Экономическая работа
СОДЕРЖАНИЕ: Основная задача управления «ТатАИСнефть» – обеспечение предприятий ОАО «Татнефть» современной качественной связью при минимальных затратах. В целях решения поставленной задачи экономическая служба управления в течение отчетного года проводила работу в следующих направлениях:Основная задача управления «ТатАИСнефть» – обеспечение предприятий ОАО «Татнефть» современной качественной связью при минимальных затратах.
В целях решения поставленной задачи экономическая служба управления в течение отчетного года проводила работу в следующих направлениях:
· стабилизация финансового состояния и снижение затрат на услуги связи;
· определение требуемых производственных мощностей, производственных фондов, капитальных вложений, трудовых ресурсов и затрат на производство и источников их покрытия для удовлетворения существующего и прогнозируемого спроса на услуги связи;
· совершенствование тарифной политики, включающей разработку тарифов и методик расчета за предоставление новых видов услуг связи (Internet, обслуживание корпоративной сети), а также оперативную корректировку тарифов на традиционные услуги с учетом действующего в отрасли механизма государственного регулирования ценообразования и рыночных ценообразующих факторов.
С целью снижения затрат на слуги связи предприятий, входящих в состав ОАО «Татнефть», в течение 2000 года управление «ТатАИСнефть» оказывало услуги структурным единицам ОАО «Татнефть» по себестоимости.
Сторонним предприятиям (включая дочерние ОАО «Татнефть»), доля которых составляет 23,3% в общем объеме, услуги связи оказывались по тарифам, включающим рентабельность.
С целью оптимизации эксплуатационных затрат на предоставление услуг связи, управлением «ТатАИСнефть» под руководством и согласно методике, разработанной Экономическим управлением ОАО «Татнефть» был проведен анализ затрат на услуги связи за 9 месяцев 2000 года.
Экономическое управление, в целях снижения затрат управления «ТатАИСнефть» предложило следующее:
- за счет увеличения оказания услуг связи в сети Internet и радиотелефонной сети «Actionet» довести объем услуг сторонним организациям до 20% от общей суммы годовых затрат на производство услуг связи;
- отделу связи установить лимит продолжительности междугородних переговоров и объема получаемой информации в сети Internet в разрезе подразделений и вести контроль за его использованием;
- управлению «ТатАИСнефть» постоянно вести работу по оптимизации собственных затрат.
Экономическая деятельность в IV квартале 2000 года была направлена на реализацию указанных предложений.
Первое предложение было выполнено: объем услуг сторонним организациям составил 21,0% от общей суммы годовых затрат на производство.
По оптимизации и снижению затрат ведется постоянная работа.
В течение отчетного года проводилась работа по совершенствованию механизма ценообразования на основные виды услуг связи, предоставляемые управлением «ТатАИСнефть» по фактическим затратам. Были созданы необходимые методики по ценообразованию.
Также в первом полугодии 2000 года был проведен сравнительный анализ затрат трех операторов связи: ТАТИНКОМ-Т, ОАО «РТТ», Министерство Связи РТ который показал, что:
- управление «ТатАИСнефть» из сравниваемых операторов связи является единственным, предоставляющим весь спектр услуг связи;
- управление «ТатАИСнефть» является монополистом по оказанию услуг телемеханизации объектов нефтедобычи и передачи данных на Юго-востоке РТ;
На основании накопленного статистического материала была проведена большая работа по определению экономической эффективности работы цеха ЭМИС, созданного в 1999 году, разработаны нормативы численности технических специалистов на обслуживание АТС, ISDM портов, устройство электропитания и пультов оператора, обслуживание модемов, маршрутизаторов, АТМ коммутаторов, серверов.
На основании проведенных расчетов на эксплуатационные и инвестиционные затраты, а также анализа спроса на предоставляемые услуги по обслуживанию корпоративной сети и услуг «Internet», экономическим отелом были разработаны новые и скорректированы ранее созданные тарифы на следующие виды предоставляемого нового спектра услуг:
· тарифы на предоставление услуг Internet для корпоративной сети АО «Татнефть»;
· тарифы на предоставление услуг Internet для дочерних предприятий АО «Татнефть»;
· тарифы на предоставление услуг Internet для сторонних клиентов;
· тарифы за пользование услугами корпоративной сети ОАО «Татнефть»;
· тарифы за обслуживание 2 Мбит – канала.
Управление «ТатАИСнефть» в 2000 году продолжило разработку и внедрение программы реконструкции существующей и создания цифровой сети АТС, что требует больших инвестиций. Экономической службой были произведены следующие расчеты экономической эффективности и технико-экономического обоснования создания единой цифровой сети:
- расчет экономической эффективности внедрения опрно-транзитных электронных автоматических телефонных станций типа «С1000 S12» (Актюба, Бавлы, Джалиль, Заинск, Лениногорск, Нурлат);
- расчет экономической эффективности внедрения систем абонентского радиодоступа стандарта DECT (Актюба, Бавлы, Джалиль, Елабуга);
- расчет эффективности расширения производственной радиотелефонной системы «Actionet» 4-х коммутационных центров подвижной связи (SX Альметьевск, МХ Альметьевск, МХ Нурлат и МХ Елабуга);
- технико-экономическое обоснование приобретения и внедрения магистрального и оконечного оборудования, позволяющего передавать информацию на высоких скоростях для 192 подразделений ОАО «Татнефть» (Актюба, Бавлы, Джалиль, Заинск, Лениногорск, Нурлат, Альметьевск, Азнакаево, Бугульма и Елабуга);
- технико-экономическое обоснование построения магистральных (Альметьевск-Ямаши, Н.Челны-Сарманово) и городских (Актюба, Бавлы, Джалиль, Заинск, Лениногорск, Нурлат, Альметьевск, Азнакаево, Бугульма и Елабуга) волоконно-оптических линий связи.
В 2000 году в управлении проведена аттестация рабочих мест по организационно-экономическим критериям:
- экономические показатели рабочего места;
- использование оборудования;
- обеспечение рабочего места средствами учета расхода электроэнергии, тепла, материалов, топлива, ГСМ и др.;
- рациональность планирования обслуживания РМ;
- нормирование и стимулирование труда.
Цель аттестации и рационализации рабочих мест по организационно-экономическому уровню – выявление резерва роста производительности труда и рентабельности рабочего места, возможности увеличения загрузки оборудования, экономии материальных, энергетических затрат.
На каждое рабочее место были составлены Карты рабочих мест и заполнены Акты оценки организационно-экономического уровня рабочего места.
По результатам оценки рабочих мест разработаны мероприятия по рационализации рабочих мест с целью доведения всех критериев до нормативного уровня.
В течение года проводилась работа по совершенствованию структуры управления, в результате которой:
- с 1 августа 2000г. в аппарате управления создан финансовый отдел.
- с целью расширения объема традиционных и новых видов услуг связи с 1 августа 2000 г. в аппарате управления создан отдел маркетинга.
- с 1 ноября 2000г. организован в составе цеха АСУП участок по монтажу и обслуживанию системы радиодоступа DECT.
В целях стабилизации финансового состояния управления, более эффективного использования имеющихся денежных и товарных ресурсов, снижения кредиторской и дебиторской задолженности, управление «ТатАИСнефть» ежеквартально составляло финансовый план.
Финансовый план составлялся на основании расчета основных экономических показателей на каждый квартал и защищался в ОАО «Татнефть». Финансовый план формировался на основании расчетов плановых затрат, подтвержденных нормативами и объемов доходов каждого цеха, службы, подразделения.
После утверждения в ОАО «Татнефть» финансового плана основные показатели доводились ежеквартально до каждого подразделения управления. Ежемесячно осуществлялся контроль за выполнением плановых и нормативных показателей. Невыполнение доводимых показателей рассматривалось на производственных и экономических совещаниях с последующим принятием решения.
В целом по управлению «ТатАИСнефть» в течение отчетного года затраты на производство не превышали лимита, утвержденного ОАО «Татнефть» на основании предоставляемого финансового плана.