Can
СОДЕРЖАНИЕ: С самого начала их музыка не соответсвовала стандартным понятиям рокнролла. Тяготеющих больше к классической музыке, чем к Чаку Берри, их можно разве что сравнить с Фрэнком Заппой или Velvet underground, хотя их произведения были более серьезны.Германская команда Can из Кельна является ведущей авангардной рок-группой периода 70-х годов. С самого начала их музыка не соответсвовала стандартным понятиям рокнролла. Тяготеющих больше к классической музыке, чем к Чаку Берри, их можно разве что сравнить с Фрэнком Заппой или Velvet underground, хотя их произведения были более серьезны, чем у вышеназванных артистов. Хотя состав коллектива периодически подвергался изменениям, основная четверка была на месте. Это клавишник-синтезаторщик Ирмин Шмидт (р. 29 мая 1937), гитарист Майкл Кароли, ударник Яки Либезейт и басист Холгер Зукай. В самом начале образования команды, носившей тогда название Inner Space, в ней принял участие также флейтист Дэвид Джонсон. Can дебютировали в 1969 году с первым довольно простеньким альбомом Monster Movie. Эта была единственная работа того периода группы с американским вокалистом Малколмом Муни.
На диске 1970 года Soundtracks, представлявшим собой сборник музыки к фильмам, появился новый певец – японец Кени Дамо Сузуки (несколько треков, правда, были записаны еще с Муни). Этот товарищ также владел гитарой, саксофоном и кларнетом и имел за плечами четырехлетний опыт работы.
Интересным по сути получился двойной альбом 1971 года Tago mago, на котором были представлены продолжительные композиции с экспериментально-психоделической музыкой. Каждый из музыкантов самовыражался как мог, но диск получился очень интересным. В конце года Can организовали свою собственную студию Inner Space. На диске Ege Bamyasi, состоявшим в основном из саундтреков к фильмам, был впервые использован прообраз современной драм-машины. Эта пластинка первый раз принесла группе хорошие позиции в германских чартах, несмотря на то, что коллектив уже был к тому времени признан слушателями в Европе и даже в Англии. После выхода Future Days команду покинул неожиданно покинул Сузуки. Сначала обязанности вокалиста взял на себя Кароли, а потом это место занимали разные другие личности типа Тима Хардина.
В 1974-м году Can поставили соеобразный рекорд, отыграв в Берлине концерт, продолжавшийся почти сутки. К концу 1976-го в коллектив вернулся Муни, поучаствовший в записи Flow Motion, содержавшим фантазии на восточные темы. Этот альбом сопровождался хитовым синглом, сделанным в стиле диско, I Want More.
На следующий год в состав были добавлены басист Роско Джи и перкуссионист Рибоп Кваку Ба из Traffic. Эти ребята привнесли в музыку Can элементы рэгги. С другой стороны Зукай, оставивший басуху и взявшийся за спецэффекты стремился внести в саунд неестественные синтезированные элементы. Тем не менее альбомы записанные в этот период оказались пожалуй самыми лучшими в дискографии ансамбля. Out of Reach, правда, записывался без Зукая, который оставил группу по окончании последнего тура Can в мае 1977-го. А на следующий год команда была совсем распущена, поскольку музыканты решили заняться сольной карьерой. Кароли построил себе студию во Франции, где восемь лет спустя бывшие коллеги собрались вновь в своем первом составе и записали альбом Rite Time.
Те же лица без Холгера собирались еще разок, в 1991 году, чтобы записать саундтрек Last Night Sleep к фильму Вима Ведерса Until the End of the World. Но история Can на этом не закончилась. Новая волна интереса к творчеству ансамбля всколыхнулась в 1997-м, когда на свет появился сборник ремиксов под названием Sacrilege.
Состав
Holger Czukay - бас
Irmin Schmidt - клавишные
Jaki Liebezeit - ударные
Michael Karoli - гитара
Malcolm Mooney - вокал
Дискография
Monster Movie - 1969
Soundtracks - 1970
Tago Mago - 1971
Ege Bamyasi - 1972
Future Days - 1973
Soon Over Babaluma - 1974
Landed - 1975
Unlimited Edition - 1976
Flow Motion - 1976
Saw Delight - 1977
Can - 1979
Delay 1968 - 1981
Rite Time - 1989
Sacrilege - 1997
Can-Live - 1999