Чудские древности

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание стр. Введение . 3 1. Страницы истории

Содержание

стр.

Введение................................................................................................. 3

1. Страницы истории

1.1. Коллекция чудских древностей.................................................. 4

1.2. Сюжеты и образы древнего искусства....................................... 5

2. Пермский звериный стиль: путешествие во времени

2.1. Традиции пермского звериного стиля в искусстве Прикамья. 7

2.2. Пермский звериный стиль в батике........................................... 8

Заключение ............................................................................................. 10

Литература............................................................................................... 11

Приложение............................................................................................. 12

Введение

Тема моего реферата «Чудские древности».

«Чудские древности» - это огромное количество археологических находок, предметов из бронзы, обнаруженных на территории Прикамья. Преобладание изображений животных и птиц дало название этому направлению в искусстве древних уральских народов – пермский звериный стиль [приложение 1].

В настоящее время коллекции пермского звериного стиля находятся не только в музеях Перми и Пермского края, но и в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Национальном музее Финляндии.

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Пермский звериный стиль приковывает к себе пристальный интерес не только ученых. Все жители Пермского края, в том числе и коми-пермяки, считают произведения пермского звериного стиля символами своей малой родины. Одно из самых знаменитых изображений, так называемый «медведь в жертвенной позе» [приложение 2] стал неформальным гербом Пермского края и часто используется в архитектуре и декоративно прикладном искусстве.

Пермский звериный стиль – один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов.

Цель работы изучение истории пермского звериного стиля и использование традиций этого направления в современных материалах.

Задачи: - изучить историю пермского звериного стиля;

- изучить как используются традиции пермского звериного стиля в наше время;

- овладеть приемами росписи по ткани;

- выполнить роспись палантина с элементами пермского звериного стиля.

В процессе работы я посетила окружную библиотеку им. М. П. Лихачева, архив окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка, музей им. П. И. Субботина-Пермяка, городскую детскую библиотеку, познакомилась с историей исследования пермского звериного стиля, овладела приемами росписи по ткани.

Мое исследование можно использовать на занятиях по искусству.

1. Страницы истории

1.1. Коллекция чудских древностей

Пермский звериный стиль был открыт в Ильинском в одной из вотчин легендарной семьи Строгоновых. Первая коллекция предметов пермского звериного стиля была собрана управляющим имением Строгановых В. А. Волеговым. В 1864 году, после его смерти, собранные им предметы попали в руки главного лесничего имения Александра Ефимовича Теплоухова (1811-1885) [приложение 3]. Помощниками «в собрании случайных находок …» были подчиненные – лесные смотрители, а также сыновья Федор, Александр и дочь Екатерина, от которой поступило много вещей, найденных в Кудымкаре. Раскопок Александр Ефимович делал мало, но завел дневник, где аккуратно записывал место находки и краткое описание предмета, поступившего к нему. Там же отмечены городища на реке Иньве, могильники на реке Колве и костища на реке Каме. Первая запись в дневнике сделана о Дойкарском городище (ныне Юсьвенский район).

С самого начала Теплоухов относился к своим «вещам» не только как коллекционер, но и как ученый. Досадно, что тогда в России музеи не имели подобных предметов, и сравнивать коллекцию было не с чем. Похожие «древности» имелись в зарубежных музеях, но они были почти бесполезны для понимания пермской старины. Собиратель из Ильинского изучал свою коллекцию, советуясь с немецкими учеными, и описывал предметы на немецком языке. Все предметы, а их насчитывалось около 3 тысяч, хранились в доме, и редко кто из посторонних мог их посмотреть. Хранитель очень дорожил ими.

После смерти А. Е. Теплоухова наследники составили «домашний акт», где постановили «сохранить коллекцию в цельном составе в руках того члена рода, который выкажет наибольший интерес к древностям». Продолжателем дела отца стал старший сын Федор Александрович Теплоухов (1845-1905) [приложение 3]. Он, как и отец, работал в лесном хозяйстве Строгановых. Ему почти вдвое удалось увеличить коллекцию, благодаря закупу предметов. В 1887 году ему удалось купить вещи в Ильинском от человека, приехавшего в местную больницу из д. Плесо (ныне Гайнский район). На закуп таких вещей уходило много средств, но для Федора Александровича настоящую ценность имели сами предметы. Он старался показать свою коллекцию, желая сделать ее достоянием русской науки. Диковинные предметы, орудия труда, черепки сосудов выставлялись в Ярославле, Екатеринбурге, Москве. В 1894 году они были показаны в музее г. Перми. С коллекцией познакомились ученые и профессора из Санкт - Петербурга, Москвы, Перми, Казани.

Федор Александрович никогда не думал стать археологом, но пополнение и изучение древностей чуди (коренных жителей Пермского края, до прихода русских) настолько увлекло его, что он выступал с лекциями, писал статьи в различные краеведческие сборники. В 1902 году вышел самый известный и большой труд Федора Александровича «Древности камской чуди по коллекции Теплоуховых». В этот атлас рисунков автор отобрал самые характерные экспонаты, сделал несколько сотен рисунков.

Сегодня большая часть этой замечательной коллекции хранится в Пермском областном краеведческом музее [5].

1.2. Сюжеты и образы древнего искусства

Происхождение пермского звериного стиля до настоящего времени остается спорным. Дело в том, что на протяжении тысячелетий Прикамье испытывало влияние культурных традиций разных народов. Некоторые ученые считают, что истоки пермского звериного стиля в Ассирии, Древней Персии, Иране, Индии. Другие считают, что это большое влияние памятников скифо-эллинского мира. Но большинство ученых все же считает, что изображения пермского звериного стиля – это оригинальные памятники искусства, связанные с местными религиозными культами. И что влияние соседей не имело определяющего значения для его развития [2].

Современные исследователи выделяют пермский звериный стиль как вариант урало-сибирского стиля, для которого характерны изображения медведей, лосей птиц, человеко-лосей. Изображения выполнены в основном из металла. Первоначально звериный стиль был связан с тотемизмом (ранняя форма религиозных верований в существование предка в образе животного), предметы играли роль оберегов, а со временем культовые элементы стали условными мотивами орнамента [9, стр.51].

Сюжеты и образы древнего искусства и манера исполнения определялись взаимодействием окружающей природы и были связаны с деятельностью первобытного человека. С далекой древности прикамские леса богаты зверем и птицей, а реки – рыбой. Охота и рыбная ловля долгое время являлись основными способами добычи пищи. Первобытные охотники и рыболовы хорошо знали повадки зверей, птиц и рыб и особенности их строения и научились изображать их, выделяя главное, замечая в то же время мельчайшие существенные детали. С развитием скотоводства в сюжеты памятников искусства вошли изображения домашних животных [6, стр.6].

Звериный стиль больше всего развивается в металлической, глиняной и костяной скульптуре. Изображения хищных и домашних животных, птиц украшают не только предметы культа, но и орудия труда, оружие, предметы быта, части одежды и конской сбруи [6, стр.14].

Классификация богатого и разнообразного материала позволила выявить ряд особенностей пермского звериного стиля, определить различные типы изображений.

Для пермского звериного стиля характерны следующие образы: водоплавающие, лесные, хищные птицы [приложение 4], соболь, конь [приложение 5], лось, фантастическая птица со звериной мордой, летящая птица с личиной на груди (появление такого изображения могло быть связано с представлением о священной птице, уносящей душу человека в иной мир) [приложение 4], фантастическое ящероподобное существо, фигуры с признаками человека, птицы, лося. Одним из характерных сюжетов пермского звериного стиля является изображение медведя в жертвенной позе [приложение 2]. Сложные образы составляют главную особенность пермcкого звериного стиля.

Для пермского звериного стиля характерен ряд художественных особенностей: стилизованный реализм изображения, вписывание композиций в круг, высокая техника объемного и плоского литья, отсутствие сложных орнаментальных мотивов. Орнамент чаще всего играет подчиненную роль: линии веревочного и точечного орнамента, насечки подчеркивают детали, обрамляют композиции.

Пермский звериный стиль оказал значительное влияние на все последующее развитие изобразительного творчества северных приуральских народов: его характерные черты были унаследованы и сохранены в вышивке, ткачестве, меховой мозаике, деревянной скульптуре [7].

2. Пермский звериный стиль: путешествие во времени

2.1. Традиции пермского звериного стиля в искусстве Прикамья

Пермский звериный стиль зародился в далекой древности. Но древнее искусство не исчезло и позже, когда на Урале появилось русское население. Своеобразные национальные черты искусства коми-пермяков имеют своим истоком пермский звериный стиль.

В северных районах Коми-пермяцкого округа сохранились украшенные звериными фигурками и головами коня, медведя, птиц охлупни-коньки крыш, флюгера, которые очень похожи на свои прототипы в металлической скульптуре древности [приложение 6].

В украшении бытовой утвари (деревянные ложки, чашки, берестяные и деревянные солонки) у коми-пермяков сохранились резные и прорисованные изображения водоплавающих птиц, также удивительно схожие с древними прототипами. Орнамент в виде стилизованных сдвоенных конских голов и изображений водоплавающей птицы встречался ранее в набойке и сохранился в вышивке, ткачестве, украшении посуды и бытовых вещей [6, стр.32].

Нынешние обитатели Прикамья дорожат традициями предков. Коми-пермяки считают произведения пермского звериного стиля символами своей малой родины. Одно из самых знаменитых изображений, так называемый «медведь в жертвенной позе» был гербом г. Кудымкара и часто используется в различных сферах изобразительной деятельности нашего времени.

В промышленной графике . Мотивы пермского звериного стиля можно встретить в оформлении книг, выпускаемых кудымкарской типографией.

В 2003 году политическая партия «союз правых сил» выпустил агитационный плакат, оформленный изображениями в пермском зверином стиле [приложение 7].

В 2000 году в городе Перми вышла в свет серия телефонных карт, объединенных девизом Пермский Звериный Стильный Мобильный [приложение 10]. Автор идеи, разработка проекта – Сергей Тетерин. Заказчик – Сеть Городской Мобильной Связи Восемьсот (Пермь). Основная идея проекта – пересечение двух идеологий: эстетики/мифологии Пермского Звериного Стиля и идеологии современной городской мобильной связи.
Над дизайном карт работал Дмитрий Кавко.

Эта серия карт представляет собой маленькую эзотерическую колоду, содержащую в себе зашифрованное мистическое сообщение [11].

В творчестве художников. Образы чудских древностей встречаются в творчестве художников Кудымкара и Перми. Живопись, графика, керамика, скульптура... Фантазия художников не ограничивается видом искусства. Вот несколько примеров. Мотивы пермского звериного стиля можно увидеть в работах художников по керамике Тотьмяниной М. и пермячки Вороновой Г. [приложение 8], в гравюрах А. Мошева, а работа известного пермского художника А.П. Зырянова так и называется «Мотивы пермского звериного стиля» [приложение 8].

В интерьере. Использование пермского звериного стиля в интерьере придает индивидуальность, обращает внимание на национальные особенности местной культуры.

На третьем этаже гостиницы «Пермтурист» можно увидеть витражи с древними образами [приложение 10]. Художественное решение в современных материалах выполнено в традиционных цветовых сочетаниях. Эти цвета - красный, синий и желтый - можно увидеть в народном костюме древних коми-пермяков. Гости Перми с первых минут пребывания в городе знакомятся с местной культурой.

Национальный колорит могут почувствовать и гости Кудымкара, посетив культурно-деловой центр города. Он замечателен не только своими интересными культурными мероприятиями, но и колоритным интерьером. «Звериный стиль» вы встретите в декоре коридоров и залов. Выполненные из металла и в технике витража образы, почитаемые нашими далекими предками, и в нашем времени смотрятся современно и стильно.

Современность «звериного стиля», интерес к традициям доказывает прошедший в 2007 году проект «Кудымкар – центр культуры Пермского края». Символы проекта - сюжеты древнего искусства народов Прикамья [приложение 9].

Традиции древнего искусства сохраняются до наших дней, обретая новую жизнь.

Литература

1. Баталина Ю. Чудь-чудь и бронза//Российская газета, 2005. - 1 дек.-с. 34

2. Гилеева И. У истоков звериного стиля//Капитал, 2006. - 14 июня.

3. Грибова Л.С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков. Автореферат. М., 1969.

4. Каменева С. Чудь: реальная или легендарная?//Уральский магнит. Альманах, 2007. - с. 12

5. Надымова Ж.А. Коллекция «Чудских древностей»//Силькан, 2004. - №3. - с.4

6. Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. Пермь, 1976.

7. Пермский звериный стиль.//Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. с. 225-234.

8. Приносят ли несчастье «Чудские образки»?//Рупор, 2007. - №1.- с.7

9. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М., 2002.

10. Страницы истории художественной культуры Прикамья. Учебное пособие. Пермь, 2006.

11. http://www.teterin.ru/cards.

Приложение

Скачать архив с текстом документа