Человек как субъект, индивидуальность, личность

СОДЕРЖАНИЕ: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права Юридический факультет Дисциплина: Психология и педагогика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Дисциплина: Психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Человек как субъект, индивидуальность, личность»

студентки 2 курса

заочной формы обучения

по специальности Юриспруденция

Смотровой Оксаны Владимировны

Проверил преподаватель

Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» …………………………………………..……………….. 4

2. Социализация личности.……………………………………………….….… 8

3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

Ф.М. Достоевский

«Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.»

Н.Бердяев

Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, об­ладающий совестью и достоинством. В юриспруденции лич­ность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его це­лей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.

К теме личности, к вопросам развития индивида, субъекта общественных отношений будет приковано наше внимание.

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, явля­ясь предметом междисциплинарных исследований. В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» .

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homosapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает дос­тоинства человека как личности с присущими ему психологически­ми свойствами, качествами..

Что же такое «личность[1] » в психологии? Существует много определений этого понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личностьхаракте­ризует итог развития индивида и является выражением его социаль­ной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Индивид[2] понимается как конкретный человек, единичный предста­витель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности – индивид “экземплярен”, то есть не просто “один”, а всегда “один из”, то есть термином индивид обозначают биологическую сущность человека.

Понятие «субъекта» деятельности в отечест­венной психологии становилось пред­метом внимания Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского и др. Субъект деятельности - чело­век в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятель­ность, инициативность, смыслополагание и др. Согласно Б. Г. Ананье­ву, субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. А. В. Брушлинский указывал, что субъект — это че­ловек на высшем уровне своей активности, целостности, автономно­сти. Каждый человек должен уважать другого — его самостоятель­ность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избиратель­ности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отно­шении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности - индивидуаль­ность , под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизи­ческой структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, со­циальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.

В отечественной психологии индивидуальность изучалась Б. Г. Анань­евым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Петровским, В. А. Петровским и др. По мнению А. В; Петровского, индивидуальность лежит в основе психологического склада личности, когда сочетаются особенности харак­тера, темперамента, способностей, потребностей и психических состоя­ний и пр. Психологический склад личности остается на протяжении жизни личности относительно постоянным и устойчивым, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентации в опре­деленные периоды жизни.

С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что чело­век индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и непо­вторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознатель­но определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в мак­симальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, без­различия, равнодушия... Индивидуальность, по Рубинштейну, — это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий инди­вид является индивидуальностью.

Б. Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность бывает раз­личной сложности и все же обладает устойчивостью и гармонией всех черт личности. Индивидные свойства преобразуются индивидуально­стью. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельно­сти». И далее: «...Одним из важных индикаторов человеческой инди­видуальности является активность созидающей, творческой деятель­ности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека»[3] . По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют при­родные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

Прикомплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

- личность присуща каждому человеку;

- личность есть то, что отличает человека от животных;

- личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

- личность есть индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств”[4] .

2. Социализация личности

Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В этом вопросе социологи достигли высоких результатов. Разумеется в социологическом ключе. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу, социализация должна быть понята как часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов “наиболее общих, распространенных, устойчивых черт личности”. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а так­же ценностные ориентации, на основе которых формируется пове­дение личности.

Итак, социализация личности - это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во мно­гом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных обще­ственных воздействий.

С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективных одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение лежит в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессах – социализации и индивидуализации.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социоло­гами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости лич­ности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетру­довой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два са­мых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществля­ется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов соци­ализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов ранней со­циализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе кото­рых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» пери­ода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями ко­торых выступают разные агенты социализации - родители, школа, сверстники. Воспитание – это, по существу, одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации.

На этапе зрелости главным в социализации личности становит­ся приобретение и освоение социальных статусов и ролей, актив­ное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходи­мостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализацuя, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, цен­ностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиаль­но иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изме­нением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои цен­ностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация по­зволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в вос­производство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.


3 . Теории развития личности

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытаю­щихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изуче­нию личности.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности дeлают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эво­люции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способ­ность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнори­руют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

Ряд концепций личности основывается на функциональном под­ходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разра­ботали Дж. г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зре­ния всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. г. Мида и других социальных психологов роль выступает как ре­зультат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Лин­тона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают лич­ность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств.

Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия чело­века и общества. Во-вторых, парные понятия «роль - статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания цен­ностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпи­рическими методами, используя такие смежные категории, как «ро­левые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

- представления о том, как его воспринимают другие люди;

- представления о том, как они его оценивают;

- как человек отвечает на воспринятую им реакцию других лю­дей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная З. Фрейдом, включает три компонента:

- сферу подсознания (ld–Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

- сферу самосознания (Ego–Я), которая стремится реализовать, бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;

- сферу сверхсознанин (Super Ego– Сверх–Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и опре­деляет динамику развития личности. Возникающие при этом кон­фликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противо­речащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - пробле­ма противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт челове­ка и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

В дальнейшем учеными развивались новые аспекты психоанализа, вплоть до полного его пересмотра. К таким ученым, прежде всего, относятся А. Адлер с индивидуальной теорией личности и К. Юнг с идеей влияния на людей устремленности в будущее и прошлого опыта. Адлер считал, что у человека одни органы развиты слабее, другие – сильнее. Заболевает тот орган, который развит слабее, т. е. от рождения неполноценен. Стремление к превосходству сопровождается невроза­ми, так как люди, страдающие ими, обычно борются за свои эгоисти­ческие жизненные цели. Ученый наблюдал, что люди с выраженными дефектами путем тренировки могут добиться выдающихся успехов. Неполноценность органов может повлечь за собой психическую не­
полноценность. Ее истоки в детстве. Ощущение этого способствует
тренировкам и появлению превосходства над другими, а также формированию управляющего, берущего, избегающего и социально по­лезного типов личности. В связи с последним типом Адлер замечает, что жизнь человека ценна в той мере, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Стремление к превосходству социально здорового человека включает в себя стремление к благопо­лучию других людей.

К. Юнг утверждал, что бессознательное представляет собой интрапсихический пласт структуры личности, уходящий своими корнями в глубь эволюции. Он полагал, что психика состоит из трех структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго — это сфера сознания, включающая ощущения, мысли, чувства и др: В личном бессознательном сосредоточены комплексы прошлых пере­живаний или наследственного опыта. Эти комплексы сосредоточены вокруг обычных житейских проблем. Комплекс влияет на мироощу­щение и поведение. Коллективное бессознательное — хранилище сле­дов памяти человечества. Поэтому у каждого человека есть общая че­ловеческая память, оставленная в сознании предков и передаваемая потомкам. Коллективное бессознательное сосредоточено в «первич­ных моделях», или архетипах.

Юнг описал две главные установки, или направленности, лично­сти — направленность интереса к внешнему миру и направленность на свой внутренний мир.

Также хотелось бы отметить концепцию личности Г.Айзенка, получившую широкое распространение. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность. Указанные два фактора измерения (фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерении личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигатель­ная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать нача­тое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общитель­ность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планирова­нию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее спра­ведливо обратное.

Мы рассмотрели наиболее популярные теории развития личности. В целом, в настоящее время существуют множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Основным в социализации личности является приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. Также следует отметить, что характер социализации определяется, прежде всего, типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гума­нистические ценности и идеалы, в тоталитарном - имеет принципи­ально иной характер – это важно учитывать в условиях современного российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.: ил. – (Серия «краткий курс»).

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2004. - 423 с.

Фролов И.Т. Введение в философию. – Т. 2 – М.: Политиздат, 1996.

Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. – М.: Политиздат, 1979. – 336 с.


[1] Личность - от лат. “лицо”, “личина”, “маска” - это и то, что принадлежит человеку, и то, что человек надевает на себя.

[2] Индивид (индивидуум) - от лат. неделимое, особое

[3] Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – 117 с.

[4] Фролов И.Т. Введение в философию. – Т. 2 – М.: Политиздат, 1996, с. 264. (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1959. с.122-123)

Скачать архив с текстом документа