Экономический расчет оборудования АТП
СОДЕРЖАНИЕ: Перемещение предметов труда в процессе производства внутризаводским транспортом. Технико-экономическая часть, расчет капитальных вложений, составление сметы. Расчет показателей экономической эффективности проекта. Затраты на содержание помещений.СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Исходные данные
1. Технико-экономическая часть, расчет капитальных
вложений
2. Составные сметы затрат
3. Затраты на содержание помещений
4. Расчет показателей экономической эффективности проекта
Вывод
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Перемещение предметов труда в процессе производства осуществляется с помощью внутризаводского транспорта. Весь транспорт делится последующим признакам: назначению (внешний, межцеховой, внутрицеховой, складской и рабочего места); принципу действия ( прерывный и непрерывный).
Одна из важных задач транспортного хозяйства – обеспечение сохранности и качества грузов, характер которых определяет транспортные средства, способ транспортировки (в таре или без тары), скорость перевозки.
В целях обеспечения равномерности грузопотоков работы внутризаводского транспорта организуют на основе маршрутных перевозок. Различают три системы маршрутов: маятниковую, веерную и кольцевую.
Маятниковая система предусматривает перевозку грузов между двумя точками (цехами, складом и цехом). В этом случае груз везут в одном направлении и порожние перевозки составляют почти 50 % .
Веерная система предполагает перевозку грузов из одного пункта в несколько мест и целесообразно при сравнительно небольших объёмах перевозок в каждый пункт перевозок.
Кольцевая система применяется при последовательной транспортировки грузов из пункта в пункт по замкнутому маршруту.
Перевозки на предприятиях планируют по стандартным расписаниям ( календарным графикам) и заявлениям.
Основным показателем, характеризующим объем транспортной работы на предприятии, является грузооборот, т.е. сумма грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период ( месяц, квартал, год).
Внутренний грузопоток – количество груза, перемещаемое в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки в расчетную единицу времени ( год, квартал, месяц, сутки).
Основные пути совершенствования организации внутри заводского транспорта – дальнейшая механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Численность рабочих |
2 |
Трудоемкость трудовой работы оборудования |
4400 |
Количество автомобилей |
230 |
Количество смен в сутки |
1 |
Годовой пробег автомобиля |
8987765 |
Марка |
Ваз2110 |
Установленная мощность двигателя |
65 |
Стоимость оборудования |
30300 |
Стоимость здании |
1300000 |
Расход и прочие |
1100 13001700 |
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Расчет капитальных вложений
В состав капитальных вложений на реконструкцию зоны ТО и ТР
Включается затраты на приобретение, доставку, монтаж, и демонтаж старого оборудования, строительные работы.
При реконструкции и расширении производственных подразделений учитывается стоимость высвобождающего оборудования и остаточная стоимость ликвидируемого оборудования.
Сумма капитальных вложений, К – руб.
К=Соб+Сдм+Стр, (1.1)
где Соб – стоимость приобретаемого оборудования, инвентаря, приборов и приспособлений;
Сдм – затраты на демонтаж оборудования;
Стр – затраты на транспортировку оборудования.
Соб=30300 руб.
К= 30300+( 30300*0,1)+(30300*0,05)
К=34845
Стоимость приобретаемого оборудования, инвентаря, приборов и приспособлений определяется в технологической части проекта по специально составленной смете. Затраты на демонтаж и монтаж оборудования принимаются равными 5%-15% затрат от стоимости оборудования.
Суммарная стоимость оборудования, приведенного в таблице 1.
Таблица 1 – Суммарная стоимость оборудования
Наименование |
Габаритные размеры |
Количество |
Стоимость |
Комплект изделий для очистки и проверки свечей зажигания |
196*176*280 |
1 |
630 |
Комплект инструментов для ремонта электрооборудования автомобилей |
460*220*76 |
1 |
21000 |
Верстак для электриков |
1400*800 |
1 |
1300 |
Ванна для мойки деталей |
2500*800 |
1 |
1700 |
Итого: |
30300 |
2. СОСТАВНЫЕ СМЕТЫ ЗАТРАТ
Смета затрат на производство определяет общую сумму расходов производственного подразделения на плановый период и необходима для расчета себестоимости продукции этого подразделения. В проектах по ТО и ТР автомобилей смета составляется по экономическим элементам: заработная плата производственных рабочих, начисления на социальные нужды, материалы, запасные части, накладные расходы.
2.1 Заработная плата производственных рабочих
В фонд этой заработной платы включаются фонды основной и дополнительной заработной платы.
Фонд основной заработной платы включает все виды оплаты труда за фактически проработанное время. В его состав входят : оплата по сдельным расценкам или тарифным ставкам, доплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а также премии.
По тарифным ставкам годовой фонд основной заработной платы определяется по формуле
Основная заработная плата, З осн , руб
З осн= Счас*Кр*Т*Кпд (2.1)
где, Счас – средняя часовая тарифная ставка, руб.;
Кр – районный коэффициент =1,3
Т – трудоемкость годового объема работ, чел/час;
Кпд – коэффициент, учитывающий премии и доплаты = 1,1;
Зосн = 84*1,3*4400*1,1
Зосн = 528528
Часовая ставка рабочего соответствующего разряда, Счас – руб.;
Счас = (Счас n)/N(2.2)
где, N – число рабочих соответствующего разряда;
общ – общее число рабочих на участке, чел;
n – количество разрядов рабочих.
Сведения о часовых ставках сведены в таблицу 2
Счас = 42*2/1
Счфс = 84 руб.
Начисления по социальному страхованию, Нз – руб.
Нз = 0,26 * Зобщ(2.3)
Нз = 0,26 * 528528
Нз = 137417,3 руб.
Фзп = Зобщ + Нз(2.4)
Фзп = 528528 + 137417,3
Фзп = 665945,3 руб.
2.2 Материалы
Стоимость материалов определяется на основе действующих нормз атрат на ТО, ТР подвижного состава . Расчет ведется по каждому виду технического воздействия на 1000 километров пробега с учетом поправочных коэффициентов на условие эксплуатации
Норма затрат на материалы на 1000 км пробега для определенного вида воздействия, SM-руб.
См = (Sm * Lг)/1000 (2.5)
Lг – годовой пробег автомобилей ( из таблицы исходных данных).
См = (150*8987765)/1000
См = 1348164,7 руб.
2.3 Запасные части
Стоимость запасных частей при текущем ремонте определяется аналогично стоимости материалов с использованием норм затрат на запасные части на 1000 км пробега.
Сзч = (Sз * Lг)/1000(2.6)
Сзч = (120 * 8987765)/1000
Сзч = 1078531,8 руб.
2.4 Накладные расходы
При проектировании работы отдельных производственных подразделений, кроме перечисленных расходов, называемых прямыми, необходимо учитывать косвенные (накладные) расходы.
Годовой фонд заработной платы вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле
Свсп = 12 * Кр * Кгщ *(3Мi * N)(2.7)
где, Кр – коэффициент, начисленный на заработную плату Кр = 1,3;
ЗМ1 – среднемесячная заработная плата определенной категории работающих;
N – число работников соответствующей категории, чел.;
N – число категорий, по которым ведется расчет.
Свсп = 12*1,3*1,4*13000
Свсп = 283920 руб.
Среднемесячная заработная плата руководящего состава сведена в таблицу 3
Таблица 3 – Среднемесячная заработная плата руководящего
Категория персонала |
Количество |
Среднемесячная З/П |
Главный механик |
1 |
13000 |
Всего: |
1 |
13000 |
2.5 Стоимость вспомогательных материалов
Стоимость силовой электроэнергии определяется по формуле
Сэ = Wэ * Цэ(2.8)
где, Сэ – стоимость электроэнергии, руб.;
Wэ – потребность в силовой электроэнергии
Цэ – стоимость 1кВт-ч. силовой электроэнергии
Сэ = 207886,8*9,9
Сэ = 2058079,3 руб.
При этом потребность в силовой электроэнергии определяется по формуле
Wэ = (Nу*Fэф*)(2.9)
где, Fэф – эффективный фонд времени работы оборудования, час.;
– коэффициент полезного действия двигателей ( – 0,95);
cos – коэффициент потерь энергии в сети,( 0,85).
Wэ = ( 65*2861,6*0,95)/0,85
Wэ = 207886,8 кВт/ч
Fэф = Дрг*С*Тсм ( 1-/100)(2.10)
где, Дрг – количество рабочих дней в году;
С – количество смен в сутки;
Тсм – продолжительность смены, час;
= 2,5% простоев в плановом ремонте.
Fэф = 365*1*8*(1-2/100)
Fэф = 2861,6 час.
Стоимость воды для технологических целей, руб.
Св = Vв*Fэф*Кз*Цв(2.11)
где, Vв – суммарный часовой расход воды по производственному подразделению,
Кз – коэффициент загрузки оборудования, Кз = 0,85
Цв – стоимость 1 куб. м воды, руб.
Св = 6,6*2861,6*0,85*3,5
Св = 56187,5 руб.
Стоимость сжатого воздуха
Ссж = Vсж*Fэф*Кз*Цсж(2.12)
Ссж = 18,2*2861,6*0,85*3,5
Ссж = 154941,3 руб.
Затраты на паровое отопление, Сот – руб.
Сот = (Нт*Фот*Vзд*Ц)/1000*I (2.13)
где, Нт – удельный расход тепла на 1м здания, ккал/ч,
Нт = 15 – в помещениях с искусственной вентиляцией,
Нт = 25 – в помещениях с естественной вентиляцией;
Фот – продолжительность отопительного сезона, час ( для средней полосы – 4320);
Vзд – объем зданий, м;
I – удельная теплоемкость, ккал/кг град, для пара малого давления I = 540
Сот = (15*4320*225,45*125)/1000*540
Сот = 3381,7 руб.
Затраты на освещение
Сос = Wос*1,9 (2.14)
где, Wос – общая световая мощность ламп, кВт-ч;
Ц стоимость 1кВт электроэнергии,руб.
Сос = 1431,68*330
Сос = 472454,4 руб.
Общая световая мощность ламп
Wос = R*Q*Fy (2.15)
Где, R – норма расхода электроэнергии, кВт/м (15-20 Вт кв.мплощади пола);
Q – продолжительность работы освещения в течении года ( всреднем 3150 час для средней полосы на широте 40-60);
Fy – площадь пола, кв.м.
Woc = 0,015*3150*30,3
Woc = 1431,68 руб.
Затраты на воду для бытовых нужд определяются из расчета 40 литров за смену на каждого работающего, руб.
Сбн = (40*Дрг*Nppa*Ц)\1000(2.16)
Сбн = (40*365*1*561875)/1000
Сбн = 8203375 руб.
3. ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ
Спом = Сот+Сос+Св (3.1)
Спом = 3381,7+472454,4+56187,5
Спом = 532023,6 руб.
3.1 Затраты на текущий ремонт оборудования
Принимаются в размере 5% от стоимости оборудования, а текущий ремонт зданий – 2% от стоимости зданий.
Стр.об = 5%*Соб(3.2)
Стр.об = 0,05*30300
Стр.об = 1515 руб.
Стр.зд = 2%*Сзд
Стр.зд = 0,02*1300000
Стр.зд = 26000 руб.
Амортизационные отчисления по оборудованию принимаются в размере 12% от стоимости оборудования, а зданий -3% от стоимости зданий.
Сам.об = 12%*Соб(3.3)
Сам.об = 0,12*30300
Сам.об = 3636 руб.
Сам.зд = 3%*Сзд
Сам.зд = 0,03*1300000
Сам.зд = 39000 руб.
Затраты на содержание, ремонт и возобновление инвентаря принимаются в размере 3,5% - 4% от стоимости инвентаря.
Синв = 4%*Sинв(3.4)
Синв = 0,04*1515
Синв = 60,6 руб.
Sинв = 5%*Соб(3.5)
Sинв = 0,05*30300
Sинв = 1515 руб.
3.2 Затраты на содержание, ремонт и возобновление малоценных и быстроизнашивающихся приспособлений и инструментов.
Принимаются по данным предприятия на одного рабочего
Снц = Nоб* Цнц(3.6)
Снц = 1*1100
Снц = 1100 руб.
3.3 Затраты на изобретательство и рационализацию
Принимаются по данным предприятия на 1 рабочего в год.
Сиз = Коб*Циз(3.7)
Сиз = 1*1300
Сиз = 1300 руб.
3.4 Затраты по статье «Охрана труда»
Принимаются по данным предприятия на 1 рабочего ( основного и вспомогательного).
Сохр = Nоб*Цохр (3.8)
Сохр = 1*1700
Сохр = 1700 руб.
3.5 Прочие затраты 5% от суммы затрат по предыдущим статьям.
Спр = 5%*LC(3.9)
Спр = 0,05*1785106,9
Спр = 89255,3
Сi = Сохр+Сиз+Синв+Снц+Сам.об+Стр.зд+Спом+Св+Сос+
+Сот+Сэ+Свсп+Ссж+Стр.об(3.10)
Сi = 1700+1300+60,6+1100+3636+39000+26000+
+532023,6+56187,5+472454,4+3381,7+207886,8+
+283920+154941,3+1515
Сi = 1785106,9 руб.
Сведения о затратах заносятся в таблицу 4
Таблица 4 – Статьи затрат
Статьи расходов |
Сумма, руб. |
Зарплата руководителей, специалистов и служащих |
283920 |
Вспомогательные материалы: |
|
Электроэнергия |
2058079,3 |
Вода для технических нужд |
56187,5 |
Сжатый воздух |
154941,3 |
Содержание производственных помещений |
532023,6 |
Текущий ремонт оборудования |
1515 |
Текущий ремонт зданий |
26000 |
Амортизационные отчисления по оборудованию |
3636 |
Амортизационные отчисления по зданиям |
39000 |
Содержания ремонт инвентаря |
60,6 |
Содержание и ремонт мелких и быстроизнашивающихся приспособлений |
1100 |
Изобретательство |
1300 |
Охрана труда |
1700 |
Прочие затраты |
89255,3 |
Итого |
324871,6 |
3.6 Отношение статей расходов к заработной плате
ремонтных рабочих
(Зосн/Фзп)*100%(3.11)
(528528/665945,3)*100%
Зр = 79,3
После определения всех затрат по статьям рассчитывается себестоимость единицы продукции.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 5
Таблица 5
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Удельные затраты |
Далее статьи, % |
Зарплата производственных рабочих |
528528 |
120,12 |
15,65 |
Начисление на социальное страхование |
137417,3 |
31,23 |
4,08 |
Материалы |
1348164,7 |
306,41 |
39,93 |
Запасные части |
1078531,8 |
245,12 |
31,94 |
Накладные расчеты |
283920 |
64,52 |
8,40 |
Итого |
337656,8 |
767,4 |
100 |
3.7 Производительность труда
Рт = Т/Кр, чел/час (3.12)
Рт = 4400/2
Рт = 2200 чел/час.
4. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Итогом экономической части дипломного проекта является оценка экономической эффективности реконструкции зоны ТО и ТР. С этой целью рассчитываются показатели условно - годовой экономии, годового экономического эффекта и срок окупаемости.
Условно – годовая экономия на снижение себестоимости
Ээ = (С1-С2)*Т2,(4.1)
где, С1, С2 – себестоимость единицы продукции (1 чел/час)соответственно по проекту и фактически, руб.;
Т2 – проектируемый годовой объем работ по трудоемкости, чел/час.
Ээ = (800-767,4)*4400
Ээ = 143440
Годовой экономический эффект, Эг – руб.
Эг = (Ээ – К)*Ен, (4.2)
Где, К – капитальные вложения, руб;
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности, Ен = 0,15.
Эг = 143440-(34845*0,15)
Эг = 138213,25 руб.
Срок окупаемости капитальных вложений, Т – лет.
Т = К/Ээ (4.3)
Т = 34845/143440
Т = 0,24 года
Расчет производительности труда
Пт = Тг/N(4.4)
Пт = 4400/2
Пт = 2200
Итоговые результаты экономического расчета сводятся в таблицу 6
Таблица 6 – Годовые технико-экономические показатели
Показатели |
Единица измерения |
По зав. Отчетным данным |
По проекту расчета |
Отклонение, % |
Списочное число автомобилей |
Шт. |
230 |
230 |
0 |
Общии пробег автомобилей |
Тыс.км |
8987765 |
8987765 |
0 |
Коэффициент технической готовности |
Час |
0,86 |
0,82 |
-6 |
Трудоемкость работ производственного подразделения |
Чел/час |
2200 |
2200 |
0 |
Число производственных рабочих |
Чел. |
2 |
2 |
0 |
Среднемесячная заработная плата производственных рабочих |
Руб. |
22022 |
22022 |
0 |
Производительность туда |
Чел/час |
2200 |
2200 |
0 |
Себестоимость продукции |
Руб. |
767,4 |
800 |
|
Капитальные вложения |
Руб. |
34845 |
||
Годовая экономия от снижения себестоимости продукции |
Руб. |
143440 |
||
Срок окупаемости капитальных вложений |
Лет |
0,24 |
||
Годовой Экономический эффект |
Руб. |
138213,25 |
Вывод
В результате проведенного анализа численности производственных рабочих и производительности труда одного работника, было выявлено:
по проекту по отношению к фактически существующей численности рабочих, численность работников не изменилась;
производительность труда не изменилась.
При реконструкции, участи водителей в данных процессах исключается.
Коэффициент технической готовности является обобщающим показателем, отражающим условия работы автомобилей и различные стороны организации технического обслуживания и ремонта. Увеличение коэффициента технической готовности на 6,5% обслуживается тем, что устаревшее оборудование. Это отрицательно складывается на показателях работы технической службы АТП.
Анализ среднемесячной заработной платы показал, что фонд оплаты труда не изменился. Снижение себестоимости продукции в рублях на 7,1%, является положительном фактором проведенной реконструкции.
В целом можно сделать вывод, что после проведения реконструкции на предприятии произошли изменения в лучшую сторону, как для ремонтного персонала, так и для предприятия в целом.
Литература
1. И. С. Туревский, Экономика и управление автотранспортным предприятием, 2005 г.
2. Г.А. Кононовой. Экономика автомобильного транспорта.
3. Данные практики.