Добролюбов А.М.
СОДЕРЖАНИЕ: Один из характерных представителей первоначального фазиса новых течений, первый русский декадент.Александр Михайлович Добролюбов
Один из характерных представителей первоначального фазиса новых течений, первый русский декадент
Годы жизни: 1876 - ок. 1944
Родился Александр Добролюбов в 1876 г. в Варшаве, воспитывался в духе пылкого народничества. Его сестра, Мария, сохранившая верность семейным традициям, во время русско-японской войны ушла сестрой милосердия на фронт, затем, в 1905 году, стала героиней революционного движения, а в 1906 году умерла мученической смертью в тюрьме. Александр же еще в гимназии увлекся идеями Уайльда, Шопенгауэра и проклятых поэтов, став апологетом культа красоты и смерти. Вместе со своим другом Владимиром Гиппиусом, под влиянием которого в значительной степени и формировалось мировоззрение Добролюбова, издавал гектографический гимназический журнал Листки. Во время учебы на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, Добролюбов жил в комнате, задрапированной черным бархатом, курил опиум, проповедовал самоубийство и писал декадентские стихи, которые считал способом говорить непонятно о непонятном.
В середине июня 1894 года вместе с Владимиром Гиппиусом, Добролюбов посетил в Москве В. Брюсова, на которого произвел неизгладимое впечатление своей декадентской настроенностью и образом жизни, а также широкой осведомленностью о французском символизме, хотя стихи Добролюбова Брюсов нашел слабыми. Последний после этого визита записал в своем дневнике: -явился ко мне маленький гимназист, оказавшийся петербургским символистом Александром Добролюбовым. Он поразил меня гениальной теорией литературных школ, переменяющей все взгляды на эволюцию всемирной литературы, и выгрузил целую тетрадь странных стихов- Мои стихи он подверг талантливой критике и открыл мне много нового в поэзии.
В 1895 году у Добролюбова выходит сборник стихов Natura naturans. Natura naturata*. Но к этому времени Добролюбов уже отрекся от идей декадентства и ушел в народ. В крестьянской одежде, с посохом в руках он бродил по северным деревням, записывая народные песни, заклинания, плачи и сказания.
В 1898 году произошла еще одна встреча Добролюбова с Брюсовым, во время которой Добролюбов оставил последнему большую связку своих рукописей.
На короткое время Добролюбов становится послушником одного из монастырей на Соловках, но образ мыслей его, слишком мирской и эклектичный, не позволил ему полностью отречься от земного. В 1901 году Добролюбов был осужден за подстрекательство к уклонению от воинской службы, в 1902 году, когда он находился в Петербурге, его обвиняли в оскорблении святынь и ему грозила каторга. Родные спасли его от отбывания наказания, добившись признания его временно умалишенным. После этого Добролюбов растворился в просторах России, зарабатывая себе на хлеб батрачеством. Он учился и учил, странствуя в поисках истинного знания. Проповеднический дар его оказался сильнее поэтического, и через несколько лет, в 1903 году, Добролюбов основал в Поволжье секту добролюбовцев.
В 1900 году вышло его Собрание стихов, подготовленное к печати Брюсовым, предисловие к которому написал Иван Коневской. В 1905 году в издательстве Скорпион при помощи того же Брюсова вышел третий, и последний, сборник стихов Добролюбова Из книги невидимой.
Сведения о жизни Добролюбова в дальнейшем чрезвычайно скудны. Он периодически навещал Петербург и Москву, где иногда встречался с различными поэтами и писателями. Известно также, что он жил в Поволжье и Сибири, затем, в 1925-1927 годах, странствовал по Средней Азии. Умер Александр Добролюбов где-то на территории Нагорного Карабаха, где он работал в артели печником, не ранее 1944 года.