Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) как один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов. Порядок введения, виды деятельности, которые могут облагаться ЕНВД. Порядок исчисления и уплаты ЕНВД.Курсовая работа
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Волгоград 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ЕНВД - специальный налоговый режим
1.1 Порядок введения ЕНВД
1.2 ЕНВД - обязательный налоговый режим
1.3 ЕНВД и иные системы налогообложения
1.4 Какие налоги заменяет ЕНВД
1.5 Порядок учета хозяйственных операций при ЕНВД
ГЛАВА 2.. Налогоплательщики ЕНВД
2.1 Кто является налогоплательщиком
2.2 Виды деятельности, которые могут облагаться ЕНВД
2.3 Кто не вправе применять ЕНВД
ГЛАВА 3. Объект налогообложения и налоговая база
3.1 Объект налогообложения по ЕНВД
3.2 Налоговая база по ЕНВД
3.3 Базовая доходность
3.4 Физический показатель
3.5 Корректирующие коэффициенты К1 И К2
3.6 Коэффициент К1
3.7 Коэффициент К2
ГЛАВА 4. Налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления и уплаты ЕНВД
4.1 Налоговый период
4.2 Налоговая ставка
4.3 Порядок исчисления ЕНВД
4.4 Налоговые вычеты
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства. В связи с этим последние изменения в налоговой политике Российского государства, а также вступление в силу новых глав Налогового Кодекса Российской Федерации заслуживают особого внимания как экономистов, занимающихся данной проблемой с научной точки зрения, так и обыкновенных людей.
Взимание налогов и сам механизм налогообложения строятся на определенном фундаменте правовых отношений. Эти отношения весьма специфичны, так как стороны не закрепляют их в форме какого-либо договора, контракта, соглашения. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный и безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика. При этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается субъектам хозяйствования и населению в виде субсидий, дотаций, государственных вложений в различные отрасли экономики либо путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования, культуры, науки, выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных организаций, различных форм социальной помощи и т.д.
Таким образом, налоги - один из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от административно-командной экономики к рыночным отношениям. В такой период ограничиваются возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы, поэтому налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки, представляющей собой отношение налогов и сборов к произведенному продукту, и тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства.
Таким образом, целью данной работы является определение роли налогов как источника формирования финансовых ресурсов государства.
ГЛАВА 1. ЕНВД - СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ).
Он предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.
1.1 ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЕНВД
Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ. Эта глава определила все элементы налогообложения ЕНВД:
-налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ);
-объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ);
-налоговая база (ст. 346.29 НК РФ);
-налоговый период (ст. 346.30 НК РФ);
-налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ);
-порядок и сроки уплаты налога (ст. 346.32 НК РФ).
При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:
-представительные органы муниципальных районов;
-представительные органы городских округов;
- законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа (а также в Москве и Санкт-Петербурге) систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.
Таким образом, может получиться, что на территории N-ской области система налогообложения в виде ЕНВД введена только в нескольких муниципальных районах (городских округах), в остальных же она не применяется.
1.2 ЕНВД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер. Иными словами, налогоплательщик вправе выбрать, по какой системе будет платить налоги (общей, упрощенной или в виде ЕНВД), если одновременно выполняются следующие условия:
на территории осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;
в местном нормативно-правовом акте о ЕНВД упомянут вид деятельности.
Если эти условия соблюдаются, то налогоплательщик обязан перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД.
С 1 января 2008 г. в ст. 346.26 НК РФ введены новые п. п. 8 и 9. Согласно п. 8 ст. 346.26 НК РФ при переходе с общего режима налогообложения на ЕНВД вправе принять к вычету НДС, уплаченный с сумм оплаты (в том числе частичной), полученным до перехода на ЕНВД по поставкам, которые будут осуществлены после перехода на спецрежим.
Сделать это можно только при условии, что вернув покупателю уплаченный им НДС и есть документы, которые подтверждают этот факт.
Следует добавить, что в п. 5 ст. 346.25 НК РФ закреплено аналогичное правило для плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения. Там предусмотрено, что при переходе на упрощёнку для получения права на вычет по НДС нужно подтвердить документами возврат НДС покупателю.
Принять НДС к вычету нужно в том квартале, который предшествует месяцу перехода на ЕНВД (п. 8 ст. 346.26 НК РФ).
При возвращении на общий режим налогообложения с ЕНВД вправе принять к вычету НДС, предъявленный по товарам, которые не были использованы во вмененной деятельности. Делается это в общем порядке (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).
1.3 ЕНВД И ИНЫЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (например, УСН и ЕСХН) (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Например, организация Олимпия занимается розничной и оптовой торговлей. На территории ее деятельности введен ЕНВД в том числе в отношении розничной торговли. В такой ситуации организация Олимпия обязана применять ЕНВД по розничной торговле, а в отношении оптовой торговли вправе применять либо общую систему налогообложения, либо упрощенную систему налогообложения. В тех случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с иными режимами налогообложения (общим или УСН), он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что раздельный учет обязателен и в случае одновременного осуществления нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД (п. 6 ст. 346.26 НК РФ).
1.4 КАКИЕ НАЛОГИ ЗАМЕНЯЕТ ЕНВД
Если применяется система налогообложения в виде ЕНВД, то не надо платить следующие налоги (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Таблица 1
Для организаций | Для индивидуальных предпринимателей |
Налог на прибыль в отношении прибыли от деятельности, облагаемой ЕНВД | НДФЛ в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД |
НДС (В некоторых случаях плательщики ЕНВД все же должны заплатить в бюджет НДС с операций по реализации товаров (работ, услуг) в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением ввозного НДС, уплаченного на таможне) | |
Налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД |
Налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД |
ЕСН – в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности облагаемой ЕНВД | ЕСН – в отношении доходов, полученных от деятельности облагаемой ЕНВД и выплат, производимых физическим лицам, в связи с ведением деятельности облагаемой ЕНВД |
Таким образом, если организация осуществляет только деятельность, облагаемую ЕНВД, то налогоплательщики не обязаны исчислять и уплачивать налог на прибыль, налог на имущество, НДС и ЕСН.
Все иные налоги налогоплательщик платит в установленном порядке (абз. 4 п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Так, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:
-земельного налога;
-транспортного налога;
-акцизов;
-государственной пошлины;
-НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.
Например, организация, оказывающая услуги общественного питания и переведенная на ЕНВД по такому виду деятельности, является собственником земельных участков, занятых точками общепита (рестораном и кафе), и нескольких транспортных средств.
Следовательно, помимо уплаты ЕНВД, организация также должна исчислять и уплачивать земельный и транспортный налоги (ст. ст. 357, 388 НК РФ).
Кроме того, уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) Налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, к примеру уплачивать НДФЛ за своих работников (Письмо Минфина России от 28.05.2007 N 03-1 1-04/3/177).
Отметим, что плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых они освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ, Письма Минфина России от 12.11.2007 N 03-02-07/1 -465, от 12.10.2006 N 03-11 -04/3/447).
В частности, согласно разъяснениям московских налоговиков организация, которая состоит на учете в г. Москве, но осуществляет исключительно вмененную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения в другом субъекте Федерации, должна представлять в инспекцию по месту своего нахождения только бухгалтерскую отчетность. Правда, дополнительно нужно письменно уведомлять налоговый орган о том, что в соответствующем периоде организация не вела иной деятельности, кроме вмененной (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.08.2007 N 20-12/081757).
1.5 ПОРЯДОК УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ЕНВД
Организации, уплачивающие ЕНВД, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ О бухгалтерском учете (далее - Закон о бухучете) никаких исключений в этом смысле для плательщиков ЕНВД не делает. Финансовое ведомство также разъясняет, что плательщики ЕНВД должны вести бухучет в целом по всем осуществляемым организацией видам деятельности, даже если по каким-то видам деятельности применяется упрощенная система налогообложения, не требующая ведения бухучета (п. 3 ст. 4 Закона о бухучете, Письма Минфина России от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230). Важно при этом помнить, что при отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, организации - плательщики ЕНВД не применяют Положение по бухгалтерскому учету Учет расчетов по налогу на прибыль ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Это связано с тем, что такие организации не платят налог на прибыль в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД.
ГЛАВА 2. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕНВД
2.1 КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- на территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;
- в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель) (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Положениями НК РФ не установлено, что именно подразумевается под предпринимательской деятельностью. И исходя из требований п. 1 ст. 11 НК РФ, за трактовкой данного термина обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ.
Так, согласно абзацу 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
2.2 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОБЛАГАТЬСЯ ЕНВД
Пункт 2 ст. 346.26 НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых представительные органы вправе принять решение о введении ЕНВД.
В их числе розничная торговля, общественное питание, бытовые, ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, распространение и (или) размещение наружной рекламы и др. На территории соответствующих муниципальных районов, городских округов, в Москве и Санкт-Петербурге ЕНВД может применяться как в отношении всех установленных НК РФ видов деятельности, так и для некоторых из них (пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг представительные органы вправе самостоятельно определить перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (абзац 2 пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ).
2.3 КТО НЕ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ ЕНВД
Организации (предприниматели) не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случаях, если (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ):
1. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Например, несколько организаций заключили договор простого товарищества с целью осуществления на территории района предпринимательской деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В отношении указанного вида деятельности на территории соответствующего муниципального района введен ЕНВД. Однако организации платить его не должны, поскольку деятельность осуществляют в рамках договора простого товарищества. В данном случае организации должны уплачивать налоги по общей или упрощенной системе налогообложения.
2. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, осуществляется в рамках договора доверительного управления имуществом (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).
Например, организация Самсон по договору передала в доверительное управление организации Лидер продуктовый магазин. В соответствии с условиями договора организация Лидер организовала в магазине розничную торговлю продуктами питания. Выручка от продаж поступает организации Самсон как учредителю доверительного управления. Организация Лидер получает вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, в виде процента от выручки магазина. В данном случае обе организации не должны уплачивать ЕНВД, поскольку деятельность по розничной торговле осуществляется в рамках договора доверительного управления имуществом. Обе организации уплачивают налоги в соответствии с общей системой налогообложения.
3. Деятельность осуществляется налогоплательщиком, который относится к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ. Стоит отметить, что не имеет значения, где налогоплательщика поставили на учет в качестве крупнейшего: в специализированной межрайонной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам или в обычной инспекции по месту его нахождения. Главное, чтобы у него было соответствующее Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (форма N 9-КНУ, утвержденная Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@). Если же такого Уведомления нет, то до его получения в налоговом органе организация, формально соответствующая критериям крупнейшего налогоплательщика, должна применять ЕНВД на общих основаниях. На это указала ФНС России в Письме от 22.10.2007 N 02-7-11/405@. На том, что статус крупнейшего налогоплательщика должен подтверждаться указанным Уведомлением, настаивает и Минфин России (Письма от 17.12.2007 N 03-11-04/3/496, от 14.11.2007 N 03-11-04/3/434). В случаях, когда плательщик ЕНВД получил данное Уведомление от налоговых органов, перейти на общий режим налогообложения нужно будет с начала следующего квартала (см. Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-04/3/192, от 08.04.2008 N 03-11-04/3/180, от 13.02.2008 N 03-11-02/19). Например, организация Олимпия относится к категории крупнейших налогоплательщиков. Одно из обособленных подразделений организации Олимпия (турбаза) занимается оказанием услуг по временному размещению и проживанию. В муниципальном образовании, где расположено подразделение, такая деятельность переведена на ЕНВД решением местного законодательного собрания. Несмотря на это, с дохода от деятельности турбазы организация Олимпия уплачивает налоги по общей системе налогообложения.
Налогоплательщики ЕСХН реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в рамках облагаемой ЕНВД деятельности по розничной торговле и общественному питанию (пп. 6 - 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Например, индивидуальный предприниматель - налогоплательщик ЕСХН на территории городского округа торгует в розницу с лотка мясом (тушками) выращенных цыплят-бройлеров. На территории городского округа введен ЕНВД, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Несмотря на это, предприниматель не должен уплачивать ЕНВД по данному виду деятельности, поскольку является плательщиком ЕСХН и реализует произведенную им сельскохозяйственную продукцию (абзац 2 п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Право на применение ЕНВД в отношении розничной торговли отсутствует не только у сельхозпроизводителей, реализующих собственную продукцию, но и у любых иных производителей, которые решат осуществлять деятельность по продаже собственной продукции в розницу (абзац 12 ст. 346.27 НК РФ).
ГЛАВА 3. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВАЯ БАЗА
3.1 ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЕНВД
Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
Что же такое вмененный доход?
Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (абзац 2 ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, законодатель вменил налогоплательщику тот доход, который потенциально может быть им получен при осуществлении той или иной деятельности (конечно же, с учетом различных факторов, оказывающих влияние на реальный доход, таких, как место и фактическое время ведения деятельности, сезонность и т.д.).
3.2 НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО ЕНВД
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Рассчитывается она как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Таким образом, налоговую базу вам нужно рассчитать так:
НБ = ((БД х 3) х К1 х К2) х ФП,
где НБ - налоговая база;
БД - базовая доходность;
3 - количество месяцев в налоговом периоде;
К1 - коэффициент-дефлятор;
К2 - корректирующий коэффициент;
ФП - физический показатель.
Далее рассмотрим подробнее приведенные выше показатели.
3.3 БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ
Базовая доходность - это условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Этот доход соответствует единице физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности (абзац 3 ст. 346.27 НК РФ). Как видим, базовая доходность установлена в расчете на месяц. Ее величина для каждого вида деятельности указана в таблице, приведенной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ. В то же время налоговый период по ЕНВД равен кварталу (ст. 346.30 НК РФ). Поэтому при определении налоговой базы вам следует увеличить размер базовой доходности в три раза (исходя из трех месяцев). Например, базовая доходность для оказания ветеринарных услуг определена в размере 7500 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Таким образом, базовая доходность на единицу физического показателя за налоговый период (квартал) составит 22 500 руб. (7500 руб. х 3 мес).
3.4 ФИЗИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Физический показатель характеризует определенный вид предпринимательской деятельности. Для отдельных видов предпринимательской деятельности физические показатели указаны в таблице, приведенной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ.
Единицей физического показателя согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ может быть:
-работник (в том числе индивидуальный предприниматель);
-торговое место;
-посадочное место;
-земельный участок;
-квадратный метр;
-транспортное средство и др.
Так, физическим показателем для бытовых и ветеринарных услуг является количество работников (включая индивидуального предпринимателя), занятых в этих видах деятельности. Физическим показателем для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, является площадь торгового зала в квадратных метрах и т.д. Если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, то учесть это изменение при расчете ЕНВД нужно с начала того месяца, в котором оно произошло (п. 9 ст. 346.29 НК РФ). Например, в организации Урал, оказывающей услуги по ремонту автотранспортных средств, по состоянию на 1 января 2008 г. количество работников, задействованных в данном виде деятельности, составляло 15 человек. В I квартале 2008 г. уволились два сотрудника: один - 20 февраля, другой - 6 марта. Физическим показателем для данного вида деятельности является количество работников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации физический показатель за январь будет составлять 15, за февраль - 14, за март - 13.
3.5 КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ К1 И К2
Базовую доходность, установленную НК РФ, нужно корректировать (уменьшать или увеличивать) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Коэффициенты К1 и К2 позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода. В числе таких факторов - место ведения деятельности (абзац 6 ст. 346.27 НК РФ). Ведь условия предпринимательской деятельности в большом городе и маленьком поселке несопоставимы. В поселке и количество потребителей меньше, и доходы населения ниже. Так, например, у автостоянки, расположенной в крупном городе, доход несравненно больше, чем у автостоянки, расположенной в поселке городского типа.
3.6 КОЭФФИЦИЕНТ К1
К1 - это коэффициент-дефлятор, с его помощью учитывается изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде (абзац 5 ст. 346.27 НК РФ). Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р). Так, на 2008 г. К1 установлен в размере 1,081 (Приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 N 401, Письма Минфина России от 22.04.2008 N 03-11-04/3/212, ФНС России от 21.12.2007 N ШС-6-02/994@). Следовательно, при расчете суммы ЕНВД в 2008 г. базовую доходность необходимо умножать на 1,081.
3.7 КОЭФФИЦИЕНТ К2
К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (абзац 6 ст. 346.27 НК РФ):
-ассортимент товаров (работ, услуг);
-сезонность;
-режим работы;
-величину доходов;
-особенности места ведения предпринимательской деятельности;
-площадь информационного поля электронных табло;
-площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;
-площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения;
- количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы;
- иные особенности.
К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ). При этом перечень особенностей ведения предпринимательской деятельности, которые представительные органы могут учесть при установлении К2, а также их компетенция по его установлению НК РФ не ограничены. Главное, чтобы величина установленного коэффициента не выходила за рамки, предусмотренные п. 7 ст. 346.29 НК РФ. В частности, на местах существует практика установления значений К2 в зависимости от уровня заработной платы работников (см., например, Решения Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 20.11.2007 N 545, Рязанского городского Совета от 27.11.2007 N 904-III и др.). Отметим, что представительные органы могут установить конкретное значение К2 или отдельные его составляющие (так называемые значения К2). Во втором случае налогоплательщикам приходится исчислять окончательный размер К2 самостоятельно, перемножив установленные значения этого коэффициента (абз. 2 п. 6 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ). Подобным образом коэффициент К2 установлен, например, в Решении Думы Ангарского муниципального образования от 25.10.2007 N 364-35рД и др. Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). При этом если местные представительные органы не успели утвердить значение К2 до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение К2, не успел вступить в силу в соответствии с действующим законодательством, то в новом году будет действовать К2, который применялся в предшествующем году. Например, местное законодательное собрание М-ского городского округа в ноябре 2007 г. утвердило на 2008 г. значение К2 для деятельности по хранению автотранспортных средств в размере 0,9. Решение об установлении значения К2 на 2008 г. было опубликовано 5 декабря 2007 г. Однако данное Решение вступить в силу с 2008 г. не может, поскольку оно опубликовано менее чем за один месяц до начала налогового периода. Следовательно, в 2008 г. в М-ском городском округе в отношении деятельности по хранению автотранспортных средств должен применяться К2, который действовал в 2007 г. Кроме того, по общему правилу значение К2 не может изменяться в течение календарного года (например, в мае, июне и т.д.). Однако, как отмечает ФНС России, из этого правила есть исключение, продиктованное положениями п. 4 ст. 5 НК РФ. А именно законодательные акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это. Соответственно, если актом установлено более выгодное для налогоплательщиков значение К2 и предусмотрено его распространение на отношения, возникшие ранее, новый коэффициент действует с даты, указанной в этом акте.
И наоборот, если новое значение коэффициента К2 ухудшает положение налогоплательщиков, оно должно применяться в общем порядке, т.е. с начала следующего календарного года.
ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД, НАЛОГОВАЯ СТАВКА И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕНВД
4.1 НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.
4.2 НАЛОГОВАЯ СТАВКА
Ставка ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).
4.3 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЕНВД
Сумму ЕНВД налогоплательщик обязан исчислить по итогам налогового периода, применив следующую формулу:
ЕНВД = НБ х С,
где НБ - налоговая база; С - ставка налога.
Примечание
Порядок расчета налоговой базы подробно рассмотрен в разд. 3.2 Налоговая база по ЕНВД.
4.4 НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
Исчисленный по итогам налогового периода налог налогоплательщик вправе уменьшить на следующие суммы (п. 2 ст. 346.32 НК РФ):
1) сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД;
2) сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
3) сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
Рассчитать сумму ЕНВД, которую налогоплательщику следует уплатить в бюджет, поможет одна из формул, приведенных в таблице.
Таблица 2
Налогоплательщик | Расчет ЕНВД к уплате в бюджет * |
Организация | 1. ЕНВД(УП) = ЕНВД(НБ) - СВОПС - ПВН, если (СВОПС + ПВН) или = 0,5 ЕНВД(НБ) |
2. ЕНВД(УП) = 0,5 ЕНВД(НБ), если (СВОПС + ПВН) 0,5 ЕНВД(НБ) | |
Индивидуальный предприниматель | 1. ЕНВД(УП) = ЕНВД(НБ) - СВОПС - СВОПС(ИП) - ПВН, если (СВОПС + СВОПС(ИП) + ПВН) или = 0,5 ЕНВД(НБ) |
2. ЕНВД(УП) = 0,5 ЕНВД(НБ), если (СВОПС + СВОПС(ИП) + ПВН) 0,5 ЕНВД(НБ) |
* ЕНВД(УП) - окончательная сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет; ЕНВД(НБ) - ЕНВД, исчисленный с налоговой базы;
СВОПС - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные за работников; ПВН - пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам;
СВОПС(ИП) - страховые взносы в виде фиксированных платежей, уплаченные индивидуальным предпринимателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из главных элементов экономики, так налоги являются источником формирования финансовых ресурсов государства. Налоги выступают главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Роль налогов в государственной бюджетно-финансовой системе значительна. Их сущность заключается в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Для того чтобы налогообложение не было сверх нормы обременительно и не препятствовало эффективному функционированию экономического кругооборота к системе налогообложения современное общество предъявляет следующие требования: соразмерность налогового бремени, обязательность, простота и удобство уплаты налогов, однократность налогообложения, гибкость и эффективность налоговой системы. Последний принцип занимает особое место в налоговой системе, так как призван обеспечить перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики, которое включает в себя социальную направленность. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные условия для развития экономики в целом. Федеральные налоги и налоги субъектов Российской Федерации, регулируют перераспределение общественных доходов между различными категориями населения. Налоги играют роль регулятора тех или иных общественных отношений. Непомерное налоговое бремя для предприятий - юридических лиц - основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.
Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Мы имеем сегодня чрезмерное многообразие подзаконных правовых актов методико-нормативного характера, которые очень часто содержат нечеткие формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений. Нормативные акты в области налогообложения не всегда реализуются в правилах бухгалтерского учета, нередко одни документы противоречат другим, что является следствием внутренних методологических разногласий между ведомствами, в частности, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам. Все это приводит лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.
Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Так, устанавливая налогообложение по тому или иному виду налога, государство старается быть социально ориентированным, предоставляя льготы определенным налогоплательщикам, например малым предприятиям, определенным слоям населения, или отменяя их для регулирования деятельности. К тому же налоги формируют доходную часть бюджета, идущую на содержание государства как единого целого и конкретно отдельные категории, нуждающиеся в защите и поддержке. Социальная функция налогообложения заключается в влиянии совокупности выше указанных функций, которые образуют налоговую систему, на бюджеты экономических субъектов. Пожалуй, одним из наиболее эффективных путей решения экономических проблем семьи является семейный бизнес, фактически малое предприятие, уплачивающие налоги с дохода. |Самым существенным налогом, уплачиваемым любым предприятием, является налог на прибыль организации и предприятий, окончательная сумма которого целиком зависит от конечного финансового результата предприятия. Данный закон предусматривает льготное налогообложение малого бизнеса. Но с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ льготы по налогу на прибыль вообще не предусмотрены. Таким образом, малым предприятиям придется платить налог на прибыль организации, хотя ранее они могли его не уплачивать в начальном периоде своего развития. Полное освобождение от уплаты налога, конечно, невозможно сравнивать ни с какой ставкой, поэтому реформирование данного налога, снижение основной ставки с 35% до 24% и отмена льгот, ни только не приведет к улучшению положения малых предприятий, в плане высвобождения дополнительных оборотных ресурсов, но и, возможно, сократит их численность.
Следует отметить, что малые предприятия, если они организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, т.е. на уплату единого налога на вмененный доход, положительные особенности которого заключаются в достаточно низкой ставке (15%); дифференциацией базовой доходности по разным видам деятельности; наличие коэффициентов, ориентирующих предпринимателей на слабо развитые рынки области, с целью наиболее полного обеспечения товарами и услугами населения; уплату налога авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Гарант
2.Консультант Плюс
3. Куликова Л.И. Налоговый учет. - М: Бухгалтерский учет, 2006. - 330с.
4.Касьянова Г.Ю. Единый налог на вмененный доход: практическое применение с учетом последних изменений. - М.: Информцентр XXI века, 2007. - 200с. 5. Налоговый кодекс РФ: Ч. 1 и 2
6.Налогообложение юридических и физических лиц: практическое пособие/ Л.Г. Баранова, З.Т.Е. Косарева, О.В. Врублевская. СПб. Изд. Дом «Бизнес - Пресса», 2007.
7.Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование. - М.: МЗ-Пресс, 2007. - 207с.
8.Уваров С.А. Все налоги России: Комментарий. - М.: Экзамен, 2007. - 432с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ООО «Олимпия»
Общество с ограниченной ответственностью Олимпия состоит на налоговом учете по месту нахождения в ИФНС N 9 по Западному административному округу г. Москвы. Код по ОКАТО - 45286590000. Организации присвоены следующие коды: -ОГРН- 1027700262567;
- ИНН - 7704502552; -КПП-770401001.
Руководитель ООО Олимпия - Иванов Иван Иванович, главный бухгалтер - Сидорова Анна Ивановна.
Организация состоит на учете в межрайонной инспекции ФНС N 9 по Тверской области в связи с осуществлением на территориях муниципального района предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (КПП по месту осуществления деятельности (условно) - 180845101).
В IV квартале 2007 г. организация в Тверской области осуществляла четыре вида предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД:
- розничную торговлю через магазин и оказание услуг по хранению автотранспортных средств (автостоянка) на территории поселка С\-ховерково (код ОКАТО 282205637):
- розничную торговлю через киоск и оказание услуг общественного питания через кафе на территории поселка Орша (код ОКАТО 282205576).
При заполнении декларации адреса мест осуществления деятельности указаны условно.
Наименование объекта | Величина физического показателя |
Магазин | 60 кв. м |
Автостоянка | 2300 кв. м |
Киоск | 1 торговое место |
Кафе | 110 кв. м |
Взносы на обязательное пенсионное страхование за IV квартал 2007 г. по работникам, занятым на территории Тверской области в видах деятельности, облагаемых ЕНВД, начислены в сумме 22 000 руб., уплачены полностью. В IV квартале 2007 г. работникам за счет средств организации выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности в сумме 7000 руб.
На территории муниципального района единый налог на вмененный доход по указанным видам деятельности введен решением представительного органа муниципального района. Указанным решением установлены следующие значения К2 (условно):
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы не более 150 кв. м (без продажи винно-водочных изделий, пива, кожаных, меховых, ювелирных изделий, технически сложных товаров и мебели), с объемом товарооборота менее 1 млн руб. в месяц - 0,250;
-оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках - 0,8;
-розничная торговля, осуществляемая через киоски (без продажи алкогольной продукции) - 0,6;
-оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания посетителей не менее 70 кв. м) -
0,181.
Решение
Организация Альфа не позднее 22 января 2008 г. Представила в межрайонную инспекцию ФНС N 9 по Тверской области налоговую декларацию по ЕНВД.
Поскольку организация осуществляет четыре вида предпринимательской деятельности, то по каждому виду деятельности она должна заполнить экземпляр разд. 2.
Кроме того, организации следует заполнить экземпляр разд. 3.1 по каждому коду ОКАТО, т.е. по кодам 282205637 и 282205576.
Итак, в общей сложности состав декларации выглядит следующим образом (структурные единицы перечислены в порядке их заполнения).
Наименование раздела | Количество экземпляров | Примечание |
Раздел 2 | 4 | - по магазину - по автостоянке - по киоску - по кафе |
Раздел 3 | 1 | общий |
Раздел 3.1 | 2 | - по поселку Суховерково (код ОКАТО 282205637) - по поселку Орша (код ОКАТО 282205576) |
Раздел 1 | 1 | в разделе заполняется две строки 020 (по двум кодам ОКАТО) и, соответственно, две строки 030 |
Титульный лист | 1 | общий |
1. Раздел 2 по магазину организация выглядит следующим образом.
Код I Показатель строки |
010 | I28220563700 f— 1 | Стр. 020 разд. 1 1 |
1 | ||
020 | 1 490 077 (91 692 + 312 432 + 18 339 + 67 614) 1 | 1 |
030 | . 1 404 124 (91 692 +312 432) 1 |
|
I | ||
040 | . 1 36 705 (404 124 / 490 077 х 44 512) 1 |
1— 1 Стр. 030 разд. 1 1 |
1 |
7. Раздел 3.1 по поселку Орша (код ОКАТО 282205576) организация показывает в следующем порядке.
Код | Показатель
строки |
010 | . 1 |28220557600 |
Стр. 020 разд. 1 | | |
1 | |||
020 | 1 490 077 (91 692 + 312 432 + 18 339 -1 | 1- 67 614) | |
030 | . 1 85 953 (18 339 + 67 614) 1 |
1 | |
1 | |||
040 | 1 7 807 (85 953 490 077 x 44 512) 1 |
(— | Стр. 030 разд. 1 | | |
1 |
8. Далее разд. 1 выглядит следующим образом.
Код | Показатель |
строки | |
010 | 18210502000021000110 |
020 | 28220563700 |
030 | 36 705 |
020 | 28220557600 |
030 | 7 807 |
020 | - |
030 | - |
020 | - |
030 | - |