Дидро Дени
СОДЕРЖАНИЕ: Юность. Годы учения. Брак. Начало творческой деятельности. Дидро и энциклопедия. Дидро-философ. Дидро - литератор и художественный критик.Дидро (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях - Письмо о слепых в назидание зрячим (1749), Мысли об объяснении природы (1754), Сон ДАламбера (1769, издание 1830), Философские принципы материи и движения (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман Жак-фаталист, 1773, издание 1796; антиклерикальный роман Монахиня, 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе Племянник Рамо, 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.
Юность. Годы учения
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже дАркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского Историю Греции Т. Стениана, Опыт о достоинстве и добродетели Э. Э. К. Шефтсбери, Медицинский словарь Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: Философские мысли (1746), Аллеи, или прогулка скептика (1747, опубликована), Нескромные сокровища (1748), Письма о слепых в назидание зрячим (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749).
Дидро и энциклопедия
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и ДАламберу. Неизвестно, кому в точности - Дидро, ДАламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал Энциклопедии тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения. На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) Энциклопедии, которую ему удалось провести через все рифы.
А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу ДАламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание Энциклопедии было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и ДАламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие - абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.
За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, Энциклопедия признавала ,однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья Роскошь Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
Дидро-философ
В 1751 Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В Мыслях об объяснении природы (1753), созданных по образу и подобию Нового Органона Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, ДАламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.
Дидро - литератор и художественный критик
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы - Побочный сын или Испытания добродетели (1757) и Отец семейства (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой (мещанской) драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть Монахиня (1760, изд. 1796), роман-диалог Племянник Рамо (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман Жак-фаталист и его хозяин (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в Литературной корреспонденции своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. Салоны Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений .
Дидро и Россия
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание Энциклопедии, испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к Энциклопедии. В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из Энциклопедии.
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его Замечаниях на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).