Деятельность юнеско по решению программы культурного наследия
СОДЕРЖАНИЕ: Юнеско специализированное учреждение ООН -крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Устав Организации был подписан 16 ноября 1945 г в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г., которое считается датой образования юнеско. 1
Деятельность ЮНЕСКО по решению программы культурного наследия
Реферат
01.04.2010
Заказ №88351
Оглавление
[1]
В соответствии с Уставом ЮНЕСКО задачей Организации является содействие укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религий.[2]
Основной принцип деятельности ЮНЕСКО - развивать и способствовать росту количества средств коммуникации между людьми и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга.
При этом крайне необходимо, чтобы все люди были хорошо осведомлены о задачах и идеалах ЮНЕСКО с тем, чтобы быть способными их поддержать. Ведь именно они являются ключевыми действующими лицами ЮНЕСКО.[3]
Перед лицом ужаса, спровоцированного «отречением от демократических принципов достоинства, равенства и взаимного уважения между людьми», создание ЮНЕСКО явилось гарантией мира, «основанного на интеллектуальной и моральной солидарности человечества».
1. Функции ЮНЕСКО в области культуры
Во всех своих мероприятиях и проектах ЮНЕСКО выполняет ряд функций, отражающих ее роль ведущего учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.
Лаборатория идей. Необходимо, прежде всего, понять причины и последствия преобразований в современном мире и уяснить, какие позиции занимают в нем образование, наука, культура и коммуникация. ЮНЕСКО принадлежит решающая роль в прогнозировании и выявлении важнейших проблем в областях ее компетенции и в выработке необходимых стратегии и мер политики на основе отстаиваемых Организацией этических принципов. Лишь при этом условии появляется возможность влиять на процесс изменений и контролировать его, и лишь тогда деятельность ЮНЕСКО обретает смысл.[4]
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Как отмечается в Среднесрочной стратегии Организации на 2008-2013 гг., первостепенной для Организации остается сформулированная в преамбуле ее Устава приоритетная задача укоренения идеи защиты мира в сознании людей. ЮНЕСКО должна неизменно стремиться к созданию культуры мира, а также развитию и углублению взаимопонимания, примирения и диалога.[5]
2. Основы политики ЮНЕСКО в области культурного наследия
В то время как в России исследователи и менеджеры в сфере культуры только подошли к активному использованию понятия культурного наследия и связанной с ним терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине 1990-х гг., на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономического и социального развития того или иного региона или даже целой страны, где наследие подчас является главным, если не единственным ресурсом развития.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
В его ходе осуществляется выбор тех объектов наследия, которые в наибольшей степени могут вписаться в существующую идеологию и систему ценностей. От степени демократичности общества, наличия либо, наоборот, отсутствия внутреннего и внешнего плюрализма, предыдущего исторического опыта общества зависит, будет ли этот выбор максимально широк, либо будет использоваться и интерпретироваться лишь часть комплекса наследия.
От этого зависит также и корректность его интерпретации. Мировой опыт дает нам различные примеры, как негативного, так и позитивного плана.
Как результат определенной существующей политической конъюнктуры, отдельные объекты наследия остаются в тени, в то время как другие начинают интенсивно «ревитализироваться», т. е. становятся частью современной жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Они становятся элементом региональной и национальной самоидентификации, вводятся в экономический и социальный оборот, используется их образовательный потенциал.
Можно увидеть, например, как в 1970-1980 гг. в СССР вкладывались определенные средства в города «русского Золотого кольца» или комплексы, связанные с военно-патриотическим наследием Великой Отечественной войны, но при этом практически полностью отсутствовал политический и экономический интерес к не менее интересным объектам, связанным со средневековым городским наследием Золотой Орды и многим другим объектам наследия, которые не вписывались в схему существующей политической идеологии, которая относилась к проявлениям прошлого через призму утверждения державных амбиций и подтверждения своей легитимности.[6]
При этом многие физические культурные ресурсы по-прежнему осознанно или неосознанно рассматриваются в системе «метрополия» — «колонизируемые окраины», с явным предпочтением для объектов, находящихся в центре метрополии и «работающих» на великорусские идеи. Эта традиция в значительной степени сохраняется и в настоящее время, достаточно рассмотреть материалы, посвященные наследию, содержащиеся на сайте Московского бюро ЮНЕСКО. [7]
Они касаются в основном архитектурных памятников Древней Руси, которые являются, очевидно, лишь небольшой частью огромного культурного наследия Российской Федерации.
В то же время пример нашей страны стоит особняком в мировой практике освоения и интерпретации комплекса наследия, потому что в прежние годы ему так и не удалось стать «товаром», продуктом в полной мере этого слова.
В середине 1980-х специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики ЮНЕСКО в этой сфере, более того были развиты и приобрели более практический оттенок. Среди них содержались следующие важные посылы.[8]
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
В последнее время очень часто специалистами ЮНЕСКО термин «материальное культурное наследие» заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом понятий «культурное достояние», «культурный потенциал», «культурная собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.[9]
В руководстве ЮНЕСКО, определяющем основные принципы операционной политики в этом направлении, содержатся следующие важные посылы: «Материальные культурные ресурсы имеют большое значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и традиций народа.
Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях ее можно избежать.
ЮНЕСКО помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития».[10]
3. Использование природного и культурного наследия в Российской Федерации
Устав ЮНЕСКО (Статья I, параграфы 2а и 2с)[11] следующим образом определяет мандат Организации в области культуры и коммуникации:
Организация способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем;
Помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества - книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным странам заключение соответствующих международных конвенций.
Участие в программах ЮНЕСКО по культуре и коммуникации дает возможность получать международную экспертизу в деле сохранения российского культурного и природного наследия, осуществлять популяризацию российской культуры за рубежом, содействовать развитию свободы и плюрализма средств массовой информации, использовать огромный потенциал России в области культуры как мощный инструмент российской внешней политики.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Пока не востребован в полной мере, но ждет своего часа опыт развития культурного туризма, ставшего во многих странах одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Для многонациональной России эта программа может стать и одним из действенных средств сохранения культурного многообразия населяющих ее народов.
Одним из регионов, динамично развивающих политику в области сохранения и использования природного и культурного наследия в Российской Федерации, является Самарская область.
Причем заслуга в этом принадлежит не только и не столько органам исполнительной власти, но, прежде всего, самарским ученым и специалистам, представителям НГО, таких, как ассоциация «Поволжье».
Ими внесен также значительный вклад в уточнение инструментария и понятий, связанных с политикой по сохранению и использованию материального культурного наследия.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
С. Г. Малышева одной из первых в российской методологии наследия вводит понятие «ревитализация», под которым подразумевается комплекс мероприятий по внесению, вовлечению следов историко-культурного контекста в современное функционирование сложившегося реального социума.
Наиболее интересным и позитивным с точки зрения пространственного проектирования среды по ее мысли является градостроительный и архитектурно-ландшафтный аспект реконструкции земель ЦАН под современные социальные функции (культура, образование, рекреация, туризм и др.).
Использование этих ареалов даст возможность в будущем к значительному, и не только материально-пространственному, возрождению историко-культурного контекста, но и другим аспектам возрождения культуры (семантическому, бытовому и др.).
Подобный подход к выявлению, сохранению и активному использованию земель ЦАН вполне применим и в других регионах, особенно богатых археологическим наследием.
Заключение
Культуры, представленные в сегодняшнем мире, настолько сильно и драматично отличаются в средствах своего выражения, организациях и ценностях, что любой даже самый системный подход или конкретный опыт сохранения наследия могут вызывать радикально различную интерпретацию в различных культурных контекстах.
Западный способ развития зиждется на партнерстве с правительством, являющимся стабилизирующей силой, озабоченной достижением общественного благосостояния в определенных секторах и предпринимателями, представляющими частный сектор, которые рискуют своим капиталом для частных и общественных обретений. Тоталитарные общества сохраняют всю ответственность в одних руках, например, в руках диктатора, определенной группы лиц или государства.
И, наконец, существуют общества переходного типа, например, в развивающихся и пост-социалистических странах могут присутствовать черты и того, и другого. Особый культурный вызов бросает нам скорость происходящих перемен, сжимающая века развития до размера недель в странах, где традиции модернизации просто отсутствовали.
В таких странах практикам, работающим в сфере наследия, необходимо прервать «живую» традицию, законсервировав ее на определенном этапе, и потребовать от общества проделать то же самое. Многие развивающиеся страны борются над загадкой разрешения этой проблемы, но под именем сохранения наследия по-прежнему подразумевают для себя сохранение «живой» «традиционной» жизни, зачастую бессознательно.
Анализ вопросов политики в сфере сохранения наследия в исторических городах.
Для того чтобы быть уверенным, что деятельность и программы по сохранению наследия внутри исторических городов или кварталов подходят к ситуации и месту, необходимо оценить, насколько хорошо первоначально задуманные проекты могут достичь желаемых результатов внутри конкретного местного сообщества.
Литература
1. KoichiroMatsuura. UNESCO: Factor of hope. UNESCO Press, 2005.
2. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 2006.
3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И.Д. Никулин. М.:Логос, 1993.
4. Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.
5. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г.
6. Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.
7. ЮНЕСКО и Россия / Сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.
[1] ЮНЕСКО и Россия / Сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.
[2] Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.
[3] Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И.Д. Никулин. М.:Логос, 1993.
[4] Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.
[5] Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г
[6] Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.
[7] Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.
[8] Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.
[9] Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.
[10] Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.
[11] Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.