Дионисий Ареопагит

СОДЕРЖАНИЕ: В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита — жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским епископом.

Перевезенцев С. В.

В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита — жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях упоминается в Деяниях Апостолов. В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре большие религиозно-философские работы — Об именах Божиих, О таинственном богословии (О мистическом богословии), О небесной иерархии и О церковной иерархии, — а также десять писем. Все эти сочинения были написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.

Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью Византийской империи. Точное имя их автора неизвестно до сих пор, хотя на этот счет в современной науке существует несколько различных мнений. Поэтому нередко автора этих сочинений называют Псевдо-Дионисием Ареопагитом, а сами сочинения Ареопагитиками.

Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора Ареопагитик огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство христианских философов IV–V вв. опирались на рациональные элементы неоплатонизма, то в Ареопагитиках в большей степени использованы его мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что проповедуется в сочинениях Дионисия.

Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода постижения Бога. Первый — путь положительный (по-гречески — катафатическая теология), когда от самых первых, низших понятий (камень, воздух и т.д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит к высшим понятиям — Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу абсолютности Бога к Нему приложимы все Его имена, упоминаемые в Священном Писании. Однако этот путь не ведет к открытию Божественной истины, ибо человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога.

Поэтому сам Дионисий формулирует так называемый отрицательный путь познания, или отрицательную (по-гречески — апофатическую) теологию. Суть ее заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость, Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно не похож ни на одно из них.

Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается ни чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого разумения. К сокровенному, — пишет Дионисий, — мы устремляемся, отрешась от всякой умственной деятельности. И в этом смысле он приходит к признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по своему характеру к неоплатоновскому экстазу.

Если в положительной теологии Бог становится всеимянным, то в отрицательной теологии Дионисия утверждается абсолютная безымянность Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога — это вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея Ареопагитик.

Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве мистических богоявлений: Если кто-либо скажет, что некоторым святым непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и другое: что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения.

Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет, который описывается в Ареопагитиках с необычайной художественностью: Божественный мрак — это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и познаванием, зная то, что Бог — во всем чувственном и во всем умопостигаемом.

Бог вообще есть Начало и Конец всех существ: их Начало, поскольку Он есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель. Своими световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Дионисия, на пути любви человеку доступно то, что недоступно на пути разума — приближение к познанию Бога.

Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после того как он сотворяет мир небесный — небесную иерархию. В человеческом обществе Божественный свет находит свое полное отражение только в Церкви, поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную, следовательно, сама Церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И только Церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.

Учение Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в Западной церквах. В Западной Европе Ареопагитики стали широко известны в IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее Римско-католическую Церковь, Ареопагитики привлекали своим учением о главенствующей роли Церкви в человеческой жизни.

На Востоке сочинения Дионисия стали известны раньше. Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины.

Скачать архив с текстом документа