

982311

90

20

36.

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительно-монтажные работы:

-по объекту А

2100000

62

90

-по объекту Б

1700000

62

90

37.

Начислен НДС по сданным объектам (см. расчет):

-по объекту А

320339

90

68

-по объекту Б

259322

90

68

38.

Выявлен финансовый результат от реализации строительно-монтажных работ (см. расчет):

-по объекту А

166902

90

99

-по объекту Б

369367

90

99

39.

Поступили платежи от заказчика (см. операцию 36):

-по объекту А

2100000

51

62

-по объекту Б

1700000

51

62

40

Начислен налог на прибыль (см. расчет)

127745

99

68

41.

Перечислен налог на прибыль за отчетный период

121201

68

51

42.

Отнесена сумма чистой прибыли отчетного периода на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

404524

99

84

Итого по журналу хоз.операций:

18896280

-

-

3. Произвести расчеты:

Операция № 11:

Оприходован НДС по приобретенному основному средству в размере 18% от покупной стоимости, указанной в документах поставщика (п.10).

310000 – 100%

НДС - 18%

НДС = 55800 р.

Операция № 13

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п.7 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (п.8 ПБУ 6/01). Поэтому суммы, отраженные по дебету 08 счета (п.10+п.12) и будут отражать фактические затраты на приобретение основного средства, которые затем необходимо списать в дебет 01 счета. п.10+п.12: 310000+17200= 327200 р.

Операция № 14

Для принятия к вычету входного НДС необходимым условием является:

-товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;

-товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;

-имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.

НДС принимается к вычету в сумме, указанной в операции №11.

Операция № 17

Для выявления результата, связанного с ликвидацией объекта основного средства, необходимо открыть счет 91 «Прочие доходы и расходы», в кредит которого записываются суммы поступлений, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, а в дебет – расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, а также остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация (Инструкция по применению Плана счетов в РФ). Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборота определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое заключительными оборотами списывается со 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом:

Д91-К99 – прибыль; Д99-К91 – убыток.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.

Д 91 «Прочие доходы и расходы» К

8000

11000

7000

15000

11000

Убыток

Операция № 21

Рассчитать ЕСН по общей ставке, действующей с 01.01.06г.


Ставки единого социального налога

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

Взнос на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в ООО «Стройка»

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

7

До 280000 рублей

20%

2,9%

1,1%

2%

1,5%

27,5%

Помимо ЕСН, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ООО «Стройка» составляет – 1,5%. (столбец № 6). Поэтому расчет производим таким образом:

Заработная плата рабочих (п.20) х 27,5%=сумма ЕСН.

ЕСН на пособие по временной нетрудоспособности не начисляется:

313000 * 0,275= 86075 р.

223000 * 0,275= 61325 р.

74000 * 0,275= 20350 р.

128000 * 0,275= 35200 р.

20000 * 0,275= 5500 р.

Операция № 24

Списана фактическая производственная себестоимость строительных работ, выполненных силами субподрядной организации на основании акцептованных счетов субподрядной организации за выполненные и принятые заказчиком строительно-монтажные работы без НДС (п.23).

Операция № 27

НДС принимается к вычету в сумме, указанной в операции №26.

Операция № 30

Если дебетовый оборот сч.15 больше кредитового, т.е. фактическая себестоимость заготовленных материалов больше учетной цены, на эту разницу делается бухгалтерская запись:

Д16-К15 - перерасход (списано превышение фактической себестоимости над стоимостью по учетным ценам)

Если оборот по кредиту сч.15 превышает дебетовый, то учетная цена поступивших производственных запасов выше фактической себестоимости. В этом случае делается бухгалтерская запись:

Д15-К16 – экономия (отражено снижение фактической себестоимости от учетной цены).

360000+25000-365000=20000 р.

Операция № 32

На производство работ материалы списываются по фактической себестоимости. Размер отклонений по списываемым на производство материалам определяется по следующей методике:

Средний процент отклонений = (начальный остаток отклонений + сумма отклонений за месяц) / (начальный остаток материалов по учетным ценам + текущее поступление материалов за отчетный месяц по учетным ценам) х 100%.

Полученный процент округляем до десятых (одна цифра после запятой).

Абсолютная сумма отклонений = (средний процент отклонений * стоимость материалов, отпущенных в производство по учетным ценам)/100%

Полученную сумму отклонений (без копеек) спишите на объект А следующей проводкой: Д 20 – К16.

(Д16н+Д16м)/(Д10н+Д10м)*100%= (70300+20000)/(812600+365000)*100%=7,7 %

Д16н, Д10н из таблицы 2

Д16м-п.30

Д10м-п.29

7,7%*К10(п.31)=(7,7%*270000)/100=20790р

Операция № 33

Для распределения общепроизводственных расходов по объектам строительства необходимо составить расчет (см. табл. 5):

1) процент распределения (%) = итог гр.2 (Д 25 счета)/итог гр.3 х100%;

2) общепроизводственные расходы по объектам строительства (гр.2) = % распределения х кол-во отработанных машино-часов на каждом объекте.

Распределение общепроизводственных расходов между объектами строительства

Показатели

Общепроизводственные расходы по объектам строительства

Кол-во отработанных машино-часов

% распределения

1

2

3

4

Объект А

100523

150

Х

Объект Б

113927

170

Х

Итого:

214450

320

670,15625

Затраты на 1 маш/час = 214450/(150+170)=670,15625

Операция № 34

Для распределения общехозяйственных расходов по объектам строительства необходимо составить расчет (см. табл. 6):

3) процент распределения (%) = итог гр.2 (Д 26 счета)/итог гр.3 х100%;

4) общехозяйственные расходы по объектам строительства (гр.2) = % распределения х заработная плата рабочих основного производства на каждом объекте.

Распределение общехозяйственных расходов между объектами строительства

Показатели

Общехозяйственные расходы по объектам строительства

Заработная плата рабочих основного производства

% распределения

1

2

3

4

Объект А

152371

313000

Х

Объект Б

108559

223000

Х

Итого:

260930

536000

0,4868097

Операция № 35

Чтобы списать фактическую производственную себестоимость, откроем счет 20 «Основное производство» отдельно по объектам. Собрав затраты по дебету 20 счета объекта А и Б, прибавим начальные остатки (на 01.01.) и спишем фактическую производственную себестоимость в дебет счета 90 «Продажи». Работы, выполненные субподрядными организациями не включаем.

Д 20 «А» «Основное производство» К

18000

270000

20790

100523

152371

313000

86075

Об А = 960 759


Сч. 90: 960759+374000= 1334759 р.

Д 20 «Б» «Основное производство» К

32500

25500

113927

108559

223000

61325

Об б = 564 811

Сч. 90: 564811+417500= 982311 р.

Операция № 37

Начислите НДС по расчетной ставке 18/118 от выручки (п.36).

2100000*18/118=320339 р.

1700000*18/118=259322 р.

Операция № 38

Определить финансовый результат от реализации строительно-монтажных работ и списать его на счет 99 «Прибыли и убытки». Для этого необходимо открыть сч.90 «Продажи» по каждому объекту (включая субподрядчиков). Если кредитовый оборот сч.90 превышает дебетовый оборот, то получаем прибыль , если дебетовый оборот сч.90 превышает кредитовый оборот – получаем убыток .

Д 90 «А» «Продажи» К

278000

2100000

1334759

320339

Об а = 1933098

Об а = 2100000


Д К - прибыль 166902 р.

Д 90 «Б» «Продажи» К

89000

1700000

982311

259322

Об б = 1330633

Об б = 1700000

Д К - прибыль 369367 р.

Операция № 40

Чтобы определить налог на прибыль, необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Для этого откройте счет 99 «Прибыли и убытки», выявите конечный остаток.

Начислите налог на прибыль по ставке 24%.

Д 99 Прибыли и убытки К

4000

536269

Об = 4000

Об = 536269

536 269 – 4000 = 532269 р. * 0,24 = 127745 р.

4.Отразить все хозяйственные операции на счетах.

5.Подсчитать обороты и сальдо на конец месяца по всем счетам.

Счет 01 «Основные средства»

Д

К

Сн = 6613000

327200

100000

100000

92000

8000

Об = 427200

Об = 200000

Ск = 6840200

Счет 02 «Амортизация ОС»

Д

К

Сн = 1415000

92000

18000

32500

120100

75000

Об = 92000

Об = 245600

Ск = 1568600

Счет 04 «Нематериальные активы»

Д

К

Сн = 577000

Ск = 577000

Счет 05 «Амортизация НМА»

Д

К

Сн = 261000

2350

Об = 2350

Ск = 263350

Счет 10 «Материалы»

Д

К

Сн = 812600

11000

270000

365000

Об = 376000

Об = 270000

Ск = 918600

Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»

Д

К

Сн = 70300

20000

20790

Об = 20000

Об = 20790

Ск = 69510

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость»

Д

К

Сн = 112000

55800

55800

50040

64800

16020

64800

Об = 186660

Об = 120600

Ск = 178060

Счет 20 «А» «Основное производство»

Д

К

Сн = 791500

18000

278000

32500

89000

25500

1334759

313000

982311

223000

86075

61325

278000

89000

270000

20790

100523

113927

152371

108559

Об = 1892570

Об = 2684070

0

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

Д

К

120100

100523

74000

113927

20350

Об = 214450

Об = 214450

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Д

К

3000

152371

17380

108559

75000

2350

128000

35200

Об = 260930

Об = 260930

Счет 50 «Касса»

Д

К

Сн = 7500

238000

208000

3300

30000

Об = 238000

Об = 241300

Ск = 4200

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Д

К

Сн = 2400000

120000

Об = 120000

Об = 0

Ск = 2280000

Счет 51 «Расчетный счет»

Д

К

Сн = 788400

40000

238000

30000

1529500

2100000

64500

1700000

26500

120000

100000

121201

Об = 3870000

Об = 2199701

Ск = 2458699

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д

К

Сн = 533500

1529500

310000

55800

17200

278000

50040

89000

16020

360000

64800

25000

Об = 1529500

Об = 1265860

Ск = 269860

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Д

К

Сн = 600000

2100000

2100000

1700000

1700000

Об = 3800000

Об = 3800000

Ск = 600000

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Д

К

Сн = 26500

26500

86075

7900

61325

20350

35200

5500

Об = 34400

Об = 208450

Ск = 200550

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д

К

Сн = 78000

64500

98000

55800

320339

64800

259322

121201

127745

Об = 306301

Об = 805406

Ск = 577105

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д

К

Сн = 238000

208000

7000

30000

313000

98000

223000

74000

128000

7900

20000

Об = 336000

Об = 772900

Ск = 674900

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Д

К

Сн = 1600

3300

3000

Об = 3300

Об = 3000

Ск = 1900

Счет 75 «Расчеты с учредителями/расчеты по вкладам в уставной капитал»

Д

К

Сн = 440000

40000

Об = 0

Об = 40000

Ск = 400000

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Д

К

Сн = 120000

100000

30000

17380

Об = 100000

Об = 47380

Ск = 67380

Счет 80 «Уставный капитал»

Д

К

Сн = 5004000

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»

Д

К

Сн = 288000

20000

25500

5500

Об = 25500

Об = 25500

Ск = 288000

Счет 84 «Нераспределенная прибыль»

Д

К

Сн = 640000

404524

Об = 404524

Ск = 1044524

Счет 97 «Расходы будущих периодов»

Д

К

Сн = 20000

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Д

К

360000

365000

25000

20000

Об = 385000

Об = 385000

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Д

К

Сн = 1470100

310000

327200

17200

Об = 327200

Об = 327200

Ск = 1470100

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Д

К

8000

11000

7000

4000

Об = 15000

Об = 15000

Счет 90 «Продажи»

Д

К

278000

2100000

89000

1700000

1334759

982311

320339

259322

166902

369357

Об = 3799990

Об = 3800000

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Д

К

4000

166902

127745

369357

404524

Об = 536269

Об = 536259

6.Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета на 01 февраля по следующей форме:

7.Сверить итог оборотов оборотной ведомости с итогом журнала регистрации операций.


Оборотная ведомость за январь 200_ г.

№ счета

Наименование счетов

Начальное сальдо на 01.01.

Обороты за январь

Конечное сальдо на 01.02.

Д

К

Д

К

Д

К

01

Основные средства

6613000

х

х

02

и т.д.

Итого:

8. По данным оборотной ведомости составить бухгалтерский баланс (приложение 3) и отчет о прибылях и убытках (приложение 4).

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на _______________20___ г.

Актив

Код показа-теля

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I . ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные налоговые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

в том числе:

210

сырье, материалы и другие аналог.ценности

211

животные на выращивании и откорме

212

затраты в незавершенном производстве

213

готовая продукция и товары для перепродажи

214

товары отгруженные

215

расходы будущих периодов

216

прочие запасы и затраты

217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

в том числе: покупатели и заказчики

241

Краткосрочные финансовые вложения

250

Денежные средства

260

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II

290

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

Пассив

Код показа-теля

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

()

()

Добавочный капитал

420

Резервный капитал

в том числе:

430

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток )

470

ИТОГО по разделу III

490

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

520

ИТОГО по разделу IV

590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

Кредиторская задолженность

в том числе:

620

поставщики и подрядчики

621

задолженность перед персоналом организации

622

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

задолженность по налогам и сборам

624

прочие кредиторы

625

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

Резервы предстоящих расходов

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

ИТОГО по разделу V

690

БАЛАНС

700

Справка о наличии ценностей,

учитываемых на забалансовых счетах

Арендованные основные средства

910

в том числе по лизингу

911

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

920

Товары, принятые на комиссию

930

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

940

Обеспечение обязательств и платежей полученные

950

Обеспечение обязательств и платежей выданные

960

Износ жилищного фонда

970

Износ объектов внешнего благоустройства и других

аналогичных объектов

980

Нематериальные активы, полученные в пользование

990

Отчет о прибылях и убытках

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период преды- дущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

Себестоимость продукции, работ, услуг

020

( )

( )

Валовая прибыль

029

Коммерческие расходы

030

( )

( )

Управленческие расходы

040

( )

( )

Прибыль (убыток) от продаж

050

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060

Проценты к уплате

070

( )

( )

Доходы от участия в других организациях

080

Прочие операционные доходы

090

Прочие операционные расходы

100

( )

( )

Внереализационные доходы

120

Внереализационные расходы

130

( )

( )

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

Отложенные налоговые активы

141

Отложенные налоговые обязательства

142

Текущий налог на прибыль

150

( )

( )

Чистая прибыль (убыток) очередного периода

190

СПРАВОЧНО.

Постоянные налоговые обязательства (активы)

200

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Тест

1. Отразите использование материалов на строительство объекта при выполнении работ:

а) Д23-К10

б) Д25-К10

в) Д20-К10

г) Д20-К16

2. Начислен резерв для оплаты отпускных рабочим, занятым на строительстве объекта:

а) Д26-К70

б) Д96-К70

в) Д20-К96

г) Д96-Д20

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ определяет, что фирма может создать резерв по сомнительному долгу, если выполняются следующие условия:

а) задолженность возникла по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги); срок погашения задолженности по договору истек; гарантии погашения задолженности отсутствуют

б) срок погашения задолженности по договору истек

в) задолженность возникла по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги); гарантии погашения задолженности отсутствуют

г) нет правильного ответа

4. Лимит денежных средств в кассе устанавливается:

а) порядком ведения кассовых операций в РФ

б) по согласованию с учреждением банка

в) руководителем организации

г) не устанавливается

5. Какой записью на счетах отражаются поступления основных средств в качестве вклада в уставный капитал?

а) Д75-К80

б) Д01-К80

в) Д08-К75

г) Д01-К08

6. Что входит в состав нематериальных активов?

а) права на объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы

б) деловая репутация и организационные расходы

в) деловая репутация организации и права на объекты интеллектуальной собственности

г) организационные расходы, деловая репутация, права на объекты интеллектуальной собственности

7. Что понимается под бухгалтерской отчетностью?

а) составление баланса, отчета о прибылях и убытках

б) система показателей имущества и финансового положения организации по результатам ее хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

в) обобщение и систематизация состояния имущества организации с целью проведения анализа и его управления

г) это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации по результатам ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

8. К материально-производственным запасам не относятся:

а) материалы

б) готовая продукция

в) основные средства

г) сырье

9. Оплата труда, начисленная за счет образованного резерва на оплату отпусков работников, отражается по дебету балансового счета:

а) 91 «Прочие доходы и расходы»

б) 96 «Резервы предстоящих расходов»

в) 20 «Основное производство»

10.Начисление налога на прибыль отражается проводкой::

а) Д90-К68

б) Д99-К68

в) Д68-К51

г) Д68-К99


Заключение

Бухгалтерский учет основных средств, исходя из вышеизложенного, должен обеспечивать выполнение следующих задач:

• правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

• достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

• полное определение затрат, связанных с поддержанием основных сред; в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

• контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Эти задачи решают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

Список использованной литературы

1. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов, Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин. 2-е изд. переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 – 527 с.

2. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Под общ. редакцией Г.В. Киселёвой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко » 2007. - 524 с.

3. Грибков А. Ю. Бухгалтерский учет в строительстве: практическое пособие – 4 изд., испр. – Москва: Омега – Л, 2007. – 432 с.

4. Ерофеева В.А., Принцева С.А. Бухгалтерский учет в строительстве – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 517 с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2005. – 592 с. – (Высшее образование).

6. Муравицкая Н.К. Бухгалтерский учет: учебник, М.: КНОРУС, 2007, 544 с.

7. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет в строительстве (7-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003, 720 с.

8. Основные документы бухгалтерского учета. – М.: Издательство ПРИОР, 2000

9. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств». Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №26н.

10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.

Скачать архив с текстом документа