Byrds
СОДЕРЖАНИЕ: Обычно этот коллектив ассоциируется у знатоков рок-музыки со стилем фолк-рок. Но в творческой биографии Byrds есть период, когда они исполняли музыку, находящуюся на стыке разных жанров, близкую к тому, что сейчас называется арт-роком.Обычно этот коллектив ассоциируется у знатоков рок-музыки со стилем фолк-рок. Но в творческой биографии Byrds есть период, когда они исполняли музыку, находящуюся на стыке разных жанров, близкую к тому, что сейчас называется арт-роком. Первоначально группа возникла под названием The Jet Set и состояла из трех музыкантов, исполнявших акустическую фолк-музыку в клубах Лос-Анджелеса. В нее вошли: Роджер Макгуинн (гитара, вокал), Джин Кларк (ритм-гитара, вокал) и Дэвид Кросби (гитара, вокал). Первый их сингл, Please Let Me Love You, был выпущен под псевдонимом Beefeaters и успеха не имел. В конце 1964 года в составе команды появились бас-гитарист Крис Хиллмэн и барабанщик Майкл Кларк. Группа сменила название на The Byrds и, заключив контракт с фирмой CBS, записала свой первый альбом, сделанный в стиле фолк-рок. Первый настоящий успех Byrds был связан с выходом сингла Mr. Tambourine Man, который попал на верхние строчки хит-парадов, как в США, так и в Англии.
Организуя турне группы по Европе, менеджеры стали подавать их как американский ответ битлам. Однако, их гастроли в Великобритании ожидаемого успеха не имели. Зато выход в свет альбома Mr Tambourine Man закрепил за Byrds авторитет пионеров фолк-рока. На нем были представлены песни Боба Дилана и Пита Сигера, а также гитариста Джина Кларка, который стал набирать силу как своеобразный композитор, влияющий своим творчеством на имидж группы. Следующий альбом, Turn! Turn! Turn!, занял в штатовских чартах первое место. Группа стала кумиром молодежи. The Byrds были одной из первых команд в США, которая на волне битломании произвела трансформацию биг-бита в рок, ввела моду на длинные волосы и прочие аксессуары хипповской моды.
Постепенно в музыке и в текстах песен группы появлялись более глубокие и разнообразные темы, говорящие об отходе от привычного фолк-рока. В начале 1966 года вышел сингл Eight Miles High, который современники отмечают как начало психоделической рок-музыки. Начался период, когда в творчестве группы чувствовалось желание расширить рамки своего творчества. В записях того времени можно услышать элементы авангардного джаза и индийской музыки. Критики назвали эксперименты такого рода эклектикой, но это, на самом деле, были первые попытки органично сплавить на основе ритм-энд-блюза то, что к нему прямого отношения не имело. Как это и происходило в дальнейшем с прогрессив-роком, малейшее усложнение привело к потере коммерческого успеха. Eight Miles High попал на последние места в хит-парадах, а некоторым радиостанциям было запрещено транслировать этот сингл по причине якобы скрытого там призыва к наркотикам.
Затем произошло фатальное изменение в составе группы. Из нее ушел основной автор песен и ведущий вокалист Джин Кларк. Основной причиной ухода была его боязнь летать на самолетах, а группе предстояли постоянные гастроли, связанные с перелетами. Byrds продолжили свою карьеру вчетвером, записав новый альбом Fifth Dimention в иронично-философском настроении, с психоделическим уклоном. Но с этого момента их коммерческий успех в чартах начал снижаться. В 1967 году, после выхода в свет четвертого альбома, Younger Than Yesterday, продолжились изменения в составе группы. Для сессий на три недели был приглашен Джин Кларк. Однако, команду покинул Майкл Кларк, на место которого в 1968 году пришел двоюродный брат Хиллмэна Кевин Келли. Появился также певец, композитор и гитарист Грэм Парсонс.
Имидж группы несколько поменялся. Во-первых, Byrds начали экспериментировать со звуком в студии, используя всевозможные новинки техники, электронные эффекты и приемы микширования, добиваясь космического звучания. Во-вторых, их образ психоделической группы несколько сдвинулся в сторону кантри-рока. Летом 1968 года Грэм Парсонс неожиданно покинул группу, сорвав якобы по болезни гастроли по Латинской Америке. Басист Крис Хиллмэн, повздорив с менеджером группы, тоже ушел, объединившись с Парсонсом в Flyind Buritto Brothers. Руководство в Byrds принял на себя Джим Макгуинн, собрав новый состав, куда вошли Кларенс Уайт (гитара, вокал), Джон Йорк (бас) и Джин Парсонс (ударные). После записи двух альбомов – Dr. Byrds Mr. Hyde и Ballad of Easy Rider - пришел новый барабанщик - Скип Бэттин. В этом составе группа продержалась почти пять лет. В 1973 году ушли из жизни сразу два ее бывших участника. Сначала был сбит пьяным водителем Кларенс Уайт, а затем умер от передозировки наркотиков Грэм Парсонс.
Другие бывшие члены Byrds продолжили свою деятельность в различных проектах. Наиболее удачной была карьера Дэвида Кросби в Crosby, Stills, Nash Young. Правда, он попал под зависимость от наркотиков и, в конце концов, угодил в тюрьму. В конце 80-х он избавился от тяжкого недуга и вновь, полный энтузиазма делал попытки возродить Byrds вместе с Макгуинном и Хиллманом. Среди бывших бирдовцев началась борьба за авторские права. После судебных процессов право использовать название группы отвоевал барабанщик Майкл Кларк. В 1990 году Кросби с Макгуинном и Хиллманом записали четыре песни, включенные в набор из 90 наиболее популярных песен года. В 1991 году все участники Byrds были включены в список Зал Славы Рок-н-ролла. Восстановить группу в ее раннем составе так и не удалось. В 1991 году умер Джин Кларк, а в 1993-м - Майкл Кларк.
Состав
Jim McGuinn - гитара, вокал
Clarence White - гитара, вокал
John York - бас
Skip Battin - ударные
Дискография
Mr. Tambourine Man - 1965
Turn! Turn! Turn! - 1965
Fifth Dimension - 1966
Younger than Yesterday - 1967
The Notorious Byrd Brothers - 1968
Sweetheart Of The Rodeo - 1968
Live At The Fillmore West February 1969 - 1969
The Ballad Of Easy Rider - 1969
Dr. Byrds Mr. Hyde - 1969
Byrds - 1970
Byrdmaniax - 1971
Farther Along - 1972
The Byrds - 1973
Never Before - 1989
StarRockets - 1995