Бюджетная и налоговая политика России в 2010 году

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 1. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2010 год. 5 1.1. Состав и формирование бюджета. 5 1.2. Различия формирования налогами доходной части бюджета России и капиталистических стран 26

[1]

2. Динамика доходов и расходов государственного бюджета РФ.

2.1. Доходы государственного бюджета РФ

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и характеризуются следующими данными (таблица 2.1).

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 2.2).

Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:

1) замена единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизились в 2010 году по сравнению с 2009 годом;

2) увеличение прогнозных цены на нефть марки Юралс и курса доллара США по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 годом;

3) уменьшение в 2010-2012 годах прогноза поступлений по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий в связи с наметившимся дефицитом участков недр и снижением прогнозируемого количества проводимых аукционов, а также прогнозируемых доходов от операций с государственным материальным резервом;

4) разовые доходы, учтенные в 2009 году, в том числе связанные с возвратом в федеральный бюджет средств имущественного взноса Российской Федерации государственными корпорациями Российская корпорация нанотехнологий и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 85,4 млрд.рублей, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в сумме 74,5 млрд.рублей и централизацией счетов ФТС России в сумме 100,0 млрд.рублей.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 22,9% в 2010 году, 19,5% в 2011 году и до18,0% к ВВП в 2012 году.

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и объема дефицита федерального бюджета с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.

С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9886,9 млрд.рублей (22,9% ВВП), на 2011 год - 9389,8 млрд.рублей (19,5% ВВП), на 2012 год - 9681,0 млрд.рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4 %, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5 %, 12,1% и 3,6 процента (таблица 2.3).

В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,3% к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах - средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2.4):

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах) (таблица 2.5):

Объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн.рублей на начало 2009 года до 1,1 трлн.рублей на конец 2012 года (таблица 2.6):

При этом значительная часть средств Фонда национального благосостояния в объеме 655,0 млрд.руб. размещена на депозитах в ВЭБ.

В 2010-2012 годах повышается доля иных источников финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2.7):

Подробное описание, расчеты и обоснования объемов доходов, бюджетных ассигнований по расходам, а также источникам покрытия дефицита федерального бюджета приведены в соответствующих разделах настоящей пояснительной записки.

Доходы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. При расчете доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2010 года:

1) индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на табачные изделия: сигареты с фильтром - на 37% к уровню 2009 года и на 14% к ранее утвержденным ставкам 2010 года, сигареты без фильтра - на 74% и 36% соответственно);

2) увеличение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий;

3) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет дохода от уплаты налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100 процентов;

4) зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

5) увеличение норматива зачисления в доход федерального бюджета с 50 до 75% от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов;

6) введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.

Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году на 213, 6 млрд.рублей (0,49 % к ВВП), в том числе:

1) в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 13,1 млрд.рублей;

2) в связи с повышением размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий доходы федерального бюджета увеличатся на 22,8 млрд.рублей;

3) в результате изменения норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 49,0 млрд.рублей с соответствующим уменьшением доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

4) в связи с зачислением в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния доходы федерального бюджета увеличатся на 99,3 млрд.рублей;

5) в результате увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет с 50 до 75% от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, доходы федерального бюджета увеличатся на 25,0 млрд.рублей;

6) в связи с введением специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен доходы федерального бюджета возрастут на 4,5 млрд.рублей.

В связи с внесением вышеуказанных изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации доходы федерального бюджета в 2011 году увеличатся на 205,4 млрд.рублей (0,43% к ВВП), в 2012 году - на 177,5 млрд.рублей (0,33% к ВВП).

Также внесены изменения в части распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 29.07.2007 О транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь таможенные платежи, при выпуске товаров для свободного обращения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 %.

Исходя из положений Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации суммы залогов и авансов в счет предстоящих таможенных платежей уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем, установлены нормативы распределения указанных доходных источников 100 процентов в федеральный бюджет.

Параметры доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, прогноз поступления доходов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов с учетом формирования нефтегазовых доходов, прогноз поступления доходов по основным главным администраторам доходов приведены в приложениях N N 3, 4 и 5* к настоящей пояснительной записке.

Оценка влияния изменений законодательства на прогноз доходов федерального бюджета приведены в приложении N 2* к настоящей пояснительной записке.

В 2010 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 6950,0 млрд.рублей (16,1% к ВВП).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2010 году в сумме 3194,7 млрд.рублей (7,4% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в сумме 3755,3 млрд.рублей (8,7% к ВВП).

В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 3708,3 млрд.рублей (8,6% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 3238,9 млрд.рублей (7,5% к ВВП), а так же доходы федерального бюджета от поступлений целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей в сумме 2,7 млрд.рублей (0,01% к ВВП).

По сравнению с уточненной оценкой 2009 года прогнозируемые в 2010 году доходы увеличатся на 236,2 млрд.рублей (таблица 2.8).

Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2010 год, приведены в таблице 2.9.

В 2011 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 7455,7 млрд.рублей (15,5% к ВВП).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2011 году в сумме 3311,8 млрд.рублей (6,9% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2011 году прогнозируются в сумме 4143,9 млрд.рублей (8,6% к ВВП).

В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 4072,4 млрд.рублей (8,4% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 3379,7 млрд.рублей (7,1% к ВВП), а так же доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности в сумме 3,7 млрд.рублей (0,01% к ВВП).

По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2010 год прогнозируемые в 2011 году доходы будут увеличены. Данные приведены в таблице 2.10.

Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2011 год, приведены в таблице 2.11.

В 2012 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 8069,6 млрд.рублей (15,0% к ВВП).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2012 году в сумме 3503,1 млрд.рублей (6,5% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются в сумме млрд.рублей (8,5% к ВВП).

В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 4517,3 млрд.рублей (8,4% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 3547,5 млрд.рублей (6,6% к ВВП), а так же доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности в сумме 4,8 млрд.рублей (0,01% к ВВП).

По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2011 год прогнозируемые в 2012 году доходы увеличатся на млрд.рублей. Данные приведены в таблице 2.12.

Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год, приведены в таблице 2.13

Доходы от поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2010 год прогнозируется в сумме 214707,3 млн.рублей (0,50% к ВВП).

В основу расчета прогноза по налогу на прибыль организаций принят прогноз на 2010 год по объему прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой службы о налоговой базе за 2008 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2009 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, прогнозируемого в составе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Общий объем прибыли для целей налогообложения на 2010 год прогнозируется в сумме 8626617,9 млн.рублей (19,98% к ВВП).

При определении налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 2%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 1167189,2 млн.рублей, в том числе за счет:

- доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15 процентов, - 93826,0 млн.рублей;

- прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, - 931213,7 млн.рублей;

- полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, - 142149,5 млн.рублей.

Одновременно с этим налогооблагаемая прибыль увеличена на сумму доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, в размере 198609,1 млн.рублей.

С учетом изложенного, налоговая база для расчета налога на прибыль организаций составит 7658037,8 млн.рублей.

Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 2%, прогнозируется в размере 153160,8 млн.рублей.

Поступление налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20%, 15% и 9%, прогнозируется на 2010 год в сумме 44831,6 млн.рублей. Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленной, произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В результате сумма налога на прибыль организаций с учетом собираемости (95,9%) и доначисленного налога в результате контрольных мероприятий налоговых органов планируется в размере 200715,8 млн.рублей.

Учитывая, что законодательством предусмотрено сохранение льгот по налогу на прибыль при осуществлении программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства военнослужащих (Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ), резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области (Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ) и участникам Особой экономической зоны Магаданской области (Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ), в расчете налога на прибыль организаций на 2010 год учтены потери от предоставления этих льгот в общей сумме 82,4 млн.рублей.

Таким образом, поступление налога на прибыль организаций (без учета налога с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) на 2010 год прогнозируется в сумме 200633,4 млн.рублей (0,46% к ВВП).

По сравнению с уточненной оценкой за 2009 год прогнозируется увеличение налога на прибыль организаций на 49056,2 млн.рублей или на 29,6%, что связано с изменением прогнозируемых объемов прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2011 год прогнозируется в размере 219495,5 млн.рублей (0,46% к ВВП), что на 4788,2 млн.рублей или на 2,2% больше суммы, прогнозируемой на 2010 год. Увеличение поступления налога связано с изменением прогнозируемых объемов прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2012 год прогнозируется в размере 231566,8 млн.рублей (0,43% к ВВП), что на 12071,3 млн.рублей или на 5,5% больше суммы, прогнозируемой на 2011 год, что обусловлено изменением прогнозируемых объемов прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.

Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2010 год прогнозируются в сумме 1240011,6 млн.рублей (2,87% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемы импорта и экспорта, курс доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2009 год.

Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2010 год прогнозируются в размере 19088654,0 млн.рублей (44,20% к ВВП) и 16130305,1 млн.рублей (37,35% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога и налоговых вычетов в процентах к ВВП учтены сложившиеся доли налога и вычетов по оценке налоговой базы за 2009 год.

Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, учитываемые в общей сумме вычетов, рассчитывались следующим образом:

- вычеты, предъявляемые по ввозимым товарам, определены в сумме 694005,1 млн.рублей исходя из прогнозируемого поступления налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в сумме 940641,2 млн.рублей и доли 73,78%, сложившейся по оценке налоговой базы за 2009 год по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;

- налог, уплаченный поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, определен в сумме 888646,5 млн.рублей на основе объемов экспорта, прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю, а также доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 46,8 процента.

Таким образом, с учетом начисленного налога (19088654,0 млн.рублей или 44,20% к ВВП), общей суммы налоговых вычетов (17712956,7 млн.рублей или 41,01% к ВВП), уровня собираемости (91,3%), сложившегося в 2008 году, расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1256011,6 млн.рублей.

Прогнозируемое на 2010 год возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции снизит планируемое поступление налога на 16000,0 млн.рублей.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется на 163563,4 млн.рублей или на 15,2% больше суммы налога по уточненной оценке за 2009 год.

При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 298307,7 млн.рублей.

В то же время на снижение доходов окажут влияние рост прогнозируемого объема экспорта - на 57226,6 млн.рублей, объема импорта - на 30980,7 млн.рублей, курса доллара США по отношению к рублю - на 46531,9 млн.рублей.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в размере 1457702,4 млн.рублей (3,03% к ВВП), что на 217690,8 млн.рублей или на 17,6% больше суммы, планируемой на 2010 год.

При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 334114,4 млн.рублей.

В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 51451,7 млн.рублей, объема экспорта - на 26902,3 млн.рублей, прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 38069,6 млн.рублей.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 1666967,8 млн.рублей (3,10% к ВВП), что на 209327,5 млн.рублей или на 14,4% больше суммы, планируемой на 2011 год.

При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 381127,9 млн.рублей.

В то же время увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю приведет к снижению доходов на 71533,2 млн.рублей, объема импорта - на 65298,8 млн.рублей, объема экспорта - на 35030,5 млн.рублей.

Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Общая сумма поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется в размере 108133,4 млн.рублей (0,25% к ВВП).

Прогноз поступления акцизов на 2010 год рассчитан исходя из прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров и ставок акцизов, установленных в главе 22 Акцизы Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

Поступление акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 4276,1 млн.рублей (0,01% к ВВП).

Расчет поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья произведен на основе прогнозируемых объемов реализации спирта этилового из пищевого сырья в объеме 33,22 млн. дал., спирта этилового из всех видов сырья, кроме пищевого, в объеме 1,40 млн. дал. и ставки акциза в размере 30,5 рубля за 1 литр безводного этилового спирта. Собираемость акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и на спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого, на 2010 год предусматривается на уровне ожидаемой оценки 2009 года (77,9 и 77,2 процентов соответственно).

В прогнозных расчетах не предусмотрено поступление акцизов на спиртосодержащую продукцию, поскольку возмещение сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, превышает прогнозируемые поступления акцизов на спиртосодержащую продукцию.

Поступление акцизов на табачную продукцию прогнозируется в сумме 101160,6 млн.рублей (0,23% к ВВП), которые в полном объеме подлежит зачислению в доходы федерального бюджета.

Прогноз поступления акцизов на табачную продукцию рассчитан исходя из ставок акцизов и прогнозируемого объема реализации табачной продукции в количестве 408,0 млрд. штук, в том числе сигарет с фильтром - 398,5 млрд. штук и сигарет без фильтра и папирос - 27,5 млрд. штук за вычетом необлагаемого объема экспорта сигарет с фильтром в размере 18,0 млрд. штук. При расчете прогноза поступления акцизов на сигареты с фильтром применена специфическая ставка акциза в размере 205 рублей за 1000 штук (увеличение на 37% к уровню 2009 года и на 14% к ранее утвержденным ставкам 2010 года) и адвалорная ставка акциза в размере 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из розничных цен. Расчет поступления акцизов на сигареты без фильтра и папиросы произведен исходя из специфической ставки акциза в размере 155 рублей за 1000 штук (увеличение на 67% к уровню 2009 года и на 31% к ранее утвержденным ставкам 2010 года). Розничные цены по указанным группам табачной продукции определены на основе фактически сложившихся цен за 7 месяцев 2009 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики) с учетом инфляции, ожидаемой в 2009 году и прогнозируемой на 2010 год.

Поступление акцизов на автомобили легковые и мотоциклы в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 2696,7 млн.рублей (0,01% к ВВП).

Прогноз поступления акцизов на автомобили легковые и мотоциклы рассчитан исходя из налогооблагаемого объема реализации автомобилей в количестве 393,5 тыс. штук и ставок акцизов на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно в размере 23,9 рубля за 1 л.с., на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) - 235,0 рублей за 1 л.с.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется на 26680,4 млн.рублей или на 32,8% больше суммы акцизов по уточненной оценке за 2009 год. На увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов оказали влияние:

- индексация ставок акцизов на табачную продукцию - на 23945,2 млн.рублей, на спирт из всех видов сырья - на 392,6 млн.рублей, на автомобили легковые и мотоциклы - на 243,0 млн.рублей;

- повышение средней розничной цены на сигареты и папиросы - на 1830,2 млн.рублей;

- рост облагаемых объемов реализации автомобилей легковых и мотоциклов - на 188,8 млн.рублей, табачной продукции - на 155,3 млн.рублей, спирта этилового из всех видов сырья - на 40,8 млн.рублей.

При этом в результате снижения доли автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых доходы федерального бюджета уменьшились на 115,5 млн.рублей.

Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 2011 год прогнозируются в сумме 131569,6 млн.рублей (0,27% к ВВП), в том числе:

- на спирт этиловый из всех видов сырья - 4756,5 млн.рублей;

- на табачную продукцию - 123568,5 млн.рублей;

- на автомобили легковые и мотоциклы - 3244,6 млн.рублей.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется на 23436,2 млн.рублей или на 21,7% больше суммы, планируемой на 2010 год, том числе за счет:

- повышения ставок акцизов на табачную продукцию - на 20262,5 млн.рублей, на спирт этиловый из всех видов сырья - на 438,8 млн.рублей, на автомобили легковые и мотоциклы - на 299,4 млн.рублей;

- увеличения средней розничной цены на сигареты и папиросы - на 1781,0 млн.рублей;

- роста облагаемых объемов реализации табачной продукции - на 364,3 млн.рублей, автомобилей легковых и мотоциклов - на 285,8 млн.рублей, спирта этилового из всех видов сырья - на 41,6 млн.рублей.

В результате снижения доли автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых доходы федерального бюджета уменьшились на 37,2 млн.рублей.

Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 161050,0 млн.рублей (0,30% к ВВП), в том числе:

- на спирт этиловый из всех видов сырья - 5389,0 млн.рублей;

- на табачную продукцию - 151299,0 млн.рублей;

- на автомобили легковые и мотоциклы - 4362,0 млн.рублей.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется на 29480,4 млн.рублей или на 22,4% больше суммы, планируемой на 2011 год. На увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов оказали влияние:

- индексация ставок акцизов на табачную продукцию - на 27843,1 млн.рублей, на спирт из всех видов сырья - на 495,2 млн.рублей, на автомобили легковые и мотоциклы - на 396,5 млн.рублей;

- рост облагаемых объемов реализации автомобилей легковых и мотоциклов - на 616,1 млн.рублей, спирта этилового из всех видов сырья - на 137,3 млн.рублей;

- повышение доли автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых - на 104,8 млн.рублей.

При этом в результате снижения облагаемых объемов реализации табачной продукции доходы федерального бюджета уменьшились на 112,6 млн.рублей.

Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется в сумме 942141,2 млн.рублей ( % к ВВП).

Налоговая база для исчисления налога определена на основе прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта, курса доллара США по отношению к рублю, прогнозируемых сумм ввозных таможенных пошлин и акцизов на ввозимые товары. Налогооблагаемый объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь принят в размере 162,7 млрд. долларов США.

В прогнозном расчете применяется среднеэффективная ставка налога в размере 15,56%, в том числе на товары, ввозимые из Республики Беларусь, - 14,2 процента.

По сравнению с уточненной оценкой за 2009 год прогнозируется увеличение доходов поступления налога на млн.рублей или на % в результате роста объема импорта (на 47476,6 млн.рублей) и повышения прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 30125,9 млн.рублей).

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2011 год прогнозируется в сумме 1041562,2 млн.рублей (2,17% к ВВП), что на млн.рублей или на % больше суммы, планируемой на 2010 год. При этом в связи с ростом объема импорта поступление налога увеличится на 74881,9 млн.рублей, повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 24539,1 млн.рублей.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 1186010,5 млн.рублей (2,21 % к ВВП), что на 144448,3 млн.рублей или на 13,9% больше суммы, планируемой на 2011 год. Увеличение поступления налога связано с ростом объема импорта (на 96938,3 млн.рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 47510,0 млн.рублей).

Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется в сумме 22890,7 млн.рублей (0,05% к ВВП).

Прогноз поступления акцизов на 2010 год рассчитан исходя из объемов импорта отдельных подакцизных товаров и ставок акцизов, установленных в главе 22 Акцизы Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

По сравнению с уточненной оценкой за 2009 год прогнозируется увеличение поступления акцизов на 4637,7 млн.рублей или на 25,4 процента. На увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов оказали влияние:

- индексация ставок акцизов - на 4404,5 млн.рублей;

- увеличение объемов ввозимых подакцизных товаров - на 149,4 млн.рублей;

- повышение средней розничной цены на сигареты импортные - на 83,8 млн.рублей.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 25480,4 млн.рублей (0,05% к ВВП), что на 2589,7 млн.рублей или на 11,3% больше суммы, прогнозируемой на 2010 год.

Факторы, приводящие к увеличению прогнозируемых сумм поступления акцизов:

- индексация ставок акцизов - на 2260,4 млн.рублей;

- рост объемов ввозимых подакцизных товаров - на 271,0 млн.рублей;

- увеличение средней розничной цены на сигареты импортные - на 58,3 млн.рублей.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 28924,1 млн.рублей (0,05% к ВВП), что на 3443,7 млн.рублей или на 13,5% больше суммы, прогнозируемой на 2011 год.

Увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов обусловлено влиянием следующих факторов:

- индексация ставок акцизов - на 3370,7 млн.рублей;

- рост объемов ввозимых подакцизных товаров - на 37,7 млн.рублей;

- увеличение средней розничной цены на сигареты импортные - на 35,3 млн.рублей.

Доходы от поступлений налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется в сумме 1074147,0 млн.рублей (% к ВВП), в том числе: по нефти - 971031,7 млн.рублей; по газу горючему природному - 79395,8 млн.рублей; по газовому конденсату - 8770,4 млн.рублей; по прочим полезным ископаемым - млн.рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, - 5142,7 млн.рублей.

Расчеты поступления налога на добычу полезных ископаемых произведены на основании планируемого объема добычи полезных ископаемых; прогнозируемого уровня цен на полезные ископаемые; среднегодового курса доллара США по отношению к рублю, а также с учетом изменений бюджетного законодательства, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

В расчетах поступления налога на добычу полезных ископаемых учтены налогооблагаемый объем добычи нефти в размере 453,722 млн. тонн при общем объеме добычи - 474,0 млн. тонн, объем добычи газа горючего природного в размере 547,05 млрд. куб.м при общем объеме добычи - 564,5 млрд. куб.м. В соответствии с законодательно установленным порядком при определении налогооблагаемых объемов не учитывались объемы добычи нефти и газа горючего природного по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (по нефти - 15,418 млн. тонн и по газу горючему природному - 14,75 млрд. куб.м) и нормативные потери при добыче углеводородного сырья (по нефти - 2,57 млн. тонн и по газу горючему природному - 2,7 млрд. куб.м). Объем добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации принят в размере 2,29 млн. тонн.

При прогнозируемой на 2010 год мировой цене на нефть марки Юралс в размере 58,0 долларов США за баррель и среднегодовом курсе доллара США по отношению к рублю в размере 33,9 рубля за доллар США коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит . Расчетная налоговая ставка по нефти с учетом корректировки на указанный коэффициент на 2010 год запланирована в размере рубля за тонну нефти. По остальным видам полезных ископаемых налоговые ставки приняты в размерах, установленных в главе 26 Налог на добычу полезных ископаемых Налогового кодекса Российской Федерации. Уровень собираемости в расчетах налога принят в размере 98,6 %.

Нормативы распределения поступления налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетной системы Российской Федерации предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

В расчетах налога на добычу полезных ископаемых на 2010 год учтено увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (кроме газа горючего) с 95 до 100 процентов. В результате изменения законодательства поступление налога в федеральный бюджет увеличится на млн.рублей.

По сравнению с уточненной оценкой за 2009 год прогнозируется увеличение поступления налога на млн.рублей или на процента.

Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:

- изменение бюджетного законодательства - на 48990,1 млн.рублей;

- повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на млн.рублей;

- изменение мировой цены на нефть марки Юралс - на млн.рублей;

- увеличение прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного - на 6936,6 млн.рублей, газового конденсата - на 1413,6 млн.рублей, нефти - на млн.рублей, прочих полезных ископаемых - на 111,3 млн.рублей.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме млн.рублей (% к ВВП), что на млн.рублей или на % больше суммы, планируемой на 2010 год.

На увеличение поступления налога оказали влияние:

- изменение мировой цены на нефть марки Юралс - на млн.рублей;

- повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на млн.рублей;

- увеличение прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного - на 1549,5 млн.рублей, газового конденсата - на 748,5 млн.рублей, прочих полезных ископаемых - на 725,0 млн.рублей.

Вместе с тем уменьшение прогнозируемых объемов добычи нефти снизит поступление налога на млн.рублей.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 1152456,6 млн.рублей (% к ВВП), что на млн.рублей или на % больше суммы, планируемой на 2011 год.

Увеличение поступления налога обусловлено влиянием следующих факторов:

- изменение мировой цены на нефть марки Юралс - на млн.рублей;

- повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на млн.рублей;

- увеличение прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного - на 1948,5 млн.рублей, газового конденсата - на 963,6 млн.рублей, прочих полезных ископаемых - на 1176,4 млн.рублей.

При этом снижение прогнозируемых объемов добычи нефти уменьшит прогноз поступления налога на млн.рублей.

Доходы от поступлений регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет в 2010, 2011 и 2012 годах. Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2010 год прогнозируется в сумме 22201,5 млн.рублей (% к ВВП).

Расчеты регулярных платежей осуществлены на основе прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья из месторождений, эксплуатируемых на условиях действующих соглашений о разделе продукции, определяющих виды, размер и ставки платежей, условия раздела продукции между инвестором и государством.

По сравнению с уточненной оценкой поступления регулярных платежей за 2009 год прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета на млн.рублей или на %, что обусловлено увеличением объемов добычи углеводородного сырья, изменением мировой цены на нефть марки Юралс и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю.

Поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2011-2012 годы прогнозируются в сумме 25154,1 млн.рублей (% к ВВП) и 27193,1 млн.рублей (% к ВВП) соответственно. Поступление регулярных платежей в федеральный бюджет на 2011 год на млн.рублей или на % больше суммы, планируемой на 2010 год; на 2012 год на млн.рублей или на % больше суммы, планируемой на 2011 год. Увеличение поступления регулярных платежей в 2011-2012 годах связано с увеличением прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья, изменением мировой цены на нефть марки Юралс и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю.

2.2. Расходы государственного бюджета РФ.

В качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2010-2012 годы определены: финансовое обеспечение пенсионной реформы; безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи; формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения); стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике; реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда; финансовое обеспечение модернизации армии; выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе - по проведению крупных международных мероприятий.

Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:

1. выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

1.1. обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

1.2. пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;

1.3. социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты) с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;

1.4. сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях на уровне 2009 года;

1.5. финансовое обеспечение судебной системы;

1.6. обслуживание государственного долга Российской Федерации;

1.7. выполнение международных и налоговых обязательств федеральных бюджетных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;

1.8. предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение делегированных полномочий;

2. выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

2.1. обеспечение федеральных обязательств по оплате труда (денежному довольствию, денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате) военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая судей Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных учреждений с сохранением действующих в текущем году условий оплаты труда указанных работников;

2.2. обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;

2.3. реализация приоритетных национальных проектов Здоровье и Образование;

2.4. поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;

2.5. развитие транспортной системы;

2.6. поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;

2.7. обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;

2.8. подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);

2.9. предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера, в том числе на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

3. определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

В условиях адаптации федерального бюджета к сокращению бюджетных доходов прогнозируются существенные изменения в функциональной структуре расходов федерального бюджета (таблица 2.14):

Раздел Межбюджетные трансферты сохраняет первое место по объему расходов и его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду (при сокращении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).

Доля расходов по разделу Общегосударственные вопросы возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (101,5 млрд.рублей), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд.рублей), на имущественный взнос в госкорпорацию Олимпстрой (102,0 млрд.рублей).

Увеличится доля расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Одновременно планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2009 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию ФЦП и субсидирование экономики.

Доля расходов по другим разделам остается незначительной, поскольку в соответствующих сферах основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено сокращением расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением оплаты труда) и на реализацию ФЦП.

Во всех случаях, несмотря на стабилизацию или, в ряде случаев, сокращение расходов по сравнению с 2009 годом, в соответствующих отраслях обеспечивается выполнение социальных обязательств Российской Федерации, оплата труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации государственной политики.

При этом, по сравнению с 2008 годом в 2010 году наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета по всем разделам классификации расходов в номинальном выражении (приложение N 6*).

Необходимо учитывать, что одним из инструментов реализации федеральной политики являются межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы (приложение N 7*).

С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета становится социальная политика (27,3% от общего объема расходов в 2008 году и 32,0% в 2010 году).

Наибольший объем бюджетных ассигнований на 2010 год предусматривается на межбюджетные трансферты и на оказание услуг бюджетными учреждениями и выполнение функций государственными органами (таблица 2.15).

Пояснения к формированию бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2010 год приведены в соответствующих разделах настоящей записки.

Заключение

Сегодня основные доходы федерального бюджета остаются опасно низкими, а расходы продолжают расти. Важная часть федерального бюджета – производство и экспорт энергоносителей переживает снижение спроса в следствии мирового экономического кризиса.

Дефицит бюджета в 2010 году может увеличиться с 6,8 до 7,2% ВВП. Эксперты объясняют такие тревожные заявления ведомства Кудрина реальным ухудшением государственного финансирования в 2010 году, а также ухудшениями на рынке труда.

«В целом мы ожидаем снижение доходов бюджета по сравнению с запланированными в законе о бюджете на 38 миллиардов рублей и рост расходов на 128 миллиардов рублей», – сообщила Нестеренко. Она отметила, что такой рост расходов связан, в частности, с ожидаемым увеличением дефицита Пенсионного фонда РФ, которое может произойти из-за изменения объема фонда оплаты труда. «Если мы допустим рост расходов на 128 миллиардов рублей и не найдем доходов, то дефицит может составить 7,2% ВВП. Это не очень хороший показатель», – пояснила ситуацию замминистра. Она отметила, что задача Минфина – «удержаться по объему дефицита в параметрах бюджета (6,8% ВВП), не выходить в парламент с предложением увеличить дефицит».

Чтобы не усугублять рост бюджетных расходов, Минфин рекомендует правительству не увеличивать расходные обязательства до следующего уточнения макроэкономического прогноза. В частности, министерство предлагает отложить принятие решения о расходовании 100 млрд. руб. на докапитализацию банков через механизм ОФЗ (облигации федерального займа), а также не принимать решение по расходованию 22 млрд. руб. в рамках антикризисных мероприятий. Нестеренко напомнила, что в целом на текущий год на эти цели предусмотрено 175 млрд. руб. И почти по всему объему этих средств уже приняты решения об их расходовании, за исключением 22 млрд. руб.

Замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов говорит, что теоретически можно предположить, будто такое нагнетание ситуации вокруг дефицита бюджета – это на самом деле лишь «защитная реакция» Минфина на «давление, которое произойдет в связи с ростом реальных цен на нефть в отличие от заложенной в проекте бюджета». Это – своего рода запугивание, чтобы сэкономить хотя бы те 100 млрд. руб., которые требуются на докапитализацию банков, и 22 млрд. руб., необходимые на антикризисные мероприятия. «Кудрин – консерватор, который старается очень жестко охранять бюджет от всяческих непредвиденных расходов», – полагает Павлов. Но на самом деле, говорит Павлов, с разумной точки зрения такие заявления Минфина все-таки сложно объяснить. «Пенсионный фонд должен достаточно неплохо просчитываться. Какие могут быть внезапные изменения: у нас внезапно появился миллион пенсионеров? Я могу понять, что случились какие-то непредвиденные расходы, но почему они столь серьезные – непонятно».

Другого мнения придерживается генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Правительство исходило из среднеоптимистического прогноза уровня занятости в стране. Сейчас же эти прогнозы стали более пессимистичны. Наступивший год скорее всего не приведет к серьезным изменениям уровня занятости, – объясняет он. – А это напрямую связано с фондом оплаты труда (ФОТ), а также с налогами на ФОТ». Так что даже благоприятная цена на нефть не перекроет те убытки, которые неизбежно случатся из-за плохой ситуации на рынке труда. «По оплате труда, по налогам на ФОТ казна недоберет. Это совершенно точно. Не приходится ожидать реального роста заработной платы в этом году, зато в этом году будет рост безработицы. Этого пугаться не надо, но это – неизбежность».

Приложение.

Таблица 1.1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

2010 2011

ФЗ о бюджете

№ 204-ФЗ

Оценка Изменение % ФЗ о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение % ФЗ о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение %
ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31%
Накопленный рост ВВП в % к 2008 году 106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22%
Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. 108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3%
Курс доллара среднегодовой 24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36%
Цены
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель 95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36%
Цены на газ, долл. / тыс. куб. м 421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40%
Экспорт углеводородов
Нефть сырая, млн.т 255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8%
Газ природный, млрд.м3 213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20%
Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4%
Добыча углеводородов
Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7%
Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16%
Внешняя торговля
Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45%
Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58%
Другие показатели в млрд. руб.
ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27%
Прибыль предприя-тий для целей налогообложения 12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43%
Амортизация для целей налогообложения 1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%

Таблица 2.1 Основные характеристики федерального бюджета

Отчет 2009 проект
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год год * 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд.рублей 5127,2 6278,9 7781,1 9275,9 6713,8 6950,0 7455,7 8069,6
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,3 17,2 16,1 15,5 15,0
Нефтегазовые доходы 2162,1 2943,5 2897,4 4389,4 2797,6 3194,7 3311,8 3503,1
%% к ВВП 10,0 10,9 8,8 10,5 7,2 7,4 6,9 6,5
Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей 2965,1 3335,3 4883,7 4886,5 3916,2 3755,3 4143,9 4566,5
%% к ВВП 13,7 12,4 14,7 11,7 10,0 8,7 8,6 8,5
Нефтегазовый трансферт 2135,0 2531,1 1943,4 1778,7 1987,3
%% к ВВП 5,1 6,5 4,5 3,7 3,7
Расходы, млрд.рублей 3514,3 4284,8 5986,6 7570,9 9931,4 9886,9 9389,8 9681,0
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,5 22,9 19,5 18,0
в том числе условно утверждаемые, млрд.рублей 234,7 484,1
%% к общему объему расходов 2,5 5,0
Дефицит/профи-
цит, млрд.рублей
1612,9 1994,1 1794,6 1705,1 -3217,6 -2936,9 -1934,1 -1611,4
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,3 -6,8 -4,0 -3,0

_______________

* Здесь и далее данные по 2009 году: ожидаемое исполнение с учетом проекта Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2001 и 2011 годов

Таблица 2.2 Динамика доходов федерального бюджета

N 2008 2009 Прогноз
2010 2011 2012
1. Темпы прироста доходов к предыдущему году,% 19,2 -27,6 3,5 7,3 8,2
в том числе:
Нефтегазовые доходы 51,5 -36,3 14,2 3,7 5,8
Ненефтегазовые доходы 0,1 -19,9 -4,1 10,3 10,2
2. Доля в общем объеме доходов, %
Нефтегазовые доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,4
Ненефтегазовые доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,6

Таблица 2.3 Расходы федерального бюджета

Показатель 2008 2009 Прогноз
2010 год 2011 год 2012 год
Расходы, всего (млрд.рублей) 7570,9 9931,4 9886,9 9389,8 9681,0
%% к ВВП 18,2 25,5 22,9 19,5 18,0
Изменения к предыдущему году, млрд.рублей 1584,3 2360,4 -44,4 -497,1 291,2
% (в номинальном выражении) 26,5 31,2 -0,4 -5,0 3,1
% (в реальном выражении) 11,6 17,1 -9,5 -12,1 -3,6
Изменения к 2008 году, млрд.рублей 2360,4 2316,0 1818,9 2110,1
% (в номинальном выражении) 31,2 30,6 24,0 27,9
% (в реальном выражении) 17,1 6,0 -6,8 -10,2

Таблица 2.4 Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд.рублей)

Наименование 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего -1705,1 3217,6 2936,9 1934,1 1611,4
в %% к ВВП 4,1 8,3 6,8 4,0 3,0
в том числе:
за счет средств Резервного фонда 2821,5 1860,1 - -
в %% к ВВП 7,2 4,3
за счет Фонда национального благосостояния - 385,8 762,4 812,9
в %% к ВВП - 0,9 1,6 1,5
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 286,2 396,1 691,0 1171,7 798,5
в %% к ВВП 0,7 1,0 1,6 2,4 1,5
Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета -1991,3

Таблица 2.5 Прогноз объемов Резервного фонда
(млрд.рублей)

Наименование Прогноз
2009 2010 2011 2012
Объем Резервного фонда на начало года 4027,6 1789,2 48,8** 48,8**
%% к ВВП 10,3 4,1 0,0 0,0
Доходы от управления средствами Резервного фонда* 205,1
Курсовая разница 426,8 70,9 0,0 0,0
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета -2821,5 -1860,1 0,0 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1838,0 0,0 0,0 0,0
%% к ВВП 4,7 0,0 0,0 0,0
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах 48,8 48,8 48,8 48,8
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах 1789,2 0,0 0,0 0,0

_______________

* Доходы от управления Резервным фондом в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;

** Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах

Таблица 2.6 Прогноз объемов Фонда национального благосостояния (млрд.рублей)

Наименование Прогноз
2009 2010 2011 2012
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2584,5 2812,9 2564,2 1815,8
%% к ВВП 6,6 6,5 5,3 3,4
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния* 79,3
Курсовая разница 149,1 137,1 14,0 68,3
Использование средств Фонда национального благосостояния -385,8 -762,4 -812,9
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2812,9 2564,2 1815,8 1085,2**
%% к ВВП 7,2 5,9 3,8 2,0
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах 655,0 655,0 655,0 655,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах 2157,9 1909,2 1160,8 430,2

_______________

* Доходы от управления Фондом национального благосостояния в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;

** С учетом доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния за 2012 год в объеме 14,0 млрд.рублей, поступающих до 1 февраля 2013 года

Таблица 2.7 Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах (млрд.рублей)

2009 2010 2011 2012
Всего источников 396,1 691,0 1171,7 798,5
%% к ВВП 1,0 1,6 2,4 1,5
в том числе государственные ценные бумаги 485,9 1120,9 1360,7 916,6
увеличение 1045,5 1514,0 1806,4 1692,5
в том числе государственные ценные бумаги 642,3 1447,0 1676,7 1483,4
уменьшение -649,5 -823,0 -634,7 -894,0
в том числе государственные ценные бумаги -156,4 -326,1 -316,0 -566,8
Источники внутреннего финансирования дефицита 572,7 261,4 657,3 223,6
в том числе государственные ценные бумаги 541,9 568,4 748,6 236,5
привлечение 990,1 875,6 1057,3 936,6
в том числе государственные ценные бумаги 642,3 844,1 957,5 755,4
погашение -417,4 -614,2 -400,0 -713,0
в том числе государственные ценные бумаги -100,4 -275,7 -208,9 -518,9
Источники внешнего финансирования дефицита -176,6 429,6 514,4 574,9
в том числе государственные ценные бумаги -56,0 552,5 612,1 680,1
привлечение 55,4 638,4 749,1 755,9
в том числе государственные ценные бумаги 0,0 602,9 719,2 728,0
погашение -232,0 -208,8 -234,7 -181,0
в том числе государственные ценные бумаги -56,0 -50,4 -107,1 -47,9

Таблица 2.8 Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2010 год с уточненной оценкой 2009 года

Показатель 2009 год уточненная оценка Прогноз 2010 года Отклонение прогноза 2010 года от оценки 2009 года
Доходы, всего (млрд.рублей) 6713,8 6950,0
в %% к ВВП 17,2 16,1 1,1
Нефтегазовые доходы, млрд.рублей 2797,6 3194,7
в %% к ВВП 7,2 7,4 0,2
Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей 3916,2 3755,3 -
в %% к ВВП 10,0 8,7 1,3

Таблица 2.9 Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2010 год по сравнению с уточненной оценкой 2009 года (млрд.рублей)

Оценка доходов федерального бюджета на 2009 год 6713,8
Прогноз доходов федерального бюджета на 2010 год 6950,0
Отклонение
Из них:
Макроэкономические показатели (всего) 659,8
в том числе:
Изменение ВВП 298,3
Изменение курса доллара США 101,2
Изменение мировых цен на нефть марки Юралс 183,8
Изменение объемов импорта 66,2
Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) -423,6
в том числе:
Изменение структуры облагаемой базы 41,0
Изменение законодательства -371,8
Прочие -92,8

Таблица 2.10 Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2011 год с прогнозом доходов федерального бюджета на 2010 год

Показатель Прогноз 2010 года Прогноз 2011 года Отклонение прогноза 2011 года от прогноза 2010 года
Доходы, всего (млрд.рублей) 6950,0 7455,7
в %% к ВВП 16,1 15,5 0,6
Нефтегазовые доходы, млрд.рублей 3194,7 3311,8
в %% к ВВП 7,4 6,9 0,5
Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей 3755,3 4143,9
в %% к ВВП 8,7 8,6 0,1

Таблица 2.11 Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2011 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2010 год (млрд.рублей)

Прогноз доходов федерального бюджета на 2010 год 6950,0
Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год 7455,7
Отклонение
Из них:
Макроэкономические показатели (всего) 520,2
в том числе:
Изменение ВВП 334,1
Изменение курса доллара США 55,0
Изменение мировых цен на нефть марки Юралс 67,4
Изменение объемов импорта 87,9
Изменение объемов экспорта -24,0
Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) -14,5
в том числе:
Изменение законодательства 23,3
Прочие -37,8

Таблица 2.12Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год с прогнозом доходов федерального бюджета на 2011 год

Показатель Прогноз 2011 года Прогноз 2012 года Отклонение прогноза 2012 года от прогноза 2011 года
Доходы, всего (млрд.рублей) 7455,7 8069,6
в %% к ВВП 15,5 15,0 0,5
Нефтегазовые доходы, млрд.рублей 3311,8 3503,1 191,3
в %% к ВВП 6,9 6,5 0,4
Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей 4143,9 4566,5 422,6
в %% к ВВП 8,6 8,5 0,1

Таблица 2.13 Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2011 год (млрд.рублей)

Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год 7455,7
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год 8069,6
Отклонение 613,9
Из них:
Макроэкономические показатели (всего) 648,1
в том числе:
Изменение ВВП 381,1
Изменение курса доллара США 100,0
Изменение мировых цен на нефть марки Юралс 67,3
Изменение объемов импорта 115,3
Изменение объемов экспорта -32,6
Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) -34,2
в том числе:
Изменение законодательства 32,2
Прочие -66,4

Таблица 2.14. Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов

2009 2010 Изменение
млрд.
рублей
Доля в общем объеме расхо-
дов, %
(про-
ект), млрд.
рублей
Доля в об-
щем объ-
еме расхо-
дов, %
в млрд.
рублей
в %
ВСЕГО 9931,4 100,0 9886,9 100,0 -44,5 -0,4
Общегосударственные вопросы 959,3 9,7 1186,7 12,0 227,4 23,7
в том числе:
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ 756,5 7,6 882,7 8,9 126,2 16,7
Обслуживание государственного долга РФ 202,8 2,0 304,0 3,1 101,2 49,9
Национальная оборона 1211,9 12,2 1253,2 12,7 41,3 3,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1006,3 10,1 1062,4 10,7 56,1 5,6
Национальная экономика 1845,7 18,6 1347,1 13,6 -498,6 -27,0
Жилищно-
коммунальное хозяйство
142,9 1,4 137,7 1,4 -5,2 -3,6
Охрана окружающей среды 13,3 0,1 12,2 0,1 -1,1 -8,3
Образование 413,1 4,2 398,7 4,0 -14,4 -3,5
Культура, кинематография, средства массовой информации 114,7 1,2 108,2 1,1 -6,5 -5,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 348,2 3,5 332,6 3,4 -15,6 -4,5
Социальная политика 331,3 3,3 328,7 3,3 -2,6 -0,8
Межбюджетные трансферты 3544,6 35,7 3719,3 37,6 174,7 4,9
в том числе:
Межбюджетные трансферты
субъектам РФ
1474,2 14,9 1123,0 11,4 -351,2 -23,8
Межбюджетные трансферты государственным
внебюджетным фондам РФ
2070,4 20,8 2596,4 26,3 526,0 25,4

Таблица 2.15 Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по отдельным видам

Наименование 2008 2009 2010 год (проект)
сумма Изменения в %%
к 2009 к 2008
ВСЕГО 7570,9 9931,4 9886,9 99,6 130,6
Выполнение функций государственными органами и оказание государственных услуг бюджетными учреждениями 2842,7 3326,1 3373,2 101,4 118,7
Социальное обеспечение 276,7 301,6 323,4 107,2 116,9
в том числе публичные нормативные обязательства 232,9* 248,6 264,8 106,1 113,7
Приоритетные национальные проекты 283,0 390,9 368,3 94,2 130,1
Межбюджетные трансферты (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП) 2391,4 3243,0 3441,4 106,2 143,9
Выполнение международных обязательств 59,8 98,3 145,1 147,5 242,4
Обслуживание государственного долга 153,3 202,8 304,0 149,9 198,3
Субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям 454,7 515,7 382,6 74,2 84,1
Федеральные целевые программы (за исключением приоритетных национальных проектов) 682,3 789,7 713,7 90,4 104,6
Непрограммная часть ФАИП (за исключением приоритетных национальных проектов) 222,1 204,1 226,7 111,1 102,0
Иные расходные обязательства 204,8 859,1 608,5 70,8 297,2

_______________

* Без учета публичных нормативных обязательств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации


[1] Соколов А.С. Модели реформирования бюджетной системы. //Экономика и общество. 1999. №4-5. С.56.

Скачать архив с текстом документа