Современная социология состояние,проблемы,перспективы развития

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

СОЦИОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выполнила: _______________________________ Н.В. Красножен

гр. 720681

Научный руководитель: ______________________ Е.Г.Гурова

Тула 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Возникновение социологии как науки……………………………………5

2. Состояние современной социологии………………………………….…..8

3. Проблемы современной социологии…………………………………….11

3.1Социальная сфера: хаос, распад и поляризация…………………11

3.2Общественный порядок: тотальная криминализация, разгул преступности, безнаказанность……………………………………………..13

3.3 Государство: безответственность, слабость………………….....14

3.4 Нравственность и духовность: моральная деградация…………15

3.5 Демография: прогрессирующая депопуляция…………………..16

4. Перспективы развития социологии…………………………………18

Заключение…………………………………………………………………..20

Библиографический список…………………………………………………22

Введение.

Социология — наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей.

Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. “Краткий словарь по социологии” дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге “Введение в социологию” отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно.

Объект социологии есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

Предмет социологии обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.

С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Работая над данной курсовой, я поставила перед собой следующие цели: исследовать состояние социологии в современном мире, а также дать прогноз о дальнейшем развитии науки.

В соответствии с ними можно выделить следующие задачи:

1. Изучить возникновение и развитие социологии

2. Рассмотреть состояние современной социологии

3. Выявить проблемы социологии в современном мире

4. Рассмотреть перспективы развития социологии

1. Возникновение социологии как науки.

В истории социологии выделяются 2 этапа:

- донаучный;

- научный

Донаучный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины XIX в. , но учения того времени не имели научной основы, поэтому были лишь истоками социологии, а не самой наукой.

Возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир.

Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.

Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих сквозной для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же клеточкой общества Зиммель считал взаимодействие.

Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были:

а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;

б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния;

в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению понимающей социологии, исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.

Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм

(Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию.

2. Состояние современной социологии.

Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 - 80-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения классического анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.

Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса.

Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания.

Парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Рассмотрим некоторые социологические парадигмы.

Теории конфликта . Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена , развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно- функционального анализа взаимодействия.

Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.

Основоположник символистического интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Еще одна из парадигм современной западной социологии – этнометодология определенным образом связанная с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин, примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Таким образом, лицо современной социологии по большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

3. Проблемы современной социологии.

Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации. Рассмотрим их более подробно на примере России.

3.1 Социальная сфера: хаос, распад и поляризация.

Наркомания. Россия является крупнейшим рынком героина в Европе. Общее число лиц, употребляющих наркотики, составляет от 3 до 4 млн, треть из которых — лица, злоупотребляющие героином. В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, расчитанное по методике ООН, — более 2,5 млн. По результатам специальных эпидемиологических исследований общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может втрое превышать количество состоящих на официальном учете. Кроме того, в России показатель ВИЧ-инфицирования, связанного с употреблением инъекционных наркотиков, является одним из самых высоких в мире, и до 2001 он быстро повышался. Однако в 2002 году число новых случаев ВИЧ-инфицирования, связанных с наркотическими инъекциями, резко сократилось как в Российской Федерации, так и в ряде других стран бывшего СССР. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимым.

Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России проблема этого заболевания серьезно обострилась. Количество россиян, умерших от болезней, вызванных алкоголизмом, за последние годы выросло в несколько раз.

По общепринятой международной статистике в пьющих странах (а мы относимся к сильно пьющим странам) одна треть всех смертей связана с острым и хроническим отравлением алкоголем. Из-за этой проблемы мы теряем ежегодно (по данным специалистов) не менее 700 тысяч человек в год. Хорошо известно, что алкоголь оказывает разрушительное действие на здоровье человека. Снижается трудоспособность, возникают заболевания, в первую очередь печени, сердца, нервной системы.

«Нетипичные» болезни . Растет число таких нетипичных для благополучного общества заболеваний, как туберкулез, сифилис, СПИД/ВИЧ, гепатит С. Ниже приведены статистические данные об официально зарегистрированных случаях ВИЧ-инфекции в России.

Таблица 1. Официально зарегистрированные случаи ВИЧ-инфекции в России

Год Выявленные случаи заражений Суммарное количество ВИЧ-инфицированных
2000 59261 89908
2001 87671 177579
2002 49923 227502
2003 36396 263898
2004 32147 296045
2005 35554 331599
2006 39589 374411
2007 42770 416113
2008 33732 (01.10.2008) 448000 (01.11.2008)

(Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki )

Психические болезни. По данным директора Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского академика Т.Дмитриевой, за последнее годы число психических заболеваний в России выросло в 11,5 раза. Среди подростков число психических заболеваний выросло в 2,5 раза. За минувшие 10 лет на 47% вырос уровень заболеваемости психозами и слабоумием, на 25% - шизофренией, на 38% - умственной отсталостью. Общее число официально зарегистрированных психически больных составляет 4 млн. человек без учета страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Бездомность . Численность так называемых бомжей, т.е. лиц без определенного места жительства и без постоянных занятий, достигает в современной России уровня нескольких миллионов человек. Эти наши сограждане обречены на существование вне всяких рамок цивилизации.

Беспризорность . По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка[ Беспризорные дети вовлекаются в преступный мир, занятия проституцией, становятся жертвами подпольной порнографической индустрии, страдают от наркомании и алкоголизма. Детская беспризорность - одно из самых ужасных проявлений той социальной катастрофы, которую переживает современная Россия.

Проституция. Согласно оценкам российской прессы, в России конца 90-х годов насчитывалось до 3 млн. проституток, а приблизительно 500 тыс. женщин из стран СНГ, главным образом из России, ежегодно выезжают за рубеж для занятий проституцией.

3.2 Общественный порядок: тотальная криминализация, разгул преступности и безнаказанность.

Сфера общественного порядка в России характеризуется невиданным ростом преступности, криминальным террором против населения страны, проникновением организованной преступности в эшелоны власти и, в том числе, в органы правопорядка. Жертвы криминального террора ежегодно исчисляются многими десятками тысяч. Именно криминал является главным врагом российского общества и от победы над ним зависит судьба и будущее России.

Каждый четвертый мужчина в России имеет судимость. На 100 тыс. человек населения приходится одна тысяча заключенных - это самый высокий показатель в мире. Россия занимает первое место в мире по количеству умышленных убийств: их в 2,5 раза больше, чем в США. Нельзя недооценивать угрозы международного терроризма, это серьезный и опасный противник, но нельзя не видеть, что внутренний террор, террор криминала, неизмеримо страшнее преступлений международных террористов.

Рисунок 1. Число зарегистрированных преступлений в 1987-2007 гг. (Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki)

3.3 Государство: безответственность, слабость.

Во всех развитых странах роль государства огромна: оно распоряжается значительной собственностью, властно регулирует экономические процессы, перераспределяет богатство в соответствии со стратегическими интересами общества, организует социальную сферу, обеспечивает развитие науки и культуры, заботится о морали своих граждан. Без активного и мощного государства с рациональной и эффективной бюрократией современное цивилизованное и динамично развивающееся общество не мыслимо.

Потребность в сильном государстве во многом детерминируется и спецификой российского общества. Огромная территория, самые протяженные в мире и зачастую неспокойные границы, географические условия северной страны с неблагоприятным климатом предопределяют необходимость государства, активно влияющего на все социальные процессы. Было бы ошибкой абсолютизировать противопоставление активного, инициативного гражданского общества и сильного, дееспособного государства.

Серьезной общественной проблемой стала тотальная коррупция государственного аппарата. Ежегодный рынок взяток достигает, как утверждают авторитетные исследователи, десятков миллиардов долларов. Это явление свидетельствует о своего рода «ржавлении» государственного аппарата и заключает в себе самую серьезную угрозу обществу. Вместо доверительного и деятельного взаимодействия населения и правительства в обществе царят пиар и политические технологии. Во властных эшелонах зачастую к населению относятся как к объекту манипуляции и осознанного обмана. С мнением народа по самым важным вопросам общественной жизни не считаются, демонстративно игнорируют его при принятии важных политических решений.

Наконец, российское государство не имеет продуманной концепции развития страны, у российской политической элиты отсутствует стратегический подход к решению внутренних и международных проблем.

3.4 Нравственность и духовность: моральная деградация.

В России полностью разрушены духовные основы нации, традиционные представления о добре и зле, способность различать дозволенное и недозволенное, происходит колоссальная нравственно-психологическая деградация населения. Падение нравов происходит на фоне отсутствия правопорядка и торжества беззакония. В массовое сознание насильственно внедряются ценности, чуждые нашей культуре, ориентация на личную выгоду, наживу. Произошел слом трудовой этики, связывающей положительное самочувствие индивидуума с его профессиональными успехами в созидательных, общественно-полезных видах трудовой деятельности. Вклад в пропаганду и романтизацию криминального и асоциального образа жизни вносят СМИ, шоу-бизнес, кино и телевидение. Результат вполне предсказуем: согласно многочисленным социологическим исследованиям, подростков и юношество привлекает криминальная и асоциальная деятельность, например, деятельность бандитов, рэкитиров, мошенников, проституток.

3.5 Демография: прогрессирующая депопуляция.

Демографическую ситуацию в современной России невозможно оценить иначе, как катастрофу. С 1992 г. в России началась депопуляция. Демографическая катастрофа нанесла наиболее тяжелый удар по русскому народу. В последние 12 лет в результате естественной убыли ежегодно теряется до 800 тыс. чел. Естественное воспроизводство населения в современной России характеризуется низкой рождаемостью и сверхвысокой смертностью.

Рисунок 2. Естественное движение населения (тыс. чел.)

(Источник: www.gks.ru)

Ожидаемая продолжительность жизни в 1992 г. составляла 67,8 года, 1995 - 64,5, 2001 - 65,2, а с 2003 года начинает расти и составляет 65,3 года, а в 2007 – 67,5 лет. Причем, разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин составляла в 2007 г. 12,5 лет в пользу женщин. Согласно Федеральной службе государственной статистике в России в 2007 г. умерло в 1,3 раза больше, чем родилось. Сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, привела к тому, что в России средняя продолжительность жизни мужчин упала до 59 лет. Это один из самых низких в мире показателей. Специалисты считают, что причинами низкой рождаемости и сверхсмертности являются катастрофическое падение уровня жизни, ухудшение качества питания, рост заболеваний, недоступность многих медицинских услуг для значительной части населения, стрессы, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в обществе, неопределенность и непредсказуемость социальных процессов.

Естественная убыль населения вплоть до последнего времени во многом уравновешивалась иммиграцией русского и других коренных народов России, которая во многом смягчала последствия демографической катастрофы. Всего за последнее десятилетие в страну въехало несколько миллионов человек. Несмотря на значительную иммиграцию численность населения страны в 2008 г. составила только 142 млн. человек, уменьшившись с 1989 г. на 5 млн. человек.

4. Перспективы развития социологии.

Дальнейшее развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства.

В период становления социологии, который еще не завершен, первостепенное значение приобретают проблемы социологической парадигмы, а также связанный с ней вопрос о предмете социологии. В связи с этим еще какое-то время может сохраниться и даже усилиться тенденция отождествления социологии с обществоведением, а также с социальной философией – в связи с приходом в социологию обществоведов, занимавшихся ранее историческим материализмом и научным коммунизмом, часть которых не заинтересована в узкопрофессиональной предметной специализации социологии. Ближайшие годы будут проходить под знаком конкуренции двух групп ученых, каждая из которых будет отстаивать свои интересы. Одни будут стремиться к тому, чтобы определить, ограничить предмет социологии, отличающий ее от других общественных наук, изучающих общество; другие – к тому, чтобы поставить на место предмета социологии общество как таковое, не ставя и не решая проблему предмета и объекта науки.

В ближайшем будущем социология определит свой предмет, несводимый к предметам других наук, займется, наконец, своим собственным делом, не подменяя другие науки.

В перспективе можно ожидать возникновения и формирования нескольких конкурирующих альтернативных общих теорий, которые будут строиться на базе:

1) достижений современной мировой социологии;

2) достижений современной отечественной методологии и логики науки;

3) множества фундаментальных теоретических социологических исследований;

4) множества специально организованных эмпирических социологических исследований с теоретико-методологической ориентацией и, наконец,

5) активном использовании современных надежных статистических данных.

Что касается методов и методики социологических исследований, то следует ожидать роста усилий, связанных с поиском получения надежных данных, особенно трендовых, а также создания сетей интервьюеров, позволяющих проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Получат распространение качественные методы анализа, компьютерный контент-анализ, компьютером ассистируемое интервью. В настоящем времени можно ожидать создания сетей телефонного интервью.

Наряду с исследованиями по всероссийским выборкам все большее распространение получат региональные исследования, то есть по выборкам, представленным для регионов. Наряду с анкетными опросами будут чаще применяться так называемые гибкие методы: углубленные интервью, беседы и т.п. Можно ожидать более широкого распространения поисковых исследований (без жестких гипотез), а также специальных методических исследований.

Не менее эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут оказаться некрупномасштабные, оперативные и компактные методические исследования, разумеется, при одинаково высоком уровне их научной организации и проведения.

Заключение.

Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

В качестве основных структур в ней выделяют:

- макроциологию и микросоциологию

- общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

- теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

- отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);

- направления и школы социологии, т.е. союзы социологов единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Библиографический список

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:Прогресс-Универс,1993.

2. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, про­тиворечия развития. 2-е изд., доп. — М.: Союз, 1995. — 335 с.

3. Социология: основы общей теории (под ред. Осипова Г.В.). М., 1998.

4. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2000.

5. Добреньков И.В. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды) Журнал «Социология» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library

6. Библиотека социологии Гумер [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/02.php

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gks.ru

8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Скачать архив с текстом документа