Дистанционное обучение 3
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава 1. Теоретические подходы к проблеме применения технологии дистанционного обучения в профессиональной школе 1.1. История развития системы дистанционного обучения в миреСОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме применения технологии дистанционного обучения в профессиональной школе
1.1. История развития системы дистанционного обучения в мире
1.2. Понятие и сущность технологии дистанционного обучения
1.3. Цели, задачи, принципы и функции технологии дистанционного обучения
1.4. Виды и модели технологии дистанционного обучения
1.5. Особенности применения технологии дистанционного обучения в профессиональной школе
Выводы к Главе 1
Глава 2. Опыт реализации технологии дистанционного обучения в практике профессионального образования
2.1. Опыт дистанционного обучения в Бийском филиале Современного Гуманитарного института
2.2. Методикаприменения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации
Выводы к Главе 2
Заключение
Список литературы
Введение:
Современная социально- экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение ( ДО ). Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма образования. В пропаганду, организацию научных исследований и внедрение в педагогическую практику идей ДО внесли вклад А.В. Барабанщиков, А.М. Бурлаков, В.П. Меркулов, В.П. Тихомиров, В.Г. Кинелев, А.Д. Иванников, Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, Ю.Н. Демин, В.А. Самойлов, В.П. Невежин, В.П. Чернов, А.Н. Гусев, С.А. Щенников, И.А. Липский, А.А. Золотарёв, В.В. Рождественский, Ф.Л. Шаров, Д.Э. Колосов, В.А. Каймин, Ю.Н. Самолаев, Ю.Б. Рубин, В.С. Меськов, В.В. Вержбицкий, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.П. Кашицин, Д.В. Куракин, А.О. Кривошеев, О.А. Агапова, Н.Г. Краюшенко, Ю.Т. Чесноков, С.А. Нестеренко, Ю.А. Ижванов, А.А. Поляков, М.В. Моисеева, В.Г. Домрачев, А.Ж. Жафяров, Н.А. Гейн, А.Д. Снегов, Д.А. Богданова, А.А. Федосеев, В.Н. Лазарев, И.Г. Шамсутдинова, К.И. Веришко, В.А. Садовничий, М.И. Нежурина, Ю.Н. Богачков, О.А. Джалилашвили, А.Г. Пилипонский, В.И. Добреньков, Н.Н. Ефимов, В.И. Солдаткин, А.М. Довгяло, А.В. Хорошилов, Н.М. Леонова, В.М. Матюхин и др.
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование.
Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.
Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Именно поэтому данная проблема обусловила выбор моей темы: «Технология дистанционного обучения в профессиональной школе».
Проблема технологии дистанционного обучения включает в себя следующие аспекты:
· до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
· существует тенденция подстраивания термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
· педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;
Объект исследования – педагогический процесс в профессиональной школе.
Предмет исследования – применение технологии дистанционного обучения в профессиональной школе.
Цель исследования – выявление возможностей применения в практике профессионального образования технологий дистанционного обучения.
Задачи исследования:
· изучение теоретических подходов к проблеме технологии дистанционного обучения в профессиональной школе;
· анализ применения теоретических подходов к проблеме дистанционного обучения в профессиональной школе в практике;
Гипотеза исследования:
Дистанционное обучение - метод дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение студента в рамках учебной дисциплины по индивидуальным оптимальным программам с управлением процессом обучения.
На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным если:
· Будет подготовлена в полном объеме и с высочайшим качеством учебно-методическая база, доступная каждому участнику образовательного процесса - как педагогу, так и обучаемому;
· Будет четкое и грамотное сочетание дистанционных и контактных форм обучения;
· Будет оперативный контроль качества усвоения студентом учебного материала (строгое соблюдение технологии обучения педагогом);
· Будет правильная организация сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения;
· Будет индивидуальным выбор и заинтересованность именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.История развития системы дистанционного обучения в мире
Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, и развитием информационных и коммуникационных технологий, с другой.
Первый этап можно охарактеризовать как время становления заочных технологий и отнести его к периоду с конца XIX в. по 1938 г. Именно тогда произошло формирование новых методов обучения, правда, не получивших должной поддержки на государственном уровне.
Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке», или «корреспондентское обучение», которое начало формироваться в России во второй половине XIX в. по инициативе передовых русских учёных и общественных деятелей одновременно с возникновением надёжной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и учёных, а также культурно-просветительных обществ.
С 1938 г., на наш взгляд, начинается второй этап развития дистанционного обучения, когда заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К началу 1939 г. в России заочно обучались около 40 тыс. человек , а в 1940—41 гг. в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах, в которых обучались уже 226 700 человек .
Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось её восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному. Также в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили своё существование.
В послевоенный период получило широкое развитие заочное повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование. Срок переподготовки был рассчитан от 1 до 2 лет.
Дистанционное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также аналогичными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955—56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института и более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений.
С наступлением третьего этапа развития технологий дистанционного обучения (с конца 60-х гг. XX в. до начала 90-х гг. XX в.) был осуществлён переход к применению нескольких новых технологий и, в первую очередь, с использованием технических средств для обучения.
В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы: звуковые приложения к учебникам иностранных языков, самоучители для изучающих иностранный язык; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям и так далее.
В 1959 г. на Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15—25 мин.), для самостоятельного просмотра школьниками.
Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.
Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.
Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.
Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа, по убеждению автора, состоит в том, что для организации и проведения этого обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет.
Использование Интернета и слияние преимуществ дистанционного обучения и возможностей телекоммуникаций позволили по-новому подойти к решению вопросов обучения на основе целостного личностного опыта с помощью инновационных моделей обучения и мирового опыта в сфере образования. Залог эффективности данной формы обучения состоит в том, что оно должно сопровождаться структурными изменениями личностного опыта студентов. Определяющим механизмом такого изменения является преобразование смысловых ориентиров личности.
Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:
· обеспечение преподавателей и обучающихся открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;
· решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;
· осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;
· развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения;
· создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;
· обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;
· использование индивидуальных образовательных программ;
· расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;
· интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;
· возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д.
Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают высшие учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.
1.2. Понятие и сущность технологии дистанционного обучения
Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики дистанционного обучения (ДО) подтверждает в целом актуальность и новизну направлений исследований, приближает нас к пониманию сущности дистанционного обучения, которое является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях.
Анализируяпозиции различных авторов относительно понятия дистанционное образование мы установили, что дистанционное образование определяется как процесс; способ; комплекс; система. Некоторые ученые склоняются к тому, что дистанционное образование - это новая форма заочного обучения.
Мы же, вслед за О. Околеловым, под дистанционным образованием понимаем специальнуюпедагогическую образовательную систему, предполагающую организацию учебного процесса на базетелекоммуникационных и информационных технологий, средств Интернет.
А.Д.Чут (A. G. Chute), Л.Б.Балтазар (L.B. Balthazar), Л.С.Шатзер (L.S. Shatzer) отводят большую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения и определяют его как телеобучение - комплексную систему, включающую планирование, распространение и управление программами обучения, использующую для этогопередовые средства дальней связи.
В Положении о дистанционном обучении в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации дается следующая трактовка: дистанционное обучение есть целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихсяна расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных и традиционныхсредств связи.
По мнению российских исследователей В. Дмитриева, В. Прокофьев, П. Самойленко, дистанционное обучение - это комбинация очной и заочной форм обучения в оптимальном варианте, сутькоторого состоит в том, что обучаемый, имея перед собой банк информации (пакетинформационно-деятельностных модулейили блоков модулей), целевую программу действий(индивидуальный учебный план), индивидуальную стратегию обучения и методическое руководство по достижению поставленной цели, может относительно самостоятельно или полностью самостоятельно
работать по предложенной ему или выбранной им самим программе, согласно принципу сделай себясам.
Казахстанские ученые Ж. Караев, Е. Балафанов, определяют дистанционное обучение как новый вид обучения, характеризующийся полифункциональностью образовательных услуг, специфичностьюметодов обучения, высокой степенью активизации субъектов образовательного процесса.
Е. Полатрассматривает дистанционное обучение, как новуюспецифичнуюформу,предполагающую использование своеобразных средств, методов, способов обучения, взаимодействия
учителя и учащихся, учащихся между собой. Она отмечает, что дистанционное обучение имеет тот же компонентный состав, что и любая другая система обучения: цели, обусловленные социальным заказом,
содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типаучебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.
Некоторые ученые (В. Овсянников, В. Утенков, А. Александров и др.) непосредственно связывают дистанционное обучение с традиционным заочным обучением и характеризуют его как современную форму заочного обучения на основе новых информационных технологий.
Г. Тарунина, Г. Можаева, В. Демкин, В. Вымятин положительно оценивают применение дистанционного обучения в высшей школе, и рассматривают его как включение в учебный процесс информационно-образовательнойсистемыудаленногодоступа,основанной насовременныхинформационных технологиях.
А. Бершадский, И. Краевский, исследуя проблемы развития дистанционного обучения в России, характеризуют его как метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционнойформы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также приобучении, не имеющем целью получения систематического образования.
Анализ источников показал, что в последнее время наметилась тенденция преимущественногоиспользования термина дистанционное обучение , что более четко указывает как на процесс, так и на непосредственную связь
с технологиями обучения.
Таким образом, рассматривая дистанционноеобучение как технологию, мы будем руководствоватьсяопределением данном
О. Околеловым,который определяет дистанционное обучение как новый метод дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение студента в рамках учебнойдисциплины по индивидуальным оптимальным программам с управлением процессом обучение.
В заключение этого «терминологического» исследования решим еще одну проблему, с которой постоянно сталкиваются специалисты и пользователи дистанционного обучения. Это касается употребления часто встречающихся терминов: дистанционное обучение и дистантное обучение. С позиции приведенного выше определения целесообразно употребление дистантный, так как английское слово distant имеет один из переводов смысл «безразличный» к чему-либо (в нашем случае к расположению субъектов и объектов во времени и пространстве), и, кроме того, известно, что термин «дистантное обучение», до 1993г. «монопольно» использовалось в научных и официальных источниках.
1.3. Цели, задачи, принципы и функции технологии ДО
Основными целями дистанционного обучения являются:
· профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
· повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
· подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
· подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
· углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
· ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
· базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
· дополнительное образование по интересам.
Задачи, в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом. Кратко рассмотрим их.
Соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении, иными словами, в какой степени изменения коснутся существующей организации учебного процесса и деятельности преподавателей. Систему дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя. В этом случае такие неотъемлемые компоненты учебного процесса, как учебная часть или деканат, окажутся вторичными по отношению к информационным ресурсам, средствам общения и системе тестирования.
Если система дистанционного обучения рассматривается как новая составляющая, альтернативная традиционному обучению, то, безусловно, в требования к создаваемой системе необходимо включить электронный деканат, синхронизацию курсов между собой, сбор статистики по учебному процессу и прочие традиционные функции деканата.
Организация доставки учебного материала обучаемым . Как правильно, оперативно и дешево организовать получение учащимися учебной литературы, требуемых для изучения материалов, тестов и т. п. в условиях удаленности учащихся от преподавателя и, возможно, от учебного заведения? В большой степени решение этой задачи соотносится с различными технологиями доставки информации и сопутствующими носителями информации — Интернет, интранет, ADSL, CD-ROM, видеокассеты, case-технологии, рассылка по почте полиграфической продукции и т. п. и аспектами их применения. На первый взгляд, выбор технических средств не так велик (если не брать экзотические решения, как правило, чрезвычайно дорогие), но, с другой стороны, даже ставший традиционным Интернет интегрирует все больше различных субтехнологий, учет которых необходим для правильного выбора решения. Решая задачу доставки учебных материалов, необходимо обратить внимание на то, какой тип информации преобладает — текстовая, графическая или иная, а также на объем информации, необходимый для адекватного обеспечения учебного процесса.
Сертификация знаний , существующая в традиционном учебном процессе в виде контрольных зачетов и экзаменов, реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом — интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически. Существуют и другие виды организации контроля и сертификации знаний, как-то: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. В этом случае мы говорим об организации обратной доставки материала от обучаемого к преподавателю. Здесь основной критической точкой является не столько организация самой доставки (существует достаточное количество технических средств и отработанных решений в этой области), сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого. Решение данной задачи — основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы дистанционного обучения. Можно предложить два типовых решения:
- специальное выделенное место (учебный класс), обслуживающий персонал которого гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний;
- личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.
Правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации, можно построить надежный учебный процесс.
Организация обратной связи с учащимися в ходе обучения. Если предыдущая задача однозначно была связана с проверкой знаний на тот или иной момент времени в процессе обучения, то в этом случае мы говорим о сопровождении (помощи) учащихся в ходе учебного процесса. Суть такого сопровождения — оперативная корректировка учебного процесса и его индивидуализация.
Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции.
Проведение учебного процесса . В этом случае следовало бы говорить о решении задачи гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам (субъектам) учебного процесса — учащимся, преподавателям, администрации. Каждый из них предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные, зачастую противоречивые требования.
Учащиеся могут предъявлять (возможно, неявно) требования к форме представления и характеру материала, к глубине проработки и скорости изучения материала, к частоте и характеру взаимодействия с преподавателем.
Преподаватель желал бы видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала, его актуальности и пр.
Администрации же требуется наличие актуальной статистики учебного процесса, отслеживания успеваемости, качества преподавания и обучения.
Этим не исчерпываются задачи, возникающие при проведении учебного процесса. Одна из самых сложных задач в налаживании системы дистанционного обучения — управление учебным процессом (деканат), которое включает набор учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и пр. По своей сути задача близка к задаче документооборота и может быть успешно реализована с помощью существующих специализированных систем.
Принципы дистанционного обучения – определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:
· соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
· ведущая роль теоретических знаний;
· единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
· стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
· соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
· сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучения;
· сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
· системность и последовательность в обучении;
· доступность; прочность овладения содержанием обучения;
Из дополнительных принципов применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие:
- гуманистический принцип: направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.
- принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
- принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и другие;
- принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптировать в быстро меняющемся мире.
- принцип стартового уровня образования : эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.
- принцип выбора содержания образования : содержание в дистанционном обучении должно соответствовать нормативным требованиям государственного стандарта РФ.
Понятие «функция» многозначно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне: от математического понимания как зависимости любого рода между двумя и более переменными до функции как характеристики или признака какого-либо системного явления. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из системы.
Перечислим основные функции методической системы дистанционного обучения: гносеологическая, гуманистическая, проектировочная, нормативная и рефлексивная.
Гносеологическая функция направлена на познание учебного процесса как объекта конструирования; на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач.
Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции «Я-профессиональное» учителя и «Я-самость» ученика, осознание личного опыта.
Проектировочная функция проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, то есть в проектировании содержания, форм, методов обучения и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций.
Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в образовательной деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.
Рефлексивная функция обеспечивает осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии.
1.4. Виды и модели технологии дистанционного обучения
Наиболее распространёнными видами дистанционного обучения являются:
· интерактивное телевидение;
· компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
· сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.
Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.
Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника.Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии ДО, выявил общие (присущие всем) организационные особенности:
· Непрерывность обучения;
· Открытость и индивидуальный подход в осуществлении учебного процесса;
· Централизм, с центром ДО на базе ведущего вуза, и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;
· Наличие преподавателей-консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам;
Рассматривая различные варианты организации деятельности зарубежных образовательных учреждений, можно выделить следующие модели дистанционного обучения:
1. Консультативная модель – ее основной отличительной чертой является регулярное посещение студентом консультативного (учебного) центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Условия, необходимые для реализации данной модели:
А) студенты должны иметь время для регулярного посещения консультативного центра и достаточно средств для оплаты проезда к нему;
Б) необходимое условие – наличие в центре тьюторов;
В) формирование группы студентов;
Г) успех обучения зависит от мотивации;
2. модель корреспонденции (переписки) – в основе этой модели лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом, без личного контакта.
Необходимые условия для существования модели:
А) надежная система связи;
Б) наличие преподавателей, способных дать быструю и квалификационную оценку работы студента;
В) время кругооборота информации между студентом и преподавателем должно быть не меньше 2 недель;
Г) как и в консультационной модели асинхронная модель может быть дополнена личными встречами, отдельными лекциями (по выбору). Учебные материалы должны быть хорошо структурированы.
3. модель регулируемого самообучения – основной ее характеристикой можно назвать самостоятельность студента – большая свобода выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена. Обучение проходит с помощью задания, вопросов и структурированного материала.
Необходимые условия:
А) студенты должны быть высокодисциплинированными, иметь способности к самообучению;
Б) в разработке учебного материала должны принимать участие высококвалифицированные преподаватели-разработчики;
С учетом российской специфики некоторые исследователи выделяют следующие модели (схемы, варианты) организации образовательного процесса в системе ДО. За основание классификации (типологизации) моделей принимаются средства доставки учебных материалов.
В этих моделях, как условие, предполагается, что потенциальный потребитель образовательных услуг (абитуриент) выбрал конкретное образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил все необходимые документы. Вступительные испытания в системе дистанционного обучения проводятся в форме специальных анкет, тестов, собеседования, а иногда – экзаменов.
1. Модель «кейс»-технологии – после прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе. Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях. Модель кейс-технологии напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки процесса и обязательность посещения занятий. По каждой дисциплине студентом закрепляется преподаватель-консультант, который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией вузу графику.
2. Модель корреспондентского обучения – в этой схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Важную роль в информационном процессе играет традиционная почта. При большом числе студентов из-за значительного объема документации оформление и учет, как правило, автоматизированы. Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения, а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с вузом. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации. Временной график обучения гибкий.
3. Радиотелевизионная модель обучения – для доставки к обучающемуся учебной информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. На основе этих систем и средств проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются обычно в очной форме. Такая модель включает в себя следующие этапы:
А) лекционная форма обучения по радиовещанию или телевидению;
Б) самоподготовка по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой;
В) консультации по предложенному учебному курсу; написание контрольных работ, а также дипломной работы;
Г) мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестировании;
Д) итоговый контроль;
Такая модель находит применение в Японии, Китае, в Институте телеобразования Франции, в Центре ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения;
4. Модель сетевого обучения – базируется на использовании сети Интернет. Желающий обучаться оформляет и отправляет в Центр необходимые документы , представленные в электронном виде. После прохождения формальных процедер по оформлению и оплате курса обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, теле- и видеоконференцсвязи. Экзамены (для выдачи) сертификата реализуются в очной форме или с помощью видеоконференцсвязи.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
Теорию дистанционного обучения (ДО) можно представить себе как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение образовательного процесса в системе ДО. С формальной точки зрения теория ДО как высшая самая развитая форма организации обобщенного достоверного научного знания представлена как система, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих объекта теории, в нашем случае системы образования. Структурными элементами теории являются: предмет теории, термины и понятия, категории, методы исследования, функции, принципы и др. В Главе 1 наиболее подробно разработаны основные элементы теории: понятийно-терминологический аппарат и принципы. Реализованы некоторые функции теории, например, объяснительная (в научных и прикладных аспектах рассмотрено понятие дистанционное обучение), прогностическая (выдвинута гипотеза об интеграции всех форм получения образования в одну) и др.
ГЛАВА 2. Опыт реализации технологии дистанционного обучения в практике профессионального образования
2.1 . Опыт дистанционного обучения в Бийском филиале Современного Гуманитарного института
Возникший в настоящее время интерес общества к технологиям дистанционного образования объясняется скорее не новыми потребностями человека, а техническими и технологическими достижениями в области переработки информации, которые позволяют децентрализовать процессы представления знаний субъектам обучения, отделив их от процессов накопления, структуризации и хранения информации, осуществляемых научными работниками и преподавателями.
Обратим внимание, что в настоящее время технологии дистанционного образования имеют двойное толкование. Во-первых, это технологии расширения образовательного пространства за счет обеспечения возможности включения в образовательное поле людей, находящихся в периферийных регионах и создания новых образовательных услуг для самообразования. Во-вторых, это предоставление возможности получения престижного образования с соответствующим дипломом и сертификатом. Если первое толкование подразумевает только возможность самообразования, то второе требует создания развитой системы оперативного управления образовательными процессами, обеспечивающего соответствие уровня получаемых знаний, умений и навыков образовательному стандарту РФ и соответствующую систему сертификации этих знаний.
Несмотря на большую организационную и методическую работу, проводимую для реализации концепции дистанционного образования (ДО), в стране имеются успешные примеры функционирующих систем ДО. Поэтому изучение опыта Современного Гуманитарного института (г. Москва) с его филиалами и представительствами, действующими во многих регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, может быть полезно для эффективной реализации дистанционных образовательных программ в крае и Сибири. Обсуждение опыта реализации системы ДО ведется на примере Бийского филиала Современного Гуманитарного института (СГИ), что позволяет учесть региональные особенности системы ДО.
На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным только при строгом выполнении следующих условий:
· Подготовленной в полном объеме и с высочайшим качеством учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса - как педагогу, так и обучаемому.
· Четким и грамотным сочетанием дистанционных и контактных форм обучения.
· Оперативным контролем качества усвоения студентом учебного материала (при строгом соблюдении технологии обучения педагогом).
· Правильной организацией сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения.
· Индивидуальным выбором и заинтересованностью именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.
Выполнение названных выше условий в комплексе является условием успешной сертификации знаний любого уровня, обеспечивающей получение соответствующих документов государственного, международного и специального образца, в том числе, аттестата о среднем образовании, дипломов о среднем и высшем профессиональном образовании, сертификатов любых уровней и др.
Рассмотрим, как обеспечивается выполнение каждого из названных выше условий ДО в Бийском филиале СГИ.
Учебно-методическая база, доступная каждому участнику образовательного процесса, в том числе, педагогу и обучаемому, формируется как множество комплектов учебных и методических материалов разработанных в головном институте и направляемых каждому субъекту образовательного процесса. В состав комплекта входят учебно-методические пособия (юниты) по каждому входящему в учебный план предмету. Юнита - это выполненная на бумажных носителях, методически согласованная часть учебной дисциплины. Она содержит:
· дидактические единицы образовательного стандарта РФ по данной дисциплине;
· задания для самостоятельной работы и перечень обязательных для выполнения обучаемым домашних заданий;
· задания по самопроверке и самотестированию;
· описание всех практических занятий;
· файл теоретических материалов;
· темы рефератов, курсовых работ, список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения.
Кроме юнит, студент получает часть учебного материала в виде текстов уроков по иностранному языку и текстов лекций на аудиокассетах.
Материал юнит дополняется видео-лекциями и компьютерными материалами, в том числе, супертьюторами - компьютерными учебниками, профтьюторами - профессиональными программами и комплеями - деловыми и ролевыми играми. Весь учебно-методический материал доступен и педагогу и обучаемому, а юниты и аудиоматериалы находятся у каждого участника образовательного процесса в постоянном использовании.
Эффективное сочетание дистанционных и контактных форм обучения - второе важнейшее условие дистанционного образования при реализации образовательных профессиональных программ любого уровня (среднего, высшего, дополнительного, повышения квалификации), так как при профессиональной подготовке теоретические знания, не подкрепленные умениями и навыками и не давшие основ опыта творческой деятельности, недопустимы, бесполезны, а подчас и вредны.
Поэтому дистанционные формы образования должны быть дополнены прямыми контактами с высококвалифицированными педагогами, владеющими технологией ДО, а также со специалистами - практиками, имеющими опыт практической деятельности в данной образовательной и профессиональной области. Такие наставники, в системе ДО - тьюторы, помогают обучаемому систематизировать и осваивать теорию и практику, осуществляют консультационную деятельность и контролируют качество усвоения изучаемого материала. В системе ДО СГИ развиваются следующие контактные формы обучения:
· традиционные - обзорные лекции, практические занятия, профессиональная практика на предприятиях и фирмах, выполнение совместных научных проектов и работ и др.;
· современные активные методы и формы обучения - деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, конференции, тьюторские занятия и др.;
· телекоммуникационные формы на основе применения локальных и глобальных информационных сетей - INTERNET, видео и др.
Особенность дистанционного образовательного процесса - изменение технологий вывода и представления знаний учащемуся с лекционной формы на самостоятельную форму изучения с развитыми диалоговыми процедурами общения в системе обучаемый - учитель. Это приводит к фактическому (а не формальному) увеличению объема самостоятельной работы обучаемого и соответствующему жесткому контролю степени изучения представленного материала обучаемым при строгом соблюдении технологии обучения педагогом.
Принятая в СГИ текущая и итоговая аттестация знаний студентов базируется на строгом соблюдении всеми участниками процесса обучения (методистами, преподавателями, студентами) технологии дистанционного обучения, в которой предусмотрено не менее пяти контрольных точек по каждой изучаемой юните. Типичная схема изучения юниты, включает одинаковую для всех учебных модулей, стандартизованную последовательность этапов самостоятельной работы студентов, занятий с преподавателями, тьюторами, работу на компьютерах, подготовку и защиту домашних работ, тестирование.
Параллельно проводится работа с трудоемкими домашними заданиями-рефератами и курсовыми работами, которые являются обязательными при выполнении учебной последовательности ДО. Заметим, что подготовка значительного объема контролируемых выходных учебных документов объективно требует от студента осуществления ежедневной самостоятельной работы с первого дня обучения, что практически невозможно добиться в традиционных технологиях общения. Строгое выполнение технологии изучения юнит и контроль знаний по фиксированным точкам обеспечивают своевременную и достоверную сертификацию качества обучения студентов независимо от формы (очная, очно-заочная или заочная), уровня профессионального образования (общее, профессиональное или дополнительное) и вида сертификата (аттестат, диплом, сертификат о подготовке или переподготовке и др.). Аттестация знаний в СГИ складывается из внутренней, которая в течение семестра проводится по приведенной выше схеме, и внешней, осуществляемой по итогам окончания каждой дисциплины и цикла. Результаты внутренней аттестации по всем точкам контроля заносятся в табель успеваемости, интегрированные результаты по изучаемому предмету заносятся в зачетную книжку.
Внутренняя (внутрисеместровая) аттестация по каждой юните выполняется по следующей схеме:
· Компьютерные занятия оцениваются по двухбалльной шкале (зачет, незачет), и результат проставляется при изучении профтьютора - преподавателем, супертьютора - методистом или инженером, контролирующим самостоятельное изучение студентом материалов.
· Домашние работы (базы знаний, словари и другие предложенные в юните) аттестуются по двухбалльной шкале (зачет, незачет) преподавателем в обязательном порядке до деловой игры.
· Деловая игра оценивается преподавателем по четырехбалльной шкале. Студент, не сдавший домашнюю работу на проверку, к деловой игре не допускается.
· Оценка реферата, курсовой работы или курсового проекта проводится преподавателем по четырехбалльной шкале.
· Тест оценивается по четырехбалльной шкале. Тест выполняется в присутствии преподавателя, тьютора или методиста. При выполнении теста студент может использовать только подготовленные им базы знаний. Использование юнит запрещается. Консультирование студентов между собой не предусмотрено. Тестирование является заключительным этапом изучения юниты, и без оценок по 1-4 точкам контроля студент к тесту не допускается.
· Итоговое занятие предназначено для подведения итога, ответа на возникшие вопросы. На итоговом занятии преподаватель выставляет итоговую (интегрированную) оценку по юните. При этом преподаватель может вывести оценку как среднее из текущих оценок, либо, если у преподавателя есть сомнения или студент желает улучшить средний результат, преподаватель назначает собеседование.
Отсутствие у студента итоговой оценки по конкретной юните не влечет его отстранения от занятий по другим юнитам данного предмета и учитывается при подведении итогов итоговой (по итогам семестра) аттестации.
Внутренняя итоговая (по итогам семестра) аттестация включает:
· прием зачетов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом по избранному направлению;
· прием курсовых работ, проектов и отчетов по практикам.
Основными формами внутренней аттестации являются дифференцированный зачет (с оценкой по четырехбалльной шкале) и зачет (с оценкой по двухбалльной шкале: зачет, незачет). Сдача дифференцированных зачетов осуществляется по дисциплинам, полностью изученным в данном семестре. Если дисциплина изучена не полностью, она аттестуется в конце семестра по форме зачет, незачет. Зачеты (в том числе дифференцированные) выставляются, как правило, на основе аттестации юнит. При этом обобщенная оценка выводится преподавателем как среднее из текущих оценок в семестре по всем юнитам (автоматический дифференцированный зачет). Зачет проставляется автоматически, если у студента нет задолженностей по аттестации юнит. При наличии у преподавателя сомнений по автоматическому зачету, он вправе пригласить студента для собеседования.
Неудовлетворительные оценки (незачет) в зачетную книжку не проставляются, студент в этом случае считается задолжником. К сдаче экзаменов не допускаются студенты, имеющие текущие задолженности по данной дисциплине (по домашним работам, практическим занятиям, тестированию). Зачеты сдаются, как правило, в течение экзаменационной сессии. В случае, когда изучение дисциплины (раздела дисциплин) завершается задолго до окончания семестра, допускается досрочная сдача зачета.
Внешняя аттестация осуществляется в СГИ в г. Москве по результатам письменных экзаменов, выполненных студентом письменных работ (рефераты, курсовые работы, отчеты по практике и др.). О формах обязательной внутренней и внешней аттестации обучающийся извещается заранее, получая выписку из учебного плана в начале каждого цикла обучения.
Как следует из описания технологии, особенность дистанционного обучения такова, что только индивидуальный выбор и заинтересованность всех субъектов образовательного процесса именно в этой технологии позволяют обеспечить требуемое качество и эффективность усвоения знаний, получения необходимых навыков и умений.
Поэтому, помимо прямой образовательной деятельности, и педагог, и обучаемый должны знакомиться с технологией обучения, иметь определенные представления об инженерии знаний, использовать все источники информации для создания и накопления знаний. В СГИ для этой цели предлагается большой дополнительный материал, не несущий прямой информации по учебным дисциплинам, но помогающий наиболее эффективно их осваивать. Это методические рекомендации для педагогов и обучаемых по организации учебного процесса, особенностям технологии, рекомендациям по структурированию знаний и так далее.
Таким образом,разработанная и реализуемая Современным Гуманитарным институтом в г.Бийске технология дистанционного образования позволяет осуществлять необходимый комплекс образовательных процессов в гуманитарных областях человеческой деятельности с достижением необходимого уровня выполнения Образовательного стандарта РФ, что создает предпосылки для получения престижных специальностей жителями отдаленных регионов.
2.2. методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации
Данная методика утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 №4452 и включает в себя следующие пункты:
1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего
с использованием средств телекоммуникации.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.
2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения
Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств**.
4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.
5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту иx работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства***.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых находится представительство.
6. Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным направлениям (специальностям)**** и профилям программ дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образование
7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на которую они зачислены.
9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
10. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;
фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
11. При дистанционном обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально образовательного учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
12. При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через (консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.
15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения образовательное учреждение***** может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными требованиями настоящей методики:
наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно- методических материалов с использованием мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся. В этом случае объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой дистанционной образовательной технологии.
При организации проверки целесообразно участие государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования - также федеральных ведомственных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение права реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и отчисление обучающихся.
18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.
23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.
24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско- преподавательского состава - для преподавания в новой информационно- образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объёмом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
25. Для образовательного учреждения (филиала),1- реализующего образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии.
* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» - Собрание законодательства Российской Федерации от 03.07.1995 № 27, ст. 2580.
** Здесь и далее понятие «представительство» образовательного учреждения относится исключительно к представительствам высших учебных; заведений.
*** Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем образовательном учреждении) Российской Федерации» - Собрание законодательства Российской Федерации от 16.04.2001 № 16, ст. 1595.
**** Из числа тех, по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната не допускается
***** Из образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Минобразование России может подтверждать готовность реализовать образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения тех образовательных учреждений, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также иных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по аккредитованным образовательным программам.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
Технология дистанционного образования, ориентированная на сертификацию знаний, требует оперативного и строгого учета результатов всех этапов обучения, одновременно ориентируя обучаемого на ежедневную работу с учебным материалом.
Дистанционное образование не требует на первом этапе существенных капитальных затрат на организацию учебного процесса. Комплексное использование информационных технологий и человеческого фактора в обучении обеспечивает высокое качество обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена такой актуальной, на наш взгляд теме, как «Технология дистанционного обучения в профессиональной школе». Она состоит из введения, двух глав, которые включают в себя пункты, а также заключение и список литературы. Во введении мы рассмотрели и определили актуальность данной темы, в первой главе раскрыли основные понятия дистанционного обучения, его сущность, цели, задачи, функции, принципы, а во второй главе привели пример опыта работы технологии дистанционного обучения в Бийском филиале современного государственного института.
Технологии профессионального образования являются составной частью системы образования профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обученияв России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.