Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм

СОДЕРЖАНИЕ: Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (Diesterweg) (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм

(Diesterweg) (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Д. издавал педагогический журнал «Rheinische Bltter fr Erziehung und Unterricht» (1827—66) и ежегодник «Pdagogisches Jahrbuch» (1851—66). Выступал в нём против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848 был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся с изданными прусским правительством в 1854 реакционными школьными законами.

Д. — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).

Последователь Песталоцци, Д. творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.

Д. разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.

Педагогические идеи Д., его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 60-х гг. 19 в. П. Г. Редкин, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали учение Д.

В ГДР учреждена медаль имени Д., которой награждаются заслуженные учителя.

Педагогические идеи.

А. Дистервег о развивающем характере обучения Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в этой трактовке – это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии основу науки о воспитании. Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнении к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…. Дистервег подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе постепенно выдвигается вперед и материальная цель – вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, зачатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде законов и правил обучения. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту. Обучай природосообразно! Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека! Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно! Обучай наглядно! Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному! Веди обучение не научным, а элементарным способом! Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей! Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить! Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили! Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования! Приучай ученика работать, заставь его не только любить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой! Считайся с индивидуальностью твоих учеников. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика! Задерживайся главным образом на изучении основ! При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первое из последних! Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части! Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере! Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее! Связывай родственные по содержанию предметы! Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот! Считайся при выборе метода обучения с природой предмета! Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне! Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета! Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. Проходить со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно! Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника! Обучай культуросообразно! Правила обучения, касающиеся учителя. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)! Обучай энергично! Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи! Никогда не останавливайся! Дистервег настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей обработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения. Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить существо дела. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили – и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. Не торопись при изучении основ – гласит одно из его правил. Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение. Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность. Для начального обучения он рекомендует элементарный, или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить. По мнению Дистервега плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить. Дидактика развивающего обучения Дистервега оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

Дальнейшее раскрытие принципа развивающего обучения в истории педагогики

Скачать архив с текстом документа