Современная социология состояние,проблемы,перспективы развития
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университетФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
СОЦИОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
Выполнила: _______________________________ Н.В. Красножен
гр. 720681
Научный руководитель: ______________________ Е.Г.Гурова
Тула 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Возникновение социологии как науки……………………………………5
2. Состояние современной социологии………………………………….…..8
3. Проблемы современной социологии…………………………………….11
3.1Социальная сфера: хаос, распад и поляризация…………………11
3.2Общественный порядок: тотальная криминализация, разгул преступности, безнаказанность……………………………………………..13
3.3 Государство: безответственность, слабость………………….....14
3.4 Нравственность и духовность: моральная деградация…………15
3.5 Демография: прогрессирующая депопуляция…………………..16
4. Перспективы развития социологии…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20
Библиографический список…………………………………………………22
Введение.
Социология — наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей.
Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. “Краткий словарь по социологии” дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге “Введение в социологию” отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно.
Объект социологии есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.
Предмет социологии обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.
С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.
Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Работая над данной курсовой, я поставила перед собой следующие цели: исследовать состояние социологии в современном мире, а также дать прогноз о дальнейшем развитии науки.
В соответствии с ними можно выделить следующие задачи:
1. Изучить возникновение и развитие социологии
2. Рассмотреть состояние современной социологии
3. Выявить проблемы социологии в современном мире
4. Рассмотреть перспективы развития социологии
1. Возникновение социологии как науки.
В истории социологии выделяются 2 этапа:
- донаучный;
- научный
Донаучный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины XIX в. , но учения того времени не имели научной основы, поэтому были лишь истоками социологии, а не самой наукой.
Возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир.
Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.
Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.
Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.
Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих сквозной для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же клеточкой общества Зиммель считал взаимодействие.
Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были:
а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;
б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния;
в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.
Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению понимающей социологии, исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.
Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм
(Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).
Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию.
2. Состояние современной социологии.
Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 - 80-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения классического анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.
Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса.
Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания.
Парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.
Рассмотрим некоторые социологические парадигмы.
Теории конфликта . Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.
Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена , развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно- функционального анализа взаимодействия.
Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.
Основоположник символистического интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.
Еще одна из парадигм современной западной социологии – этнометодология определенным образом связанная с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин, примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
Таким образом, лицо современной социологии по большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.
3. Проблемы современной социологии.
Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации. Рассмотрим их более подробно на примере России.
3.1 Социальная сфера: хаос, распад и поляризация.
Наркомания. Россия является крупнейшим рынком героина в Европе. Общее число лиц, употребляющих наркотики, составляет от 3 до 4 млн, треть из которых — лица, злоупотребляющие героином. В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, расчитанное по методике ООН, — более 2,5 млн. По результатам специальных эпидемиологических исследований общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может втрое превышать количество состоящих на официальном учете. Кроме того, в России показатель ВИЧ-инфицирования, связанного с употреблением инъекционных наркотиков, является одним из самых высоких в мире, и до 2001 он быстро повышался. Однако в 2002 году число новых случаев ВИЧ-инфицирования, связанных с наркотическими инъекциями, резко сократилось как в Российской Федерации, так и в ряде других стран бывшего СССР. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимым.
Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России проблема этого заболевания серьезно обострилась. Количество россиян, умерших от болезней, вызванных алкоголизмом, за последние годы выросло в несколько раз.
По общепринятой международной статистике в пьющих странах (а мы относимся к сильно пьющим странам) одна треть всех смертей связана с острым и хроническим отравлением алкоголем. Из-за этой проблемы мы теряем ежегодно (по данным специалистов) не менее 700 тысяч человек в год. Хорошо известно, что алкоголь оказывает разрушительное действие на здоровье человека. Снижается трудоспособность, возникают заболевания, в первую очередь печени, сердца, нервной системы.
«Нетипичные» болезни . Растет число таких нетипичных для благополучного общества заболеваний, как туберкулез, сифилис, СПИД/ВИЧ, гепатит С. Ниже приведены статистические данные об официально зарегистрированных случаях ВИЧ-инфекции в России.
Таблица 1. Официально зарегистрированные случаи ВИЧ-инфекции в России
Год | Выявленные случаи заражений | Суммарное количество ВИЧ-инфицированных |
2000 | 59261 | 89908 |
2001 | 87671 | 177579 |
2002 | 49923 | 227502 |
2003 | 36396 | 263898 |
2004 | 32147 | 296045 |
2005 | 35554 | 331599 |
2006 | 39589 | 374411 |
2007 | 42770 | 416113 |
2008 | 33732 (01.10.2008) | 448000 (01.11.2008) |
(Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki )
Психические болезни. По данным директора Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского академика Т.Дмитриевой, за последнее годы число психических заболеваний в России выросло в 11,5 раза. Среди подростков число психических заболеваний выросло в 2,5 раза. За минувшие 10 лет на 47% вырос уровень заболеваемости психозами и слабоумием, на 25% - шизофренией, на 38% - умственной отсталостью. Общее число официально зарегистрированных психически больных составляет 4 млн. человек без учета страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Бездомность . Численность так называемых бомжей, т.е. лиц без определенного места жительства и без постоянных занятий, достигает в современной России уровня нескольких миллионов человек. Эти наши сограждане обречены на существование вне всяких рамок цивилизации.
Беспризорность . По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка[ Беспризорные дети вовлекаются в преступный мир, занятия проституцией, становятся жертвами подпольной порнографической индустрии, страдают от наркомании и алкоголизма. Детская беспризорность - одно из самых ужасных проявлений той социальной катастрофы, которую переживает современная Россия.
Проституция. Согласно оценкам российской прессы, в России конца 90-х годов насчитывалось до 3 млн. проституток, а приблизительно 500 тыс. женщин из стран СНГ, главным образом из России, ежегодно выезжают за рубеж для занятий проституцией.
3.2 Общественный порядок: тотальная криминализация, разгул преступности и безнаказанность.
Сфера общественного порядка в России характеризуется невиданным ростом преступности, криминальным террором против населения страны, проникновением организованной преступности в эшелоны власти и, в том числе, в органы правопорядка. Жертвы криминального террора ежегодно исчисляются многими десятками тысяч. Именно криминал является главным врагом российского общества и от победы над ним зависит судьба и будущее России.
Каждый четвертый мужчина в России имеет судимость. На 100 тыс. человек населения приходится одна тысяча заключенных - это самый высокий показатель в мире. Россия занимает первое место в мире по количеству умышленных убийств: их в 2,5 раза больше, чем в США. Нельзя недооценивать угрозы международного терроризма, это серьезный и опасный противник, но нельзя не видеть, что внутренний террор, террор криминала, неизмеримо страшнее преступлений международных террористов.
Рисунок 1. Число зарегистрированных преступлений в 1987-2007 гг. (Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki)
3.3 Государство: безответственность, слабость.
Во всех развитых странах роль государства огромна: оно распоряжается значительной собственностью, властно регулирует экономические процессы, перераспределяет богатство в соответствии со стратегическими интересами общества, организует социальную сферу, обеспечивает развитие науки и культуры, заботится о морали своих граждан. Без активного и мощного государства с рациональной и эффективной бюрократией современное цивилизованное и динамично развивающееся общество не мыслимо.
Потребность в сильном государстве во многом детерминируется и спецификой российского общества. Огромная территория, самые протяженные в мире и зачастую неспокойные границы, географические условия северной страны с неблагоприятным климатом предопределяют необходимость государства, активно влияющего на все социальные процессы. Было бы ошибкой абсолютизировать противопоставление активного, инициативного гражданского общества и сильного, дееспособного государства.
Серьезной общественной проблемой стала тотальная коррупция государственного аппарата. Ежегодный рынок взяток достигает, как утверждают авторитетные исследователи, десятков миллиардов долларов. Это явление свидетельствует о своего рода «ржавлении» государственного аппарата и заключает в себе самую серьезную угрозу обществу. Вместо доверительного и деятельного взаимодействия населения и правительства в обществе царят пиар и политические технологии. Во властных эшелонах зачастую к населению относятся как к объекту манипуляции и осознанного обмана. С мнением народа по самым важным вопросам общественной жизни не считаются, демонстративно игнорируют его при принятии важных политических решений.
Наконец, российское государство не имеет продуманной концепции развития страны, у российской политической элиты отсутствует стратегический подход к решению внутренних и международных проблем.
3.4 Нравственность и духовность: моральная деградация.
В России полностью разрушены духовные основы нации, традиционные представления о добре и зле, способность различать дозволенное и недозволенное, происходит колоссальная нравственно-психологическая деградация населения. Падение нравов происходит на фоне отсутствия правопорядка и торжества беззакония. В массовое сознание насильственно внедряются ценности, чуждые нашей культуре, ориентация на личную выгоду, наживу. Произошел слом трудовой этики, связывающей положительное самочувствие индивидуума с его профессиональными успехами в созидательных, общественно-полезных видах трудовой деятельности. Вклад в пропаганду и романтизацию криминального и асоциального образа жизни вносят СМИ, шоу-бизнес, кино и телевидение. Результат вполне предсказуем: согласно многочисленным социологическим исследованиям, подростков и юношество привлекает криминальная и асоциальная деятельность, например, деятельность бандитов, рэкитиров, мошенников, проституток.
3.5 Демография: прогрессирующая депопуляция.
Демографическую ситуацию в современной России невозможно оценить иначе, как катастрофу. С 1992 г. в России началась депопуляция. Демографическая катастрофа нанесла наиболее тяжелый удар по русскому народу. В последние 12 лет в результате естественной убыли ежегодно теряется до 800 тыс. чел. Естественное воспроизводство населения в современной России характеризуется низкой рождаемостью и сверхвысокой смертностью.
Рисунок 2. Естественное движение населения (тыс. чел.)
(Источник: www.gks.ru)
Ожидаемая продолжительность жизни в 1992 г. составляла 67,8 года, 1995 - 64,5, 2001 - 65,2, а с 2003 года начинает расти и составляет 65,3 года, а в 2007 – 67,5 лет. Причем, разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин составляла в 2007 г. 12,5 лет в пользу женщин. Согласно Федеральной службе государственной статистике в России в 2007 г. умерло в 1,3 раза больше, чем родилось. Сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, привела к тому, что в России средняя продолжительность жизни мужчин упала до 59 лет. Это один из самых низких в мире показателей. Специалисты считают, что причинами низкой рождаемости и сверхсмертности являются катастрофическое падение уровня жизни, ухудшение качества питания, рост заболеваний, недоступность многих медицинских услуг для значительной части населения, стрессы, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в обществе, неопределенность и непредсказуемость социальных процессов.
Естественная убыль населения вплоть до последнего времени во многом уравновешивалась иммиграцией русского и других коренных народов России, которая во многом смягчала последствия демографической катастрофы. Всего за последнее десятилетие в страну въехало несколько миллионов человек. Несмотря на значительную иммиграцию численность населения страны в 2008 г. составила только 142 млн. человек, уменьшившись с 1989 г. на 5 млн. человек.
4. Перспективы развития социологии.
Дальнейшее развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства.
В период становления социологии, который еще не завершен, первостепенное значение приобретают проблемы социологической парадигмы, а также связанный с ней вопрос о предмете социологии. В связи с этим еще какое-то время может сохраниться и даже усилиться тенденция отождествления социологии с обществоведением, а также с социальной философией – в связи с приходом в социологию обществоведов, занимавшихся ранее историческим материализмом и научным коммунизмом, часть которых не заинтересована в узкопрофессиональной предметной специализации социологии. Ближайшие годы будут проходить под знаком конкуренции двух групп ученых, каждая из которых будет отстаивать свои интересы. Одни будут стремиться к тому, чтобы определить, ограничить предмет социологии, отличающий ее от других общественных наук, изучающих общество; другие – к тому, чтобы поставить на место предмета социологии общество как таковое, не ставя и не решая проблему предмета и объекта науки.
В ближайшем будущем социология определит свой предмет, несводимый к предметам других наук, займется, наконец, своим собственным делом, не подменяя другие науки.
В перспективе можно ожидать возникновения и формирования нескольких конкурирующих альтернативных общих теорий, которые будут строиться на базе:
1) достижений современной мировой социологии;
2) достижений современной отечественной методологии и логики науки;
3) множества фундаментальных теоретических социологических исследований;
4) множества специально организованных эмпирических социологических исследований с теоретико-методологической ориентацией и, наконец,
5) активном использовании современных надежных статистических данных.
Что касается методов и методики социологических исследований, то следует ожидать роста усилий, связанных с поиском получения надежных данных, особенно трендовых, а также создания сетей интервьюеров, позволяющих проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Получат распространение качественные методы анализа, компьютерный контент-анализ, компьютером ассистируемое интервью. В настоящем времени можно ожидать создания сетей телефонного интервью.
Наряду с исследованиями по всероссийским выборкам все большее распространение получат региональные исследования, то есть по выборкам, представленным для регионов. Наряду с анкетными опросами будут чаще применяться так называемые гибкие методы: углубленные интервью, беседы и т.п. Можно ожидать более широкого распространения поисковых исследований (без жестких гипотез), а также специальных методических исследований.
Не менее эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут оказаться некрупномасштабные, оперативные и компактные методические исследования, разумеется, при одинаково высоком уровне их научной организации и проведения.
Заключение.
Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
В качестве основных структур в ней выделяют:
- макроциологию и микросоциологию
- общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
- теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
- отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);
- направления и школы социологии, т.е. союзы социологов единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.
Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.
Библиографический список
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:Прогресс-Универс,1993.
2. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. 2-е изд., доп. — М.: Союз, 1995. — 335 с.
3. Социология: основы общей теории (под ред. Осипова Г.В.). М., 1998.
4. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2000.
5. Добреньков И.В. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды) Журнал «Социология» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library
6. Библиотека социологии Гумер [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/02.php
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gks.ru
8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki