Экономическая сущность бюджета и бюджетной системы

СОДЕРЖАНИЕ: Развитие понятий бюджет и бюджетная система в теории финансов. Государственный бюджет как элемент экономической политики государства. Бюджетная система России. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность понятий бюджет и бюджетная система

1.1 Развитие понятий бюджет и бюджетная система в теории финансов

1.2 Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства

1.3 Бюджетная система Российской Федерации

2. Характеристика отдельных элементов бюджетной системы

2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения

2.2 Расходы государственного бюджета

2.3 Безвозвратность государственных расходов

2.4 Бюджетное планирование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Степень разработанности темы. Проблеме государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ таких ученных - экономистов как Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.

Целью данной работы является исследование экономической сущности бюджета и бюджетной системы.

Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:

рассмотреть развитие понятий бюджет и бюджетная система в теории финансов;

проанализировать государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства;

охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации;

исследовать доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения;

рассмотреть бюджетное планирование.

Структура и содержание данной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Экономическая сущность понятий бюджет и бюджетная система

1.1 Развитие понятий бюджет и бюджетная система в теории финансов

Бюджет как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной характеристики его сущности.

Если содержание термина финансы включает в себя такие понятия, как финансы - финансовый план - финансовые ресурсы, тогда по аналогии термин бюджет будет иметь следующее содержание: бюджет - бюджетный план - бюджетный фонд[1] .

Экономические и финансовые категории являются научной абстракцией, но служат важным инструментом углубленного познания финансовых явлений. Бюджет как финансовая категория по своей природе имеет объективный характер и отражает реально существующие в обществе отношения. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны, покрытия издержек государственного управления.

Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

Аргументируя свою позицию, автор утверждает, что бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.

Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

Каждое государство имеет бюджетный фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный денежный фонд - бюджетный[2] .

В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные фонды субъектов РФ) и органов местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).

Бюджетные фонды имеют сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

Исследование сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет сделать вывод, что существуют различные мнения о количестве функций, присущих бюджету.

Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета. Сущностной характеристикой бюджета является распределение общественного продукта и национального дохода в целях мобилизации его части в бюджетном фонде с последующим распределением бюджетных средств на определенные цели. Следовательно, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.

Организационно-финансовой формой функционирования бюджета государства является бюджетная система. Обратимся вновь к терминам, с помощью которых можно определить сущность бюджета, и отметим, что данные термины являются промежуточными при переходе к понятию бюджетная система. Понятия формально уже характеризовали бы бюджетную систему при условии ее саморегуляции. Но поскольку бюджетная система требует регулятора, то следует представить ее определение.

В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем и т.д.

В популярном Энциклопедическом словаре понятие система характеризуется следующим образом: система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В этом же источнике дано понятие системного подхода: системный подход, направление методологии, научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину[3] .

Как уже отмечалось, бюджетная система представляет собой совокупность взаимодействующих планов, фондов, что следует считать очевидными признаками системы. Но экономическая система требует включения регулятора, управленческого аппарата.

Главным и определяющим условием создания и функционирования системы является ее организация. Энциклопедический словарь определяет понятие организация как:

1. Устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в строгую систему;

2. Группу людей, объединенных общей программой, общей целью или задачей; общественное объединение, партийное и т.п. учреждение.

Аналогичная дефиниция содержится в Словаре иностранных слов. Таким образом, понятие организация включает в себя совокупность элементов, их объединение, т.е. относится к терминам, характеризующим систему.

Обратимся к тектологии - всеобщей организационной науке, созданной в начале XX в. русским ученым А.А. Богдановым, основу которой составляет исследование всеобщих законов функционирования и развития разных систем, в том числе экономических и социальных. А.А. Богданов подчеркивал, что специфика организации (построения) социальных и экономических систем проявляется в том, что их элементы могут быть разнородными, т.е. проявлять себя в качестве объектов или субъектов системы, при этом должно сохраняться единство, сочетание элементов. Целостность системы требует гармонизации во взаимодействии ее элементов, их взаимодополнения[4] .

Ученый А.А. Богданов отмечает взаимодействие самоорганизации и организации социальных и экономических систем как наиболее организованных и совершенных. При этом под самоорганизацией понимается вид организации, обусловленной внутренними причинами. Она предполагает упорядочение системы при случайных самопроизвольных воздействиях.

Организация - это свойство упорядоченной системы, вызванное внешними по отношению к ней факторами. Обязательным элементом системы является организационная структура, осуществляющая свое влияние (управление, регулирование) на систему в целях ее гармонизации, сбалансированности, пропорциональности.

Регулирующие действия осуществляются властными государственными и общественными структурами.

В свою очередь, элементы отмеченной системы распадаются на множество других подсистем, взаимосвязанных элементов.

Так, на каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:

источников финансовых ресурсов;

объектов бюджетного инвестирования;

органов управления;

инфраструктуры и алгоритмов их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий.

Модель бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

Согласованность элементов бюджетной системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер. Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма[5] .

Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.

В Бюджетном кодексе РФ понятие бюджетной системы формулируется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Эта формулировка слишком узкая, поскольку характеризует явление с одной стороны, как совокупность бюджетов всех уровней управления.

Учитывая результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки зрения видных ученых-экономистов, а также принимая во внимание нормативные документы, можно определить бюджетную систему как совокупность взаимодействующих финансово-бюджетных институтов, бюджетных фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ в масштабах страны.

1.2 Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности[6] .

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком[7] .

Главными требованиями, предъявляемыми к бюджетной политике можно назвать:

1. Реалистичность.

2. Федеральный бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств.

3. Федеральный бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.

4. Необходимо акцентировать внимание на увеличении доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет более решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы.

5. Цели бюджетной политики должны быть максимально детализированы.

Долгое время бюджет России имел дефицитный характер. В последние годы бюджет не только не дефицитен, но и формируется исполняется с довольно большим профицитом.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищая мера по поддержанию в будущем привычного уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумага, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики в России являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.

1.3 Бюджетная система Российской Федерации

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве[8] .

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Для эффективного управления бюджетной системой необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм, который является составной частью финансового механизма. По определению ученого Н.В. Гаретовского, бюджетный механизм как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств создается государством. Он является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого исторического этапа развития страны.

Важным звеном в построении бюджетной системы является бюджетное устройство.

Если бюджетная система объективна, существует как абстрактное понятие, так как не зависит от сознания людей, она одинакова для всех стран и не предполагает межбюджетных отношений, то бюджетное устройство имеет разную модификацию в разных странах и включает в себя межбюджетные отношения. Бюджетная система неиерархична, бюджетное же устройство содержит в себе иерархию бюджетных фондов, находящихся в определенной связи.

Учеными-теоретиками и авторами ряда публикаций даются различные понятия бюджетного устройства. В некоторых случаях понятия бюджетного устройства и бюджетной системы совпадают.

В Бюджетном кодексе РФ понятие бюджетное устройство отсутствует. В целом, несмотря на разногласия, большинство авторов обязательно выделяют в понятии бюджетное устройство такой элемент, как совокупность различных видов бюджетов, и этот элемент единодушно выдвигается на первое место.

Отдавая должное профессионализму всех указанных авторов, тем не менее, можно считать возможным сформулировать собственное представление о бюджетном устройстве РФ, опираясь на приведенные аргументы и исходя из нашего понимания термина система вообще и бюджетная система в частности. По мнению автора, бюджетное устройство представляет собой структуру бюджета по уровням управления.

Как уже отмечалось, бюджет одинаков для всех государств, только бюджетные фонды создаются на разных уровнях управления.

Сложная трехуровневая система экономических отношений имеет целью создание бюджетных фондов на каждом уровне управления для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

На федеральном уровне формируемый бюджетный фонд органов федеральной власти (законодательной и представительной) сосредоточивает значительную часть валового внутреннего продукта для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных, социально-экономических функций[9] .

Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты, оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.

Правительство использует бюджетный фонд для экономического воздействия на негосударственную сферу, оказывая влияние на характер общественного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.

В условиях рынка средства федерального фонда должны направляться, прежде всего, на финансирование структурной перестройки экономики, на осуществление комплексных целевых программ, на ускорение социального развития и обеспечение социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Объемы создаваемых на уровне субъектов РФ фондов несколько ниже в сравнении с федеральным уровнем. Они обеспечивают в территориальном разрезе денежными ресурсами органы государственной власти для выполнения ими политических, административных, социальных и других функций, оказывают экономическое воздействие на деятельность организаций в рамках территории, а также решение социально-экономических и культурных задач. В условиях децентрализации роль этого звена управления значительно повышается, бюджетные фонды становятся основной финансовой базой социально-экономического развития территорий.

И, наконец, на третьем уровне управления экономикой - на уровне органов местного самоуправления создано большое количество бюджетных фондов, располагающих разными по объемам средствами, их величина зависит от величины территории населенных мест, количества населения и других факторов, в то же время в своей совокупности они предназначены для решения важнейших задач управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований и выполнения ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в социально-культурной и политической областях. Множественные бюджетные фонды составляют некий фундамент бюджетной системы РФ, и именно от успешного функционирования этого звена зависит ее целостность. Поэтому Правительством РФ обозначена перспектива значительного развития местных бюджетов. В соответствии с новым территориальным делением муниципальных образований создана двухуровневая система управления на местном уровне. Местные бюджеты представлены соответственно бюджетами:

муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

городских и сельских поселений. Несмотря на различие функций, выполняемых каждым уровнем власти, а также различия в масштабах аккумуляции денежных фондов, существует единство систем отношений, обусловленное единым социально-экономическим содержанием сложившегося общественно-экономического устройства и финансовой политики государства. В то же время в силу их определенной самостоятельности и автономности между уровнями бюджетов могут возникнуть противоречия[10] .

Система отношений между бюджетами всех уровней в Российской Федерации постоянно совершенствуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная система представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъектным механизмом формирования и использования совокупности бюджетных фондов различных уровней власти, с другой - непосредственно от людей, полномочных представителей представительных и исполнительных органов зависят направление, характер, степень аккумуляции и инвестирования государственных денежных средств.

Бюджетная система-понятие более емкое и содержательное по своей структуре, оно означает единый комплекс управления бюджетными отношениями, частью которого как элемент является бюджетное устройство.

Как отмечалось выше, бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, сложной подсистемой в создании материальной основы функционирования государства. Поэтому государство должно совершенствовать совокупность отношений, призванных мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития территорий, в бюджетные фонды через налоговый механизм, систему платежей, а также обеспечивать результативность бюджетных средств.

Для достижения этих целей служит организационная структура финансовой системы, в своей деятельности распространяющаяся и на бюджетную систему - финансовый аппарат с его знаниями, способностями, квалификационным опытом и специальные государственные учреждения.

Управление государственными финансами предполагает непосредственную организацию финансового аппарата и его воздействие через финансовый механизм на совокупность денежных отношений в целях их совершенствования. Одним из объектов управления финансами является и бюджет. Это сложный процесс, представляющий собой единство объектов управления (управляемой системы сфер (подсистем) бюджетной системы бюджета) и субъектов управления (управляющей системы финансово-бюджетного аппарата). Это сложная управленческая деятельность, сочетающая в себе работу по совершенствованию организации управления бюджетным процессом, деятельности самих субъектов управления; выбор ими наиболее эффективных методов, их количества, создание условий для рационального использования применяемых методов в управлении с совершенствованием деятельности структуры самого финансово-бюджетного аппарата.

В силу территориального аспекта бюджетных отношений субъекты и объекты управления бюджетом, финансовые институты имеются и на нижестоящих уровнях власти (в регионах, административно-территориальных образованиях), взаимодействующих с организационной структурой на федеральном уровне в целях достижения согласованности, а также нахождения компромиссных решений в рамках государственной бюджетной политики.

В России, как и во всех экономически развитых странах, общее управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов и другим вопросам. Главными властными структурами по управлению бюджетом и налогами являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ.

Сформированная бюджетная система РФ соответствует нынешнему этапу развития государственности. Вместе с тем имеется целый ряд существенных недостатков. Совершенствование должно учитывать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем, дальнейшее взвешенное и осмысленное изучение отечественного опыта финансовых реформ, эффективных в условиях развития экономики России, использование теории и практики экономически развитых стран.

2 . Характеристика отдельных элементов бюджетной системы

2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника - второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ) [11] .

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой цене (с налогом) требует и более высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных запасов;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

2.2 Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

2.3 Безвозвратность государственных расходов

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

По роли в общественном производстве;

Общественному назначению;

Отраслям производства;

Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов[12] .

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

Расходы на социально-культурные нужды;

Военные расходы;

Расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2.4 Бюджетное планирование

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов[13] .

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;

организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами. Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

Заключение

Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Список использованной литературы

I. Официальные источники

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: Одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. - М.: Приор, Б. г. (2000). - 160 с.

II. Учебники, монографии, статьи, диссертации

2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров; Изд. - торговая корпорация Дашков и К. - М.: Дашков и К, 2006. - 484 с.

3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д. э. н., проф.Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 703 с.

4. Бюджетная система России: учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2006. - 750 с.

5. Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 7. - С.62-75

6. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности Финансы и кредит / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - Москва: КноРус, 2008. - 247 c.

7. Закревская Г.С. Развитие понятий бюджет и бюджетная система в теории финансов // Финансы и кредит. - 2007. - N 24. - С.65-70.

8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 670 с.

9. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. - 2-е изд., испр. и доп., 2007. - 233 с.

10. Назаров Н.Н. Понятия финансовая система и бюджетная система в теории финансов // Финансы и кредит. - 2004. - № 19. - С.6 - 10.

11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - Изд.5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2006. - 306 с.

12. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. - Москва: Велби, 2008. - 276 с.

13. Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.] ; Под ред.В. В. Нестерова и Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 430 с.


[1] См.: Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.

[2] См.: Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008. – С. 38.

[3] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 167.

[4] См.: Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.]; Под ред. В.В. Нестерова и Н.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 107.

[5] См.: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – С. 145.

[6] См.: Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 7. – С. 65.

[7] См.: Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп., 2007. – С. 153.

[8] См.: Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2007. – С. 418.

[9] См.: Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – Москва: КноРус, 2008. – С. 128.

[10] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 136.

[11] См: Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006. – С. 156.ф

[12] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 267.

[13] См.: Назаров Н. Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2004. – № 19. – С. 8.

Скачать архив с текстом документа