Экономическое содержание перестройки
СОДЕРЖАНИЕ: Политика Горбачева. Программа 500 дней. Падение производства и промышленности. Неудачные итоги.Экономическое содержание перестройки
В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.
После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название перестройки и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.
Период перестройки можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться ускорения социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране (путч августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.
В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция ускорения социально-экономического развития страны. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года.
Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия ускорения была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд кампаний. Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. 5 (*)
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно:- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др;- увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками;- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей;- значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Впервые после войны был включен денежный станок.
В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция ускорения фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования.В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты Основные положения коренной перестройки управления экономикой. Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.
Принятый закон О государственном предприятии (объединении) существенно расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Был принят также закон О кооперации, который стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.
В условиях господства государственной экономической системы без налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые кооперативы, не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более, что налог на кооперативы был установлен в размере всего лишь 3 процентов.
Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы при минимальном росте выпуска продукции. Если прирост денежных доходов населения в процентах к предыдущему году в 1987 году составил 3,9,то в 1988 - 9,2, в 1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990 году эмиссия наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза .
В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вызвало взрыв недовольства.Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых конфликтов не дал результатов.
Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к планово-рыночной экономике, рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.
Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ,в том числе программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая предлагала более радикальные меры, ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам.2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.
Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует.Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.
На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.
В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.
Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюзную Программу 500 дней. В ее разработке принимали участие представители почти всех союзных республик.
В чем ее суть?
В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были опускаться по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.
В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила Программу 500 дней и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе.
Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой программы.Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от Программы 500 дней предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение Программы 500 дней, что вызвало конфликт между Центром и Россией.
Однако в 1991 году разразился экономический кризис ., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось. Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году.
Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных изменений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных до конца экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.
Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества.
Список литературы
Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. – М.: Простор,1997