Экономика Англии в послевоенные годы 1945 г. - начало XXI века
СОДЕРЖАНИЕ: Введение В данной работе рассматриваются такие вопросы как экономика Англии в период с 1945 г. начало XXI века и экономическое развитие России в XVII века.Введение
В данной работе рассматриваются такие вопросы как экономика Англии в период с 1945 г. начало XXI века и экономическое развитие России в XVII века.
Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Англия пережила гитлеровское вторжение, бомбардировкам подвергались английские города. Были блокированы морские коммуникации, оккупирован ряд колоний, утрачена значительная часть торгового и военно-морского флота. Затраты Англии на войну составили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос втрое Более 1 млрд. фунтов стерлингов из английских капиталовложений за границей было израсходовано на оплату военных поставок. Внешняя задолженность государства достигла 3 млрд. фунтов стерлингов. Значительно сократился экспорт английских товаров.
Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVII века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
В ведущих отраслях производства видное место начинают занимать более или менее крупные предприятия. Создание и развитие крупных предприятий способствовало росту разделения труда и усовершенствованию техники. Характерной чертой развития городского ремесла являлось появление новых, все более узких специальностей.
Увеличивалось торгово-промышленное население России. Рост ремесла и торговли был первым признаком зарождения капиталистических отношений в России, однако тогда еще не наблюдались условия, которые были бы способны кардинально изменить существующий в стране экономический уклад, в то время как экономика западноевропейских стран стремительно развивалась в направлении установления капитализма. В России не было единого национального рынка, товарно-денежные отношения основывались на продаже избыточного продукта феодального натурального хозяйства. .
Целью моей работы является выявление и рассмотрение экономических последствий второй мировой войны для Англии, а также развитие экономики Англии в период в 1945 года начало XXI века. Рассмотрим основные этапы экономического развития России XVII века, появление и развитие мануфактур, ремесло, внутреннюю и внешнюю политику, а также развитие сельского хозяйства и окончательное закрепощение крестьян.
1. Экономика Англии в послевоенные годы ( 1945 г. - начало XXI века)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
После второй мировой войны экономическое положение Англии ухудшилось. Главный соперник Англии — Соединенные Штаты Америки — чрезвычайно усилились и по своей экономической мощи значительно опередили ее. После окончания войны Англия производила в 5 раз меньше промышленной продукции, чем США, и более чем втрое отставала от них по размерам экспорта.
Хотя людские потери Англии в войне были сравнительно невелики (примерно 250 тыс. человек убитыми), ей пришлось испытать на себе угрозу вражеского вторжения, тяжесть воздушных бомбардировок, которым подвергались Лондон, Бирмингем, Ковентри и другие города, блокаду немецкими кораблями английских морских коммуникаций, оккупацию врагом ряда стран Британской империи (Бирма, Сингапур, Малайя, часть Египта), потерю большой части торгового и военно-морского флота. Население испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, карточной системы, «черного рынка», инфляции.
Несмотря на огромное увеличение выпуска военной продукции, промышленное производство в целом за годы войны не только не возросло, но сократилось на 5%, расходы на войну составили 25 млрд. ф. ст. Англии пришлось израсходовать примерно 1/3 своих заграничных капиталовложений, особенно в странах Британской империи . Около 3,5 млрд. ф. ст. Англия задолжала своим колониям, получая от них дефицитные товары в кредит. Государственный долг Англии увеличился за годы войны втрое. Война привела к усилению зависимости Англии от США.
Большой удар английскому империализму был нанесен в результате подъема национально-освободительного движения в странах Британской империи. Этот процесс, развернувшийся в ходе войны и особенно после нее, привел к освобождению уже в первые послевоенные годы ряда английских колоний (Индия, Бирма, Цейлон, Нигерия, Судан, Кипр, Кения и многие другие государства), добившихся национальной независимости. Для Англии, чей экономический потенциал веками во многом зависел от колоний, распад колониальной системы означал существенное ослабление её былого могущества и серьезные психологические последствия.
В декабре 1945 г. английское правительство подписало финансовое соглашение, по которому США предоставляли Англии на весьма жестких условиях кредит в сумме 4400 млн. долл. Этот кредит был израсходован за один год главным образом па закупку американских же товаров. Не помог оздоровлению английской экономики и «план Маршалла», в систему которого Англия активно включилась в 1948 г. Американские поставки, полученные Англией за четыре года действия «плана Маршалла», составили общую сумму в 2700 млн. долл., однако вместо необходимого промышленного сырья и оборудования Англия получала в основном залежалые американские товары (вроде табака, консервов, яичного порошка) и вооружение.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Важнейшее мероприятие, направленное на усиление экономической роли государства в Англии, — национализация ряда отраслей хозяйства, осуществленная лейбористским правительством в период с 1945 по 1951 г. Были национализированы угольная, газовая промышленность, электростанции и система электропередач, черная металлургия, беспроволочная связь, транспорт (железнодорожный, частично внутренний водный и автомобильный). Проводя национализацию, лейбористское правительство заявляло, что оно этим якобы осуществляет коренные социальные преобразования. Действительно, старые угольные шахты, например, приносили их владельцам убытки, а необходимая модернизация их требовала крупных капиталовложений, на которые шахтовладельцы не шли. Государство, национализируя угольную промышленность, уплатило владельцам шахт повышенную компенсацию и взяло расходы по капитальному переоборудованию шахт на себя (за счет налогоплательщиков)
Лейбористское правительство национализировало также Английский банк, но не коснулось крупнейших банков «большой пятерки». За национализированные предприятия государство выплатило капиталистам огромную сумму в качестве компенсации. Для английской крупной буржуазии национализация была выгодной. В результате крупных капиталовложений, произведенных за счет государства, черная металлургия смогла вновь стать прибыльной для монополий. К тому же при денационализации монополисты получили дополнительную солидную выгоду: им был продан по сниженным ценам ряд хорошо технически оснащенных крупных металлургических заводов, построенных государством.
Некоторые новые услуги, такие как телекоммуникации, оказались во владении государства как результат расширения существующих государственных услуг.
Национализация увеличила занятость в общественном секторе на 2 млн чел. Национализированные предприятия в 1951 г. насчитывали 2.3 млн чел. Эту цифру можно сравнить с цифрой занятости в гражданском секторе в 1951 г. - 22.75 млн чел. Таким образом, каждый десятый работник представлял национализированное предприятие.
Таким образом, движущими общественными силами национализации стали:
- бюрократия,
- работники отраслей, малоперспективных, нуждавшихся в серьезной реструктуризации, из-за опасения потери привычных рабочих мест и заработков.
Лейбористы проводили активную антициклическую политику: при замедлении темпов роста практиковались низкие процентные ставки и увеличение государственных инвестиций; при «перегреве» экономике — увеличение процентной ставки и уменьшение государственных расходов.
Одной из мер государственного вмешательства в экономику являлась борьба с дефицитом государственного бюджета и платежного баланса. Так, в 1947 г. Была принята программа суровой экономики, предусматривавшая рост налогов и сокращение государственных расходов на социальные нужды, ограничение объема импорта, повышение банковского процента.
В 1948 г. было принудительное регулирование заработной платы. Правительство провело широкомасштабное «замораживание» заработной платы. В последующие годы государство продолжало активно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом, проводя эту политику.
В сферу государственного регулирования вошла не только промышленность, но и сельское хозяйство. В целях обеспечения продовольственной безопасности государство стало искусственными методами поддерживать фермеров. Оно стало покрывать около 1/4 их производственных расходов: скупало продукцию по гарантированным ценам, платило премии за повышение урожайности и продуктивности животноводства, в результате производство в Англии выросло более чем в трое, и более 60 % потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.
Несмотря на все трудности, английская экономика достаточно быстро завершила послевоенное восстановление. Уже в 1948 г. Был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1951 г. Объем промышленной продукции на треть превысил уровень 1937 г.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТОРОВ 80-х гг.(«ТЭТЧЕРИЗМ»)
Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной. Идеологической основой политики М. Тэтчер являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции тэтчеризма уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем сокращения расходов и налогообложения, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и приватизации принадлежавших государству отраслей промышленности. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. Одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию продажу акций нефтяной компании Бритиш петролеум. Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, подвергались перестройке. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать здоровую конкуренцию универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.
Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса.
Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 34 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии. Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.
Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья . Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.
Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач. Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией. Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью.
Наиболее динамичными факторами внутреннего спроса были потребительские расходы населения. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло активное использование кредитов, кредит стал более доступным для широких масс населения. В структуре потребления опережающими темпами росли расходы на товары длительного потребления и в первую очередь на автомобили, бытовую электронику, персональные компьютеры, жилье. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продукции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать производство зарубежным оборудованием.
Возросла занятость в экономике, подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер объявило о начале реализации программы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последующее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к среднему слою стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70 % автомобили, 46 % видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.
Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что тэтчеризм применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. Тэтчеризм как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.
ОТНОШЕНИЯ С ЕЭС.
В марте 1957 года представители шести западноевропейских стран - Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Люксембурга и Нидерландов -подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Англия в ЕЭС не вошла. Английские правящие круги хотя и не слишком верили в эффективность ЕЭС, но в то же время опасались, что если Сообщество наберет силу, то оно станет конкурентом Англии в борьбе за рынки сбыта. Поэтому Англия выдвинула план западноевропейской зоны свободной торговли чтобы помешать развитию интеграции шестерки. Однако по мере возрастания роли ЕЭС европейский рынок для Англии становился все более важным, и тогда Лондон начал переговоры с Общим рынком о вступлении в него, правда, на своих собственных условиях, таких, которые позволили бы полностью сохранить специфические отношения Англии с США и лишь незначительно затронуть ее связи со странами Содружества.
Переговоры шли с трудом, прерывались и вновь возобновлялись, пока наконец в январе 1973 года Англия не стала членом ЕЭС. Англия согласилась и выполнила те условия, которые ей поставили при вступлении в Сообщество, а затем начала добиваться изменения своего положения в Общем рынке и своего финансового вклада.
Характерной чертой развития Общего рынка в 80-х годах стало обострение разногласий в нем, когда Сообщество шло от одного кризиса к другому. Англия проводила жесткую, порой конфронтационную линию в отношении своих партнеров, требуя снижения британского взноса в бюджет ЕЭС и угрожая, что если это не будет сделано, то она вообще может прекратить выплаты в бюджет Общего рынка.
Одним из серьезных предметов расхождений Англии с ЕЭС была его сельскохозяйственная политика, из бюджета Сообщества в 80-х годах тратились на так называемую сельскохозяйственную политику (ЕСП). Заинтересованность Англии в реформе ЕСП объясняется спецификой ее сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВНП Британии составляла всего 2,9%. Это был самый низкий показатель среди других стран ЕЭС, но, несмотря на это, а может быть, именно поэтому англичане справедливо гордились достижениями своего сельского хозяйства.
Расходы Англии по ЕСП значительно превышали выплаты ей из бюджета ЕЭС. Поэтому Англия требовала реформы ЕСП, а Франция и другие страны (Италия, Греция) противились этому. Многие английские фермеры отрицательно относились к политике ЕЭС в области сельского хозяйства.
Традиционная политика Британии состояла в том, чтобы, занимая особое (островное) положение в Европе, проводить линию скорее на разъединение, чем на объединение европейских государств. Старый принцип разделяй и властвуй проводился британской дипломатией и в отношении современной Европы. Англия выступала против сближения Франции с ФРГ, Италии с Францией и т.д., с тем чтобы в Сообществе не было внутриблоковых тесных отношений, которые помешали бы ей играть решающую роль в Общем рынке.
ЭКОНОМИКА АНГЛИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI вв.
В начале XX века английская экономика продолжала своё развитие. Увеличилось потребление хлопка, бурно развивалось сельское хозяйство: производство продуктов питания, сырья для легкой промышленности. Особенно быстро развиваются еще новые промышленности – химическая и электронная. Но несмотря на успешное развитие, английская промышленность заметно теряла свои позиции, отставание от конкурентов увеличивалось. Англия постоянно расширялась как колониальная держава, в следствии того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли. Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести некоторою продукцию. Поэтому проблема дальнейшего экономического развития Англии приобрела характер выбора: вкладывать капитал в стране или вывозить его в колонии, где стоимость рабочей силы ниже, следовательно, прибыли выше. Английские капиталисты пошли по второму пути: вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. К тому же доставка из колоний промышленного сырья -- руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. И мировая торговая политика изменилась: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму , охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Степень концентрации производства и капитала в Англии, где сохранилось большое количество средних и мелких устаревших предприятий, была значительно ниже, чем в США и Германии. Совсем другая картина была в сфере кредита . По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию. Национальный доход Англии возрос в 3 раза, а доходы от вложений за рубежом -- в 9 раз. Английские банки, отделения которых были разбросаны по всему свету, развили большую активность по кредитованию мировой торговли. Переход от мировой промышленной гегемонии к гегемонии в пределах Британской империи, от прямой торговли промтоварами к торговому кредиту, - все это приносило прибыль, но фактически усиливало застой английской экономики.
2.
Основные черты и особенности экономического развития России в
XVII
в.
Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.
В XVII веке обозначились признаки начавшегося процесса первоначального накопления – появление купцов, обладателей крупного капитала, наживших богатство путем неэквивалентного обмена Феодальная собственность на землю продолжала расширяться и упрочиваться, послужив основой для развития и юридического оформления крепостного права.
Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере материального производства в то время был связан с широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства. В результате русской крестьянской колонизации были освоены новые районы: на юге страны, в Поволжье, Башкирии, Сибири. Но общий уровень развития сельского К концу XVII века вотчинное дворянское землевладение стало превышать доминирующее ранее поместное землевладение.
В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед боле заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду и др. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность превращается в мелкое товарное производство.
Крупным центром металлообработки выступала Москва. При всем своем развитии ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению в XVII веке мануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками. В России, в условиях господства феодально-крепостнического строя, возникающее мануфактурное производство в значительной степени было основано на крепостном труде. Большая часть мануфактур принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству.
Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва, в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. В рядах московского торга продавались отечественные и иностранные товары. Приобрели всероссийское значение ярмарки. Господствующее положение в торговле занимали посадские люди. Крупные торговцы выходили из зажиточных ремесленников, крестьян. Торговали разными товарами и во многих местах; торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали. Разбросанность торговли требовала много агентов и посредников. Только к концу века появляется специализированная торговля.
С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты – новгородки, или копейки, и московки-новгородки. Строй русской счетно-денежной системы стал десятичным. Чеканка монеты была одной из статей доходов государства. Подавляющую часть государственных доходов составляли многочисленные налоги – прямые и косвенные, которые неуклонно возрастали. С середины XVI до середины XVII в. Размеры налогов увеличились вдвое. Важнейшей расходной статьей бюджета (свыше 60%) были военные расходы.
Положение крестьян в XVII веке существенно ухудшилось. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» – от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны.
МАНУФАКТУРА
Заметный рост русского ремесла в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.
Увеличилось число мануфактур – крупных предприятий, основанных на разделении труда. Если в Западной Европе развитие мануфактур происходило на основе найма вольных работников, то в России свободных людей почти не было, поэтому так называемые вотчинные мануфактуры основывались на использовании крепостного труда. Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. К мануфактурам нередко приписывались целые села и тогда крепостные крестьяне становились крепостными рабочими. В крепостных мануфактурах переплетались буржуазные и феодальные отношения: предприниматель одновременно был помещиком – ему принадлежали мануфактура, земля и рабочие, а рабочий не имел средств производства и существовал за счет принудительной продажи своей рабочей силы. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX века.
Мануфактурное производство («заводы») развивалось в основном в металлургии (литье пушек, пушечных ядер, колоколов). Некоторые процессы труда были механизированы при помощи водяных двигателей, поэтому эти заводы обычно строились на реках, перегороженных плотинами.
Первая мануфактура была построена в 1631 году на Урале: Ницинский медеплавильный завод. В Москве существовало несколько государственных (казенных, посессионных) мануфактур , но в целом мануфактуры еще не занимали большого удельного веса среди предприятий, их общее количество к концу XVII века составляло всего два десятка.
В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура – скупщик, то есть торговый посредник между ремесленниками и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.
Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка сбыта, и от рынка сырья. Этот вид мануфактур просуществовал в России до конца XIX века, особенно вокруг крупных городов, где формировался постоянно высокий спрос на изделия повседневного быта.
Крестьяне осенью и зимой уходили на заработки в города, на строительство храмов и мостов, но весной они возвращались в деревню на полевые работы. Феодалы поощряли такую деятельность, поскольку крестьяне платили им денежный оброк, что было выгодно в условиях нарождающегося рынка.
Наряду с вотчинными и казенными появлялись купеческие мануфактуры , на которых использовался труд свободных горожан, оброчных крестьян, отпущенных на отхожие промыслы, а также привлекались и иностранные мастера.
РЕМЕСЛО, ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
В процессе восстановления экономики страны важное место занимало ремесло. Возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не заказ, т.е. производство становилось мелкотоварным. В отдельных городах 30 – 40% жителей занимались ремеслом. Рост ремесленного производства и расширение рынков сбыта привели к специализации отдельных районов и территориальному разделению труда.
Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли ремесленники городских посадов. Они выполняли частные заказы или работали на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали нужды царского двора; казенные и записные работали по заказам казны (строительные работы, заготовка материалов и др.); частновладельческие – из крестьян, бобылей и холопов – изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников.
Мастер как самостоятельный производитель-ремесленник имел учеников. Ученик жил у хозяина, ел и пил у него, получал одежду, выполнял всякую работу. По окончании обучения ученик какой-то срок отрабатывал у мастера, иногда «из найма». Ученики, которые приобрели необходимый и значительный опыт или прошли испытание у специалистов, сами становились мастерами.
По мере развития торговли продолжал развиваться класс купечества. Высшей привилегированной корпорацией купечества в России были гости . Они вели крупные торговые операции как внутри страны, так и за рубежом, назначались на ответственные посты в центральные и местные хозяйственные и финансовые органы. Кроме того, имелись купеческие корпорации – гостиная сотня и суконная сотня.
После Смуты восстанавливалась мелкая промышленность – кустарное производство, или домашняя промышленность и ремесло.
Самая старинная форма производства промышленных изделий – домашняя промышленность. В 17 веке продолжало существовать натуральное хозяйство Полотно, одежда, обувь и многое другое производились в крестьянском хозяйстве.
Существовала и более высокая стадия мелкой промышленности – ремесло , или работа на заказ . Показателем успешного развития мелкой промышленности являлась специализация по районам, а внутри профессий - по видам изготовляемых товаров.
За некоторыми районами закрепилась известность в области изготовления железа и изделий из него. В других успешно развивалось производство других товаров.
Внешняя торговля
Экономические связи России со странами Запада и Востока были достаточно постоянными. Главным пунктом торговли со странами Европы был Архангельск. Иностранные купцы предлагали промышленные товары: изделия из металла, сукно, краски, вина. Из России вывозились большие партии льна, пеньки, сала, кож, мехов, дешёвых тканей. Хлеб ещё не стал ведущим товаром в сделках с иноземными купцами. По сухопутью шла торговля с Прибалтикой, Бывали русские купцы и в Швеции. Средоточием торговли со странами Востока являлась Астрахань. В обмен на кожи, металлические изделия, деревянную посуду, меха поступали хлопчатобумажные ткани и шелковые ткани, пряности.
Серьёзным препятствием для внешней торговли России представляло отсутствие морских портов на Балтийском и Чёрном морях. Не было и своих торговых судов. Во многом вывоз товаров из России от иностранных купцов, которые диктовали свои цены и наживались на этом.
Развитие торгового обмена вызвало к жизни ярмарки - центры оптовой торговли. Ярмарки выступали уже как пункты широких всероссийских торговых связей, способствуя созданию всероссийского торгового рынка (устойчивые торговые связи между отдельными районами страны).
Проявляя заботу о развитии внутренней торговли, правительство всемерно поддерживало купечество, что нашло отражение в принятом в 1653г. Таможенном уставе . Разнообразные пошлины, взимавшиеся с продавцов товаров, были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с оборота. Во владениях светских и духовных феодалов взимание проезжих пошлин было запрещено.
На внутренних рынках России во второй половине XVII в. сложилось засилье иностранного капитала. Испытывая трудности конкуренции, русские купцы неоднократно обращались к царю с просьбой об ограничении доступа иностранных торговцев на российские рынки. В связи с этим в 1667 г. был принят Новоторговый устав , который предусматривал для иностранцев ряд ограничений: им не разрешалось производить торговые операции во внутренних городах России; они могли торговать только в пограничных городах: Архангельске, Новгороде, и Пскове и только во время работы ярмарок. Для торговли за пределами этих городов требовалось специальное разрешение (грамота). Иноземные купцы должны были платить пошлину в размере 6% с продажной цены, а с предметов роскоши (например, вин) 15%.
Экономическое развитие страны в XVII в. привело к слиянию всех земель и княжеств в одно экономическое целое, предопределенному усиливающимся объемом товаров, объединением небольших местных рынков в один всероссийский рынок .
Образование всероссийского рынка означало преодоление экономической замкнутости отдельных территорий и слияние их в единую экономическую систему. Этим завершился длительный процесс образования Российского централизованного государства.
В конце XVII в. Россия занимала огромную территорию от Архангельска до Каспия и от Левобережной Украины до Тихого океана. Население страны составляло 10,5 млн. человек. Завершение экономического объединения страны, складывание всероссийского рынка, начало мануфактурного производства создавали объективные возможности для преодоления относительной отсталости России.
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Экономические отношения в XVI - XVII вв. характеризуются дальнейшим развитием феодального способа производства. Феодализм предполагает установление над крестьянами экономического и неэкономического принуждения. Крестьянин попадал в экономическую зависимость от феодала, потому что, будучи собственником земли, феодал выделял ему небольшой земельный надел. По договору с землевладельцами крестьяне за выделенные земли платили денежный или натуральный оброк, трудились на барщине, а также исполняли некоторые другие повинности. Вместе с тем, крестьянин, имея собственные средства производства, мог переходить от одного феодала к другому в поисках лучшей доли. Однако феодалы были заинтересованы в наличии постоянных рабочих рук на своих землях. Сам способ феодального производства с неизбежностью приводил к установлению личной зависимости крестьянина от феодала. На Руси личная зависимость крестьян оформилась в виде крепостного права. Формирование крепостного права проходило в несколько этапов и завершилось Соборным Уложением 1649 года.
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX в.
Несмотря на впечатляющее развитие промышленности, сельское хозяйство на рубеже веков давало бо льшую часть валового национального продукта, здесь было занято подавляющее большинство российских людей.
Попроизводству зерна Россия занимала 1-е место в мире, давая половину мирового урожая ржи, пятую часть - пшеницы. Наша страна кормила не только себя: четверть мирового экспорта зерна , собиралось на российских полях.
Производство технических культур : льна, сахарной свеклы, табака и т.д. все более полно обеспечивало легкую промышленность. достижением было и то, что почти четверть хлопка для российских текстильных фабрик выращивалась в Средней Азии. Продолжало развиваться овцеводство. Несколько отставало мясо-молочное животноводство , но и оно не стояло на месте.
Продолжалось экстенсивное развитие в 1900-1913 гг. площадь посевов выросла на 15%, но урожайность хлебов также увеличилась - на 10%, а сбор зерна на душу населения - более чем на 20%. Россия в аграрной производительности отставала от развитых стран. Несмотря на некоторый прогресс, хлеба в среднем собиралось с одной десятины 55 пудов, то есть в 3 раза меньше, чем в Германии (157 пудов) или Бельгии (168 пудов).
Техническая оснащенность сельского хозяйства несколько повысилась. Началось производство сельскохозяйственных машин в России, их ввоз увеличился в 3,5 раза. В 1913 г. импортированы были первые 152 трактора. Ввозились и минеральные удобрения. Шире использоваться новая технология - травопольный севооборот. Более полутора миллионов крестьян приняли участие в сельскохозяйственных чтениях, проводившихся агрономами.
Но прогресс затронул лишь небольшую часть российской деревни. Лишь 1-2% российских крестьян пользовалось сельскохозяйственной техникой: сеялкой, веялкой или жнейкой, а 63% не имело даже металлического плуга, работая только деревянными орудиями. Тракторы и паровые плуги приобретали лишь отдельные помещиками.
Важным показателем аграрного развития является уровень его товарности - доля продукции, продаваемой на рынке, в общем объеме производства. Товарность выросла, но оставалась довольно низкой (26% в 1913 г.). Самое товарное хозяйство имели помещики, продававшие 42% выращиваемого зерна (помещики давали 12% урожая и 22% товарного хлеба России) и небольшая группа крепких крестьян (35% урожая - 50% товарного хлеба). Большинство средних и бедных крестьян (св. 50% урожая) давали лишь 28% товарного зерна, причем продавали не избыточный, а необходимый им самим хлеб, чтобы заплатить налоги. Весной многие из них вынуждены были одалживать хлеб у помещиков, перекупщиков и зажиточных соседей, чтобы не умереть от голода.
Заключение
Экономические последствия для Англии были тяжелыми. Страна потеряла четверть национального богатства, большую часть торгового и военно-морского флота. В 1945 г. Внутренний государственный долг составлял 21,5 млрд. ф. ст., а внешняя задолженность - 3,4 млрд. ф. ст. К 1946 г. Объем промышленного производства составил 90 % от уровня 1937 г. Население испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, карточной системы, «черного рынка», инфляции. Негативно отразился на развитии экономики Англии распад колониальной империи. В 1945 -1951 гг. правительство лейбористов провело национализацию, в результате чего был создан мощный государственный сектор, в который вошли такие отрасли промышленности, как угледобывающая, газовая, частично - металлургическая отрасль, гражданская авиация, предприятия телефонной и радиосвязи, Банк Англии. Экономическое положение Англии в 60-70 е годы было весьма сложным. Нестабильность финансовой системы привела к девальвации фунта в 1967 г. По объему промышленного производства Англия переместилась со второго места на четвертое (после США, ФРГ и Японии). В 1972-1973 годах Англия имела самый крупный за всю ее историю дефицит торгового баланса. Экономическое положение Англии в начале 70-х годов ухудшилось в связи с мировым финансовым и энергетическим кризисом. В конце 70-х годов темпы инфляции возросли до 15 % в год. В конце 70-х гг. в Англии произошел поворот от кейнсианской к монетаристской политике. Идеологией которой стал экономический либерализм, предполагающий уменьшение государственного вмешательства в экономику и усиление рыночных регуляторов хозяйства Новый курс экономической политики получил название тэтчеризма. Результаты реформаторской деятельности проявились очень быстро. Уже в начале 80-х гг. ХХ в. В стране наблюдался значительный рост валового внутреннего продукта, возросли темпы развития промышленности, торговли, отраслей связи, транспорта, улучшилось состояние финансово-банковской сферы. Успешно развивалось сельское хозяйство. В середине 90-х годов Англия сохраняла лидирующие позиции по ряду важнейших экономических показателей. Так, она находилась на втором месте в мире по объему заграничных инвестиций, на четвертом -по доле экспорта, на пятом - по объему промышленного производства.
В XIV - XVII вв. наступил новый этап социально-экономического развития России. Славянские княжества начинают преодолевать раздробленность и формировать единое централизованное государство. Процесс объединения русских земель в единое государство сопровождался изменениями в формах собственности на землю. На Руси сложилось много форм земельной собственности, среди которых выделялись царские, государственные, вотчинные, купленные, жалованные и поместные земли. Все они принадлежали на правах собственности или условного владения господствующему классу. Экономические отношения XVI-XVII характеризуются дальнейшим развитием феодального способа производства. Крестьянин попадал в экономическую зависимость от феодала, потому что, будучи собственником земли феодал выделял ему небольшой земельный надел. В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Мануфактуры в России только зарождались, среди них капиталистические предприятия составляли незначительное меньшинство. На экономическом положении России отрицательно сказывалось то, что страна фактически не имела свободного выхода к морю. Экономические предпосылки реформ начала XVIII века были созданы всем ходом развития России в XVII в. – рост производства и расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, успехи ремесла и возникновение мануфактур, развитие торговли и рост экономической роли купечества.