Динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Тематика курсовой работы: динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в Вузе. Актуальность тематики исследования. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.

ВВЕДЕНИЕ

Тематика курсовой работы: динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в Вузе.

Актуальность тематики исследования. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в Вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становления профессионала в процессе обучения в Вузе.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование профессиональных качеств специалиста.

Цель данной работы - выявление особенностей и динамики личностного развития и профессионального становления студентов на 1-3-х курсах обучения.

Теоретическую основу при работе над данным проектом составили базовые методологические принципы научной психологии (принцип системности - Б.Ф.Ломов, В.П.Кузьмин, П.К.Анохин и др., принцип единства сознания и деятельности - С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др., принцип развития - Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, А.В.Запорожец и др.); положения субъектно-деятельностного и акмеологического подходов в психологии; идеи и разработки в рамках концепции психологического анализа профессиональной деятельности. [5]

Курсовая работа состоит из введения, глав основной части, заключения и библиографического списка.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

1.1 Анализ теоретической базы развития профессиональных качеств личности

В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Эти вопросы рассматривались в контексте:

1. Специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д. Дворяшина, А.И. Крупнов, Н.М. Пейсахов, Н.И. Рейнвальд, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова, и др.), [2]

2. Выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова - Славская, В.А. Бодров, А.А. Деркач, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Е.Н. Кузьмин, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.),

3. Определения роли и места способностей, интересов, мотивов и личностно - индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Бодров, А.В. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Б.М. Тешюв, В.Д. Щадриков, В.В. Чебышева и др.). [3]

4. Формирования и специфики значимых профессиональных качеств военного психолога (В.В. Дударев, П.А. Корчемный, В.Г. Михайловский, И.В. Сыромятников и др.) и гражданского психолога (Н.А. Аминов, Н.В.Бачманова, М.В. Молоканов, Д.В. Оборина, К.А. Рамуль и др.).

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента, еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях, задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и профессионального развития в ходе обучения в Вузе; профессионально важные качества (ПВК) специалиста.


1.2 Личностно – индивидуальные особенности студента, необходимые для успешной профессиональной деятельности

Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. Существуют личностно-индивидные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности. Исследователю необходимы такие ПВК как сдержанность, эмоциональная холодность, рационализм, для практика выделяется более широкий круг значимых качеств: готовность к установлению контактов, быстрая ориентация в ситуации, умение вызывать доверие, умение слушать и слышать, понимать внутренний мир людей, эмпатичность, способность к рефлексии, эмоциональная стабильность. [6]

Первокурсники разных лет поступления характеризуются следующими личностными особенностями: высокая концентрация внимания, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, высокий уровень скептицизма и самоконтроля, смелость в общении, склонность к самоутверждению и независимости, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с другими людьми при высоком уровне самокритичности, экстернальность в области семейных отношений. Студенты, обучающиеся на первом курсе, имеют преимущественно средне-слабый тип нервной системы. Указанные характеристики составляют обобщенный портрет типичного первокурсника. Факторная структура инвариантных личностно- индивидных особенностей типичного первокурсника включает восемь факторов: [4]

· I фактор - «эмоциональная устойчивость»,

· П - «сила нервной системы»,

· III - «открытость к социальным контактам»,

· IV -«практичность»,

· V - «экстернальность в области семейных отношений»,

· VI -«наблюдательность»,

· VII - «независимость»,

· VIII - «непосредственность поведения».

Студенты-первокурсники разных лет поступления отличаются друг от друга по ряду личностно - индивидных свойств. Отличительными особенностями первокурсников 2002 года поступления являются: интернальность; чувство ответственности за свою судьбу, в частности, за собственные жизненные неудачи и за взаимоотношения с другими людьми; они более полно осознают собственную значимость в регуляции производственных отношениях. Для студентов 2003 года поступления свойственны: конкретность и некоторая ригидность мышления; эмоциональная неустойчивость; низкий уровень субъективного контроля, особенно в области здоровья и межличностных отношений; они ориентированны на общение и обладают более слабым типом нервной системы по сравнению со студентами других лет поступления. Первокурсники 2004 года отличаются: наличием средне-слабого типа нервной системы (более сильного в сравнении с другими выборками); эмоциональной зрелостью; открытостью; настойчивостью в достижении цели; аналитичностью мышления; наличием интеллектуальных интересов. Кроме этого у них присутствуют: повышенная жизненная удовлетворенность, конформизм; ориентация на социальное одобрение, эмпатичность, благожелательность в отношениях к другим людям. У первокурсника 2005 года поступления выявлены хорошо развитые коммуникативные способности, он общителен, охотно работает с людьми, активен в разрешении конфликтов. [1]

В период обучения на младших курсах (1-3 курсы) факультета психологии Института молодежи у студентов отмечаются: усиление экстернальных тенденций в межличностных и производственных отношениях (т.е. в основных для психолога сферах отношений); понижение уровня общей и частной эмпатии; усиление консервативных тенденций в поведении в противовес радикализму. У них снижается желание изменить себя в соответствии с собственными идеальными представлениями. Факторная структура вариативных индивидно-личностных особенностей студентов включает факторы «эмпатия» и «профессиональная интернальность».

В период обучения студентов как на 1-м, так и на 2-м и 3-м курсах в их представлениях о ПВК специалиста наиболее значимыми признаются следующие качества: профессиональные знания и навыки, компетентность, умение слушать и понимать других людей, любовь к людям, развитые коммуникативные и интеллектуальные способности. При этом, интеллектуальные качества личности оцениваются первокурсниками как профессионально значимые как для психолога-исследователя, так и для психолога-практика. Кроме того, для деятельности психолога-исследователя необходимы, по мнению студентов, развитые имажинитивные свойства личности и наблюдательность; для психолога-практика - эмоциональные и сенсорные качества. К третьему курсу обучения возрастает адекватность представлений студентов представлениям экспертов о ПВК специалиста. [5]

2 ЦЕЛИ И СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

2.1 Мотивация успешности обучения в современных условиях высшего образования

Мотивация успешности обучения зависит от внутреннего психического состояния студента: чем в большей мере он психически напряжен, тем в большей же мере он заинтересован в результатах своего обучения. Успешный первокурсник характеризуется большей склонностью к депрессивности, по сравнению с менее успешным, он более чувствителен, эмпатичен, интернален. Успешность обучения на втором курсе связана с его устойчивостью по отношению к трудностям и степенью консерватизма. При этом наблюдается понижение уровня самоконтроля и повышение степени собственной ответственности за жизненные достижения. Успешный третьекурсник отличается более высокими творческим потенциалом и интернальностью.

Исследованием проблем профессионального становления личности занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, У. Мозер, Е. Бордин, Э. Роу и др. утверждают, что ведущая роль в профессиональном становлении принадлежит различным формам потребностей. Д. Тидеман, О Хара, Д.Сьюпер изучают профессиональный выбор как систему ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решений. Исследователи Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, Э. Шпрангер и др. считают, что выполнение общих видов деятельности приводит к формированию у людей сходных черт личности, позволяющих вывести типологию людей по группам профессий и дать психологическую характеристику личности профессионала. Таким образом, зарубежные психологи исследуют результативную сторону становления профессионала, полагая, что каждый человек предназначен для определенного вида деятельности. [8]

В свою очередь, отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.М. Эткинд и др.) основное внимание обращают на процесс формирования личности в профессиональной деятельности, подчеркивая компенсаторные моменты психики человека, большие возможности развития его профессиональных способностей и самосовершенствования.

Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В.А. Бодров). Следовательно, деятельность задает требования к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.

Таким образом, профессиональное становление - это одна из форм развития личности. А.К. Маркова, говоря о профессиональном становлении, называет этот процесс профессионализацией, подчеркивая при этом, что «в целом профессионализация - это одна из сторон социализации».

В.А. Бодров, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др. подчеркивают, что профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы). Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных границах, все исследователи выделяют:

1) Стадию подготовки к выбору профессии;

2) Стадию профессиональной подготовки;

3) Стадию профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного похождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения и т.д.

В центре внимания данной работы находится вторая стадия профессионального становления личности - период профессионального обучения, также имеющий определенные этапы. Так, Н.И. Иванов и А.В. Черенков выделяют предварительный, общенаучный и специальностный периоды профессионального обучения в зависимости от временного периода обучения, скорее напоминающие этапы обучения студентов, которые, не отражают изменений в личности студентов. А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде последовательного прохождения трех этапов - переходного (1-3 семестр); накопительного (4-7 семестр); определяющего (8-10 семестр). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом. [9]

Следовательно, в период профессиональной подготовки необходимо учитывать гетерогенность и гетерохронность формирования и развития различных групп личностно - индивидных особенностей студента, так как главной целью обучения в Вузе считается формирование и развитие профессиональных способностей и качеств личности будущего специалиста.

Существуют различные подходы к критерию профессионального становления студента в современных условиях высшего образования. По мнению ряда авторов, подготовка студентов к профессиональной деятельности определяется в Вузе уровнем их успеваемости, выраженной в баллах. Это своеобразная форма диагностики и прогнозирования степени отдачи будущего специалиста, а также показатель деятельности Вуза в решении учебно-воспитательных задач. Вместе с тем, иногда оценку успешности обучения считают очень неоднозначным, а иногда и неадекватным показателем. На наш взгляд, тем не менее, без учета и анализа этого формализованного параметра оценки результатов обучения при характеристике профессионального становления специалиста в Вузе не обойтись.

Изучению личностно-индивидных особенностей развития личности студента в процессе обучения в Вузе посвящен ряд исследований. Так, Б.В. Блинов и В.П. Петров установили, что каждая стадия процесса профессионального развития студента характеризуется своим психологическим новообразованием; каждая группа профессионально важных качеств имеет свой период наиболее интенсивного развития; становление же их различных групп свойств происходит по динамическим схемам, аналогичным онтогенетическому развитию в целом. Н.М. Пейсахов показал, что фактором, обусловливающим успех деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура; при этом деятельность более успешна тогда, когда ведущую роль играют волевые качества, а не эмоциональная реактивность; основой оригинального образного мышления является уровень развития памяти, интеллектуально-эмоциональной активности. [7]

2.2 Исследование способностей студентов к профессиональной деятельности современного психолога

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В. Богословский, В.А. Маркелова). Становится очевидным, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализации и социализации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Э.А. Голубева, В.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). [11]

Большинство ученых положительно решают вопрос о наличии специальных способностей к профессиональной деятельности психолога (Н.А. Аминов, Н.В. Бачманова, М.Р. Битянова, М.В. Можжанов, Р.В. Овчарова, Н.А. Стафурин и др.) Так, А.А. Деркач отмечает, что специфические для профессии психолога особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала - психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями человека, так и характером его труда, спецификой объекта. Н.А. Аминов и М.В. Молоканов установили, что для психологов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам, эмоциональная холодность и рационализм в установлении контактов, сдержанность и общая интеллектуальность при выраженном интересе к человеку. Психологов с практической ориентацией отличают готовность к контактам, умение их поддерживать, умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, умение эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, облегчающая ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к повышенной ответственности за свои действия, опора на себя при принятии решений. [12]

В тоже время есть и другая точка зрения. Так, К.А. Рамуль отрицает существование, а соответственно и необходимость выделения специальных, профессионально важных качеств для психолога. Психолог-теоретик, по мнению этого ученого, должен обладать теми же качествами, которыми обладают ученые-исследователи других областей знания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в деятельности психологов, по мнению большинства исследователей, существуют специальные способности и свойства, значимые для успешной профессиональной деятельности, а структура профессионально важных качеств различна для психологов-исследователей и психологов-практиков.

Так, по результатам обследования общей выборки первокурсников 4-х лет поступления (2002, 2003, 2004, 2005 гг.) в рамках базы данных Гуманитарного центра, занимающегося подготовкой социальных психологов, получены следующие данные, характеризующие личностно-индивидные особенности студентов первого курса.

Высокие показатели получены по ряду параметров: по методике Кеттелла - «общительность» (средний балл - 8,79), «эмоциональная устойчивость» (8,79), «нормативность поведения» (8,61), «смелость» (8,05), «чувствительность» (7,47), «радикализм» (8,84); по опроснику УСК - «общая интернальность» (8,68); по опроснику FPI - «открытость» (9,33), по методике «Корректурная проба» - «концентрация внимания» (0,8). Низкие значения наблюдаются по следующим параметрам: по методике Кеттелла - «конкретность» (4,42), «доверчивость» (4,72), «расслабленность» (4,53), по опроснику УСК - «экстернальность в области здоровья и болезни» (0,98), по опроснику FPI - «доброжелательность» (3,63), «уверенность в себе» (3,32). Все остальные переменные по личностным опросникам имеют средние значения. Отметим, что, согласно результатам методики «ОА», у первокурсника преобладают направленность на себя (27,2) и на дело (26,97).

Исходя из вышеизложенного, обобщенный психологический портрет типичного первокурсника факультета психологии Гуманитарного института выглядит следующим образом. Это общительный молодой человек, стремящийся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности, характеризующийся доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов, активный, склонный к риску, эмоционально зрелый, устойчивый, способный к соблюдению общественных моральных норм, и правил поведения, настойчивый в достижении цели, прямолинейный, имеющий высокую степень интернальности, развитую способность к эмпатии, скептичный, склонный к эксперименту в жизни; его отличают хорошая концентрация внимания и наличие средне-слабой нервной системы. При этом ему свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность; также наблюдается низкий уровень субъективного контроля в области своего здоровья. Он ориентирован на прямое вознаграждение, активен в достижении своего статуса, склонен к соперничеству; вместе с тем его характеризуют заинтересованность в решении деловых проблем и ориентированность на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.

Первокурсника 2002 года поступления отличают от других такие качества как повышенная общая интернальность (15,4), большая ответственность за собственные неудачи (3,0), за взаимоотношения с другими людьми (3,75). Студентам 2003 года поступления свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления (3,97), эмоциональная неустойчивость (3,42). Это экстерналы, имеющие низкий уровень субъективного контроля, особенно в области здоровья (-0,2) и межличностных отношений (-0,8). Они характеризуются направленностью на общение (29,2), обладают слабым типом нервной системы. Отличительной чертой первокурсников 2004г. является средне-слабый тип нервной системы (хотя и более сильный по отношению к типам нервной системы студентов других выборок); эмоциональная зрелость, реалистичность (10,2), открытость, общительность (9,56), осознанность соблюдения правил поведения (9,54), аналитичность мышления, наличие интеллектуальных интересов (8,99). У них сильнее развита способность к сопереживанию, пониманию других людей (9,14). При этом отмечается расслабленность, вялость, излишняя удовлетворенность (3,92), ориентация на социальное одобрение (4,38), доверчивость, благожелательность к другим людям (4,15). Первокурсник 2005 года поступления отличается хорошими коммуникативными способностями, общителен, охотно работает с людьми (8,59), активен в устранении конфликтов (2,71). [10]

От года к году отмечается увеличение значений по переменным Е «подчиненность-доминантность» и F «сдержанность-экспрессивность» указывает на то, что с каждым годом на факультет психологии поступают все более уверенные в себе, независимые, доминантные молодые люди, эмоциональные, склонные к импульсивности в поведении.

3 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО- ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

3.1 Основные показатели развития психологических особенностей студентов на первых уровнях обучения в Вузе

Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в Вузе показали, что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе он высокий: - 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем - 8,38 баллов. То же самое происходит и со значением других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов. [8]

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9,8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором - 51,97 баллов; на третьем - 47,62 балла. Следовательно, необходимо обратить специальное внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия.

Первокурсники 2002 г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004г. и 2005 г. предлагают 36 и 38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества, вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников [1].

Таблица 1 - Профессиональные качества специалиста, получившие наибольший удельный вес в общей выборке первокурсников Гуманитарного института.

№ п\п КАЧЕСТВО Удельный вес, %
1 Умение слушать (слышать), понимать других людей 59,2
2 Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность 52,8
3 Доброта, любовь к людям 52,0
4 Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) 44,5
5 Интеллект 41,7

Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога, но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, в специфике деятельности психологов, более адекватно оценивают способности и умения, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в вузе. Вероятно, этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели, задачи и трудности, связанные с профессией психолога.

3.2 Развитие профессионально важных качеств личности современного специалиста в области психологии

В процессе обучения динамика представлений студентов о профессионально важных качествах современных специалистов по психологии различных видов деятельности представлена следующим образом. Поступая на первый курс, студенты имеют в основном представления о работе психолога-практика, отождествляя его ПВК с ПВК деятельности психолога вообще. При этом преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств. Студенты имеют слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми. В процессе обучения уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ. [2]

На втором курсе происходит сопоставление профессионально важных качеств с представлениями о себе, с ощущениями ценности собственной личности, своего Я для других. Наибольший средний балл получили группы аттенционных (5,43), имажинитивных (5,56) и мыслительных (5,28) качеств личности.

Третий год обучения характеризуется адекватным представлением о будущей профессиональной деятельности и ПВК. Студенты проходят производственную практику, позволяющую им лучше представить и оценить будущую профессиональную деятельность. В связи с этим у них формируется более четкое представление о профессиональных качествах, которые им пригодятся для будущей работы. Повышается роль сенсорных свойств (5,06). [1]

Отличительные черты выборок подтверждены в ходе дисперсионного анализа: с каждым годом значения средних баллов по переменным приближаются к оценкам экспертной группы. Из этого следует, что студенты, обучаясь на факультете психологии Гуманитарного института, получают достаточные знания, чтобы сделать правильные выводы в оценке ПВК психолога.

В таблице 2 представлены пять профессиональных качеств, получивших наибольший удельный вес при ответах на вопрос авторской анкеты «Каковы, по вашему мнению, профессионально важные качества психолога?» [4].

Таблица 2 - Профессиональные качества, получившие наибольший удельный вес при обследовании студентов на первом, втором и третьем курсах

№ п\п КАЧЕСТВО I курс II курс III курс
1 Профессиональные подготовка и знания, компетентность 90,0 90,0 82,5
2 Умение слушать (слышать), понимать других людей 87,5 65,0 75,0
3 Доброта, любовь к людям 67,5 37,5 75,0
4 Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) 50,0 40,0 40,0
5 Интеллект 45,5 30,0 47,5

Первое место занимает профессионализм, включающий в себя успешность профессиональной подготовки, набор определенных знаний и умений, а также высокую компетентность психолога. Значение данного качества остается высоким в течение всего периода обучения. Следовательно, основная часть студентов заинтересована в качестве получаемых знаний, стремится стать хорошими профессионалами и осознает ответственность своего обучения в вузе. К группе значимых также относятся умение слушать и понимать других людей, коммуникативные способности, интеллект, доброта, любовь к людям. Таким образом, можно сказать, что студенты факультета психологии имеют относительно адекватное представление о ПВК, по сравнению с мнением экспертов. Однако, эти представления в большей степени совпадают с ПВК психолога-практика. Отмечается недооценка качеств, значимых для успешной деятельности психолога-исследователя. Очевидно, образ будущей профессии у студентов психологического факультета ассоциируется, в первую очередь, с моделью деятельности психолога, работающего именно в практической сфере. Вместе с тем, учитывая, что многие студенты после окончания вуза поступают в аспирантуру и занимаются исследовательской деятельностью, следует обратить внимание на более полное их знакомство в процессе обучения с ПВК и психолога-исследователя.

Успешность обучения непосредственно зависит от внутреннего психического состояния студента - чем более он напряжен, тем сильнее заинтересован в результатах своего обучения: средняя оценка коррелирует с переменными Q4 «расслабленность/напряженность» (r=0,22), L «доверчивость/подозрительность» (r=0,18) опросника Кеттелла, «депрессивность» (r=0,20), «раздражительность» (r=0,19), «эмоциональная лабильность» (r=0,18) опросника FPI. Кроме того, переменная «оценка по общеобразовательным дисциплинам» имеет обратную корреляционную связь с НС «направленность на себя» (r=-0,18). [5]

Средняя оценка успеваемости как по общепрофессиональным, так и по общеобразовательным предметам в течение трех лет обучения не имеет устойчивых корреляционных связей с какой-либо одной переменной на всем протяжении обучения: они варьируются от курса к курсу.

На первом курсе успешность обучения связана со степенью осознания норм и правил поведения (r =0,37), ответственности за свои дела (r =0,39) и за взаимоотношения с другими людьми (r = 0,41), а также с чувством симпатии к себе (r =0,36). При повышении успеваемости понижается частная эмпатия со стариками (r =0,36). Таким образом, успешный первокурсник характеризуется высокой нормативностью поведения G (p=0,066424), более чувствителен I (p=0,056163), свои достижения и удачу в большей степени он приписывает себе Ид (р=0,037021); во взаимодействии с другими людьми полагается на свои собственные силы и возможности Им (р=0,124962).

На втором курсе обучения оценка коррелирует с переменной Q1 «консерватизм/радикализм» (r = -0,34) по Кеттеллу, то есть успешность обучения связана с устойчивостью студента к традиционным трудностям и с его эмоциональной устойчивостью. При этом наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе и повышение собственной ответственности за жизненные достижения: на это указывают корреляции с переменными Q3 (r =- 0,36) и Ид (r =0,51) по методике УСК. [7]

Высокая успеваемость на третьем курсе связана с развитым воображением и наличием творческого потенциала студента: коэффициент корреляции с переменной М «практичность/развитое воображение» составляет r =0,45. Успешного студента-третьекурсника отличают по сравнению с менее успешным: повышенный уровень творческого потенциала (7,0 балла против 4,9 балла), он сильнее зависим от группы и ориентирован на социальное одобрение.

Успешность обучения студентов-психологов не зависит от их представлений о ПВК будущей профессии. Значит, успешно обучающиеся студенты считают, что профессиональная компетентность, необходимый уровень профессиональной подготовки к будущей деятельности связаны, прежде всего, с накоплением знаний и развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных умений и навыков, а не с развитием индивидно-личностных особенностей, составляющих ПВК психологов. Этот вывод полностью подтверждается результатами авторской анкеты о ПВК. В период обучения в вузе представления студентов о ПВК психолога становятся более адекватными представлениям экспертной группы, можно предположить, и учебная оценка не всегда может рассматриваться как критерий степени профессионализации личности. Оценивая знания студентов по дисциплине, преподаватели, как правило, не учитывают степень адекватности представлений студентов о будущей деятельности.

Все вышеизложенное, позволяет сказать о том, что в целом успешность обучения студентов не связана с адекватностью и полнотой их представлений о профессиональных особенностях деятельности психолога. Возможно именно в силу этого, успешность обучения не всегда тождественна успешности освоения профессии.

Таким образом:

1. Анализ научной литературы показал, что исследователями выделяются как личностно - индивидуальные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности психолога в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности: психологу - исследователю необходимы такие ПВК как сдержанность, эмоциональная устойчивость, рационализм, а для психолога - практика - готовность к установлению контактов, умение вызывать доверие, быстрая ориентация в ситуации, умение слушать и слышать, эмпатичность и способность понимать внутренний мир людей, выраженные проективные умения, рефлексия, эмоционально-волевая стабильность.

2. Первокурсники факультета психологии Гуманитарного института отличаются рядом инвариантных личностно - индивидуальных особенностей, что позволяет представить обобщенный психологический портрет типичного студента первого курса. Это общительный и активный человек, стремящийся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при достаточно высоком уровне самокритичности, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов. Его отличают наличие средне-слабого типа нервной системы, развитое воображение и хорошая концентрация внимания, конкретность и некоторая ригидность мышления, эмоциональные зрелость и устойчивость, эмпатичность, ориентация на соблюдение общественных правил поведения и моральных норм. Он настойчив в достижении цели, активен в повышении своего статуса, ориентирован на успех, несколько прямолинеен в поведении и скептичен в оценках, склонен к инновациям в жизни и соперничеству во взаимодействии, имеет высокий уровень общей интернальности при низком уровне субъективного контроля в области семейных отношений, склонен к самоутверждению и независимости.

Факторная структура инвариантных личностно - индивидуальных особенностей типичного первокурсника включает восемь факторов:

· I - «эмоциональная устойчивость»,

· II - «сила нервной системы»,

· III - «открытость к социальным контактам»,

· IV - «практичность»,

· V - «экстернальность в области семейных отношений»,

· VI -«наблюдательность»,

· VII - «независимость»,

· VIII - «непосредственность поведения».

3. Выявлены вариативные личностно - индивидуальные особенности первокурсников Гуманитарного института, поступавших на факультет психологии в разные годы. Первокурсники 2002 года отличаются большей тенденцией к интернальности, по сравнению со студентами других лет поступления. Они в большей мере принимают на себя ответственность за свою судьбу, в частности, за собственные жизненные неудачи и за взаимоотношения с другими людьми. Для студентов 2003 года поступления характерны тенденция к эмоциональной неустойчивости, низкий уровень самоконтроля, особенно в области здоровья и межличностных отношений; они ориентированны на общение и обладают более слабым типом нервной системы по сравнению со студентами других лет поступления. Первокурсника 2004 года выделяет наличие средне-слабого типа нервной системы (хотя в целом и более сильной по отношению к студентам других выборок), эмоциональная зрелость, открытость в общении, настойчивость в достижении цели, аналитичность мышления, наличие выраженных познавательных интересов, Кроме этого у них присутствует излишняя удовлетворенность, зависимость от группы, ориентация на социальное одобрение, благожелательность к другим людям. У первокурсника 2005 года выявлены хорошо развитые коммуникативные способности, он общителен, охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов. Можно предположить, что эти различия обусловлены особенностями негосударственного вуза и спецификой формирования каждой выборки, в частности различными условиями поступления студентов в вуз, степенью их исходной психологической грамотности и подготовленности к обучению. Так, студенты набора 2002 г. при поступлении сдавали 3 вступительных экзамена в условиях жесткого конкурсного отбора, т.к. 50% из них обучались бесплатно; студенты 2003 г. - проходили лишь профориентационное собеседование при невысоком конкурсном отборе, т.к. все обучаются на платной договорной основе; среди студентов 2004 г. - основная часть обучается на платно-договорной основе (почти 70%) при этом почти 50% студентов прошли обучение на годичных подготовительных курсах); из числа студентов 2005 г. - лишь 12,5% обучаются на бюджетной основе и только каждый третий прошел обучение на подготовительных курсах.

4. Установлена динамика индивидно-личностных особенностей студентов в период их обучения на младших курсах в вузе. Второй год обучения является важным этапом в личностном самоопределении студента: изменяется его отношение к себе, формируется более реалистичное, а не идеализированное представление о себе. Получаемые в ходе изучения психологических дисциплин знания о многообразии психологических проявлений личности и о самоценности индивидуальности каждого человека позволяют второкурснику осознать необходимость принятия себя таким, какой он есть на самом деле (на первом курсе студент ориентируется на некоторое идеальное «Я»). Ко второму курсу у студентов вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более четко осознаются морально-нравственные установки, происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые активно защищаются от изменений. Наблюдается тенденция к переносу ответственности в межличностных отношениях на других людей. К третьему курсу все эти тенденции усиливаются: проявляется большая устойчивость к традиционным трудностям обучения в вузе, укрепляются жизненные идеалы (студент все более четко осознает то, во что он должен верить), кристаллизуются собственные предпочтения и стереотипы, усиливается тенденция к реалистичному восприятию окружающего мира и себя в нем, все более сказывается проблема связи поколений: студент становится более независим в отношениях с родителями и стремится выйти из-под их опеки, не всегда понимает своих родителей (или не желает понять их), активно отстаивает свое «Я». Происходит все большая концентрация на себе, на своем внутреннем мире.

Таким образом, на младших курсах обучения получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии - стремление к самопознанию. Вероятно, к третьему курсу этот процесс углубляется и достигает значимых проявлений. Характерно, что познание самого себя происходит на этом этапе через сличение своего реального и идеального «Я» в представлении студента, а не на основе сравнения собственных представлений с восприятием себя другими людьми. Вторая и третья гипотезы исследования о повышении уровня общей эмпатичности и уровня интернальности в профессионально значимых сферах деятельности в процессе обучения на младших курсах вуза (1-3 курсы) не подтвердились в ходе исследования. Напротив, выявлено значительное снижение уровня эмпатии к третьему году обучения студентов-психологов, а также рост уровня их экстернальности. [5]

5. Первокурсники выделяют такие ПВК психолога - исследователя как имажинитивные, мыслительные свойства и наблюдательность; незначимыми признаются моторные, речевые, сенсорные качества. Для психолога - практика подчеркивается важность почти всех свойств личности, хотя наиболее значимыми выступают эмоциональные, мыслительные и сенсорные качества. Особо отмечается умение психолога-практика контролировать свою эмоциональную сферу.

В представлениях студентов первых курсов основными трудностями, с которыми они могут столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности, являются, во-первых, недостаточный уровень профессиональной подготовки, некомпетентность, а, значит, и неумение понять человека и его проблему (внутренние трудности); во-вторых, низкий уровень психологических знаний клиентов, непонимание ими задач работы психолога, а, значит, и недоверие к специалисту-психологу (внешние трудности). При этом студенты делают больший акцент на группу внешних сложностей, снимая с себя, таким образом, ответственность за возможные неудачи в своей профессиональной деятельности. Эта тенденция к экстернальности наблюдается на протяжении всех трех лет обучения в вузе, усиливаясь ко второму и, особенно, к третьему курсу.

Выбирая профессию психолога, первокурсники ориентируются на две задачи: во-первых, решение своих личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствование и т.д.; во-вторых, получение определенных знаний и умений, способствующих становлению конкурентоспособного специалиста в данной сфере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе показана всё возрастающая от курса к курсу адекватность представлений студентов с представлениями экспертов о профессионально важных качествах психолога.

В период обучения на факультете психологии Гуманитарного института у студентов происходит более адекватное формирование профессиональных представлений: создается образ специалиста, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков.

Успешность обучения студента на факультете психологии Гуманитарного института связана с типом нервной системы, степенью эмоциональной устойчивости, с его внутренним психическим состояниям. Типичный успешный первокурсник имеет хорошую саморегуляцию, высокий уровень эмоционального контроля, терпим и лоялен по отношению к окружающим, доброжелателен к людям даже в состоянии внутреннего возбуждения.

Ко второму курсу наблюдается тенденция все большей устойчивости студента к традиционным трудностям и эмоциональной устойчивости. При этом, вероятно, происходит его внутренняя работа над собой как личностью: наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе, т.е. изменяется самоотношение. Повышается ответственность за собственные жизненные достижения. Можно предположить, что это происходит вследствие психической напряженности, вызванной необходимостью переработки и усвоения большего объема информации, позволяющей студенту осознать собственную значимость в преодолении этих трудностей.

Успешность обучения на третьем курсе связана с развитым воображением и творческим потенциалом студента. Он становится более зависимым от группы (закончен процесс адаптации с функциями студенчества), ориентированным на социальное одобрение.

Учебная успеваемость студентов на младших курсах не связана со степенью адекватности и полнотой их представлений об особенностях будущей профессиональной деятельности: профессионально важных качествах психолога, профессиональных трудностях, задачах психологической науки. Возможно именно в силу этого, успешность обучения не всегда тождественна успешности реальной профессиональной деятельности. Следовательно, успеваемость должна рассматриваться лишь как относительный критерий успешности профессионализации личности и должна быть дополнена рядом других показателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Личностные особенности как основа профессионального становления студентов-психологов//Формирование и развитие личности: Материалы VI психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов. 21 марта 2005 г. - Питер.: Изд-во «Гуманитарный институт», - 2005 г. - С.218-220.

2. Индивидуально-психологические особенности профессионального становления студентов-психологов// Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы/ Тезисы докладов юбилейной международной научной конференции Института психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С.97-98.

3. К проблеме личностных особенностей развития студентов// Обновление содержание и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе/ Тезисы докладов Международной научно-методической конференции, - Тула: Тульский гос.пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2005. - С.371-373.

4. К проблеме профессионального становления личности// Проблемы развития и формирования личности в современных условиях: Сборник статей и тезисов. - М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2005. - С.71-73.

5. Профессионально-личностные особенности студентов-психологов// Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. Сборник статей и тезисов. - М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2004. - С.74-76.

6. Проблемы профессионального становления личности в период учебной деятельности в вузе// Профессиональное и духовное становление специалиста: Сборник статей по материалам научно-практической конференции студентов и преподавателей факультета экономики и управления, февраль 1997 г. - М.: Изд-во «Институт молодежи», - 2004 г. - С.43-

7. Якунин В.А Педагогическая психология.: Учеб. пособие - 2-е изд. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.-329 с

8. Самоукин А.И. , Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. М: Ассоциация авторов и издателей ,,Тандем,,: Изд-во Экмос.1997. 272 с.

9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . М: Политиздат .1990. 494 с

10. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Издательский центр ,,Феникс,,. 1997. 272 с.

11. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Приложение к журналу ,,Управление персоналом,,. М. 1996/97. 400с.

12. Организация труда. Требования к проведению работ по профориентации, профотбору и адаптации молодежи в отрасли. Всесоюзный научно-исследовательский институт ,,Электростандарт,, .1987. 116 с.

Скачать архив с текстом документа