Экология
СОДЕРЖАНИЕ: Есть наука, которая называется экология. Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Что мы понимаем под природой? Всё то, что нас окружает; элементы живой и неживой природы (горные породы, почвы, растительный и животный мир, реки, озера, моря, воздух, Солнце).ЭКОЛОГИЯ
Есть наука, которая называется экология. Это наука о связях между живыми существами и окружающейих средой, между человеком и природой.
Что мы понимаем под природой? Всё то, что нас окружает; элементы живой и неживой природы (горные породы, почвы, растительный и животный мир, реки, озера, моря, воздух, Солнце). Всё в природе находится во взаимосвязи и взаимозависимости. Ничто само по себе не существует, начиная от мощных деревьев и крупных животных до невидимых невооруженным глазом микроорганизмов. Ведь не может любое растение жить без почвы, влаги и необходимого количества тепла. Каждое растение требует определенные условия для своей жизни. Дуб любит простор и свет. Сосна тоже любит свет, но не требует много влаги. Она хорошо растет и на песках, а ели нужны пониженные, хорошо увлажненные места. В сосновом лесу буйно развивается подлесок (трава, кустарник), потому что в таком лесу светло. А в еловом? Там сумрачно и сыро, сильно распространены мхи и лишайники. Каждому из вас понятно, что полынь не будет расти в воде, как тростник и камыш в жаркой и засушливой степи. Когда будете на экскурсии в лесу, то обратите внимание на то, где растет мох на стволах деревьев. Только на северной стороне. Он не любит яркий свет солнца. Ему не нужно много света и тепла. (Это один из способов ориентирования заблудившегося в лесу).
А существует ли взаимосвязь и взаимозависимость между растениями и животными? Конечно, существует. Все животные зависят от растений. Есть прямая зависимость между растениями и травоядными животными, как домашними (лошадь, корова, овца, коза, свинья), так и дикими (кабан, косуля, олень, лось). Ведь растительность для них — основная пища, без которой они существовать не могут. Такая же зависимость и между растениями и растительноядными домашними и дикими птицами.
А как же хищники? Они напрямую от растений не зависят. Но если не будет косули, зайца, кабана, то ведь волк и лиса погибнут. И здесь теснейшая взаимозависимость. В природе существует определенное равновесие между хищниками и травоядными животными. Уничтожение всех хищников не всегда приводит к хорошим результатам, так как они уничтожают слабых и больных, а сильные, ловкие и здоровые остаются для потомства. Можно построить такую экологическую пирамиду: дубовый лес, мыши и совы. Дуб размножается семенами (жёлуди), желудями питаются мыши, совы — лесными мышами. Не будет дуба — нечем питаться мышам, они погибнут. Тогда и сова останется без пищи. Есть сова, она уничтожает часть мышей, некоторое количество желудей остается, вырастают дубки. Вот такая теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость существует в природе, между её составными частями.
Природа, человек и общество — неразрывное целое. Люди не могут существовать на земле без окружающей их природы. Она дает им пищу, одежду, обувь, свет, кислород для дыхания, воду, солнечное тепло.
Ежегодно, 5-го июня, отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Этот день установлен решением Организации Объединенных Наций (ООН) в 1972 году для мобилизации усилий всех народов стран мира на защиту природы и её ресурсов, укрепления международных контактов в области охраны окружающей среды.
Основу развития каждого государства составляют его природные полезные ископаемые, которые, к сожалению, не восстанавливаются. Поэтому использовать их надо экономно.
Всё, или почти всё, чем занимается человечество на земле при решении вопросов своего жизнеобеспечения, вредно влияет на среду обитания человека.
Производство продуктов питания, промышленных товаров, добыча полезных ископаемых, а также сельское хозяйство, энергетика, транспорт и многие другие направления деятельности человека приносят непоправимый вред окружающей среде.
Одним из постоянно действующих загрязнителей воздушной среды на сегодняшний день является автомобильный транспорт. Автомашины выбрасывают в атмосферу ежегодно тысячи тонн вредных веществ, опасных для здоровья человека.
Источники загрязнения воздуха — промышленные предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства. Наибольший вред наносят химические, машиностроительные, сахарные заводы. На многих из них действует устаревшее оборудование. Технология очистки отходов от вредных примесей морально и физически устарела или вообще отсутствует. Неблагополучная обстановка по охране воздушного бассейна сложилась в Краснодаре и Армавире, Новороссийске и Туапсе. Только промышленные предприятия этих городов выбрасывают в атмосферу более 180 тысяч тонн вредных веществ в год. Новороссийские цементные заводы постоянно загрязняют окружающую среду вредными веществами и цементной пылью.
Загрязняют воздух ежегодные массовые сжигания стерни. От огня и дыма гибнут звери, птицы, выгорает верхний плодородный слой почвы. Кубанские ученые утверждают, что этот агроприем (сжигание стерни) не приводит к улучшению фитосанитарного состояния полей. Если солому не сжигать, а запахивать, используя как органическое удобрение, можно повысить плодородие почвы и добиться прибавки следующего урожая на 15—20%.
Природная среда загрязняется и пестицидами. Интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Были уничтожены полезные виды флоры и фауны. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 157 видов растений и 100 животных.
С уменьшением применения ядохимикатов численность зверей и птиц стала постепенно расти. Увеличилось количество зайца-русака, лисы красной, енота.
Вода — основа жизни. Запасы её на первый взгляд, немалые. На территории края более 13 тысяч рек, родников и других водных объектов. Средний годовой сток главной водной артерии — реки Кубани — у города Краснодара (с учетом отбора воды Ставропольским краем) составляет 13 кубокилометров. И всё же в последнее время чаще и чаще сталкиваемся с проблемой нехватки пресной воды, к тому же снижается её качество.
Наряду с Кубанью, значительную роль играют малые реки степной зоны. Их общая протяженность составляет почти 14 тысяч километров. Они обводняют более 50% территории. Здесь имеется 80 тысяч гектаров орошаемых земель.
Характеризуяих современное состояние, сложившуюся экологическую обстановку, можно без преувеличения сказать, что эти реки по существу стали позорным памятником нашего неразумного отношения к природе. Некогда полноводные и даже местами судоходные, они превратились в цепочки стоячих водоемов. На малых реках возведено около 1500 плотин, запруд и всевозможных гатей, многие из которых построены без проектов. Распашка земли до самого уреза воды, уничтожение кустарниковой растительности и леса, строительство различных объектов по берегам привели к их заилению и загрязнению. Эти водоемы практически стали мощными испарителями влаги, что ведет к быстрой минерализации воды и непригодности её на орошение. Средняя глубина водоемов не превышает полутора метров.
А сколько загрязнений попадает в наши реки! Стоки с ферм, ядохимикаты с полей. По берегам рек выбрасывается мусор, а из каждого жилого массива, расположенного у реки, сбрасываются и канализационные стоки из домов. Многие владельцы автомашин, не имея моечных площадок, моют автомобили в случайных местах, загрязняя почву.
Пусть каждый житель района посадит хотя бы одно дерево и помнит, что выбрасывание мусора, сжигание его не только эстетически ухудшает обстановку, но и влияет на здоровье — его собственное, детей, окружающих.
Браконьерство на реках и морях, разорение детьми птичьих гнезд, муравейников, неумеренный сбор цветов в лесах и на полях, жестокое отношение взрослых и детей к домашним животным, беспричинное ломание веток, все эти неразумные действия людей привели к обеднению природных богатств, нарушению законов экологии.
Среди отдельных видов транспорта, вероятно, наибольший вклад в загрязнение ОС вносит автомобильный. И хотя его действие как загрязнителя локализовано на улицах городов и крупных сельских поселений, а также канализировано 250-300-метровой полосой вдоль наиболее грузо-пассажиронапряженных магистралей в сельской местности, природе и человечку его загрязнители наносят существенный вред. Для многих городов края автомобиль - основной источник загрязнения ОС.
В 1989 г., например, в г. Сочи на долю автотранспорта приходилось 90,4 % суммарного валового выброса загрязнителей, в Анапе - 89,8%, в Лабинске - 86,0 %, Белореченске - 66,5 %, в Краснодаре - 65,4 % и т.д. Главные причины: недостаток, а порой полное отсутствие экологически чистых видов топлива, высокая токсичность продуктов сгорания в связи с особым качеством автомобильных бензинов я низкой экологичностью двигателей, неудовлетворительное состояние дорог и низкая культура обслуживания автомобиля, сверхнормативные сроки эксплуатации автомобилей. Железнодорожный транспорт на первый взгляд оказывает сравнительно небольшое негативное воздействие на ОС. На самом же деле такое воздействие весьма ощутимо. Прокладка полотна дороги сопровождается выемкой грунтов по обе стороны дороги. Ширина нарушенной полосы с учетом полос отчуждения по обе стороны дороги достигает в среднем 120 м, или 12 га на 1 км длины железной дороги. В целом по краю это составляет 26-28 тыс. га. На разъездах, полустанках, станциях площадь полосы отчуждения во много раз увеличивается (что добавляет еще 18-20 тыс.га) под склады, прокладку дополнительных путей, строительство вагонных и локомотивных депо, заправочных установок для мойки подвижного состава и т.д.
В ходе эксплуатации железной дороги на всем пути следования поездов постоянно теряют или просто выбрасывают мусор, сыпучие грузы, нефть и нефтепродукты, удобрения, строительные материалы и т.п. И хотя их разовое количество небольшое, но за годы вдоль железнодорожного пути накапливается довольно много отходов, оказывающих, особенно при подъезде к узловым станциям, значительное воздействие на общий вид и состояние растительного покрова полосы отчуждения.
Работы в депо в гигиеническом отношении сходны с работой в машиностроительном цехе, электротехнических, дерево- и металлообрабатывающих предприятиях: сварочные, окрасочные и другие виды работ внутри вагонов, цистерн, контейнеров, машинных отделений локомотивов связаны с загрязнением воздуха парами растворителей, содержащих соединения хрома, цинка, свинца и других химических веществ, моющих растворов, смазочных материалов; загрязнение свинцом на линии ремонта аккумуляторов, кислотами в процессе их зарядки; при пульверизаторной окраске остова и узлов электрических машин в воздух выделяются пары бензина, толуола, ксилола, ацетона, бутил- и амилацетона, сольвентнафта, полиэтилдиамина, скипидара и других растворителей. Те же вещества выделяются при окраске катушек и якоря, а вес вместе вызывает различные кожные заболевании. К агрессивным веществам относятся также используемые и процессе ремонта тепловозов ацетон, осветительный керосин, авиабензин Б-70, нитрон, скипидар, сурик, лаки, сода кальцинированная и каустическая, бихромат натрия и многие другие.
Та же специфика воздействия на ОС и в цехах локомотивных заводов, включая подготовку к ремонту локомотивов, путевых машин, вагонов, их очистку от остатков грузов, льда и снега, разборку и освобождение от смазки, топлива, охлаждающих жидкостей, мойки, обезжиривания отдельных агрегатов и узлов после разборки. Таким образом, здесь преобладает химическое загрязнение производственной среды и ближайшего окружения.
Морской транспорт - источник, главным образом, биологического загрязнения. В связи с усилением внутренних и международных связей, слабостью карантинной службы, бесконтрольностью в Азово-Черноморском бассейне продолжает расти биологическое загрязнение:
рост численности гребневика, завезенного судами из Атлантики, что ведет к разрушению экосистемы Черного и Азовского морей, в том числе и к сокращению рыбных ресурсов.
Известную опасность представляют неконтролируемые сливы балластных вод, бытовой мусор, выбрасываемый командами судов и особенно катастрофические выбросы нефти и ее продуктов в случае аварий танкеров, что случается почти ежегодно.
Относительно участия авиационного транспорта в загрязнении ОС малоизученными остаются последствия загрязнения им верхних слоев атмосферы. Главные загрязняющие вещества в аэропортах - углеводороды и шумовое загрязнение. От последнего особенно страдают жители домов, прилегающих к зоне аэропорта и расположенных в коридорах взлета и посадки самолетов.
Лесопромышленный комплекс и охрана ОС
То, что леса - легкие планеты, давно стало хрестоматийной истиной. Так же хорошо известно, что их площадь на Земле катастрофически сокращается под ударами все возрастающих потребностей в древесине и в пахотных площадях в связи с ростом общей численности человеческой популяции. Темпы сокращения лесопокрытой площади указывают на реальную перспективу облысения планеты, о котором давно предупреждают экологи. В Краснодарском крае лесопокрытая площадь составляет около 20 % территории и в основном локализована в горных районах, включая Черноморское побережье от Новороссийска до Адлера. Особенно высок удельный вес лесопокрытой площади в Апшеронском, Туапсинском районах, Геленджикском и Сочинском горсоветах (от 80 до 89 %), тогда как в 23 правобережных прикубанских степных районах этот показатель не поднимается выше 5 %, да и эти насаждения в основном искусственною характера. Такое распределение площади лесов в крае не случайно. В условиях горного рельефа, большого количества выпадающих осадков, часто ливневого характера , в горных районах необходимо стремиться к максимальному сохранению лесов и сокращению промышленной лесосеки. Однако это не всегда удается, так как край дает 77 % заготовки деловой древесины всего Северного Кавказа и располагает значительными мощностями мебельной и деревообрабатывающей промышленности. К сожалению, большая часть спелой и перестойной древесины сохранилась в труднодоступных местах, а вырубки осуществляются в местах, где заготовки угрожают экологическойбезопасности. Имеют место и другие виды нарушения экологичности использования лесных ресурсов:
- нарушение действующих правил и норм лесопользования (большие площади неочищенных лесосек, в которых пропадает до 10 % древесины и порубочных остатков);
- технология трелевки и вывозки древесины противоречит защитным функциям горных лесов (применение гусеничных тракторов), приводитк разрушению почвенного покрова, сдиранию лесной подстилки,усилению эрозионных процессов, уничтожению подроста и молодняка;
-при рубке ухода вырубаются здоровые деревья, а не ослабленные и угнетенные, что ведет к истощению лесных ресурсов и деградации лесного фонда;
- лесовосстановительные работы не успевают за вырубкой леса в силу плохой приживаемости посадок, как следствие в небрежности в уходе.
Лесозаготовки на территории края ведут свыше трех десятков предприятий, заготавливающих 1,6-1,7 млн. м древесины. Мебельные, деревообрабатывающие, тарные предприятия перерабатывают до 800 тыс. м3 круглого лес;! и 250-270 тыс.м3 пиломатериалов. Лесопромышленный комплекс по полноте использования отходов производства (кроме санитарных рубок) дровяной древесины, щепы, опилок и т.п., занимает одно из первых мест в крае, да и на Северном Кавказе.
В этом отношении следует отдать должное работникам ЛПК, постоянно ищущим возможности сокращения потребления лесных ресурсов за счет полноты использования отходов производства.
Город как источник загрязнения окружающей среды
Город - наиболее динамичная форма расселения населения. Темпы роста численности городского населения на планете превышают темпы роста сельского. Города, особенно крупные, расползаются по прилегающим к ним территориям наподобие нефтяного пятна в океане, поглощая пригороды, распространяя все дальше и дальше свое влияние. Так, только за последние 12 лет на современной территории Краснодарского края (без Адыгейской республики) численность городского населения выросла на 337,5 тыс. человек, тогда как численность сельского лишь на 60,0 тыс., или в 5,5 раз меньше.
В историческом и социальном развитии города представляются не только важнейшей формой концентрации населения, но и особой формой взаимоотношений между человеком и природой. Эта особенность вызвана тем, что в городах она достигает высокой плотности концентрации на единицу площади разнообразных источников загрязнения, различных по характеру и содержанию вредных выбросов в ОС, токсичности, силе негативного воздействия на природу и человека. В городах высокой степени силы и концентрации достигают такие малораспространенные виды загрязнений, как вибрация, шумовое, электромагнитное, тепловое загрязнение и т.п. Кроме того, городская экосистема, как правило, разделяется на центральную, плотно застроенную часть и периферию, то есть теневую, или внешнюю зону, охватывающую кроме окраины самого города, его пригородную зону, отличающуюся по объему и по характеру загрязнения наличием колец и полос (румбов) концентрации загрязнителей, совпадающих с направлением транспортных магистральных улиц и наиболее устойчивых перемещений воздушных масс.
В составе загрязнителей центральной части городов преобладают пыль, углеводы, химическое, тепловые, шумовое, электромагнитное. а практически весь «букет» современных выбросов большого города. На окраинах – загрязнения тяжелыми металлами, твердыми отходами производства и потребления, промышленными стоками. Сюда же достаточно широко проникают основные загрязнители агрокомплекса гербициды, пестициды и т.п.).
Недостаток денежных средств для обеспечения растущего населения города услугами и средствами, необходимыми для нормальной жизни, приводит к тому, что псе большее число поселений не имеет элементарных санитарно-бытовых условий. Достаточно сказать, что 20 % жителей городов края живут в квартирах и домах, не оборудованных водопроводом, .15 % -канализацией и центральным отоплением, 47 % - теплоснабжением, то есть почти треть жителей городов не обеспечена элементарными санитарно-гигиеническими условиями жизни, что, естественно, обостряет негативные последствия загрязнения городской среды, создаст дополнительную угрозу возникновения эпидемий.
Одной из центральных проблем городской экологии является проблема накопления, хранения и утилизации бытовых твердых отходов. Как минимум, среднегодовой житель города ежегодно выбрасывает до 250 кг мусора, что в целом по краю составляет не менее 640-650 тыс.т ежегодно. Полигоны свалок бытовых отходов такого города, как Москва, занимают более 500 гектаров земли. Свалки опасны как распространители инфекций, загрязнители грунтовых код. Примерно до 0,4 % их содержания составляют материалы высокой токсичности (содержащие ртуть, серную кислоту, краски, растворители, ацетон, спирт и т.п.). Присутствие этих элементов довольно часто приводит к пожарам на свалках, к травмированию и отравлению рабочих, и даже после захоронения десятилетиями продолжается загрязнение подземных вод продуктами выщелачивания свалок, поскольку подавляющее большинство из них не экранировано и не имеет других природоохранных обустройств.