Экономическая политика России в условиях мирового финансового кризиса

СОДЕРЖАНИЕ: Финансово-экономическое состояние России в период мирового финансового кризиса. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Выполнил к-т 4к43-7 у.о. Дорошенко Д.О.

Военная Академия Ракетных Войск Стратегического Назначения им. Петра Великого

Москва 2009 г.

Введение

История экономики знает не один мировой кризис, но самый сокрушительный из них - это кризис 1929 - 1933 гг. Как известно из учебного курса экономической теории, кризис в экономике обычно начинается в результате превышения совокупного предложения над спросом в какой-либо отрасли. Несмотря на многократное увеличение роли и места государственного регулирования в рыночной экономике, нынешнего кризиса не удалось избежать. В отдельных ведущих отраслях многих развитых стран кризисы каждые 7 - 8 лет давали о себе знать. Принимаемые меры - ограничение производства, временная остановка выпуска продукции, контроль и регулирование цен - приводили к стабилизации и выравниванию экономического роста в том или другом случае [3].

Кризисом в экономике называется состояние, когда увеличение ВВП, т.е. экономический рост, сдерживается потому, что рынок уже насыщен, и не только новое, но и прежнее количество продукции не поглощается рынком, а потому крайне необходимо во избежание стагнации производства расширять рынки сбыта. В нынешних реалиях это возможно только за счет передела мировых рынков. Но, чтобы не углубляться в политику, можно лишь констатировать факт наступления с осени 2008 г. рецессии, понижательной фазы кризиса. И задача правительства любой страны заключается в том, чтобы сократить время и амплитуду спада в экономике и перевод ее на повышательную фазу кризиса [3].

Злоупотребление допингом дешевых денег и проблемы с ипотекой в Соединенных Штатах Америки породили настоящую цепную реакцию. Паралич мировой финансовой системы вызвало и всеобщее недоверие на рынках. Что, конечно же, не могло не сказаться на реальных секторах экономики. Поэтому кризис, начавшийся как финансовый, на глазах превращается в кризис экономический. В той или иной степени он проверяет на прочность все страны, их способность защитить благосостояние своих граждан, экономику, национальную валюту. Этот вызов стоит сегодня и перед Россией. Сегодняшний мировой кризис с учетом его масштаба, как выразился премьер В.В. Путин, подобен стихии: В рамках давно созданной и действующей мировой финансовой системы его, как и природное бедствие, предотвратить было невозможно.

Финансово-экономическое состояние России в период мирового финансового кризиса

После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые [3].

Работа по реализации Стратегии-2020 начинается в очень сложных условиях. Россия, как и другие развитые экономики мира, находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики. При определении целей и задач экономической политики на 2009 - 2011 г.г. и дальнейшую перспективу в Бюджетном послании Президент Российской Федерации исходил из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

В рамках саммита двадцатки 16.11.2008 в Вашингтоне Президент России Дмитрий Медведев, выступая перед представителями общественных, академических и деловых кругов в Совете по международным отношениям, подчеркнул, что Россия - часть глобальной экономической системы, нас не обошли те проблемы, которые существуют в других странах, и мы, к сожалению, платим за них такую же высокую цену. Тем не менее, у любого кризиса, даже такого серьезного, как нынешний, ...есть и некий плюс. Это возможность все-таки заново отрегулировать систему экономических отношений. А это тот вызов, на который мы не можем не ответить.

За последние годы российская экономика стала более стабильной, накоплены довольно значительные золотовалютные резервы, до последнего времени мы имели неплохие макроэкономические показатели. Оценивая итоги периода 2000 - 2008 гг., нужно отметить наибольшую успешность 2007 г., когда ускорение темпов роста ВВП составило 8,1%, прирост инвестиций - 21%, сделан значительный шаг в диверсификации производства, опережение роста продукции машиностроения, реализация национальных проектов, прорыв в жилищном строительстве [3].

Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину - основой национального богатства и экономической безопасности является в первую очередь конкурентоспособный реальный сектор экономики.

Наиболее серьезно заявляет о себе диспропорция на рынке труда, вызванная дефицитом высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. Экономический рост в дальнейшем все больше будет зависеть от решения задачи подготовки и переподготовки рабочих кадров, а стало быть, проблемы человеческого капитала, уровня жизни и доходов всего населения, в соответствии с потребительскими стандартами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой.

Финансовый кризис осени 2008 г. еще и не начинался, но его последствия были уже заметны на отечественном потребительском рынке. С лета 2008 г. процентные ставки возросли в среднем с 12 - 14 до 18 - 20%. Выросли в цене все кредитные услуги. Сегодня компании, работающие на отечественном потребительском рынке, нуждаются в средствах для погашения старых кредитов, их беспокоит непредсказуемость поведения банков, в частности тех, которые получили кредиты от государства, оставили их у себя для собственной устойчивости и не дают кредитов малым и средним банкам, работающим с бизнесом, обслуживающим потребительский сектор. Как следствие, из-за сложности финансовой ситуации растут цепочки неплатежей.

Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования. Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте числа пенсионеров.

Корректировка налоговой политики направлена на стимулирование внутреннего спроса, переключение его на импортозамещение в экономике. С начала 2009 г. оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Начиная с 2010 г. предполагается увеличить размер амортизационной премии - с 10 до 30%. Предприятиям предоставлено право уплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала 2008 г., что позволит не платить налога с прибыли, существующей только на бумаге. Таким образом, бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства. А регионам, региональным бюджетам - возмещать излишне уплаченные налоги в начале следующего года.

С 26.01.2009 за счет федеральной части снижена на 4 процентных пункта ставка налога на прибыль. Это примерно свыше 400 млрд руб., недополученных в федеральный бюджет, но все эти деньги останутся работать в экономике. При этом регионам предоставлено право, в свою очередь, уменьшать этот налог также на 4 пункта. А согласно теории мультипликации это повлечет увеличение ВВП.

В России в среднем предельная склонность к потреблению населения равна 3/4, т.е. снижение ставки налогов хотя бы на 20% от существующей должно привести к увеличению темпа экономического роста на 15% (это означает 15% от величины предыдущего экономического роста примерно в 7%, т.е. на 1,005%).

Сейчас в рамках упрощенной системы налогообложения малого бизнеса действует фиксированная ставка в размере 15%. Для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес, создания дополнительной мотивации для его развития регионам дано право снижать ставку на 10 процентных пунктов - до 5%, дифференцируя ее в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей [3].

Нынешняя антикризисная фискальная политика руководства нашей страны строится в основном на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Увеличение государственных расходов также ведет к росту совокупного спроса и ВВП.

В отечественной экономике наблюдаются классические стагфляционные процессы, усугубленные девальвацией национальной валюты. Значительное падение мировых цен на сырье (нефть, металлы) лишь незначительно повлияло на цены внутри страны. И причина тому - монополии, которые отказываются умерить свои аппетиты в сфере тарифов и расходов. Кроме того, масштабное падение курса рубля к евро и доллару привело к резкому удорожанию импортных товаров. По некоторым оценкам, 20%-ная инфляция по итогам 2009 г. на фоне разворачивающегося кризиса и спада в экономике - вполне умеренный, оптимистичный прогноз. Российские власти предполагают, что динамика ВВП в 2009 г. составит от 0% и ниже, при этом дефицит российского бюджета будет значительно меньше 10% ВВП, а обещания в отношении курса рубля будут выполнены.

Значительная часть государственных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хозяйственные цели, поэтому в идеале прирост государственных расходов должен увеличить размеры потребления населения и размеры совокупных инвестиций. Увеличение спроса на потребительские и инвестиционные товары расширит емкость рынка. Бизнес откликается на это расширением производства, что приведет к росту совокупного предложения, т.е. к увеличению ВВП.

Все эти меры по поддержке отечественной экономики и реального сектора должны сократить длительность экономического цикла и ускорить процесс выхода экономики из фазы депрессии [3].

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

Нельзя не остановиться на программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы.

В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность исходя из следующих приоритетов.

Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

Предпринимаются меры, направленные на поддержку граждан и семей, наиболее пострадавших в период экономического кризиса, на усиление социальной защиты населения, обеспечение необходимых объемов и качества социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Расширяются масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развиваются программы переподготовки работников, оказывается адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. Началась модернизация пенсионной системы.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.

Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.

Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государство поддерживает инновационные проекты, в том числе направленные на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.

Особое внимание уделяется поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Выполнение социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала

Безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента. При этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета выделяется 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, будут проиндексированы с учетом инфляции. Это относится, прежде всего, к государственным пособиям на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Предстоит приступить к модернизации пенсионной системы с целью существенного повышения размеров пенсий и сбалансированности пенсионной системы.

В 2009 году реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрастет на 35 процентов, в 2010 году - еще на 45 процентов. Пенсионеры, чья пенсия окажется ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, будут получать специальную социальную доплату.

С 1 января 2010 года денежная оценка пенсионных прав, приобретенных 1 января 2002 года, будет увеличена на 10 процентов и на 1 процент за каждый год трудового стажа до 1991 года.

Значимый вклад в решение проблемы занятости внесет реализация совместных с регионами программ развития малого бизнеса, в рамках которых будет создано до 500 тыс. новых рабочих мест.

Одним из ключевых приоритетов антикризисных мероприятий является содействие обеспечению населения доступным жильем и поддержка жилищного строительства.

Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского (семейного) капитала. Таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей. На эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из федерального бюджета.

Активизация внутреннего спроса и инноваций, развитие промышленного и технологического потенциала

С целью предотвращения массовых увольнений и утраты накопленного производственного потенциала Правительство Российской Федерации будет осуществлять мониторинг за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики.

Государство будет поддерживать эффективные предприятия, у которых возникли временные сложности в связи с недостатком спроса и ограниченностью доступности кредитов. В то же время, кризис - это возможность освобождения экономики от неэффективных производств. Для решения проблем, вызванных низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов, будет применяться механизм банкротства. При этом государство оставляет за собой задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов предприятий в ходе процедур банкротства.

Общесистемные меры по поддержке реального сектора

Правительство Российской Федерации предпримет ряд мер по развитию механизма поддержки эффективных предприятий.

На федеральном уровне утвержден перечень из 295 системообразующих организаций, сформирована система мониторинга за их состоянием, создан прозрачный механизм принятия решений о предоставлении им в отдельных случаях государственной поддержки. С этой целью будут использоваться такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая государственная поддержка, государственные гарантии по кредитам. На государственные гарантии по кредитам предприятий (как стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и иных предприятий, отобранных в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке) в 2009 году в федеральном бюджете предусмотрено до 300 млрд. рублей. Поддержка будет оказываться в первую очередь градообразующим предприятиям и организациям при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности, а также при условии выполнения предприятиями ряда обязательств, включая:

радикальное сокращение либо отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту компании;

прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности;

безусловное выполнение обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;

урегулирование отношений с поставщиками и подрядчиками;

наличие программы инновационного развития, включающей мероприятия по повышению энергоэффективности, разработке и выводу на рынки новой продукции, внедрению передовых технологий.

Важнейшим направлением антикризисных мер является снижение налоговой нагрузки на российские компании реального сектора.

Налог на прибыль снижен до 20 процентов. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введены налоговые льготы на осуществление приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от налога на добавленную стоимость операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России. В результате этих мер экономика дополнительно получит около 600 млрд. рублей.

Будет осуществлен ряд мер по расширению внутреннего спроса на продукцию российских предприятий со стороны государства, частного сектора и населения.

Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. В 2009 году на поддержку экспорта промышленной продукции из средств федерального бюджета выделено 9 млрд. рублей, что в 3 раза больше, чем в 2008 году.

Правительство Российской Федерации примет дополнительные меры по стимулированию инновационной активности в экономике.

Будет разработана упрощенная процедура выведения на рынок новой высокотехнологичной продукции, основанная на добровольном декларировании соответствия. Ускорены процедуры таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и промышленного оборудования. Актуализирована программа разработки технических регламентов и национальных стандартов с учетом приоритетов инновационного развития.

Будут осуществлены действия по финансовой поддержке реализации программ технологического перевооружения предприятий.

Важным направлением политики Правительства Российской Федерации по модернизации экономики в условиях кризиса станет повышение энергоэффективности. Будут созданы правовые механизмы, предусматривающие создание для населения и бизнеса мотиваций к снижению энергопотребления. Запущены региональные пилотные проекты. Разработана программа повышения энергоэффективности в бюджетной сфере.

Особое внимание государство будет уделять развитию секторов, наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса. В частности, речь идет о производстве продукции сельского хозяйства, строительстве жилья, пищевой и легкой промышленности, фармацевтике, автомобилестроении, внутреннем туризме. В этих целях будут сформированы инструменты поддержки модернизации существующих и создания новых импортозамещающих производств в названных секторах.

Поддержка отдельных отраслей экономики

Сельское хозяйство.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса из федерального бюджета будет выделено более 212 млрд. рублей, что почти на 45 процентов превышает уровень 2008 года. Еще порядка 95 млрд. рублей на эти цели будет выделено из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Автомобилестроение.

Общая сумма дополнительной антикризисной поддержки автомобилестроения за счет федерального бюджета составила в 2009 году 39 млрд. рублей.

В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения субсидируется две трети ставки рефинансирования по 3-хлетним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. рублей). Также выделена субсидия открытому акционерному обществу Российские железные дороги на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд. рублей).

Будут обеспечены закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12,5 млрд. рублей). Значительный объем спроса со стороны государства также будет создан за счет реализации программы обновления парка автомобильной техники, используемой субъектами федерации и муниципальными образованиями для перевозки пассажиров, медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной и специальной техники (20 млрд. рублей).

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

Из федерального бюджета на поддержку ОПК будет выделено 969 млрд. рублей, что на 38 процентов больше, чем в 2008 году.

Для предоставления организациям ОПК, являющимся головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа и включенным в сводный реестр организаций ОПК, будет направлено до 15 млрд. рублей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление основной деятельности. Также будут предоставляться субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям государственного оборонного заказа и в обеспечение международных обязательств Российской Федерации.

Увеличены на 3 млрд. рублей объемы субсидий для направления стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства.

Транспортный комплекс.

В целях создания заделов для будущего развития продолжено формирование инфраструктурного задела в экономике. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, бюджетные ассигнования на транспортный комплекс и развитие транспортной инфраструктуры увеличились более чем на 100 млрд. рублей и составят 560 млрд. рублей. В том числе на автомобильные дороги направлено 319 млрд. рублей, тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 295 млрд. рублей.

Металлургический комплекс.

Принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.

В 2009 году дополнительно усилен таможенный контроль за импортом продукции черной металлургии.

Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности

В условиях экономического кризиса особое значение приобретают меры по противодействию роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие. С этой целью Правительство Российской Федерации усилит антимонопольный контроль в сфере торговли. Будут установлены принципы, определяющие особенности организации торговли продовольственными товарами. Будут пресекаться действия, приводящие к дискриминации отечественных производителей товаров со стороны торговых организаций, ведущие, в том числе, к неоправданному росту цен на продовольствие.

Ключевым направлением антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 году направлено 40,5 млрд. рублей, что в 11 раз больше, чем в 2008 году. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. рублей, то есть в дополнение к ранее запланированным средствам выделено 6,2 млрд. рублей.

Уже с 1 мая действует новый порядок проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.

Требование об обязательной квоте (до 20 процентов) для малого предпринимательства при государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний на 25 млрд. рублей.

Заключение

Исторический опыт показал, что некоторые страны из кризиса вышли еще более могущественными. Результатом нового курса Ф. Рузвельта стал триумфальный выход США из экономического кризиса 1929 - 1933 гг. [2]. Опираясь на накопленный экономический и политический потенциалы, Россия также может выйти на новые рубежи, выйти из периода глобальной нестабильности более крепкой, более конкурентоспособной, т.е. при умелом руководстве кризис можно использовать как инструмент для повышения эффективности своей экономики.

Дело в том, что в России нет тех многих факторов риска, которые есть в других странах, например большого объема так называемых плохих долгов. Накопленные значительные финансовые резервы дадут возможность сохранить макроэкономическую стабильность и, следовательно, не допустить всплеска инфляции или резкого изменения курса рубля. Для этого правительство собирается использовать весь арсенал имеющихся средств. Созданные резервы могут обеспечить на предстоящие годы устойчивость российской бюджетной системы вне зависимости от мировых цен на нефть и другие экспортные товары. Конечно, низкая эффективность национальной экономики, ее слабая диверсификация и недостаточное развитие финансовой системы делают российскую экономику пока еще чрезвычайно зависимой от мировой конъюнктуры.

Правительство Российской Федерации будет использовать все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития.

Список литературы

1. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др. Под ред. И.П. Николаевой / ВЗФЭИ. М.: Финстатинформ, 2005. 429 с.

2. Пороховский А. Об актуальности путей и подходов рузвельтовского нового курса // Российский экономический журнал. 1998. N 9 - 10. С. 21.

3. Экономический анализ: теория и практика, 2009, N 10

4. Международные банковские операции, 2009, N 2

Скачать архив с текстом документа