Эдмонд Ростан

СОДЕРЖАНИЕ: Ростан Эдмонд (Edmond Rostand, 1868—1918) — французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в литературе сборником стихов «Les musardises», не имевшим успеха. Настоящее свое место в литературе Р. нашел в драматургии.

Ростан Эдмонд (Edmond Rostand, 1868—1918) — французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в литературе сборником стихов «Les musardises», не имевшим успеха. Настоящее свое место в литературе Р. нашел в драматургии. В 1894 была поставлена его комедия «Les romanesques» (Романтики), сразу составившая Р. литературное имя. Прочное место в театре Р. завоевал пьесой «La princesse lointaine» (Принцесса Греза, 1895), успеху которой особенно содействовала игра Сарры Бернар. В 1897 Ростан опубликовал «La Samaritaine» (Самаритянку). Зенита своей славы Р. достиг после постановки «Cyrano de Bergerac» (Сирано де Бержерак, декабрь 1897). В 1900 Р. дал «L’Aiglon» (Орленок), в 1910 — «Chantcler» (Шантеклер). Свою литературную карьеру он закончил в качестве поэта книгой шовинистически-патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны. Книга эта — «Le vol de la Marseillaise» (Полет Марсельезы) — вышла уже после смерти Р. (в 1919). В 1901 Р. был избран во Франц. академию.

Во французской литературе Ростан является эпигоном романтической драмы. Но неоромантизм Ростана лишен той социальной насыщенности, которая отличает драму романтиков 30—40-х гг. Излюбленный герой Р. — благородная и одаренная личность, не понятая окружающей средой и гибнущая в борьбе с ней. Героев своих Р. индивидуализирует только внешне, по существу же и Сирано, и Орленок, и Шантеклер являются носителями абстрактного понятия человеческого благородства. Такие же внешние, вызванные только требованиями сцены черты отличают друг от друга и персонажей, воплощающих косность, абстрактную неправду той среды, которая противостоит героям (Меттерних в «Орленке», граф де Гиш — в «Сирано»). Герои Р. борются с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличают «неправду», даже отдаленно не задевая основ буржуазного общества: за все это Р. снискал широкую популярность среди буржуазной публики.

Несомненными достоинствами театра Р. являются его сюжетность, интенсивность действия, выразительный диалог, неглубокое, но блестящее остроумие.

Список литературы

I. uvres compltes illustres, 5 vv., 1910—1911

Полное собр. сочин., в перев. Т. Щепкиной-Куперник, в 2 тт., СПБ, 1914, и ряд пьес в отд. изд.

II. Lematre J., Impressions de thtre, t. IX, 1896

Filon A., De Dumas Rostand, 1898

Sarcey F., Quarante ans de thtre, t. VIII, 1901

Chesterton G. K., Twelve Types, L

1903

Mgge O., E. Rostand als Dramatiker, Friedeberg, 1903

Rictus Jehan, Un bluff littraire, Le cas E. Rostand, 1903

Doumic R., Le thtre nouveau, 1908

Ernest Charles J., Le thtre des potes, 1910

Faguet E., La vie et l’uvre de Edmond Rostand, 1911

Haraszti J., E. Rostand, 1913

Karsenty J., E. Rostand, Marseille, 1919

Bedier J., Discours de rception l’Acadmie franaise, 1921

Suberville J., E. Rostand, son thtre, son uvre posthume, 1921

Lautier A. et Keller F., Edmond Rostand, 1924 (стр. 101—111: (библиография)

Page D., E. Rostand et la lgende napolonienne dans l’Aiglon, 1928

Robert L., de, De Loti Proust, Souvenirs et confidences, 1928

Apestguy P., La vie profonde d’E. Rostand, 1929

Grieve J. W., L’uvre dramatique d’Edmond Rostand, 1931

HaugmardL., E. Rostand, s. a. (с библиографией): Нордау М., Собр. Сочин., т. VI, Киев, 1902, Э. Ростан.

Скачать архив с текстом документа