Два вечных памятника
СОДЕРЖАНИЕ: А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе».(А. Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе...”)
Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.
Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.
О доблестях, о подвигах, о славе - первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. Лицо в простой оправе - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.
В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь прошло лицо в простой оправе, так много значащее для лирического героя.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле
- рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Любовь для лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
- так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни
без божества, без вдохновенья.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.
Синий плащ рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: Ты, милая, ты, нежная... Его любимая затерялась в неведомом мире, среди сырой ночи, такая же одинокая в промозглом (эпитет сырая ночь выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. Я крепко сплю - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах - синий плащ, сырая ночь, звуки и краски сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: я - одинокий, страдающий лирический герой, и она - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и очи синие, бездонные всё так же манят своей недосягаемостью.
Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь - это однажды...
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола
- так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола - всё миновалось. А впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: Уж не мечтать о нежности, о славе. Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.
Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь
- это у Пушкина. Лирический герой Блока крепко спит, и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе...” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...” - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…