Долг и правда: жизнь и мученическая кончина великого князя Сергия Александровича

СОДЕРЖАНИЕ: Жизнеописание великого князя Сергея Александровича.

ДОЛГ И ПРАВДА: ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ СЕРГИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

(1857 - 1905)

Пятый сын царя Александра Николаевича и царицы Марии Александровны родился 29 апреля 1857 г. В дневнике фрейлены двора Анны Феодоровны Тютчевой 30 апреля была сделана запись: У императрицы вчера, 29 апреля, родился сын - маленький великий князь Сергей Александрович.[Тютчева А.Ф., При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. Тула, 1990, с. 257] В день своего рождения он был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк.

Ровно через месяц, в день Пресвятой Троицы, 29 мая совершилось таинство крещения. Государь направился в церковь в сопровождении великих князей... Наследник [Великий князь Николай Александрович (1843-1865)] был восприемником от крещения своего маленького брата и с большим достоинством и умением выполнил роль крестного отца. Восприемницей была Великая княгиня Екатерина Михайловна. [Тютчева А.Ф., Указ. соч., с. 261-262]

Воспитание младенца было поручено А.Ф. Тютчевой. Приобщенная с детства к высоким традициям нашей отечественной культуры, она стремилась передать это и своему воспитаннику. Будучи женой Ивана Сергеевича Аксакова, она разделяла его православно-патриотические взгляды. Ее благотворное влияние на Великого.Князя. Сергия в самый ранний и очень ответственный период формирования личности несомненно. Биограф его отмечает: Глубоко убежденная, широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить свою родину, русскую землю, православную веру и церковь, самодержавную историческую истину, создавшую Всероссийскую империю. По словам ее, она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя, неизбежных спутников человеческой судьбы и должны готовиться к мужественной их встрече. Она просветляла его миросозерцание, закаляла характер и направляла его сердце к любви родной истории. Великий князь впоследствии не раз посещал свою воспитательницу и несказанно благодарил за те добрые спасительные семена, кои она посеяла в его душе в юные детские годы. [Авчинников А.Г., Великий князь Сергей Александрович. Иллюстрированный биографический очерк, Екатерино-славль, 1915, с.2]

Когда ему исполнилось семь лет, и он вступил в отрочество, Государь назначил 29 апреля 1864 г. воспитателем своего сына капитан-лейтенанта Дмитрия Сергеевича Арсеньева. Новый воспитатель искренне полюбил послушного, нравственно чуткого и весьма одаренного мальчика. Первые дни жизни при Сергии Александровиче были мне очень отрадны, - вспоминая позже Д.С. Арсеньев, - он молился при мне еще в это время вслух и молился всегда очень усердно и внимательно. [Из записок адмирала Д.С. Арсеньева, - Русский архив, 1910, №11, с.425] Многолетнее общение со своим воспитанником еще больше расположило к нему наставника. Я убедился, что Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к родителям и особенно к матери, которую он всегда обожал, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные, и мне легко и даже приятно было принимать в них живое участие... Я к нему привязался всей душой. [Арсеньев Д.С., там же, с.426]

Опасение за состояние легких отрока Сергия побудило родителей его по совету врачей зимой 1865 г. отправить его в Москву. Жил он вначале в Нескучном дворце, а затем в Кремле. Решение это было одобрено святителем Филаретом, митрополитом Московским. 3 ноября 1865 г. он писал Государю: Да будет мне полезно обратить слово к Вашему родительскому сердцу. Не раз приятно беседовал я с Великим Князем Сергием Александровичем и радостно усмотрел, что пребывание в Московском воздухе благоприятно для его здоровья. [Филарет (Дроздов), митрополит, Письма к высочайшим особам и разным другим лицам, Тверь, 1888, с.10]

В это время отрок Сергий пожелал присутствовать на архиерейском богослужении. Святитель Филарет поручил своему викарному епископу Леониду (Краснопевкову) отслужить Божественную литургию в Чудовом монастыре. После службы Великий Князь Сергий Александрович в сопровождении своего воспитателя посетил преосвященного Леонида. С этого времени началась дружба, которая продолжалась до смерти Владыки в 1876 г. Сам преосвященный Леонид, скончавшийся архиепископом Ярославским, с радостным чувством рассказывает о встречах с благочестивым отроком: Обедали четверо: оба Великих князя и я с воспитателем...[Встреча происходила в октябре 1873 г. в Петербурге.] Во время обеда продолжался разговор, предметом коего было монашество... Поэтому много говорилось об Угреше, где еще в детстве, с А.Ф. Тютчевой был Великий князь Сергий... Воспитатель сказал: Сергей Александрович, покажите преосвященному Вашу моленную. Великие князья привели меня в просторную высокую комнату с двумя-тремя окнами... Тут я увидел и образ св. Саввы, 6 или 8 вершков, о котором Великий князь сказал, что он всегда с ним, равно как и складень, также мною данный, с изображением Божией Матери с Богомладенцем, Сергия и Саввы. Уже давно, сказал мне Сергей Александрович, что ежедневно молится прп. Савве. [Из записок Высокопреосвященного Леонида, - Русский архив, 1907, №10, 112; 1908, №4. Цит. по кн.: Авчинников А.Г. ..., с.10]

Владыке Леониду тесное знакомство с Великим. Князем. Сергием давало возможность подать духовные наставления своему юному собеседнику. Мы были оставлены одни… Такие минуты дороги, хочется так много поговорить от души к душе… Я говорил, они слушали внимательно... кажется, о молитве, о правиле молитвенном, о том, что она всегда должна жить в душе..., что есть молитва, которая должна быть открыта, и другая, внутренняя, сокровенная, что пред Богом мы все равны, что с тех больше спросится, кому больше дано, что смирение одно возвышает человека пред очами Божиими, и что в их высоком положении христианскими добродетелями особенно много можно послужить ближним и уготовить себе высокое место в будущей жизни. [Цит. по кн.: Авчинников А.Г. ..., с.11]

Тщательно было продумано обучение Великого Князя Сергия. Ставилась цель преподать ему высший курс наук. Для этой цели были привлечены лучшие научно-педагогические силы. Законоучителем его был протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский, член Св. Синода. Русскую историю преподавал ему проф. К.Н. Бестужев-Рюмин, оказавший большое влияние на формирование общественно-исторического мировоззрения Великого Князя. По его совету была организована поездка Великого Князя Сергия по северу России для наглядного знакомства с историческими памятниками и святынями. В течении зимы 1876 г. уроки истории давал приглашенный из Москвы проф. С.М. Соловьев. Высокий уровень образования был и по другим дисциплинам: энциклопедия права (К.П. Победоносцев [Его Сергей Александрович хорошо знал с детства, полюбил, всегда наслаждался его умными беседами (Авчинников А.Г...., с.13)]), гражданское право (проф. Н.С. Таганцев), политическая экономия (В.П. Безобразов), тактика и стратегия (ген. Г.А.Леер и ген. М.И. Драгомиров) и др.

Государь заботился также о том, чтобы сын его постигал и жизненную науку. Когда вел. кн, Сергию было около 18-ти лет, Александр II поручил А.Ф. Кони, занимавшего тогда должность прокурора, ознакомить великого князя с настоящим состоянием тюрем столицы. Сын императора в течении нескольких дней посещал все тюрьмы инкогнито, как молодой офицер нижнего чина. На впечатлительную, нравственно-чуткую душу Сергия Александровича увиденное произвело гнетущее впечатление. Через много лет, в 1898 г., в Москве, Великий Князь, которого я просил как московского генерал- губернатора содействовать осуществлению мысли о постановке памятника великому тюремному человеколюбцу … Феодору Петровичу Гаазу, вспомнил наш объезд петербургских мест заключения и сказал мне: Я много видел тяжелых картин на своем веку, но ничто не произвело на меня такого подавляющего действия как то, что вы мне показали тогда, - этого нельзя забыть! [Кони А.Ф., НА жизненном пути, Спб., 1912, т.1, с.195]

10 августа 1877 г. Сергий Александрович заболел тифом. К счастью, болезнь протекала легко и через месяц он поправился. Вечером накануне дня своего рождения он был произведен в полковники. В сам день рождения (29 апреля 1877) вступив в совершеннолетие, он принес присягу на верность служения Царю и Отечеству. По закону о царской фамилии ему назначался попечитель. По выбору Государя им стал бывший воспитатель Великого Князя капитан первого ранга Д.С. Арсеньев.

В 1 час дня 21 мая 1877 г. в Царскосельском дворце был совершен напутственный молебен, и в тот же день в 7 ч. вечера Государь, Наследник и Великий Князь Сергий по Варшавской железной дороге отправились в действующую армию. Шла Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Царь намеренно подвергал сына трудам и испытаниям. 5 июля 1877 г. по просьбе самого Великого Князя Сергия он получил приказ оставить императорский лагерь и быть в действующей армии, которой командовал Наследник Николай Александрович. Последний отправил своего младшего брата в Рущукский отряд. 12 октября 1877 г. Наследник приказал командиру отряда генералу Власенко произвести рекогносцировку по всему фронту расположения Рущукского отряда. Об этом военном событии рассказывается в походном дневнике Леонида Михайловича Чичагова (впоследствии митрополита священномученика Серафима): Остается еще сказать о правой колонне. Генерал Власенко, перейдя Кара-Лом у Кошева, вскоре был замечен неприятелем, и турки открыли сильный артиллерийский огонь, причем взорвали в 19-ой конной батарее передок, находившийся в 50-ти метрах от Великого князя Сергия Александровича, состоявшего при колонне. [Чичагов Л.М., Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году, Спб, 1995, с.385]

После шестимесячного пребывания за Дунаем Великий Князь Сергий вместе с Государем 10 декабря 1877 г. вернулся в Петербург.

В 1881 г. Великий Князь Сергий совершил паломничество на Святую Землю. Он самолично увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. [Димитрий (Самбикин), архиепископ, Предсмертные мысли и думы о заслугах Православного Палестинского Общества, Спб., 1908, с.8] По возвращении на родину он основал Православное Палестинское Общество, устав которого был Высочайше утвержден в мае 1882 г., и стал первым его председателем. За 23 года его руководства и в последующие годы Общество это сыграло исключительную роль в деле утверждения православия на святой Земле. Заслуги его были оценены в печати.[Курочкин А.М. Беседа о деле, совершаемом в Святой Земле Императорским, Православным палестинским обществом, Спб, 1907; Дмитриевский А.А., Императорское Православное Палестинское Православное Общество и его дея-тельность за истекшие четверть века (1882-1907). Спб., 1907; Православное Палестинское общество на служении церкви и русскому народу, Пг., 1917]

Общество ставило пред собою три главные цели: защита и утверждение православия в Святой Земле; облегчение православным паломникам путешествия в Палестину и попечение о них в самой Палестине, изучение и ознакомление русских людей с прошлым и настоящим Святой земли.

Палестинское общество прекрасно справилось с этими задачами. Быстро стали создаваться отделения Общества. В 1897 г. они действовали уже в 28 губерниях. Собирались пожертвования. В результате полученных средств прежде всего Палестинское Общество озаботилось об улучшении и удешевлении путешествия русских богомольцев в Св. Землю… Оно с этой целью вошло в сношение с железнодорожными и пароходными обществами и достигло того, что наши богомольцы за крайне дешевую плату, с возможными для них удобствами, отправляются в Св. Землю: там их встречают с радушием, дают удобное помещение, крайне дешевый и хороший стол.[Димитрий (Самбикин), архиепископ, ..., с.8-9]

Палестинское Общество в Палестине стало строить, восстанавливать и поддерживать православные храмы. Оно открывало поликлиники, амбулатории и больницы. Амбулатории в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме принимали ежегодно до 60 тыс. больных; снабжали бесплатным лекарством.

Большую роль в просвещении населения в духе православия играли открываемые Палестинским обществом школы и пансионы. Мужской пансион в г. Назарете и женский в Вифлееме готовили воспитанных в православии учителей и учительниц для местных школ.

Археологические раскопки, описание, исследование, перевод и издание древних рукописей, историко-библеистические ученые труды - все это обогатило мировую науку.

В 1882 г. Великий Князь Сергий вступил в ряды лейб-гвардии Преображенского полка командиром 1-го батальона. Этому началу своей действительной службы Его Императорское Высочество отдалось со всем жаром своей пылкой натуры, причем всегда первым был он на службе и служил для всех образцом исполнения служебных обязанностей. [Авчинников А.Г. , с.27]

В 1884 г. произошло одно из самых значительных событий в жизни Великого Князя Сергия Александровича - женитьба на принцессе Гессен-Дармштадтской Елизавете. В марте 1884 г. он приезжал к ней в Дармштадт, 15 марта невеста его, принцесса Елизавета писала своей бабушке по матери королеве Виктории: ... Я так рада, что Вы увидите Сергея, когда приедете в следующем месяце, и надеюсь, что он произведет на Вас приятное впечатление. Все, кто его знает, любят его и говорят, что у него правдивый и благородный характер.[Цит. по кн.: Миллер Л., Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, М., 1994, с.33-34]

В день Пресвятой Троицы, 27 мая 1884 г. невеста в сопровождении всей своей семьи прибыла в Российскую столицу. Друг ее жениха, Великий Князь Константин Константинович (К.Р.) записал в дневнике: ...скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта... [Материалы к житию преподобномученицы вел. кн. Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы, М., 1995, с.87] Великий Князь Сергий, зная, что его невеста очень любит цветы, приказал украсить все ее вагоны душистыми белыми цветами. Таинство венчания было совершено в воскресенье 3 июня 1884 г. в церкви Большого дворца. Замечателен и день бракосочетания - праздник всех святых. В дневнике вел. кн. Константина читаем: ...Сегодня была свадьба Сергея. Ради нашей тесной дружбы я с утра переживал чувства и волнения, которые испытывал в день своего венчания. Я был у него, когда он одевался на свадьбу и благословил его образком с надписью Без Мене не можете творити ничесоже. [Там же, с.87]

Молодые супруги не поехали заграницу проводить свой медовый месяц, а направились в имение Ильинское, которое незадолго до смерти императрица Мария Александровна завещала своему сыну Сергию. Навестивший их 4 сентября вел. кн. Константин нашел молодых в состоянии семейной радости и трогательной любви. Должно вообще сказать, что это был необыкновенно счастливый союз. Люди бесчестные и недобрые пытались с помощью клеветы очернить их отношения. Собственные свидетельства преподобномученицы Елизаветы, ее чувства в день трагедии 4 февраля 1905 г. и в последующие месяцы и годы разоблачают эту ложь. К сожалению, в наше время некоторые авторы, пишущие о вел. кн. Сергии Александровиче, по неведению. оказываются в плену этой клеветы и, даже не сознавая того, становятся распространителями лжи.

В Ильинском молодые супруги пробыли до начала осени 1884 г. ... Елизавета Феодоровна и Сергей Александрович вели простую деревенскую жизнь и старались строгие правила двора свести до минимума. Они катались на лодке по реке, гуляли по полям и лесу, собирали цветы и ягоды… Одним из занятий великокняжеской четы было чтение. Сергей Александрович читал вслух, а Елизавета Феодоровна в это время или вышивала, или делала зарисовки для пейзажей. [Миллер Л. ..., с.39-40]

26 февраля 1887 г. Великий Князь Сергий был произведен в генерал-майора и назначен командиром Преображенского полка. Строго относясь к своим обязанностям, Великий Князь Сергий Александрович с отеческим вниманием и заботой относился к своим подчиненным. Так, например, во время маневров под Нарвою, чтобы испытать тяжесть солдатского снаряжения, он одел его на себя и с ружьем прошел маршем десять верст. Сослуживцы по полку как офицеры, так и солдаты относились к нему с любовью. Оставляя в 1891 г. полк, Великий Князь Сергий оставил из личных средств 10 тыс. рублей для оказания помощи нуждающимся в полку.

В октябре 1888г. Великий Князь Сергий и вел. кн. Елизавета посетили Святую Землю. Супруги начали свое паломничество с Назарета, где прошли детские и отроческие годы нашего Спасителя. Они поднимались на гору Преображения - Фавор. ... В греческом храме на горе Фавор висела на стене красивая икона в позолоченной раме, изображающая Преображение Господне. Внизу на иконе была выгравирована надпись, что это дар от Великого князя Сергия Александровича. В настоящее время эта икона хранится в Иерусалиме, в греческой Патриархии. [Там же, с.56]

Богомольцы посетили Иерусалим, Гефсиманию с храмом св. равноапостольной Марии Магдалины, где 23 года спустя были погребены святые останки Великой Княгини Елизаветы.

Божественный Промысел избрал Великого Князя Сергия в деле, значение которого переоценить невозможно: обратить в православие и дать нашей Церкви великую угодницу Божию преподобномученицу Елизавету.

Обладая от природы глубоким и сильным религиозным чувством, она была воспитана как убежденная лютеранка. Искренне принимая религию своих родителей и предков, она и мысли не могла допустить о перемене веры не по убеждениям, а по мотивам практического характера. Такой она приехала в Россию. Когда 3 июня 1884 г. она стала женой Великого Князя Сергия Александровича, ни у него, ни у его ближних не было никаких разговоров о переходе вел. княгини Елизаветы в православие. Это представлялось невозможным. И если это совершилось Великим Постом 1891 г., то главная заслуга в этом принадлежит ее мужу Великому .Князю. Сергию. Его личное благочестие, высокая духовность, строгое соблюдение церковных канонов и правил явились свидетельством истины православия. Через веру Великого Князя Сергия она убедилась в духовной красоте и силе православия. В письме к отцу из Петербурга 8/20 марта она писала: Земное счастье я всегда имела - когда была ребенком в моей старой стране, а как жена - в моей новой стране. Но когда я видела, каким глубоко религиозным был Сергий, я чувствовала себя отставшей от него, и чем больше я узнавала его церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу. Это чувство трудно описать.[Цит. по кн.: Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елисавета Феодоровна, М., 1994, с.67]

Другие письма св. Елизаветы дополняют наши знания о том, как произошла эта великая перемена. В этих свидетельствах открываются также черты замечательной личности Великого Князя Сергия, его подлинно христианские добродетели. В письме, написанном 11/23 января 1891 г. родному брату Эрнесту, она объясняет: Не думай, что только земная любовь привела меня к этому решению, хотя я и чувствовала, как Сергей желал этого момента, и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца, привести меня к перемене религии, чтобы сделать его счастливым; и никогда, никогда он не жаловался; и только теперь я узнала через жену Павла, что у него были моменты, когда он приходил в отчаяние. Как ужасно и мучительно сознавать, что я заставила многих страдать: прежде сего - моего родного моего любимого мужа.[Там же, с.64]

Решение жены обратиться в православие глубоко тронуло любящую душу Великого Князя Сергия. Великая княгиня по собственному внутреннему побуждению решила присоединиться к православной Церкви. Когда она сообщила о своем намерении своему супругу, у него, по словам одного из бывших придворных, слезы невольно брызнули из глаз. [Анастасий (Грибановский), архиепископ, Светлой памяти великой княгини Елизаветы Феодоровны - в сб.6 Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы, М., 1995, с.71]

Великий Князь Сергий Александрович был для вел. кн. Елизаветы и ее первым наставником: Я прочитала здесь с Сергием много книг о религии - я просила его об этом, мне хотелось объяснений [Миллер Л., Святая мученица ..., с. 65], - писала она к брату в упомянутом выше письме за три месяца до своего первого причастия Святых Таин в Лазареву субботу 13 апреля 1891 года. Имея правильное духовное устроение, вел. кн. и жене своей, делавшей первые шаги в православии смог дать правильное направление на всю ее жизнью Об этом она вспоминает в письме к Государю Николаю Александровичу: Ты пишешь о духе прелести, в который, увы, можно впасть и о которым мы часто говорили с Сергеем. Когда я была протестанткой, Сергей, с его большим сердцем и тактом, никогда не навязывал мне своей религии; то, что я не разделяла его веры, было для него большим горем, но он находил силы стойко переносить его - благодаря отцу Иоанну, который говорил: Оставьте ее в покое, не говорите о нашей вере, она придет к ней сама. Слава Богу, все произошло именно так. Сергей, который знал свою веру и жил по ней настолько истинно, насколько может настоящий православный христианин, и меня (так) возрастил и, благодарение Богу, предостерег от этого духа прелести, о которой ты говоришь.[Письмо к Государю Николаю II от 18 апреля 1909 г., - Материалы к житию..., с.25]

26 февраля 1891 г. Великий Князь Сергий Александрович был поставлен на высокую и ответственную должность московского генерал-губернатора. Великая кн. Елизавета Феодоровна писала будущему Государю, вел. кн. Николаю: У нас столько всего произошло - Сергея назначили генерал-губернатором Москвы. Мы были очень тронуты доверием, которое твой отец оказал моему дорогому мужу, дав ему такую важную должность, и добротою, и любовию, которую он проявил, сделав Сергея своим генерал-адъютантом. [Там же, с.14] Люди православно-патриотических настроений восприняли назначение Великого Князя Сергия с большим удовлетворением. Великий князь Константин (К.Р.) записал в дневнике: Назначение Сергия всеми встречается с радостью.[К.Р. Великий Князь Константин Романов, Дневник ..., запись от 26 марта 1891г.]

Это было время, когда Россия, по словам архиепископа Анастасия (Грибановского), под крепким скиптром Александра III достигла расцвета своего могущества и силы, и притом в чисто национальном духе. [Анастасий, архиепископ, Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, - Материалы к житию..., с.71] На тех же принципах, что и Царь-Миротворец, строил свою деятельность как генерал-губернатор вел. кн. Сергий Александрович. Он старался поднять нашу древнепрестольную столицу в различных отношениях, особенно в смысле хранения в ней, как исконно русского центра, ее национально-исторических преданий. И поникшее было в прежнее время, под воздействием чуждых нам влияний, значение ее святынь, исторических достопримечательностей, самого уклада жизни московской при нем поднялось, возвысилось и стало виднее во всех концах России. [Неоцененной памяти скончавшегося мученической смертью Великого Князя Сергия Александровича (издание Комиссии по устройству чтений для рабочих), М., 1905]

Зная, какие пагубные последствия имеет всякий дух общественной непокорности, желающий вызвать социальные нестроения и взаимную вражду между людьми, генерал-губернатор Сергий Александрович решительно боролся против разрушительных сил. Историк последнего царствования пишет, что Великого Князя Сергия Александровича (как и вел. кн. Владимира Александровича) революционные круги считали главою партии сопротивления. Великий Князь Сергий Александрович, много лет занимавший пост Московского генерал-губернатора, действительно был человеком твердых консервативных воззрений, способный в тоже время и на смелую инициативу. [Ольденбург С.С., Царствование императора Николая II, СПб., 1991, с.271]

Было бы глубоким заблуждением даже частично принять оценки, даваемые представителями либерального и так называемого освободительного движения Великому Князю. как политику полицейского склада.

Человек истинно христианской нравственности, он , несмотря на свою сугубую занятость, деятельно , а не номинально участвовал во многих просветительских и благотворительных организациях, оказывая им помощь как почетный председатель или попечитель: Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей; Комитета для оказания пособий вдовам и сиротам, пострадавшим на войне; Московского общества покровительства беспризорных и освобожденных из мест заключения несовершеннолетних; Московского Совета детских приютов, Иверской общины сестер милосердия.

Особо должно сказать о его попечении об образовании рабочих. Комиссия по устройству чтений для рабочих 6 февраля 1905 г., на третий день после мученической кончины Великого Князя Сергия устроило поминание усопшего. Председатель Комиссии, ректор Московской духовной семинарии Анастасий (Грибановскиий) обратился к наполнявшим аудиторию слушателям с одушевленной речью, в которой указал, какую великую и невозвратимую утрату понесла Комиссия в лице Великого Князя Сергия Александровича. Общеобразовательные чтения для рабочих возникли в Москве по мысли Августейшего московского генерал-губернатора. Великий Князь всегда живо интересовался этими чтениями и содействовал их развитию и упрочению... В лице Его Высочества Комиссия лишилась высокого покровителя, который горячо принимал к сердцу умственные и нравственные интересы рабочих. Он щедро обеспечивал всевозможными средствами чтения для них и незадолго до своей кончины изъявил согласие сохранить звание Покровителя Комиссии по устройству этих чтений, принял на себя еще и звание почетного ее Председателя... Речь произвела глубокое впечатление на рабочих: многие из присутствующих плакали. [Неоцененной памяти..., с.4-5]

В своем имении Ильинское Великий Князь Сергий построил родильный дом для женщин окружающих деревень. В этой больнице часто совершались и крещения новорожденных детей. Восприемниками бесчисленных крестьянских младенцев были Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна.[Миллер Л., ..., с.41, примечание.]

Любовь Великого Князя Сергия к простому народу особенно ярко проявлялась в нарочитые дни (праздники прп. Сергия Радонежского, 5 июля; св. пророка Илии,20 июля и св. прв. Елисаветы, 5 сентября), когда в Ильинское стекалось множество людей из ближних и дальних деревень. После церковной службы в Ильин день открывалась ярмарка, которая длилась три дня. За несколько дней до ярмарки местные купцы строили прилавки вдоль улицы и на площади, укрепляли столбы для качелей и карусели, сооружали палатки и балаганы для приезжей труппы артистов и фотографов ... На ярмарке можно было найти все необходимое для домашнего хозяйства: куски льняного полотна и яркого ситца, изделия из дерева - деревянные шкатулки, миски, ложки и кружки. [Там же, с.52] Современник, посещавший ярмарку, рассказывает: Чем только не обязаны им здесь [Село Ильинское] крестьяне: и школами ..., и больницами, и щедрой помощью в случаях пожара, падежа скота и всякой другой беды и нужды ... Нужно было видеть Августейших помещиков в селе Ильинском в день престольного праздника, в Ильин день, среди крестьян после обедни на ярмарке. Почти все привозимое скупается ими и здесь же раздаривается крестьянам и крестьянкам от мала до велика. Крестьяне сел Ильинское, Усова и других, как дети, сердечно сроднились с Их Высочествами.[Неоцененной памяти..., с.9-10]

В 1902 г. Великий Князь Сергий Александрович вместе с супругой Елизаветой Феодоровной посетил Рим. Большую часть времени они посвятили осмотру римских церквей и святынь. Преподобномученица Елизавета рассказывала Владыке Анастасию о встрече ее мужа с папой римским Львом XIII. Последний очень хорошо знал непоколебимую твердость православных убеждений Сергея Александровича, однако очень высоко ценил его лично, познакомившись с ним тогда, когда великий князь еще ребенком гостил в Риме. Давняя близость отношений позволила им вступить в непринужденную беседу между собой; между ними даже возник спор относительно того, сколько было пап с именем Сергий. Оба высоких собеседника не хотели уступить друг другу, и папа вынужден был удалиться в библиотеку за справкой. Он вернулся оттуда в некотором смущении. Извините, - сказал улыбаясь Лев XIII, - хотя и говорят, что папа непогрешим, но на этот раз он впал в ошибку.[Материалы к житию...,с.71, примечание.]

Большим событием в жизни Великого Князя Сергия и вел. кн. Елизаветы было присутствие на торжествах во дни прославления прп Серафима Саровского в июле 1903 г. Государь Николай Александрович отметил в своем дневнике: 15 июля в 71/4 тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь… 16 июля … Утром в Москве к нам сели в поезд дядя Сергей и Элла ... О впечатлении от этой поездки преподобномученица Елизавета вспоминала в письме от 23 мая 1909 г. к Государю перед своей поездкой в Кашин, где были торжества восстановления святого почитания благоверной княгини Анны Кашинской: Празднование церковное, и я, конечно, была бы счастлива вновь пережить божественное впечатление, как тогда в Сарове, - это редкостное благословение и поддержка в жизни. [Там же, с.40]

Прославление совершалось в Успенском соборе монастыря. Накануне гроб со святыми мощами великого угодника Божия был перенесен туда из церкви святых Зосимы и Савватия. Крестным ходом. Гроб несли Государь Николай Александрович, Великий Князь Сергий и др.

После поездки в Саров Великий Князь Сергий вернулся к своим обязанностям, исполнять которые становилось все труднее. Россия как бы раздвоилась. Одни дорожили вековыми отечественными традициями православной Руси, другие были одержимы мятежным духом, жаждой разрушения. Наступает время и наступило уже, когда к русским людям, верным долгу, вере и чести, верным родине и царю, заветам верности и благородства, применимо слово молитвы церковной: вменихомся яко овцы заколения! [Восторгов И.И., прот., Кровавое помешательство, - Полн. собр. соч., М., 1915, т.3, с.69]

Решение об убийстве Великого Князя Сергия было принято партией социалистов-революционеров. Осуществление этого преступления стало делом боевой организации социалистов-революционеров, во главе которой в то время стоял Евно Азеф.

Великий Князь Сергий уже не занимал пост генерал-губернатора Москвы. 1 января 1905 г. Государь удовлетворил его прошение об отставке. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом. Поэтому мотивы убийства можно оценить скорее как идейные, а не политические. Великий Князь Сергий был убит за свои православно-патриотические убеждения. Он получал угрожающие письма; анонимные обращения приходили и к его жене. Великий Князь Сергий был в любой день готов принять смерть.

4 февраля 1905 г. он выехал из Николаевского дворца в губернаторский дом. В 2ч. 47 м. на Сенатской площади Кремля в карете, в которой ехал Великий Князь, разорвалась со страшной разрушительной силой бомба, брошенная И.П. Каляевым, уроженцем Варшавы (мать его была полячка). Тело убитого было растерзано, и вел. кн. Елизавета с великим самообладанием собирала его по частям. Уцелели нательный крест и образки. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью, стоявшего здесь солдата, отнесены в Чудов монастырь и поставлены близ раки свт. Алексия.

Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля. где Бог судил ему кончить жизнь мученически, [Цит. по кн.: Незабвенной памяти Его Императорского Высочества великого князя Сергия Александровича, - Летопись Историко-родословного общества в Москве. М., 1905, вып.1, с.33] - писал в Московских ведомостях священник Иосиф Фудель. Мысль о том, смерть ее дорогого супруга была мученической, укрепляла вел. кн. Елизавету. В ответ на адрес Московской городской Думы она писала: Великим утешением в моем тяжелом горе служит сознание, что почивший Великий Князь находится в обители святителя Алексия, память которого он глубоко чтил, и в стенах Москвы, которую он глубоко любил, и в стенах Кремля, в которой он мученически погиб. [Летопись Историко-родословного общества... с.16] Преподобный Сергий (до монашества - протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: 7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!. [О. Митрофан Сребрянский, Дневник полкового священника, служащего на Дальннем Востоке, М., 1996, с.250]

Первая панихида по убиенному Великому князю Сергию была совершена сразу же по перенесении останков в храм свт. Алексия в Чудовом монастыре.[Я ... придерживаясь за носилки, побрел на ними . Принесли во дворец и прямо пронесли в Алексеевский храм Чудова монастыря, поставив близ раки свт. Алексия, где тотчас была отслужена первая панихида. Джунсковский В.Ф. Из воспоминаний, - Материалы к житию..., с. 107]

В 5-ом часу вечера у тела усопшего совершил панихиду наместник Чудова монастыря архимандрит (впоследствии епископ) Арсений (Жадановский) с иеромонахами Анастасием и Ферапонтом при пении монастырского хора. В 5 ч. панихиду совершил старший викарий Московской митрополии епископ Трифон (Туркестанов) с архимандритом Арсением, ректором Псковской духовной семинарии архимандритом Борисом и др. священниками. На панихиде присутствовала вел. кн. Елизавета. В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды.

На третий день по смерти Великого Князя произошло событие, которое открывает нам ту духовную высоту, на которой стояли и охваченная горем вдова и убиенный ее супруг. Через два дня , во время молитвы о дорогом муже, она вдруг ясно почувствовала, что великий князь от нее что-то просит. Она поняла, что ей нужно снести Каляеву прощение великого князя, которое он не успел дать. [Белевская-Жуковская М. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, - Материалы к житию..., с. 131] Свидание было устроено 7 февраля в канцелярии арестного дома Пятницкой части. Слова, сказанные вел. кн. Елизаветой Феодоровной и. Каляеву косвенно подтверждают, что христианское прощение, данное убийце исходило от убиенного: Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас... [Рассказ Каляева о свидании с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, - Убийство Великого Князя Сергия Александровича социалистом-революционером и. Каляевым, М., б.г., с.56]

10 февраля митрополит священномученик Владимир (Богоявленский) со всеми викарными епископами и духовенством столицы совершил отпевание Великого Князя Сергия. Православные люди, воспринявшие смерть Великого Князя Сергия мученичество за свои православно-патриотические убеждения, не только совершали заупокойное поминовение, но также верили в его молитвенное предстательство. Священномученик Иоанн Восторгов 7 октября 1907 г. в речи, посвященной его памяти, сказал: сегодня именины преподобного отца нашего Сергия, - память святых мучеников Сергия и Вакха; в честь одного из них и назван великий Радонежский подвижник и всея России чудотворец. Не вспоминается ли нам невольно умерший смертью мученика, соименный преподобному Сергию и имевший его небесным покровителем, царственный витязь и подвижник за землю русскую благоверный Великий Князь Сергий Александрович ... В этот час заупокойного о нем моления, продолжая в любимой им Москве любимое им дело, мы призываем его светлый дух, и, приобщая его к радости подвига во имя Церкви и России, мы уповаем на невидимое его нам вспоможение духом его любви, его загробного дерзновения в молитве к Богу (Иоанн Восторгов, прот., Полное собрание сочинений, СПб., 1995, с. 350-53).

Великий Князь Сергий принадлежал к тем искренним и нравстенно-благородным личностям, для которых готовность принести себя в жертву как бы не требовало подвига, а была естественным проявлением жизненного настроения и исполнением долга перед Церковью и отечеством. Трудно найти в нашей истории другого человека, чей светлый лик так старательно пытались бы очернить клеветой. Он был, - пишет современный православный исследователь, - оклеветан не только революционерами, врагами великой национальной России, но и многими представителями высшего общества. Его неутомимо чернили за рубежом, чем особенно прославился германский император Вильгельм II. Но он, помня слова Спасителя, в мире скорбни будете (Ин.16.33), высоко неся имя православного христианина, не воздавал им злом за их беззакония. Мать-Церковь обильно подавала ему свои утешения , и он наслаждался ее святыней. Однако безбожный мир продолжал жестоко преследовать его, и, наконец, он был зверски убит. [Вяткин В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный. Жизнеописание преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, М., 2001, с.47.] К сожалению, и сейчас даже среди людей, претендующих на серьезный подход к истории, можно встретить жертв этой клеветы. Живучесть ее при отсутствии каких-либо фактов, убеждает в том, что она питается из самого мутного источника, который хорошо был известен святым отцам. Греческое слово диавол переводится: клеветник, ненавистник. Поэтому Слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим.1,30; 2 Тим.3,3). Лож, по-видимому, в силу своей генетической природы обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она норовит прилепиться чаще всего к той области, где человек наиболее безукоризненно себя проявляет. Как ни чудовищно звучало обвинение святителя Афанасия Великого в растлении женщины, но нашлись люди, которые устроили ему суд, хотя весь христианский мир (восточный и западный) знал его высокую подвижническую жизнь. Святитель Василий Великий писал ему: Если бы при содействии твоих молитв удостоились мы увидеть тебя и насладиться тех благ, какими ты преисполнен и к сказанию о нашей жизни присовокупить свидание с твоей подлинно великой апостольской душою; то, без сомнения, заключили бы о себе, что, по Божию человеколюбию, приобрели мы утешение, вознаграждающее за все скорби, какие претерпели в целой своей жизни. [Василий Великий, свят., Творения, СПб.,1911, т.3, с.105.] Преподобного Германа Аляскинского обвинили в присвоении чужих денег, хотя нестяжательная жизнь этого святого человека была всем хорошо известна.

Среди клеветников Великого Князя Сергия самыми нечистыми были те, кто касался его супружеской жизни - этой возвышенно-светлой страницы его недолгой, но высокой жизни. Трудно избавиться от недоумения: почему повторяющие эту ложь, не примут свидетельства его святой супруги. От писем ее, в которых она говорит о своем муже веет радостью при жизни и чувством благодарности за пережитое счастье после его смерти. Она писала Государю Николаю 7 апреля 1910 накануне посвящения в крестовые сестры: Дорогой мой, я прошу твоего благословения, молитв и прощения перед приближающимся торжественным днем... Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь. Если бы мог этим помочь. Надеюсь, Господь даст мне силы, чтоб никто не смог сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и настоящего христианина. [Материалы к житию преподобномученицы великой княгине Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы, М., 1995, с.50.]

Духовная связь двух горячо любивших друг друга супругов никогда не прерывалась. Знаменательно, что сама вел. кн. Елизавета приняла мученическую смерь в день тезоименитства своего супруга, 5 июля 1918 г, день памяти прп. Сергия Радонежского.

Твердо верим, что погребенный в Кремле Московском, он будет все расти в глазах потомства и, когда русский народ выйдет на свой твердый и широкий путь, память о покойном, окруженная ореолом мученичества, не изгладится со страниц истории и будет ярко свидетельствовать, что и в дни шатаний и всеобщего замешательства были на Руси люди стойкие, душесильные, готовые и смерть принять за свою веру . [Летопись Историко-родословного общества..., с.24]

Великий Князь Сергей Александрович был погребен в особом склепе в Чудовом монастыре в Кремле. В начале 30-х годов с уничтожением монастыря была разрушена и усыпальница над склепом. В 90-х годах во время ремонтных работ был обнаружен склеп, в котором был погребен убиенный Великий Князь. 17 сентября 1995 г. после трехлетних усилий православного общества Радонеж его останки были перенесены в Новоспасский монастырь и захоронены в подклете Собора. В Новоспасский монастырь поступают свидетельства о молитвенной помощи, тем, кто с верою приступает к принявшему мученическую смерть Великому Князю Сергию, как к угоднику Божиему. Составитель настоящего жития беседовал с женщиной, страдавшей более пятнадцати лет экземой на руках. Чудесное исцеление от мучившей ее болезни она получила, разбирая личные вещи, находившиеся в специальном металлическом, ящике найденном на месте погребения (в нем находился растерзанный бомбой мундир). Есть и другие свидетельства о чудесах, поступающие в Новоспасский монастырь.

Список литературы

Cвященник Афанасий Гумеров. Долг и правда: жизнь и мученическая кончина великого князя Сергия Александровича

Скачать архив с текстом документа