Экономическое могущество США после Второй мировой войны
СОДЕРЖАНИЕ: Факторы экономического могущества. Сущность консервативной модели развития. Экономика США на данном этапе. Бесспорный лидер капиталистического мира. Структурная перестройка промышленного производства. Эффективность хозяйства США.Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны.
1. Факторы экономического могущества.
2. Сущность консервативной модели развития.
3. Экономика США на данном этапе.
1. Соединенные Штаты Америки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За годы войны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.
Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции капиталистического мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплавки стали, 17 % — производства зерна, 63 % — кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.
С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.
После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризису 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых создать стимул для производства товаров широкого потребления и для капитального строительства.
Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить максимальные занятость, производство и покупательную способность. В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодно доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.
Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.
В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна предложила программу реформ, получивших название справедливого курса. Она предусматривала повышение минимума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи фермерам и финансовую поддержку штатам на цели образования, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из стабилизаторов американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низко доходных семей в течение шести лет.
Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление плана Маршалла и война в Корее. План Маршалла, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В плане Маршалла согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия плана Маршалла Конгресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря плану Маршалла США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны генерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.
Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.
Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Таким образом, в течение первого послевоенного десятилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни страны, что особенно проявилось в период реконверсии и послевоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста становятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих держав и холодной войны.
В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную программу. Одним из ее главных компонентов стала идея добровольных ограничений, согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продукцию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной политики стало сокращение расходов федерального правительства. Была заморожена заработная плата государственных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некоторому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюнктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Были санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик Стеле и др.), что вызвало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.
Инфляция стала подлинным бичом американской экономики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше всего страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повышения цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы бегство от денег. Богатые американцы вкладывали деньги в недвижимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли процентные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличения сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низкооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по социальному страхованию исчислялись на основе индекса прожиточного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Малоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная способность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен казался безостановочным.
В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая финансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительстве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки — 18 %, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борьба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.
Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президентство американские историки назвали бесцветным, а самого президента — автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца.
2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название рейганомики.
Рейганомика явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической промышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.
Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута программа нового федерализма. Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. потолок личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15 % — на подлежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13 %.
В итоге подъема 1983 — 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.
Главными факторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:
1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;
2) устойчивый рост реального объема личного потребления;
3) стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате рейганомики дефицит государственного бюджета США составил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых слоев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность среднего класса, на который падало 60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты американской мечты.
Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 - в Швеции.
Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно автономного к более открытому типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982-1988 гг.
Депрессивное состояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.
В конце 80-х гг. экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций превысила И млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13 %. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Фактором торможения экономического роста послужило начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти непрерывно, за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %, аза 1988-1991 гг. - на 9 %.
Общая продолжительность спада составила 10 месяцев — с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2 %. Он затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлургической промышленности за тот же период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлек снижение производства стройматериалов. За 1990—1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций — на 6,4, бытовой техники, ковровых изделий и мебели — на 27 %.
В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спрос на продукцию которых сохранялся. Экспортная экспансия способствовала стабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989—1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.
Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., растущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи с этим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:
а) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;
б) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;
в) усиление роли государства в решении социальных проблем.
План стабилизации экономики, разработанный демократической администрацией, состоит из трех основных программ:
1) краткосрочной программы стимулирования экономики, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее задача — увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, а также путем развития системы общественных работ;
2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предполагает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяйства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;
3) программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста. Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997 г.
В 1992 г. в США начался экономический подъем, характерными чертами которого являются сравнительно невысокие, но стабильные темпы и сбалансированность роста. Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фоне общего замедления потребительского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-ми сохранился и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболее обеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаров длительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5 %, а объем инвестиций в жилье - на 42 %.
Вместе с тем основой экономического подъема в США в 90-е гг. в значительной степени является инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом технического переоснащения производства на базе современной компьютерной техники. За 1992—1996 гг. объем частных инвестиций в экономику увеличился на 37 против 3 % во второй половине 80-х гг.
За первые четыре года президентства Б.Клинтона бюджетный дефицит сократился на 63 %, составив 107,3 млрд дол. Этот результат был достигнут благодаря как реалистичной и сдержанной бюджетной макрополитике президента, так и экономическому подъему. Одновременно впервые за много лет снизился уровень инфляции (2,7 %) и норма безработицы (5,6 %).
Для действующего президента сложилась исключительно благоприятная ситуация для повторной победы на выборах. 5 ноября 1996 г. он был избран на второй четырехлетний срок. За Б.Клинтона проголосовало 49 % избирателей, принявших участие в выборах, или 24 % электората. В процессе опросов, проведенных в день выборов, 33 % избирателей отметили улучшение своего материального положения по сравнению с 1992 г. и только 20 % — ухудшение. Около 56 % избирателей оценили положение в экономике как отличное или хорошее.
Однако по-прежнему серьезной проблемой экономики США остается дефицит внешнеторгового баланса. В 1992—1996 гг. объем импорта товаров и услуг в сопоставимых ценах увеличился более чем на 50 %, а прирост экспорта товаров и услуг уменьшился почти вдвое. В результате отрицательная величина частного экспорта возросла с 29,5 млрд дол. в 1992 г. до 117,1 млрд дол. в 1996 г. Это произошло в основном за счет увеличения пассива в торговле с индустриально развитыми странами Западной Европы, Канадой и Японией (торговля с Японией дала 40 % всей величины пассивного сальдо американского торгового баланса).
Для проблемы дефицита внешнеторгового баланса США должны будут урегулировать торгово-экономические противоречия с Японией и, используя дву- и многосторонние механизмы, расширить экспорт товаров и услуг в Южную Корею, Китай, страны ЕС и Канаду.
Таким образом, опыт развития американской экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что решение ее проблем зависит не только от выбора средств государственной политики, но и от потенциальных возможностей адаптироваться к существованию в новых мирохозяйственных условиях взаимозависимости государств.
3. Современные США - сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средства международного влияния. Американская модель экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальными государствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей.
Соотношение отраслей в экономике США отражает сложившееся общественное разделение труда и пропорции общественного воспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США.
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, технической модернизации промышленности с относительно несложным производством, повышении эффективности использования производственного аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).
В начале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время оно превратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях духовного производства (наука и образование), а также восстановления физических и творческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с обеспечением отдыха населения.
Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технического прогресса.
Структурная перестройка промышленного производства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевых отраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышенности. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций в промышленности.
На протяжении ряда десятилетий доля добывающей промышленности в структуре всего промышленного производства США сокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения в производстве затрат материалов, сырья и энергии.
Список использованной литературы
- Полетаева Н.И., Пашкевич Л.Ф., Шаповал Г.Ф. и др. Экономическая история зарубежных стран.; Под ред. Голубовича В.И. Мн.: Экоперспектива, 2002.
- Лан В.И. США в военные и послевоенные годы (1940-1960). М.: Наука, 1978.