Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 3
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность, цели и инструменты ….….….. 2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики
Содержание
Введение……………………………………………………………… 1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность, цели и инструменты……………………………………….….….. 2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой.……………….. 3. Анализ кредитно-денежной политики Республики Беларусь. Основные направления на 2011 год…………………………..… Заключение………………………………………………………… Список литературы………………………………………………... |
стр. 3 стр. 4 стр. 7 стр. 9 стр. 16 стр. 17 |
Введение
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, проводимых правлением Центробанка и правительством, в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, которая характеризуется: а) отсутствием инфляции, б) полной занятостью.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.
1. Денежно-кредитная политика: структура, сущность, цели и инструменты.
Денежно-кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономических отношений в сфере денежного оборота и кредитов.
Основа кредитной системы является товарно-денежные отношения, которые способствуют возникновению и развитию денежного оборота его финансирования и управления.
Структура денежно-кредитной политики современного государства исторически развивается и совершенствуется
В РБ первоначально это было составлено банком.
В настоящее время денежно-кредитная политика представлена совокупностью следующих подсистем:
- Банковская
- Парабанковская
- Внебюджетные фонды
Банковская система - это ключевое звено всей системы, представляет собой совокупность различных видов банков в их взаимосвязи, существующие в данной стране в определенный исторический период.
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);
в) ассоциация (союз) коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
1) поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
2) использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из
состояния торгового и платежного баланса страны.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.
Данное обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей денежно-кредитной политики. Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.
В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).
Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.
Критерием выбора промежуточных и операционных целей выступает трудоемкость измерения соответствующего показателя, доступность экономической информации, а также предсказуемость их воздействия на стратегические цели экономического развития.
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики с учетом доминирующих теоретических конструкций;
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки и т. д.) на экономические процессы.
Кейнсианская политика дешевых и дорогих денег предполагает активное кредитно-денежное регулирование экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются монетаристы, в большей мере полагаясь на рыночную самонастройку и считают активное вмешательство в экономику неэффективным.
При проведении денежно – кредитной политики используются инструменты, которые можно подразделить на прямые, косвенные и селективные.
К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.
К косвенным относятся:
1. Операции на открытом рынке
2. Изменения норм обязательных резервов.
3. Изменения в учетной ставке.
Селективные инструменты (или методы) регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог векселей, ценных бумаг. Иногда используется и просто увещевание, т.е. «дружеское убеждение».
Денежно-кредитную политику государство проводит через банковскую систему, используя основные инструменты: норма резервирования, официальная учетная ставка (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке. Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок.
Кроме названных инструментов Центральный банк прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.
2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой.
Дефицит платежного баланса и отсутствие адекватного регулирования в валютно-кредитной сфере могут вовлечь страну в безвыходную кредитную ловушку, когда выплаты процентов по основному долгу могут быть осуществлены только путем привлечения новых заимствований. Существующая валютно-кредитная система не может предотвратить подобное явление. Единоразовые списания долгов не являются адекватным механизмом решения проблемы, так как имеют скорее субъективный характер, то есть зависят от интересов кредиторов и стимулируют дальнейшие заимствования, не освобождая страну из кредитной ловушки. Коммерческие банки активно участвовали в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере международного кредита позволило банкам развитых стран свободно кредитовать банковский сектор развивающихся стран, тем более, что правительства часто предоставляли официальные гарантии.
Практика привлечения иностранных заимствований для финансирования бюджетных дефицитов нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности банки и государства-кредиторы повышают реальные ставки по продолжающемуся кредитованию в виду увеличения риска неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного курса страны-должника увеличивает ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для выравнивания платежного баланса. Таким образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались заперты в постоянно увеличивающейся долговой ловушке, созданной частным международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности превышают экономический рост (например ежегодный рост валового продукта – 3%, а внешней задолженности – 5%, что характерно для многих стран), то страна практически не имеет возможности самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноменированы в валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.
Если с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся стран составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы.
С 1990 года значительная часть кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.
Последующие кризисы внешней задолженности относительно более развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в действующую валютно-кредитную систему, то вскоре последует очередь таких стан, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки и, возможно, Европы. Не исключен и возможный кризис в США. Необходимо принять ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по страновым рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.
Утверждение о том, что чем более стабильны валютные курсы, тем более эффективно функционирует реальный сектор экономики не требует доказательств. Однако заключение нового соглашения подобного Бреттонвудскому будет весьма затруднительным при любых обстоятельствах. Даже просто слухи или информация о подготовке “нового Бреттон-Вуда” дестабилизируют валютные курсы. Наиболее приемлемым для всех решением было бы через усиленный Международный валютный фонд или новую организацию Международную валютную комиссию зафиксировать текущее валютные курсы, затем поэтапно приблизить их к паритету покупательной способности и корректировать валютные курсы только в случае определенных изменений паритета. Комиссия может изменять пределы колебания паритета для защиты от спекулятивных атак на отдельные валюты. В настоящее время существует дилемма: зафиксировать валютные курсы невозможно, но объем валютных спекуляций достиг объемов, ставящих под угрозу существование всей системы в целом. Таким образом, регулирование валютных курсов необходимо, и паритет покупательной способности один из наилучших показателей для сравнения стоимости валют.
Чтобы избежать крупных спекулятивных атак на валюты, от которых ожидается девальваций, вместо защитных операций центральных банков, причем не всегда успешных, целесообразнее использовать возможности Комиссии для временного ограничения операций неторгового характера неустойчивыми валютами, курс которых вскоре будет изменен. Конечно оценка стоимости валют через паритет не может быть на 100% объективной. Данный показатель обычно рассчитывается путем сравнения средних потребительских корзин, что имеет следующее недостатки: - в обществах с различным образом жизни, товары входящие в корзину и пропорции между ними будут отличаться; - качество товаров отнесенных к одной группе по единой цене может сильно отличаться; - розничные цены на товары включают в себя не только себестоимость продукции, но и другие виды расходов, в том числе налоговые платежи, которые варьируются.
Ранее основным доводом в пользу рыночных валютных курсов была необходимость выравнивания торговых балансов стран, через изменения стоимости экспорта и импорта. Но, во-первых, подобный аргумент не учитывал эластичность спроса на те или иные товары и степень монополизации в отраслях. Во-вторых, альтернативой покупки недостающей для выравнивания валюты является привлечение внешних заимствований, то есть спрос и предложение на валюту больше не отражает спрос и предложение на товары и услуги, чему также способствовало многократное увеличение доли спекулятивных операций на валютном рынке. Так как подобная мера может вызвать на рынке большую панику, необходим длительный срок внедрения и обязательная предварительная разъяснительная работа.
Попытки реализации данных предложений наталкиваются на активное сопротивление многих экономистов, политиков и финансовых организаций. Хотя намерения восстановления управления над национальной и международной кредитной сферой и валютным регулированием вызывают большое недовольство, но после кризиса в Юго-Восточной Азии общественное мнение постепенно переходит на сторону тех, кто предлагает реформировать существующую систему.
3. Анализ кредитно-денежной политики Республики Беларусь. Основные направления на 2011 год.
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.
Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.
Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денем но-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.
Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ
были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии, На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных, депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить
денежное предложение и подавить гиперинфляцию.
В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы . Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.
Нарастание кризиса неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации. ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.
Сама по себе высокая степень монетизации ВВП свидетельствует об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального сектора экономики, со скоростью движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют более или менее значимые возможности резко повысить монетизации ВВП за счет административного принуждения.
Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.
Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.
Денежная масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.
В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.
Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.
В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.
Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.
Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.
Важным признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте очень велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения конечной цели своей денежно-кредитной политики по сдерживанию инфляции.
Такой механизм денежно-кредитной политики, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики и достижения параметров социально-экономического развития за счет поддержания устойчивости национальной валюты, показал свою достаточную эффективность.
Если в 2001 году уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, составил 46 процентов, то в 2005 году он сложился на уровне нижней границы годового прогноза — 8 процентов. Прирост этого показателя на 5,7 процента за 11 месяцев текущего года, при запланированных на весь год 7—9 процентов, позволяет уверенно говорить о выполнении прогноза.
Немалая роль в таком снижении темпов инфляции принадлежит динамике обменного курса, которая за последние годы изменилась от довольно значительной ежегодной девальвации до укрепления белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.
По мере замедления темпов инфляции и девальвации снижались и процентные ставки на денежном рынке. При этом процентная политика Национального банка была ориентирована на постепенное и сбалансированное уменьшение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их привлекательного уровня, стимулирующего рост сбережений в белорусских рублях и расширение доступности кредитов банков для предприятий и населения.
Финансовая стабилизация стала важным фактором как роста инвестиций в экономику, так и активного ее кредитования со стороны банковского сектора.
Все это содействовало обеспечению высоких темпов экономического роста в республике, позволяющих Беларуси по этому показателю устойчиво занимать одно из лидирующих мест среди стран СНГ.
Следует также отметить, что процесс финансовой стабилизации и активного участия банковской системы в достижении параметров социально-экономического развития сопровождался эффективным, безопасным и надежным функционированием национальной платежной системы.
Таким образом, действующий сегодня в республике механизм решения задач денежно-кредитной политики подтверждает свою достаточно высокую эффективность и целесообразность его дальнейшего использования без каких-либо кардинальных преобразований в наступающем году. В то же время с учетом необходимости дальнейшего закрепления позитивных тенденций в денежно-кредитной сфере и повышения ее качественных показателей.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития. В 2011 году денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен. В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года. Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей. Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Развитие банковского сектора в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках. Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков. Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.
За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 — 21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.
Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.
Национальный банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
В 2011 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.
Заключение
В 2011 году денежно–кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.
Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.
Список литературы
1. Банковские операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов / Д. А. Климов, Р. Р. Томкович. – Мн.: Амалфея, 2003. – 752 с.
2. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике.-М.-1992
3. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др.; Под ред. Г. И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ Санкт-Петербург оркестр, 1994.
5. Макконнелл К.Л., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, 14 издание. Перевод с английского, Инфа –М, М. 2002
6. Макроэкономика И.М. Лемешевский часть 1, Минск 1994
7. Макроэкономика И.М. Лемешевский Экономическая теория часть2, Минск, 2002.
8. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003.
9. Макроэкономика С.Н. Ивашковский, Москва, 2000.
10.Макроэкономика/ Под ред. Плотницкого Москва, 2002.
11. Малюгин В. И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа: Учеб. пособие. Мн.: БГУ, 2001. – 318 с.
12.Маманович П. А. Рынок ценных бумаг. Учеб. пособие. – Мн.: Современная школа, 2006. – 320 с.
13.Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.С. Василенко, И.К. Козлова и др.; под. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 512 с.
14.Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; под. ред. Г.И. Кравцовой. 2-е изд., перераб и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. – 504 с.
15. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития./ Алексеева Т. М., Галов А. Ф., Енин Ю. И., и др.; Под ред. В. М. Шухно, А. Ю. Семенова, В. А. Котовой. – Мн.: Издательско-методический центр РИВШ БГУ. – 2001. – 344 с.
16.Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, Минск,2002.