Буренин Виктор Петрович

СОДЕРЖАНИЕ: Буренин, Виктор Петрович [7(19).3.1841, Москва, - 15.8.1926, Ленинград] - русский поэт, известный критик, драматург и публицист.

Буренин, Виктор Петрович [7(19).3.1841, Москва, - 15.8.1926, Ленинград] - русский поэт, известный критик, драматург и публицист.

Сын архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном училище. Литературную деятельность начал в 1861 (корреспонденция в Колоколе).

Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г. (в Искре 1862 г.) и Драматические сцены по поводу выхода Современника (в Современнике 1863 г., кн. 4), за подписью Владимир Монументов.

На страницах Искры 1863 - 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале Зритель Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами.

В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие . В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в Библиотеке для чтения Боборыкина , в Русском Слове Благосветлова и в Вестнике Европы (с 1868 г.), Беседе, Деле; писал также в Неделе (под псевдонимом Благонамеренного гражданина), в Отечественных Записках редакции Некрасова ; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием Военно-поэтические отголоски (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом Выборгский пустынник так же, как и Песнь о Педефиле и Педемахе (вышучивание Каткова и Леонтьева ), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6).

Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников Санкт-петербургских Ведомостей редакции В.Ф. Корша , где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры Журналистики и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом Маститого Беллетриста он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями Русского Вестника так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета.

Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты Новое Время и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его Критические очерки и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом Граф Алексис Жасминов.

Отдельные сборники сочинений Буренина: Очерки и пародии (СПб., 1874); Былое, стихотворения (СПб., 1880); Стрелы, стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); Песни и шаржи, новые стихотворения (СПб., 1886); I - Мертвая нога (таинственный процесс) и II - Роман в Кисловодске (3-е изд., СПб., 1889 - две повести); Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр. (СПб., 1879); Критические очерки и памфлеты (СПб., 1884); Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд (СПб., 1884); Критические этюды (СПб., 1888); Хвост (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); Пипа и Пуся, юмористические рассказы (СПб., 1894); Голубые звуки и белые поэмы (1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи Анджело (СПб., 1875) и драматические произведения: Медея (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); Мессалина (1885); Смерть Агриппины (СПб., 1886); Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне (М., 1890); Пленник Византии (драма, 1893); Диана Форнари (драма, 1894); Все хорошо, что хорошо кончилось (комедия, 1893); Матрона Эфесская (оперетта, музыка Иванова ); Ожерелье Афродиты (драма, 1896); Потонувший колокол (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); Сердце принцессы Озры (1898); Забава Путятишна (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); Не знаешь, где найдешь (комедия, перевод); Женщина с кинжалом; Нерон (трагедия, перевод); Императрица Византии (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник Театр (т. I-II).

Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточеннейшего противника.

Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о Новом Времени, в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение.

Соч.: Сочинения, т. 1-5, СПБ. 1912-17; Поэты Искры. [Ред. и примеч. И. Ямпольского], Л., 1933; то же, т. 2, Л., 1955.

Список литературы

Михайловский Н. К., Письма постороннего..., Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1908

Там же, О г. Буренине. т. 6, СПБ, 1909.

Скачать архив с текстом документа