Деятельность и теоретические основы благотворительных организаций в современной России, их взаимоотношение с органами различных государственных структур

СОДЕРЖАНИЕ: Социально–исторические истоки благотворительности, ее сущность, содержание, категории, формы и приемы, этапы становления в России. Развитие благотворительности в современном обществе государственном уровне, деятельность благотворительных фондов.

Оглавление

Оглавление

Введение

Глава 1.Социально – исторические истоки благотворительности.

1.1 Сущность, содержание, категории.

1.2 Этапы становления благотворительности в России.

Глава 2. Благотворительная деятельность в современной России.

2.1 Развитие благотворительности в современном обществе.

2.2 Деятельность благотворительных организаций в России.

Заключение.

Глоссарий.

Используемая литература.


Введение

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время перед современной Россией особенно остро стоят проблемы социальной помощи.Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.

Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучить, как решаются эти проблемы у нас.

Объектом исследования являются благотворительные организации.

Предметом исследования является деятельность в современной России благотворительных организаций.

Цель исследования : изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимоотношение с органами различных государственных структур.

Задачи исследования: раскрытие исторической преемственности при организации благотворительности в современных условиях развития общества. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.

Методы исследования : анализ научной литературы и нормативно – правовых документов.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.

В первой части курсовой работы подробно рассматриваются категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные, а также причины возникновения благотворительности на Руси. Рассматриваются подробные этапы развития благотворительной деятельности отдельных людей с плавным переходом в развитие благотворительности на государственном уровне.

Во второй главе курсовой работы изучается становление благотворительной деятельности отдельных организаций в современных условиях развития нашего общества, их взаимодействие с органами государственных структур. Приведены конкретные примеры результатов деятельности современных благотворительных фондов: Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», Общероссийская Благотворительная организация «Преображение России»,и др.


Глава 1. Социально – исторические истоки благотворительности

1.1 Сущность, содержание, категории

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством»[1] .

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.

Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями»[2] .

Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).

Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему»[3] .

Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим »[4] .

Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи»[5] .

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования»[6] .

При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.»[7] . В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие»[8] .

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.

Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.

Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на современном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем(бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)»[9] .

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью»[10] .

Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость»[11] .

В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

Таким образом, в данном параграфе мною было рассмотрено понятие, сущность, содержание и категории благотворительности.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия благотворительность. Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

1.2 Этапы становления благотворительности в России

Актуальность исторического исследования благотворительности и участия благотворительных организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами.Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции.

Древняя Русь. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Князь Владимир, «вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека»[12] . Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение», для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь, Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу».Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Правивший в Киеве в первой половине XII века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара 1185 года, уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.

Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.

Смутные времена. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. По указанию Ивана IV были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.

После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства.

Первые Романовы и Петр I. первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря[13] .

Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования, и после его смерти[14] .

Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор России Петр I. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных».

В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказать».

В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин.

В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла.

Деяния императриц. Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии»[15] .Основными направлениями деятель-ности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества».

В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия.

При участии Марии Федоровны в 1812 году появились «Императорское женское патриотическое общество» и было создано попечительство «Инвалидный капитал», все средства которого были впоследствии переданы «Александровскому комитету о раненых», учрежденному Александром I.

Эпоха реформ. XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.

В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский. Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченых, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет, для оказания помощи был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.

Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов.

«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность - приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».

К концу XIX века благотворительность в России «стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности»[16] .

Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии кото-рых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Характерной чертой советского периода русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело к закрытию благотворительных организаций. Были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству. Однако, существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности - Детский фонд им. В. И. Ленина.

В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества приветствовался.

В кон. 80-х гг. XX в. государство признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья.

Итак, каждый этап изменения благотворительной помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода. В ходе рассмотрения данного вопроса на разных этапах становления, выявлена закономерность в организации благотворительности от отдельных лиц на Руси до государства. На всех этапах своего развития благотворительность была добровольной деятельностью. Всё самое прогрессивное в деятельности совершенствовалось с каждым этапом


Глава 2. Благотворительная деятельность в современной России

2.1 Развитие благотворительности в современном обществе

Мы выяснили, что история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. По нашему мнению, благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию, потребностью в обществе духовных идеалов. Не случайно М.В.Фирсов на страницах «Истории социальной работы в России» утверждал, что «призрение нищих и юродство, инфатицид и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование – явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе»[17] .

Девяностые годы уходящего в историю столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб. Это тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.

В данных условиях, когда последствия финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: «поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.»[18] .

Основа для возрождения традиции благотворительности и меценатства уже есть. Это рождающийся сегодня средний класс российских предпринимателей.

Этот новый тип предпринимателей – это, как правило, скромная интеллигенция, которая раньше не имела ни каких возможностей для личной инициативы развития. Они чаще всего были основными «генераторами идей» в своих институтах, лабораториях, отделах, но этим все и ограничивалось. Сейчас они получили возможность реализовать свою энергию.

Интересно, что они производят очень хорошее личное впечатление. Это одаренные люди с большой, не только творческой, но и обычной трудовой энергией, очень инициативные, достаточно скромные в личном потреблении. В отличие от распространенных представлений, никаких Мерседесов у них нет, ездят на «Жигулях» или даже «Москвичах»; ни о каких Багамах, Флоридах и т.д. не может быть и речи – отдых на территории страны, и соответствующий образ жизни. Все эти люди ощущают огромную потребность в труде – это то, что у нас в обывательской среде называется «трудоголики».

Именно усилиями этих людей сегодня создаются зачатки благотворительности и меценатства.

Это люди - по своим принципам близкие к революционным, но в отличие от того времени, когда формообразующим элементом были в основном мещане, у нас такой элемент – интеллигенция.

И эта интеллигенция владеет той общей культурой, которая здесь необходима. Это очень развитые люди, люди очень много думающие. Им присущ, скажем так, «общественный инстинкт», для них имеет очень большое значение общественное благо, общественная значимость их работы. Такой человек не мыслит себя вне течения общественной жизни, вне общих интересов.

Таких предпринимателей сейчас довольно много. Их фирмы до сих пор существуют в начальной стадии своего развития. Деньги у этих фирм, где работают 20, 30, 50 человек, как правило, небольшие, возможностей широко развернуться, пока нет. Поэтому, естественно, и размеры благотворительной и меценатской деятельности здесь тоже ограничены. И, тем не менее, многие из них обнаруживают вполне определенные стремления проникать в социальную сферу, оказывать на нее какое – то воздействие, участвовать в социальной жизни.

Например, одна из фирм, которая производит товары народного потребления, предоставляет свою продукцию в органы соцзащиты, а те в свою очередь распределяют её, как гуманитарную помощь нуждающим. Другие фирмы организуют бесплатные курсы – профессиональные, компьютерные – для всех желающих. Третьи, например, ведут работу со школьниками в своем районе – устраивают для них олимпиады, занятия. Очень много есть разных вариантов. Там, где возможно, участвуют материально, а где можно, и просто своим трудом, своими знаниями, своей готовностью помочь в каком – то деле.

К детальному рассмотрению деятельности благотворительных организаций, осмыслению их роли в решении социальных проблем подтолкнули и процессы, происходящие в экономике, социальной сфере страны с начала 90-х годов XX века. Становление рыночной системы хозяйствования, капитализация общественного производства, безработица, детская безнадзорность, рост числа людей, оказавшихся на грани выживания – потребовали от органов государственной власти внести серьёзные коррективы в свою деятельность. Увеличение объёмов гарантируемых государством льгот, материальной и финансовой помощи различным категориям населения не привело к снижению социальной напряжённости в обществе.

Вместе с тем, очевидным стало положение, когда у государства не хватит ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Когда различные формы материальной помощи без партнёрского сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями, без активного их привлечения и инвестирования благотворительных средств в сферу социальных услуг, будут малоэффективными.

Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.

Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств. Для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования. Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны.

Благотворительность является социальным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.

Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место. Государство, будучи заинтересованным, в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая, благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

2.2 Деятельность благотворительных фондов в России

Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение.

Это, например, Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», Общероссийская Благотворительная организация «Преображение России» ,и др.

Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» - это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на поддержку общественно полезных и социально значимых проектов и инициатив в области здравоохранения, образования, спорта, культуры и др..

Фонд «Абсолют-Помощь» был учрежден в 2002 году по инициативе Инвестиционной Группы «Абсолют». Однако начало благотворительной деятельности было положено в первой половине 90-х годов, когда Компания «Абсолют» взяла шефство над одной из московских школ-интернатов, а впоследствии сотрудники и партнеры Компании регулярно выделяли средства для оказания помощи образовательным учреждениям, больницам, инвалидам, детям-сиротам и т.д. И эта поддержка всегда была адресной: одежду, лекарства, инвалидные коляски, оборудование получали люди или учреждения, действительно в ней нуждавшиеся. С созданием Фонда работа приобрела системный характер.

Фонд работает на территории Московской области и осуществляет ряд благотворительных программ в сотрудничестве с Правительством региона. Постановлением Губернатора Московской области «Абсолют-Помощь» включен в Перечень благотворительных организаций, действующих на территории Московской области.

Стратегию развития и направления своей деятельности «Абсолют-Помощь» определяет самостоятельно. С самого начала усилия сосредоточились на помощи детям.

Благотворительные программы:

- во-первых, способствуют тому, чтобы дети, особенно тяжело больные и оставшиеся без попечения родителей, своевременно и в полном объеме могли получать медицинскую помощь, достойное образование, укреплять физическое здоровье. Для этого на средства Фонда «Абсолют-Помощь» производятся строительство и ремонт учреждений здравоохранения и образования; закупка медицинского и реабилитационного оборудования и медикаментов; строительство детских спортивных и игровых комплексов; учреждаются стипендии одаренным детям и т.д.

- во-вторых, поддержка всегда направлена на конкретные цели и имеет конкретный адрес.

Это позволяет не только сконцентрировать финансовые средства для решения той или иной проблемы, но и четко контролировать, как они используются.

Многие программы осуществляемые фондом можно назвать успешными, потому что в их основе лежит профессиональный подход к делу, сотрудничество со специалистами - экспертами в той или иной сфере, эффективное использование средств. Кстати, слово «сотрудничество» едва ли не ключевое в благотворительности. В сотрудничестве со специалистами из Министерств образования и здравоохранения Московской области представители благотворительного фонда «Абсолют помощь» выявляют самые острые проблемы и пути их решения.

Такой подход подтвердил свою эффективность. Благотворительную помощь получили десятки больниц, роддомов, школ-интернатов, тысячи детей, остро нуждавшиеся в поддержке во время болезни или в период реабилитации.

Например:

- свыше 3000 детей получили высококвалифицированную медицинскую помощь в лучших российских и зарубежных медицинских центрах и клиниках;

- в 11 учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты произведены ремонтные работы, либо работы по благоустройству территорий, строительству спортплощадок и т.п.;

- 59 учреждений здравоохранения получили различную аппаратуру медицинского и прочего назначения;

- 64 учреждения образования оснащены необходимым оборудованием;

- 300 ежемесячных именных стипендий Фонда вручаются лучшим учащимся средних и средне специальных учебных заведений Московской области;

Директор благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» Георгий Крюков говорит: «…Благотворительность нарастает, как снежный ком: начинаешь один проект, и тут же вырастает другой - продолжение первого. Сначала Фонд оплачивал только операции, но детям нужно было восстанавливать здоровье после выписки из больницы. Так мы занялись реабилитацией, а затем привели в порядок один из детских санаториев в Подмосковье. Сейчас - это современный комплекс, с благоустроенной территорией, оснащенный необходимой техникой для лечения лёгочных заболеваний.

Мы пытаемся создать нормальную среду обитания ребенка. Разве может быть счастлив человек, выросший в обшарпанных стенах школы-интерната? Часто эту модель он воспроизводит в своей дальнейшей жизни. Фонд по мере своих сил и средств пытается разорвать этот замкнутый круг. А результат – это новое оборудование в больницах и роддомах, отремонтированные здания и помещения коррекционных школ-интернатов, профессиональных училищ, вновь созданные детские спортивные комплексы и многое другое.

Фонд и работает ради того, чтобы жизнь детей независимо от их возраста, социального положения, состояния здоровья была достойной. Не сомневаюсь, что даже те из ребят, кто задержался на старте, могут стать победителями. А наше дело – попытаться им помочь19 …»

Общероссийская Благотворительная организация «Преображение России» - официально зарегистрирована в 2001 году и на сегодняшний день включает в себя 350 учреждений разной социальной направленности, действующих в 200-х городах Российской Федерации, а также имеет более 10 учреждений за рубежом. В ноябре 2008 года организация получила общероссийский статус с наименованием «Преображение России».

Организация является некоммерческой, внебюджетной, не политической, обладает идеологической и хозяйственной самостоятельностью. Будучи самобытной, организация имеет российские корни и не является преемницей каких-либо структур, а также не ведёт совместной деятельности и не финансируется иностранными юридическими и физическими лицами. «Преображение России» действует на принципах соблюдения прав и свобод человека, признания конституционного устройства Российской Федерации и не зависит ни от каких светских, политических или религиозных структур.

Духовной основой является фундаментальное христианство. Организация сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с общественными, политическими, религиозными объединениями, другими частными или юридическими лицами преследующими созидательные для России общественно-полезные цели: социального, культурного, образовательного или благотворительного характера. Ежегодно в организацию обращаются за помощью тысячи людей, находящихся в противоречии с моралью общества и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Организацией «Преображение России» разработана и успешно осуществляется программа «Нравственное воспитание, духовное становление, моральная и социальная поддержка граждан России».

Цели организации - развитие благотворительности и милосердия в России, популяризация Христианского сознания и ценностей в обществе, а так же противодействие пагубным и чуждым движениям и тенденциям, разрушающим Российское общество и унижающим нашу Родину. Для осуществления своих целей организация в установленном законом порядке проводит акции и мероприятия, создает бесплатные восстановительные центры, социальные гостиницы и другие учреждения стационарного типа.

Внутреннее восстановление проблемных людей достигается путём смены мировоззрения и привития им здравого смысла и добрых нравов, основанных на Христианской морали, которая включает в себя: открытость, искренность, добросовестность, порядочность, отсутствие лицемерия, бескорыстие и справедливость. Человек, меняя негативный круг общения, попадает в морально устойчивую среду, ведет упорядоченный образ жизни, придерживаясь принципов и норм поведения, принятых в Центре.

Внешнее восстановление выражено:

- в предоставлении первой доврачебной и санитарной помощи;

- в предоставлении крова, одежды, пропитания;

- в урегулировании отношений с правоохранительными органами;

- в юридической помощи;

- в восстановлении отношений с родственниками;

- в специализированном медицинском обследовании и помощи в прохождении лечения;

- в восстановлении документов, создании семьи, трудоустройстве на работу;

- в привлечении к активному участию в деятельности организации.

Результат реабилитации - обретение человеком навыков, качеств и способностей, делающих его личностью положительно воспринимаемой обществом. В человеке вырабатываются моральные принципы и нравственные нормы поведения, а также способность влиять на людей находящихся в пороках и помогать им, измениться в лучшую сторону. Человек не просто восстанавливается физически и духовно, не только обретает отношения с близкими и устраивает свою личную жизнь, но и проявляет активную гражданскую позицию, участвуя в делах милосердия и благотворительной деятельности - для созидания и оздоровления нашего общества.

Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства основан в феврале 2002 года в Москве.

Цели фонда:

– укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве;

– защита традиционных нравственных ценностей российского общества;

– защита отцовства, материнства и детства;

– защита права человека на жизнь с момента ее возникновения и до естественной смерти;

– содействие духовно-нравственному развитию будущих родителей, сохранению и укреплению их здоровья и здоровья их потомства.

Основные направления деятельности:

- Информационная поддержка мер, направленных на повышение рождаемости.

- Защита материнства - по этой тематике фонд работает и как непосредственно благотворительная организация (реализуя свою программу материальной и психологической помощи беременным), и как разработчик проектов и методик психологической работы с беременными.

- Помощь детям-сиротам - Программа предполагает оказание психологической, материальной и социальной помощи воспитанникам детских домов.

В рамках реализации программы фонд развивает следующие направления деятельности:

- проведение культурно-образовательных мероприятий (посещение театров, музеев, выставок, концертов и пр.);

- содействие созданию условий для активных занятий спортом и формированию здорового образа жизни. Проведение мероприятий, направленных на профилактику совершения правонарушений, употребления наркотиков и алкоголя, курения, профилактика девиантного поведения;

- организация занятий по обучению работе на компьютере;

- содействие в организации детского отдыха и досуга: проведение экскурсий, организация поездок, летних лагерей и т.д.;

- приобретение детям одежды, обуви, книг, канцтоваров, игрушек, предметов быта, оргтехники и других необходимых товаров.

Из выше изложенного следует, что в настоящее время основой организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность составляяют Благотворительные фонды разных уровней. Кроме фондов « одного лица» (фонд В. Патанина) создаются фонды, в которые входят не только выдающиеся деятели современного общества, но и организации в целом.


Заключение

На основе изученных материалов и высказанных суждений правомерно сделать следующие выводы:

- общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия благотворительность. Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение;

- каждый этап изменения благотворительной помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода. В ходе рассмотрения данного вопроса на разных этапах становления, выявлена закономерность в организации благотворительности от отдельных лиц на Руси до государства. На всех этапах своего развития благотворительность была добровольной деятельностью. Всё самое прогрессивное в деятельности совершенствовалось с каждым этапом;

- на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место. Государство, будучи заинтересованным, в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая, благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития;

- в настоящее время основой организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность составляют Благотворительные фонды разных уровней. Кроме фондов «одного лица» (фонд В. Патанина) создаются фонды, в которые входят не только выдающиеся деятели современного общества, но и организации в целом. Все созданные благотворительные фонды помогают неимущим слоям общества, беженцам, инвалидам, детям-сиротам, учреждениям образования, здравоохранения и культуры.

Поставленные цели и задачи данного исследования мною выполнены полностью.


Глоссарий

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Благотворительность – проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи.

Богадельни – образовано от словосочетания «Бога деля», социальные учреждения предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения.

Взаимопомощь – взаимовыручка, в более узком экономическом смысле – форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

Милосердие – одна из важнейший христианских добродетелей, исполняемых по средством дел милостей телесных и милостей духовных.

Мирское призрение – территориальная система помощи, осуществляемая волостными обществами.

Общественное призрение – частная организованная благотворительная помощь, определенная форма сословной, профессиональной взаимопомощи.

Призрение – оказать внимание, оказать милость, приласкать, присмотреть, взглянуть.

Профессиональные нищие – человек, по своему состоянию здоровья способный трудится, но в виде промысла занимается прошение подаяния в той или иной форме

Социальная поддержка – предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях.

Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная справедливость - социально-психологическое восприятие принципов и форм организации общества, как отвечающих интересам людей и социальных групп, т. е. обобщенная нравственная оценка общественных отношений. Это один из видов справедливости, который касается жизнедеятельности общества и личности.

Филантропия – благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.

Гуманизм - (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.


Использованная литература

1. http://www.absolute-help.ru

2. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкина. - СПб.: Лики России, 2002.

3. Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003

5. Власов П. В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 1991.

6. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10.

7. Длуголенский Я.Н. Заметки о частной благотворительности в дореволюционной России (1803 – 1916 гг.) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001

8. Егошина В.Н, Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993.

9. Косихина И.Г. Благотворительность российских общественных организаций в конце XIX – начале XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.

10. Кочетов А. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность//Власть. – 2003. 2003.

11. Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. - М., 2000.

12. Ожегов С. Словарь русского языка / ред. Шведдова Н.Ю. - М.: Русский язык, 1985.

13. Повесть временных лет // История государства Российского: Источники. — М., 1996.

14. Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С.Лихачева.

15. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6

16. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6.

17. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1983. С.25. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135

18. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860-1914 гг. М., 1999.

19. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX. - М.: Наука, 2005.

20. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.

21. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.

22. Фомин Э. А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. - СПб: Питер, 1999.

23. Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная Книга – 1999. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»). - М.: 2000.

24. Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. - СПб: Питер., 1999.

25. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.


[1] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и

религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. С.32.

[2] Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX. - М.: Наука, 2005. С.13.

[3] Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.34.

[4] Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1983. С.25.

[5] ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135.

[6] Фомин Э. А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. - СПб: Питер, 1999. С.83.

[7] Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. - М., 2000. С. 45.

[8] Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. - СПб: Питер., 1999. С. 132.

[9] Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная Книга – 1999. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»). - М.: 2000. – С.13.

[10] Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6. С.29.

[11] Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкина. - СПб.: Лики России, 2002. С.84.

[12] Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.17.

[13] Длуголенский Я.Н. Заметки о частной благотворительности в дореволюционной России (1803 – 1916 гг.) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.С.69.

[14] Там же. С.72.

[15] Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994. С.126.

[16] Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6. С.72.

[17] Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. С.10.

[18] Косихина И.Г. Благотворительность российских общественных организаций в конце XIX – начале XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001. С.77.

Скачать архив с текстом документа