Человек как субъект, индивидуальность, личность
СОДЕРЖАНИЕ: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права Юридический факультет Дисциплина: Психология и педагогика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАСанкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права
Юридический факультет
Дисциплина: Психология и педагогика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Человек как субъект, индивидуальность, личность»
студентки 2 курса
заочной формы обучения
по специальности Юриспруденция
Смотровой Оксаны Владимировны
Проверил преподаватель
Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент
Санкт-Петербург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» …………………………………………..……………….. 4
2. Социализация личности.……………………………………………….….… 8
3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»
Ф.М. Достоевский
«Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.»
Н.Бердяев
Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.
К теме личности, к вопросам развития индивида, субъекта общественных отношений будет приковано наше внимание.
1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».
Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» .
Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homosapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами..
Что же такое «личность[1] » в психологии? Существует много определений этого понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личностьхарактеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
Индивид[2] понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности – индивид “экземплярен”, то есть не просто “один”, а всегда “один из”, то есть термином индивид обозначают биологическую сущность человека.
Понятие «субъекта» деятельности в отечественной психологии становилось предметом внимания Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского и др. Субъект деятельности - человек в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятельность, инициативность, смыслополагание и др. Согласно Б. Г. Ананьеву, субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. А. В. Брушлинский указывал, что субъект — это человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Каждый человек должен уважать другого — его самостоятельность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избирательности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.
Непременный и важный признак личности - индивидуальность , под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.
В отечественной психологии индивидуальность изучалась Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Петровским, В. А. Петровским и др. По мнению А. В; Петровского, индивидуальность лежит в основе психологического склада личности, когда сочетаются особенности характера, темперамента, способностей, потребностей и психических состояний и пр. Психологический склад личности остается на протяжении жизни личности относительно постоянным и устойчивым, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентации в определенные периоды жизни.
С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что человек индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и неповторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия... Индивидуальность, по Рубинштейну, — это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью.
Б. Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность бывает различной сложности и все же обладает устойчивостью и гармонией всех черт личности. Индивидные свойства преобразуются индивидуальностью. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельности». И далее: «...Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека»[3] . По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.
В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.
Прикомплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
- личность присуща каждому человеку;
- личность есть то, что отличает человека от животных;
- личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
- личность есть индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.
Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств”[4] .
2. Социализация личности
Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В этом вопросе социологи достигли высоких результатов. Разумеется в социологическом ключе. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу, социализация должна быть понята как часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов “наиболее общих, распространенных, устойчивых черт личности”. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.
Итак, социализация личности - это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.
Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.
С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективных одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение лежит в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессах – социализации и индивидуализации.
Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).
В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.
Очень важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации - родители, школа, сверстники. Воспитание – это, по существу, одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации.
На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализацuя, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.
Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.
В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.
3 . Теории развития личности
Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.
В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности дeлают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств.
Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль - статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:
- представления о том, как его воспринимают другие люди;
- представления о том, как они его оценивают;
- как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.
Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная З. Фрейдом, включает три компонента:
- сферу подсознания (ld–Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;
- сферу самосознания (Ego–Я), которая стремится реализовать, бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;
- сферу сверхсознанин (Super Ego– Сверх–Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).
Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».
Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.
В дальнейшем учеными развивались новые аспекты психоанализа, вплоть до полного его пересмотра. К таким ученым, прежде всего, относятся А. Адлер с индивидуальной теорией личности и К. Юнг с идеей влияния на людей устремленности в будущее и прошлого опыта. Адлер считал, что у человека одни органы развиты слабее, другие – сильнее. Заболевает тот орган, который развит слабее, т. е. от рождения неполноценен. Стремление к превосходству сопровождается неврозами, так как люди, страдающие ими, обычно борются за свои эгоистические жизненные цели. Ученый наблюдал, что люди с выраженными дефектами путем тренировки могут добиться выдающихся успехов. Неполноценность органов может повлечь за собой психическую не
полноценность. Ее истоки в детстве. Ощущение этого способствует
тренировкам и появлению превосходства над другими, а также формированию управляющего, берущего, избегающего и социально полезного типов личности. В связи с последним типом Адлер замечает, что жизнь человека ценна в той мере, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Стремление к превосходству социально здорового человека включает в себя стремление к благополучию других людей.
К. Юнг утверждал, что бессознательное представляет собой интрапсихический пласт структуры личности, уходящий своими корнями в глубь эволюции. Он полагал, что психика состоит из трех структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго — это сфера сознания, включающая ощущения, мысли, чувства и др: В личном бессознательном сосредоточены комплексы прошлых переживаний или наследственного опыта. Эти комплексы сосредоточены вокруг обычных житейских проблем. Комплекс влияет на мироощущение и поведение. Коллективное бессознательное — хранилище следов памяти человечества. Поэтому у каждого человека есть общая человеческая память, оставленная в сознании предков и передаваемая потомкам. Коллективное бессознательное сосредоточено в «первичных моделях», или архетипах.
Юнг описал две главные установки, или направленности, личности — направленность интереса к внешнему миру и направленность на свой внутренний мир.
Также хотелось бы отметить концепцию личности Г.Айзенка, получившую широкое распространение. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность. Указанные два фактора измерения (фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерении личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».
Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.
Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.
Мы рассмотрели наиболее популярные теории развития личности. В целом, в настоящее время существуют множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Основным в социализации личности является приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. Также следует отметить, что характер социализации определяется, прежде всего, типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном - имеет принципиально иной характер – это важно учитывать в условиях современного российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.: ил. – (Серия «краткий курс»).
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2004. - 423 с.
Фролов И.Т. Введение в философию. – Т. 2 – М.: Политиздат, 1996.
Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. – М.: Политиздат, 1979. – 336 с.
[1] Личность - от лат. “лицо”, “личина”, “маска” - это и то, что принадлежит человеку, и то, что человек надевает на себя.
[2] Индивид (индивидуум) - от лат. неделимое, особое
[3] Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – 117 с.
[4] Фролов И.Т. Введение в философию. – Т. 2 – М.: Политиздат, 1996, с. 264. (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1959. с.122-123)