Единый социальный налог 3

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Налогоплательщики 4 Объект налогообложения 5 Налоговая база 6 Ставки ЕСН 10 Порядок исчисления уплаты налогов 17 Заключение 18

Содержание

Введение 3

Налогоплательщики 4

Объект налогообложения 5

Налоговая база 6

Ставки ЕСН 10

Порядок исчисления уплаты налогов 17

Заключение 18

Введение.

Основное предназначение Единого Социального налога состоит в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств, для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Единый социальный налог (ЕСН) введен в действие с 1 января 2001 г. и заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный фонд (ПФ) РФ; Фонд социального страхования (ФСС) РФ и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога.

Законодательная база. Глава 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)» методические указания МНС России.

Налогоплательщики.

Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

В первую очередь налогоплательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В дальнейшем эта группа будет именоваться как налогоплательщики-работодатели.

Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты.

В отличие от первой группы входящие во вторую выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, без выплаты заработной платы наемным работникам. В дальнейшем они будут именоваться как налогоплательщики-предприниматели.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться сразу к обеим категориям налогоплательщиков. В этом случае он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности.

Объект налогообложения .

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Вместе с тем все перечисленные выше выплаты, доходы и вознаграждения могут и не являться объектом налогообложения, если они произведены из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эту особенность следует учитывать при формировании налоговой базы по ЕСН.

Кроме того, установлено еще одно исключение из правил. Выплаты в виде материальной помощи, другие безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, становятся объектом налогообложения только лишь в части сумм, превышающих 1 ООО руб. в расчете на календарный месяц.

Объектом обложения для налогоплательщиков-предпринимателей являются доходы от предпринимательской или другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Индивидуальные предприниматели, применяющие установленную законом упрощенную систему налогообложения, вообще освобождены от оплаты ЕСН.

Налоговая база.

Исходя из установленного законодательством объекта обложения соответственно определяется и налоговая база. Для налогоплательщиков-работодателей налоговую базу формируют:

- любые вознаграждения и выплаты, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством наемным работникам;

- вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);

- вознаграждения по авторским и лицензионным договорам;

- выплаты в виде материальной помощи или иные безвозмездные выплаты.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или других благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.

Налогоплательщики-работодатели при исчислении единого социального налога определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов полностью совпадают с перечнем, порядком и размером профессиональных налоговых вычетов, осуществляемых при исчислении налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ и услуг, должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов по ст. 40 Налогового кодекса РФ исходя из их рыночных цен или тарифов. При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров — и соответствующая сумма акцизов.

Доходы, которые не являются объектом обложения. Налоговый кодекс РФ определил широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и соответственно не подлежат налогообложению.

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:

- работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным - обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;

членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью члена его семьи; работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ

Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями — в пределах размеров, установленных законодательством РФ

Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства

Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла

Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в целях возмещения вреда жизни

и здоровью застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам

Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов, объединений и блоков кандидатов за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний

Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых

в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании

Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников

Доходы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом (взносом) в ограниченных размерах

1. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемым за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период

2. Помимо выплат (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Ставки ЕСН.

Для основной категории налогоплательщиков-работодателей, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, применяются следующие ставки налога.

Ставки единого социального налога для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам

Для всех налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей *, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ

Налого-
вая база
на каж-
дое фи-
зическое
лицо на-
растаю-
щим ито-
гом с
начала
года
Феде-
ральный
бюджет
Фонд
социаль-
ного
страхо-
вания
Россий-
ской
Федера-
ции
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого Основание
Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
Территори-
альные
фонды обя-
зательного
медицин-
ского
стра-
хования
До
280000
рублей
20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0% п. 1 ст. 241
НК РФ;
ст. 1
Федерального
закона от
06.12.2005
N 158-ФЗ
От
280001
рубля
до
600000
рублей
56000
рублей +
7,9%
с суммы,
превы-
шающей
280000
рублей
8120
рублей +
1,0%
с суммы,
превы-
шающей
280000
рублей
3080 рублей +
0,6% с
суммы,
превышающей
280000 рублей
5600
рублей
+ 0,5%
с суммы,
превышаю-
щей 280000
рублей
72800
рублей +
10,0% с
суммы,
превыша-
ющей
280000
рублей
Свыше
600000
рублей
81280
рублей +
2,0%
с суммы,
превы-
шающей
600000
рублей
11320
рублей
5000 рублей 7200
рублей
104800
рублей +
2,0% с
суммы,
превыша-
ющей
600000
рублей

--------------------------------

* C 1 января 2008 года уточнено, что сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (пп. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

1.2. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Налого-
вая база
на каж-
дое фи-
зическое
лицо на-
растаю-
щим ито-
гом с
начала
года
Феде-
ральный
бюджет
Фонд
социаль-
ного
страхо-
вания
Россий-
ской
Федера-
ции
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого Основание
Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
Территори-
альные
фонды обя-
зательного
медицин-
ского
стра-
хования
До
280000
рублей
15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0% п. 1 ст. 241
НК РФ;
ст. 1
Федерального
закона от
06.12.2005
N 158-ФЗ
От
280001
рубля
до
600000
рублей
44240
рублей +
7,9%
с суммы,
превы-
шающей
280000
рублей
5320
рублей +
0,9%
с суммы,
превы-
шающей
280000
рублей
3080 рублей +
0,6% с
суммы,
превышающей
280000 рублей
3360 руб-
лей + 0,6%
с суммы,
превышаю-
щей 280000
рублей
56000
рублей +
10,0% с
суммы,
превыша-
ющей
280000
рублей
Свыше
600000
рублей
69520
рублей +
2,0%
с суммы,
превы-
шающей
600000
рублей
8200
рублей
5000 рублей 5280
рублей
88000
рублей +
2,0% с
суммы,
превыша-
ющей
600000
рублей

1.3. Для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Налоговая база на
каждое физическое
лицо нарастающим
итогом с начала
года
Федеральный бюджет Итого Основание
До 280000 рублей 14,0% 14,0% п. 1 ст. 241
НК РФ;
ст. 1
Федерального
закона от
06.12.2005
N 158-ФЗ
От 280001 рубля
до 600000 рублей
39200 рублей + 5,6% с
суммы, превышающей
280000 рублей
39200 рублей + 5,6%
с суммы, превышающей
280000 рублей
Свыше 600000
рублей
57120 рублей + 2,0% с
суммы, превышающей
600000 рублей
57120 рублей + 2,0%
с суммы, превышающей
600000 рублей

1.4. Для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны

Налого-
вая база
на каж-
дое фи-
зическое
лицо на-
растаю-
щим ито-
гом с
начала
года
Феде-
ральный
бюджет
Фонд
социаль-
ного
страхо-
вания
Россий-
ской
Федера-
ции
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого Основание
Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
Территори-
альные
фонды обя-
зательного
медицин-
ского
стра-
хования
До 75000
рублей
20,0% 2,9% 1,1% 1,2% 26,0% п. 6 ст. 241
НК РФ;
абз. 4 п. 3
ст. 1
Федерального
закона от
27.07.2006
N 144-ФЗ
От 75001
рубля
до
600000
рублей
15000
рублей +
7,9%
с суммы,
превы-
шающей
75000
рублей
2175
рублей +
1,0%
с суммы,
превы-
шающей
75000
рублей
825 рублей +
0,6% с
суммы,
превышающей
75000 рублей
1500 руб-
лей + 0,5%
с суммы,
превышаю-
щей 75000
рублей
19500
рублей +
10,0% с
суммы,
превыша-
ющей
75000
рублей
Свыше
600000
рублей
56475
рублей +
2,0%
с суммы,
превы-
шающей
600000
рублей
7425
рублей
3975 рублей 4125
рублей
72000
рублей +
2,0% с
суммы,
превыша-
ющей
600000
рублей

2. Ставки единого социального налога для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой

2.1. Для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей

Налоговая
база на-
растающим
итогом
Федеральный
бюджет
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого Основание
Федеральный
фонд обяза-
тельного
медицинского
страхования
территори-
альные фон-
ды обяза-
тельного
медицинс-
кого стра-
хования
До 280000
рублей
7,3% 0,8% 1,9% 10,0% п. 3 ст. 241
НК РФ;
пп. в п. 5
ст. 1
Федерального
закона от
20.07.2004
N 70-ФЗ
От 280001
рубля до
600000
рублей
20440
рублей +
2,7% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
2240 рублей +
0,5% с суммы,
превышающей
280000 рублей
5320 рублей
+ 0,4% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
28000 рублей
+ 3,6% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
Свыше
600000
рублей
29080
рублей +
2,0% с
суммы,
превышающей
600000
рублей
3840 рублей 6600 рублей 39520 рублей
+ 2,0% с
суммы,
превышающей
600000
рублей

2.2. Для налогоплательщиков - адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой

Налоговая
база на-
растающим
итогом
Федеральный
бюджет
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого Основание
Федеральный
фонд обяза-
тельного
медицинского
страхования
территори-
альные фон-
ды обяза-
тельного
медицинс-
кого стра-
хования
До 280000
рублей
5,3% 0,8% 1,9% 8,0% п. 4 ст. 241
НК РФ;
пп. в п. 5
ст. 1
Федерального
закона от
20.07.2004
N 70-ФЗ
От 280001
рубля до
600000
рублей
14840
рублей +
2,7% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
2240 рублей +
0,5% с суммы,
превышающей
280000 рублей
5320 рублей
+ 0,4% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
22400 рублей
+ 3,6% с
суммы,
превышающей
280000
рублей
Свыше
600000
рублей
23480
рублей +
2,0% с
суммы,
превышающей
600000
рублей
3840 рублей 6600 рублей 33920 рублей
+ 2,0% с
суммы,
превышающей
600000
рублей

Порядок исчисления и уплаты налога.

Для исчисления налога важно установить дату получения доходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик.

Для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, датой получения доходов является день начисления доходов в пользу работника.

Для доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, а также для других доходов, включая материальную выгоду, датой получения доходов является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств с его счета.

Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.

Налогоплательщики-работодатели исчисляют сумму налога отдельно в отношении каждого фонда. Эта сумма определяется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщиками самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные российским законодательством.

Указанные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодательством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога.

Для правильного исчисления причитающихся сумм налога налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении налогоплательщиков-предпринимателей.

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками, за исключением адвокатов, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода (с учетом расходов, связанных с его извлечением), который указан в подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации. Указанная декларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Сумма авансовых платежей может быть определена также исходя из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок единого социального налога. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговый орган должен произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год.

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской или другой профессиональной деятельности, они обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, выписываемых и направляемых налогоплательщикам в следующие сроки:

за январь — июнь налог уплачивается не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере /4 годовой суммы авансовых платежей;

за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере /4 годовой суммы авансовых платежей.

При значительном, более чем на 50 %, увеличении дохода в налоговом периоде против установленного при расчете авансовых платежей налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год, а в случае значительного уменьшения дохода он вправе представить новую декларацию.

В этих случаях налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.

Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками-предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются юридическими консультациями в таком же порядке, как это предусмотрено для налогоплательщиков-работодателей.

Заключение

С 1 января 2010 года Единый социальный налог (ЕСН) заменят на страховые платежи на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд по единой ставке 26% от годовой зарплаты одного сотрудника до 415 тысяч рублей.Речь идет об упразднении с 1 января 2010г. единого социального налога и введении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам; сохранении в 2010 году тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок единого социального налога; введении переходного периода для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы.

Список используемой литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая

2. Консультант Плюс

3. Сайт www.rubizness.ru

Скачать архив с текстом документа