Чурикова Инна Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ: Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ.

Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ

Родилась 5 октября 1943 в городе Белебее, близ Уфы. Родители родом из крестьян. Отец - Чуриков Михаил Кузьмич, сотрудник Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Мать - Мантрова Елизавета Захаровна, доктор биохимических наук. По окончании Воронежского университета работала в Институте картофеля имени Лорха. Супруг - Панфилов Глеб Анатольевич (1934 г. рожд.), кинорежиссер, Народный артист России, лауреат Государственной премии России. Сын - Панфилов Иван Глебович (1978 г. рожд.), окончил МГИМО, юрист-международник.

Когда Инна была еще маленькой, ее родители разошлись, и они с матерью часто меняли адреса, с начала 1950-х годов жили в Москве. Еще в школьные годы Инна поступает в студию при Театре имени Станиславского, руководимую А.Б.Ароновым и Л.Я.Елагиным. Это и определило выбор профессии: по окончании школы Чурикова поступает в Щепкинское училище на курс В.И.Цыганкова. Своих педагогов актриса неизменно вспоминает с благодарностью: они дали ей уроки мастерства, верное направление в профессии.

В годы учения в студии Чурикова начинает сниматься в кино. Первая роль - в фильме В.Ордынского Тучи над Борском (1961), одном из обширной когорты антирелигиозных фильмов тех лет, разоблачающем сектантов, калечащих юные души. Другие кинороли того периода - в фильмах Где ты теперь, Максим?, экранном дебюте Э.Кеосаяна, Я шагаю по Москве Г.Данелии, Морозко А.Роу - здесь актриса сыграла острохарактерную роль мачехиной любимой дочки.

В 1965-1968 годах Чурикова работает в Московском Театре юного зрителя, выступает в массовке, в небольших эпизодах. Первые роли в пьесах-сказках - Лиса в пьесе С.Михалкова Зайка-Зазнайка, свинья в его же Трусохвостике, баба Яга в Двух кленах Е.Шварца. Воспоминаниями об этих годах навеян один из эпизодов в Начале Панфилова, где режиссер фильма в Жанне дАрк впервые видит свою будущую героиню в образе бабы Яги. Были и роли психологического плана (спектакль За тюремной стеной по пьесе Ю.Германа, обративший на молодую актрису внимание критики).

Параллельно с работой в театре Чурикова успешно снимается в кино: играет в Стряпухе и Неуловимых мстителях Э.Кеосаяна, Старшей сестре Г. Натансона (здесь ее партнершей была Т.Доронина, повторившая на экране роль, сыгранную на сцене БДТ у Товстоногова); в комедии Тридцать три Г.Данелии, содержавшей ироничные намеки на счет обычной для советской пропаганды шумихи и показухи, - по этой причине фильм был выпущен на экран малым тиражом.

Поворотным событием в биографии актрисы стало приглашение ее на роль Тани Теткиной в фильм Святая душа (на экран вышел под названием В огне брода нет), который ставил дебютант Глеб Панфилов, выпускник Высших режиссерских курсов. Здесь Чурикова сыграла санитарку госпитального поезда Таню Теткину, обыкновенную девушку, обнаружившую в себе необыкновенный талант художника, дар преображать окружающую ее страшную реальность в картины, полные наивной чистоты, красоты, гармонии. В мире ненависти и нетерпимости, рожденном гражданской войной, святая душа Таня заведомо обречена: она и погибает, напоминая своей смертью, сколько неведомых прекрасных талантов унесла эта братоубийственная бойня, какую страшную цену заплатила Россия за революцию. В игре Чуриковой здесь прекрасно соединились высокий трагизм и юмор, нежность и страстность, предельная искренность и отточенная четкость рисунка роли. И главное: актриса нашла своего режиссера, режиссер - свою актрису, которая станет душой практически всех его последующих фильмов. А вскоре соединятся и их личные судьбы.

Следующей ролью, которую сыграет Чурикова у Панфилова, станет ткачиха Паша Строганова из провинциального русского городка. Эта роль писалась уже специально для нее. Опять обыкновенная девушка с необыкновенным творческим даром в душе. Она - актриса, и жизнь дает ей прекрасный шанс - сыграть Жанну дАрк в кино. Прослаивающие Начало кадры фильма в фильме показывают мощь трагедийного дара Чуриковой, гармонически вбирающего в себя лиризм и иронию. Уже тогда актриса и режиссер вынашивали замысел большого эпического фильма о Жанне дАрк, для которого уже был написан сценарий, и эпизоды, вошедшие в Начало, были самым весомым доказательством, что Чуриковой эта великая роль под силу, что в ней она не уступит гениальной Фальконетти, героине одного из лучших фильмов мирового кино - Страсти Жанны дАрк Карла Теодора Дрейера. Немало лет Чурикова жила этой ролью, отказывалась во имя нее от прекрасных предложений (одним из них была Соня в Дяде Ване А. Кончаловского).Увы, фильм о Жанне не состоялся. Кинематографическое руководство откладывало и перекладывало эту постановку, обещая непременно разрешить ее (обещание это так и не было выполнено), но сначала надо сделать что-то значительное о современности.

Этим словом о современности стала Елизавета Уварова, сыгранная в Прошу слова. Бывшая работница фабрики, ставшая мэром небольшого городка на Волге, мечтающая преобразить его, соединить обе стороны городка мостом, истово отдающая себя текучке малых дел и вопросов, которые приходится по должности решать, - такова героиня фильма. В ней много от прежних героинь Чуриковой и Панфилова, но если в тех они приглашали зрителя к сопереживанию, то здесь - к анализу и осмыслению. Почему погиб сын Уваровой? От нелепой случайности? Или эта случайность была запрограммирована ее собственным характером и образом жизни? Ее догматической верой в идеалы, реальностью не подтвердившиеся, узостью ее духовного кругозора, ее увлечением спортом (спорт - стрельба), ее поглощенностью общественными делами, не оставившими времени для детей, для нормальных женских забот, для женского счастья? Выполняя по форме социальный заказ, Чурикова с Панфиловым по сути сделали его перевертыш: фильм о государственной женщине, не обретающей себя в служении государству, а теряющей себя в нем - при всех прекрасных ее устремлениях и благородных человеческих качествах. На выходе фильм был изрядно покромсан редакторскими ножницами по указаниям ленинградского партийного лидера Романова, но истинного смысла и его, и главного образа это не изменило.

Совершенно иной и по внешности, и по внутренней сути Чурикова предстает в следующем фильме Панфилова Тема. Здесь главный персонаж не ее Саша, скромный экскурсовод в музее старинного русского городка, а преуспевший столичный драматург Ким Есенин, сыгранный Михаилом Ульяновым. Но ее героиня - нравственный камертон всей вещи. Столкнувшись с ней, Есенин понимает, что променял свой талант на суету успеха и благополучия, но сойти с накатанной жизненной колеи уже не в силах... И вновь полная внутренняя и внешняя трансформация актрисы в Валентине по Последнему лету в Чулимске Распутина. На этот раз она играет Анну, мать главного героя, непутевого Пашки, буфетчицу в таежной кафешке. Нет здесь ничего от душевной открытости и чистоты ранних героинь актрисы: наверное, и она когда-то вступала в жизнь, полная надежд и любви, однако жизнь наложила горькую печать на ее характер...

Особое место в творчестве Чуриковой - Панфилова занимают горьковские образы - Васса и Ниловна. Васса - не случайно именно так назвал режиссер свою экранизацию Вассы Железновой. В героине Чуриковой акцентируется не ее железная воля, а, напротив, душевная мягкость. Ей бы можно дать фамилию Тестова - тесто податливо, а топором не перерубишь. На таких женщинах стояла и стоит Россия, и прошлая и нынешняя. А горьковская Ниловна в Матери поднимается актрисой до высот подлинной трагедии, сохраняя при этом и бытовую конкретность, и точный психологизм характера. Подтверждение высочайшего уровня этих работ - Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за Вассу и двадцатиминутная овация, которой завершился показ Матери на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присужден Специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ.

В 1973 году Чурикова получает предложение от Марка Захарова, руководителя театра Ленком, сыграть Неле (по пьесе роль называется Неле и другие женщины Тиля) в Тиле Гр.Горина по книге Шарля де Костера. С этого времени актриса вновь возвращается на сцену, играет многие роли в спектаклях театра, каждый раз демонстрируя и новизну прочтения образа, и блистательную широту актерского диапазона, и отточенное сценическое мастерство. Среди сыгранных ею ролей - Сарра в Иванове и Аркадина в Чайке А.Чехова, комиссар в Оптимистической трагедии В. Вишневского, Ирина в Трех девушках в голубом Л. Петрушевской, Мамаева в Мудреце по А.Островскому, Филумена Мартурано в Городе миллионеров Эдуардо де Филиппо, Бабушка в Варваре и еретике по Игроку Ф. Достоевского. В двух постановках Гамлета, осуществленных на сцене Ленкома (первая - А.Тарковским, вторая - Г.Панфиловым) Чурикова сыграла Офелию и Гертруду. В телефильме Этот самый Мюнхгаузен по сценарию Гр. Горина, поставленном М.Захаровым с участием актеров своего театра, актриса создала запоминающийся острохарактерный образ покинутой жены Мюнхгаузена.

Параллельно с работой в театре актриса снимается в фильмах разных режиссеров. Наиболее памятные из этих работ - в Военном-полевом романе П. Тодоровского (удостоена Главного приза за лучшую женскую роль на кинофестивале в Берлине), Ребре Адамовом В. Криштофовича, Годе собаки С. Арановича, Плаще Казановы А.Галина. В Курочке Рябе А.Кончаловского Чурикова сыграла Асю Клячину, продолжив судьбу героини, за четверть века до того сыгранной Ией Саввиной в Истории Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла. Иная жанровая стилистика нового фильма, построенного на контрасте бытовой достоверности и гротеска, потребовала и иной актрисы, способной выдержать этот непростой диапазон.

В последние годы, принесшие немало перемен в театральном деле, Чурикова много и, как всегда, успешно выступает в антрепризных спектаклях. Более 10 лет не сходит со сцены поставленный Г.Панфиловым спектакль Сорри (антреприза Д.Смелянского совместно с Ленкомом), собирают аншлаги во всех городах страны и ближнего зарубежья Овечка (антреприза О.Березовского) и Старая дева (антреприза Н.Колесник, режиссер Б.Мильграм) по пьесам Н.Птушкиной.

В последнем фильме Панфилова Романовы - Венценосная Семья Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она за кадром - дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Федоровну, и выступает как один из авторов сценария (вместе с Г. Панфиловым и их сыном Ваней).

Инна Михайловна Чурикова - Народная артистка СССР (1991), Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР (1985), лауреат премии имени К.С. Станиславского, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премий Хрустальная Турандот и Золотая маска.

Скачать архив с текстом документа