Древний Египет 6
СОДЕРЖАНИЕ: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта — один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3 тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.), Нового (до кон. 11 в.) царств, поздний и персидский (11-4 вв., в 6-4 вв. — под властью персов), эллинистический (4-1 вв. до н. э., в составе государства Птолемеев).ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта — один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3 тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.), Нового (до кон. 11 в.) царств, поздний и персидский (11-4 вв., в 6-4 вв. — под властью персов), эллинистический (4-1 вв. до н. э., в составе государства Птолемеев). Расцвет в 16-15 вв. до н. э., когда были завоеваны Сирия, Палестина, Куш и другие территории. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролировавшихся наместниками фараона — номархами. Завоеван римлянами в 30 г. до н. э. (составил римскую пров. Египет).
Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения, а на Синайском полуострове — месторождение меди.
В столь благоприятных условиях на этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов — крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область-ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н. э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.
Древнее царство
Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце 4 — начале 3 тыс. до н. э. начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга.
Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мине. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени в Египте начинается эпоха т. н. Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.
Период правления III –VIII династий называется Старым (или Древним) царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тыс. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.
Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 м, длина каждой стороны ее основания превышала 230 м. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.
Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с V династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.
В эпоху Старого царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских — «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.
Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны V династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.
Среднее царство
Распад страны после Старого царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период VI-XII династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления XI династии Египет был вновь объединен, и при XII династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия, установившегося в правление XI и XII династий (середина 22 — начало 18 вв. до н. э.), получила в истории Египта название Среднего Царства.
С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. В период XII династии укреплению экономики и усилению царской власти немало способствовали победоносные войны с Эфиопией (Куш), золотые рудники которой давно привлекали египтян. Общий подъем сказался и на развитии науки. От Среднего царства до нас дошли несколько математических папирусов (Московский, Ринд), лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.
В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.
Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Старым Царством, но на рубеже XVIII-XVII вв. до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы — воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.
Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17 династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I — первому царю 18 династии (1580-1314 до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета — эпохи Нового царства.
Новое царство
Укрепив положение внутри страны, фараоны вскоре перешли к активной захватнической политике. Со времен войны с гиксосами египтяне стали использовать боевых коней и колесницы, что превратило их войско в грозную силу. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I, третьем фараоне XVIII династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. Стремясь расширить северные пределы Египта, Тутмос I предпринял поход в сиро-палестинские земли и достиг берегов Евфрата, где начертал надпись, отмечавшую северный рубеж его владений. Однако в действительности покорение этих территорий еще не было завершено.
Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III, но в течение первых 20 лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт, расположенную, по-видимому, на полуострове Сомали, и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.
После смерти Хатшепсут Тутмос III возобновил активную захватническую политику. В результате многолетней борьбы за Сирию египтянам удалось взять Кадеш — крепость на Оронте, которая была главным оплотом сиро-палестинского союза. Таким образом, египетское государство достигло наивысшего расцвета своего могущества: в середине 15 в. до н. э. оно простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии.
Столица Египта переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах — Карнакский храм — превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны XVIII династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину царей — пустынное ущелье к западу от Фив (что не спасло подавляющее большинство гробниц от разграбления). Тутмос III скончался в возрасте более 70 лет, процарствовав в общей сложности почти 54 года — его правление было одним из самых продолжительных в истории. Созданная им мировая держава продолжала существовать еще в течение столетия — до переворота, произошедшего в правление Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона.
Главной особенностью этого переворота был переход к исключительному почитанию Солнца, которое в образе солнечного диска-Атона было выделено из числа прочих египетских божеств и провозглашено царем. Свое прежнее имя «Аменхотеп», означавшее «Амон доволен», фараон заменил новым — «Эхнатон» — «Полезный Солнцу». Была основана новая столица, Ахетатон («Горизонт Солнца», см. Телль-эль-Амарна). К концу царствования Эхнатона культ Атона полностью вытеснил культы старых божеств, но резкие перемены в религиозных представлениях, произошедшие на протяжении полутора десятилетий, не могли не вызвать недовольства старого жречества и не находили понимания в народе. Почитание Амона — главного бога новоегипетской державы до солнцепоклоннического переворота, было восстановлено уже через 3 года после смерти Эхнатона.
Возвращение Египта к старым традициям происходило довольно быстро: правивший вскоре после Эхнатона Тутанхатон изменил свое имя на Тутанхамон; столица Египта переместилась в Мемфис. Тутанхамон, умерший совсем молодым, стал самым известным древнеегипетским правителем благодаря тому обстоятельству, что его гробница, единственная среди погребений древнеегипетских фараонов, осталась неразграбленной, и ее богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью, став одной из крупнейших археологических сенсаций 20 в.
Последний фараон XVIII династии, Хоремхеб, окончательно восстановил прежние культы, выстроил огромный зал в Карнаке и провел несколько военных экспедиций, пытаясь восстановить пошатнувшееся могущество Египта: во время правления Эхнатона, уделявшего основное внимание внутренним реформам, начался распад новоегипетской державы. Египет потерял большую часть Сирии, начались волнения в Палестине. Возвращение Сирии и Палестины и борьба с могущественным Хеттским царством, распространившим свое влияние на эти территории, стала основной задачей внешней политики новой XIX династии.
Самый могущественный фараон этой династии, Рамсес II, правил без малого 67 лет. Его царствование началось с победоносных походов в Эфиопию и Ливию, вслед за которыми Рамсес II предпринял наступление на хеттов и выиграл знаменитую битву при Кадеше — первое в истории военное сражение, ход которого мы можем восстановить достаточно подробно благодаря большому количеству дошедших до нас письменных документов и изображениям на стенах храмов в Карнаке и Луксоре, повествующих о великой битве. Однако лишь через 20 лет непрерывных войн Египет заключил союз с Хеттским царством, скрепленный браком фараона и хеттской царевны.
При первых фараонах XIX династии — Рамсесе I и Сети I — столицей Египта оставался Мемфис: царский двор переехал туда из Ахетатона после падения культа Атона. Рамсес II сделал своей столицей город Пер-Рамсес. Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога Птаха получили в это время широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны XIX династии развернули грандиозное строительство в храмах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывалом могуществе правящей династии. Исполинские храмы возводились и в других частях Египта: Рамсесу II принадлежал огромный пещерный храм в Абу-Симбеле, у вторых нильских порогов, перед входом в который были вырублены колоссальные 20-метровые изваяния фараона. Такие же колоссы стояли в Фивах и в Мемфисе.
Правление Рамсеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Преемникам Рамсеса II пришлось столкнуться с натиском ливийцев. Первую волну нашествия народов с запада Египет отразил, но осложнения возникли и внутри страны. В последние годы царствования XIX династии обострилась вражда между югом и севером с центрами в Фивах и Мемфисе — старой и новой египетскими столицами. На волне внутренних смут, о которых нам известно немногое, около 1200 до н. э. закончилось правление 19 династии.
Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьезной внешней опасностью в лице ливийцев и «народов моря», надвигавшихся на Египет с севера. Последний крупный властитель Нового Царства, Рамсес III, несколько раз отражал иноплеменные нашествия, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте.
К концу 20 династии распад государства на две части — северную и южную — по существу завершился. На юге власть перешла к верховному жрецу Амона Херихору, на севере возникла собственная династия с центром в Пер-Рамсесе (Танисе). Великая Египетская держава перестала существовать: Сирия, Финикия и Палестина не признавали больше египетского главенства, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца 20 династии.
Иностранные династии
Танисская династия была устранена ливийским вождем Шешонком — основателем 22 (Ливийской) династии с центром в Бубастисе. При Шешонке Египет делает последнюю попытку вернуться к активной захватнической политике в Азии, но вскоре сам становится жертвой нубийского (кушского) завоевания. Нубийская династия (25), в свою очередь, столкнулась с Новоассирийской империей, под властью которой Египет оказался в первой половине 7 в. до н. э. Основателю 26 (Саисской) династии Псамметиху I удалось изгнать ассирийцев, однако уже в следующем столетии (525 до н. э.) Египет был завоеван персидским царем Камбизом. На смену персидскому владычеству пришла империя Александра Македонского, который основал на побережье новую торговую гавань, названную Александрией и превратившуюся со временем в центр торговой, научной и художественной жизни, имевший мировое значение. После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу, основавшему династию Птолемеев-Лагидов (305 г. до н. э.). Последней представительницей этой династии была знаменитая Клеопатра, чье правление завершилось в 30 до н. э. в результате завоевания Египта римским принцепсом Октавианом Августом. С этого момента Египет превращается в провинцию Римской империи.
Культура Древнего Египта
Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.
Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.
Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.
Письменность и язык
Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 до н. э.; с тех времен египетский язык прошел несколько этапов в своем развитии: древнеегипетский (Древнее царство), среднеегипетский (Среднее царство), новоегипетский (Новое царство и Третий переходный период), демотический (Позднее время и римский период) и коптский (период господства в Египте христианства). С эпохи Среднего царства среднеегипетский язык был признан классическим языком литературы и религиозных текстов.
Развитие египетского языка нам известно благодаря многочисленным письменным источникам. Существовало три вида письма, древнейшим из которых являлось иероглифическое; иероглифическая графика предназначалась для официальных надписей на стенах храмов, гробниц, стелах и культовых предметах. Деловые документы, сказки и письма записывались скорописью — иератикой, практиковавшейся с конца Древнего царства по Новое царство включительно. В Позднее время, примерно с 8 в. до н. э. этот вид скорописи вытесняется новым видом скорописи — демотикой. С эпохи Позднего времени иероглифическая письменность называлась «божественной речью», поскольку она использовалась в религиозных целях, в то время как демотическая письменность употреблялась в повседневной жизни. С утверждением в Египте христианства иероглифика выходит из употребления, будучи тесно связанной с языческими культами. В греко-римскую эпоху на основе соединения некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность.
Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.
В эпоху Древнего царства двор фараона и он сам находились в столице Мемфисе. В распоряжении фараона, возглавлявшего пирамиду египетского общества, находилась широкая и высокоразвитая сеть администрации, без функционирования которой государством невозможно было бы эффективно управлять. Тем не менее, исходя из титулов, все-таки затруднительно сказать с уверенностью какие именно функции исполнял тот или иной вельможа. Самой высокой должностью в Египте (после фараона) была должность визиря (чати), через ведомство которого проходили все царские распоряжения; он же являлся верховным судьей.
Культура эпохи Древнего царства
Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений — пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные цели, они одновременно демонстрировали могущество правящего фараона. Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп. Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями.
Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка — «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего.
В эту же эпоху сложился художественный канон в египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.
В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (бен-бен), символизирующий лучи солнца. Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых имел свое название. Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V дин.), надпись Уни (VI дин.), надпись номарха Хархуфа (VI дин.).
Культура эпохи Среднего царства
После падения Древнего царства и первого переходного периода египетская культура вновь переживает расцвет в эпоху Среднего царства (XI-XII династии). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей — номархов, при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения — мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так называемые «Тексты саркофагов» — заклинания, отражающие представления египтян о загробном мире.
При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. От крупных построек фараонов Среднего царства сохранилось немного; однако такие постройки, как поминальный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в Карнаке (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы монументального зодчества. Очень ценным сведением является сообщение Геродота о Лабиринте (вероятно, это был заупокойный храм), построенном Аменемхетом III близ Иттауи — резиденции фараонов XII династии.
Однако наиболее выдающиеся памятники Среднего царства — это литературные произведения, записанные на папирусах. Почти вся художественная литература древнего Египта анонимна, лишь поучения сохранили имена их авторов, хотя достоверность авторства в каждом случае различна. Литература Среднего царства резко отличается от предыдущей и последующей. Смуты и восстания, происходившие в конце Древнего царства, отразились в настроениях скепсиса, сомнения и пессимизма, которыми проникнуты художественные произведения Среднего царства. Это относится как к традиционным поучениям, так и к новым жанрам — сказкам («Сказка о красноречивом поселянине»), рассказам о путешествиях («Повесть Синухе»), «речениям» и «пророчествам». Недоверием и настороженностью проникнуты «Поучение Гераклеопольского царя своему наследнику Мерикара», «Поучение царя Аменемхета», о произволе и анархии в Египте повествуют авторы «Пророчества Неферти» и «Речений Ипувера». Ценными свидетельствами научных познаний древних египтян являются математические («Папирус Ринда», «Московский математический папирус») и медицинские папирусы (самые знаменитые из которых — «Папирус Эберса» и «Папирус Смита»). Одновременно с рациональными медицинскими рецептами применялась магия, предназначенная оградить человека и его тело от влияния злых демонов и духов.
Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.
Культура эпохи Нового царства
Вслед за упадком Среднего царства, вызванного социальными потрясениями и смутами в стране, Египет вступил в длительную полосу второго переходного периода, во время которого Египет подвергся (в 17 в. до н. э.) нашествию гиксосов. Изгнание гиксосов фараоном Яхмосом I (1570-1546 до н. э.) создало условия для нового подъема древнеегипетской культуры эпохи Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Это была эпоха наивысшего экономического, государственного и культурного расцвета древнего Египта. Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий.
В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам — привратным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси, чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещенный колонный зал — гипостиль, далее располагались внутренние комнаты (или залы), завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества — это была самая важная часть храма.
Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.
Малая пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи из ГМИИ им. А. С. Пушкина, резные косметические ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). На всех материальных предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для малой пластики, так и для рельефов и росписей в гробницах и храмах. При Аменхотепе IV (Эхнатоне) вслед за религиозной реформой фараона, тяготевшей к монотеизму, происходит перелом не только в социальной сфере, но и в изобразительном искусстве. Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и индивидуальными.
Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити, Эхнатона, их дочерей и царедворцев. Почитание единого солнечного бога Атона в образе диска с множеством рук-лучей обусловило изменение конструкции храмов, посвященных этому богу. Служба совершалась под открытым небом, так как алтарь Атона размещался в просторном дворе храма. Выдающимся литературным памятником эпохи стал «Гимн Атону», восхвалявший живительную силу единственного бога — Атона. Со смертью Эхнатона Египет постепенно, но весьма скоро вернулся к почитанию прежних богов, а культ Атона и память фараона-еретика были официально преданы проклятию и забвению. Однако нововведения в искусстве и интеллектуальное наследие эпохи не исчезли бесследно, оказав влияние на творчество последующих десятилетий. Сокровища из гробницы Тутанхамона, при котором произошел официальный возврат к прежним богам, несут отчетливые черты искусства предыдущего времени.
С воцарением второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый этап в развитии древнеегипетской культуры. Фивам по-прежнему стали уделять основное внимание, украшая столичный город монументальными постройками. На западном берегу Нила — напротив города — Рамсес II, следуя традиции предшествующих фараонов, возвел величественный заупокойный храм Рамессеум. В центральном святилище Амона-Ра — в Карнаке и Луксоре — были проведены масштабные работы, в результате которых храмы приобрели множество гигантских статуй фараона и новые грандиозные дополнения. В целом в течение всего своего правления Рамсес II возвел большое количество храмов и часовен в самом Египте и подвластной ему Нубии.
Характерный акцент на самопрославлении и монументализме, в той или иной степени присущих постройкам Рамсеса II, хорошо представлен скальными нубийскими храмами в Абу-Симбеле. Фасад большого храма в Абу-Симбеле формируют четыре исполинских сидящих колосса Рамсеса II, утверждающих идею беспредельной мощи и богоравности фараона. На стенах этого храма (тот же текст был высечен в Карнаке, Луксоре и Рамессеуме) высечена знаменитая «Поэма Пентаура», воспевающая подвиги и отвагу фараона в битве с хеттами у Кадеша. Наследники Рамсеса II, в первую очередь Мернептах и Рамсес III, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти, однако во время XX династии египетское государство и культура постепенно вступили в полосу глубокого внутреннего кризиса. Картина ослабевшего и утратившего былое политическое влияние Египта нашла отражение в художественном произведении 10 в. до н. э. «Путешествие Унамона в Библ». Повесть ведется от лица посланца фиванского правителя, Унамона, отправившегося в Ливан за кедром для священной барки Амона. На чужбине Унамон с трудом добивается аудиенции правителя Библа и получает все-таки просимые им кедровые бревна, хотя не без оскорбительного замечания, что Египет не может более требовать древесину бесплатно, так как его власть не распространяется на Ливан.
Эллинистический период
Культура Египта, распавшегося на сферы политического влияния жреческой власти в Фивах и фараонов XXI династии на севере — в Танисе, представляет собой весьма пеструю картину, не утратившую, однако, своей целостности. Пережив Саисское возрождение и несколько иноземных династий, страна вступила в принципиально новый этап с включением ее в греко-римский мир. В 332 до н. э. Александр Македонский победоносно вступил в бывшее персидское владение — Египет. Египетское жречество с восторгом встретило освободителя от персидского ига, в соответствии с древней традицией провозгласив Александра сыном Аммона. Во время своего пребывания в Египте царь сам выбрал место для основания (близ Канопского рукава Нила) одного из величайших городов древнего мира — Александрии. Македонское владычество при Александре после его смерти перешло в господство греков при Птолемеях.
Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая Александром, короновавшегося фараоном, была продолжена Птолемеями. В течение всего 3 в. трон переходил по наследству от отца к сыну, причем для египтян в изобразительном искусстве Птолемеи представали в привычных образах фараонов со всеми атрибутами этого положения. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. В Александрии было построено пышное святилище нового божества — Серапейон, соперничавшее, по свидетельству римского историка Аммиана Марцеллина, с Капитолием в Риме.
Однако культ этого бога, распространившийся впоследствии на весь греко-римский мир, оказался ближе самим грекам и эллинизированному населению, чем коренным египтянам. Из египетских богов наибольшей любовью обладала богиня Исида, чей культ распространился еще шире, чем культ Сераписа. Небольшой храмик и коллегия жрецов Исиды в эпоху Веспасиана (втор. пол. 1 в н. э.) имелся и в таком провинциальном италийском городе, как Помпеи. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с библиотекой. Космополитичный дух нового города, населенного греками, египтянами, сирийцами, евреями и позже римлянами, способствовал расцвету и взаимопроникновению культур.
При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Греческий путешественник Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) в своем сочинении «География» описал Александрию с ее хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами, храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из семи чудес света античного мира — Фаросским маяком.
Однако глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Тем не менее, в Египте при Птолемеях и римлянах никогда не было большого количества эллинистических городов. В городах Птолемаиде, Навкратисе, Арсиное в Файюмском оазисе проживали большей частью греки и эллинизированные египтяне. О городе Птолемаиде, самом большом из городов Фиваиды, Страбон говорит, что он «имеет государственное устройство по греческому образцу». Сохраняли свое значение и некоторые старые города — Мемфис, Оксиринх, Гермонт, Фивы (Диасполис Магна), Эдфу.
В трехъязычной надписи на Розеттском камне содержатся восхваления жрецами Птолемея V Эпифана (205-180 до н. э.) за благодеяния и льготы, оказанные царем храмам. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства. Имена греческих владык записывались иероглификой и заключались в царские картуши, на стены святилищ помещались их изображения в облике и со знаками власти египетских фараонов, подносящих жертвы египетским божествам. От эпохи Птолемеев сохранились хорошо сохранившиеся храмы в Хора в Эдфу, Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филе, Себека и Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо. Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил новый своеобразный тип греко-египетского искусства.
Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 н. э. положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом. Октавиан предпринял меры для улучшения экономического положения в Египте, что создало условия для культурного подъема в стране. Римские императоры, как и их предшественники Птолемеи, толерантно относились к культам египетских богов и, следуя уже сложившейся идеологии, изображались в облике фараонов. Они достраивали и расширяли уже существующие и возводили новые храмы. На острове Филе к храму Исиды был добавлен изящный «Киоск Траяна».
К сожалению, о городах римского времени известно немного, учитывая то, что римляне их в Египте почти не строили. Александрия украшалась новыми пышными постройками, восстанавливались прежние. Город приобрел ряд типично римских сооружений: арки, акведуки, колоннады вдоль уличных магистралей, амфитеатр, цирк, термы. Также в Египте появились воздвигаемые по всей империи храмы в честь гения императора — такова была идеология, укреплявшая разноплеменное население римской империи. Романизация коснулась и других египетских городов, хотя не изжила древней традиционной культуры, которой следовали простые египтяне. Выдающимся примером синтеза египетского и римского искусства можно рассматривать катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, в которых запечатлены сложные образы греко-египетских божеств. Переосмысление римлянами египетского обычая помещать на лицо умершего погребальную маску привело к возникновению нового явления в искусстве — «файюмским портретам». Синтетический сплав греко-римской и египетской культур привел к новым формам в искусстве и религии, но Египет так и не был романизирован и нивелирован настолько, насколько были романизированы и латинизированы западные провинции римской империи.