Экономика Древнего Китая

СОДЕРЖАНИЕ: С середины I тысячелетия до н. э. в истории древнего Китая наступает эпоха, ознаменованная глубокими изменениями в экономике и культуре.

Доклад выполнили студентки группы 03-БУ-3 Кириченко Наталья, Конькова Юлия, Остапенко Юлия, Тюфякова Татьяна, Березий Оксана, Воронкова Валерия, Миракова Валерия

Калининградский государственный технический университет

2004

Ссередины I тысячелетиядон. э. висториидревнегоКитаянаступаетэпоха, ознаменованнаяглубокимиизменениямивэкономикеикультуре. Кардинальныесдвигивразвитиипроизводительныхсилбылисвязанысвозникновениемв VI—V вв. дон. э. производстважелезаистали, причемононачалосьсразусосвоениятехникиплавкижелеза, чтосоздавалоусловиядлябыстрогоподъемаремеслаиземледелиявсвязисвозможностьюналаживаниямассовогопроизводстважелезныхизделий. Распространениежелезныхорудийпозволиловыйтизапределыречныхпойм, значительнорасширитьплощадьобрабатываемыхземель. Наначаловторойполовины I тысячелетиядон. э. падаетактивнаядеятельностьпосозданиюсистемныхгидротехническихсооруженийвбассейнахХуанхэ, ХуайхэиверховьевЯнцзы. Сирригациейповсюдубылсвязанпереходкинтенсивнойсистемеземледелия. ПослеосуществленияцарствомЦиньвконце IV—середине III в. дон. э. водохозяйственныхмероприятийвбассейнахрекВэйхэ (притокаХуанхэ) иМиньцзян (притокаЯнцзы) орошаемоеземледелиестановитсяосновойэкономикициньскогогосударстваизалогомегохозяйственногоподъема. Большиеирригационныеработыпроизводилисьвэтотпериодивдругих сильнейших царствах, расширившихсвоитерриториидопределовречныхдолин. Однаконесогласованныемеждусобойлокальныегидротехническиепредприятияотдельныхцарствбываличреватыгубительнымипоследствиями. Так, возведениебереговыхдамбнаХуанхэшаньдунскимцарствомЦипривелокстрашнымнаводнениямвцарствеВэй, расположенномвышепотечениюреки. Темнеменее, достигнутыевэтотпериодуспехивборьбесразливамиХуанхэвнижнемисреднемеетечениипривеликбыстромуростунаселениявэтихрегионах. Совторойполовины I тысячелетиядон. э. ирригация, причемкрупномасштабная, становитсянепременнымусловиемсельскогохозяйстваврайонахисконногоземледелиябассейнаХуанхэ, посколькуздесь, соднойстороны, врезультатемноговековогосведениялесовизасоленияпроизошлоистощениепочвы, асдругой — всвязисувеличениемчисленностииплотностинаселенияинарастающимисимптомамиаграрногоперенаселенияостровсталапроблемамассовогоосвоения высоких целинныхземель, требующихискусственногоорошения. Проведениекомплексанеобходимыхирригационно-мелиоративныхработистроительствомногопрофильныхоросительныхсистемнарядусусовершенствованиемсельскохозяйственнойтехнологии (введениепахотынаволах, болееэффективныхметодовудобрения, изобретениеводоподъемныхмеханизмов) позволилозначительноповыситьобщуюпродуктивностьземледельческогопроизводства, чтоотвечалонасущнымпотребностямдревнекитайскойэкономики. Именносэтоговремениразвитиекультурыполивногоземледелиястановитсяважнейшимфакторомпрогрессакитайскойцивилизации.

Всельскомхозяйствеосновнойфигуройостаетсяполноправныйземледелец-общинник. Государствосуществуеттеперьзасчетрегулярногопоземельногоналогаскаждогообщинногодвора, обязанноготакжевоинскойирабочейповинностью.

Впериод Чжаньго намечаетсяспециализацияремесленногопроизводствапоотдельнымрайонам, возникаютновыеегоотрасли. Стремительноразвиваютсятоварно-денежныеотношения. Распространяетсямонетнаяформаденег. Формируетсяновыйсоциальныйслой торговыхлюдей (шанжэнь), укоторыхпреимущественноискапливаютсясвободныеденежныесредства. Появляютсяторгово-ремесленныегородасполумиллионнымнаселением. Несмотрянатрудностивнутреннейивнешнейторговли, связанныестаможеннойполитикойцарств, товарныйрыноксильновыросповсюду.

Развивающаясяторговлятребоваларазработкиустойчивогоденежногоэквивалента. Постепенномонетыстановилисьменеегромоздкимииприобрелинарицательнуюстоимость. Поархеологическимданнымизвестно 96 местотливкимонет. Имелохождениенескольковидовмонет: бронзовыевформенаконечникамотыги (вцарствеЦзинь, в 403 г. дон. э. распалосьнацарстваВэй, ЧжаоиХань), вформеножа (вцарствахЯньиЦи), ввидебронзовыхкаури (вцарствеЧу), круглыесквадратнымотверстиемпосредине (вцарствеЦинь); золотыеквадратныеикруглыесклеймомстолицыЧу; лопатовидныесеребряныеденьгицарстваЧжэн. Срасширениемденежногообращенияполучилоразвитиеростовщичество. Всеэтовелокрезкомуимущественномурасслоениюобщины, внейпоявляетсякатегориямалоземельныхсемей, укоторых, пообразномувыражениюисточников, нетместа, кудавоткнутьшило. ВцарствеЦиньобезземелившихсяобщинников — как лодырей, впавшихвбедностьиз-засобственнойлени, — обращаливрабство. Впервыеобщественноемнение, отлицалегистов (школысторонниковзакона — фацзя), выдвигаетпостулат: Бедность — этопорок. Нерадивыеиленивыевпадаютвбедность, трудолюбивыеже — богаты, — заявляетфилософ-легистХаньФэйцзы.

Вэпоху Чжаньго создаютсякрупныечастныехозяйства, каксельскохозяйственногопрофиля, такиремесленно-промысловые, рассчитанныенарынок. Мощныйстимулполучаетчастноерабовладение. Нампоименноизвестныбогачиизразныхцарств, владевшиесотнямирабовиосновывавшиесвоипредприятиянаподневольномтруде. Пределомтяжкойучастивисточникахвыступаетвэтовремя горестныйтрудраба (Ханьфэйцзы). Рабыпокупалисьипродавалисьнагородскихрынках. Врабовобращаливоеннопленных. Рабыприобреталисьразбойнымзахватом. Ужеупоминалось, чтобылиирабы, проданныеилисамипродавшиесязадолги, хотяэтаформачастногорабстваотносиласькчислупредосудительных. Знаменательно, чтоименновпериод Чжаньго вэтико-политическихученияхзазвучала теманарода, иименносэтоговременипроблемадолговогорабстваикабальныхзаймовсталапревращатьсявобщественнуюпроблему.

Наиболеепоследовательноипрямолинейномероприятия, отвечающиепотребностямполитического, социальногоиэкономическогоразвития, былипроведеныминистромШанЯномвцарствеЦиньвсередине IV в. дон. э. Ониставилицельюполитическуюцентрализацию, административно-территориальноепереустройство, подрывмогуществааристократическихродов, изменениесистемыналогообложениясучетомтрансформацииобщины. ШанЯнввелединоезаконодательствоисудопроизводство, узаконилзалогискупкуземли, отменилограничениеразмераземельныхнаделов, вторгсявземлевладениеобщинныхобъединений, требуяразделахозяйствбольшихсемей: впротивномслучаеснихвзималсядвойнойналог. Отменялисьвсепрежниеаристократическиенаследственныетитулы. Новыерангизнатности (двадцатииерархическихстепеней) жаловалисьтолькозаличные, впервуюочередь, военные, заслуги, итолькоонидавалиправоназанятиеадминистративныхпостов. Ихобладателиполучали, всоответствиисостатусом, праванарегламентированноевладениеземлей, рабамиидругимимуществом. Вскорерангисталипродаваться, чтооткрылодоступвуправленческийаппаратимущественнойзнати.

Земельные пожалования чжоускго вана не были связаны с правом верховной собственности правителя на землю в государстве, но являлись реализацией им права государственного суверенитета на территории страны. Акты передачи земли этим должностным лицам тоже оформлялись как дарения. Это не означало, что пожалованная территория становилась их собственностью. Она не считалась выбывшей из царского земельного фонда. Передавались лишь права на доходы с этих земель. При вступлении на трон нового правителя эти акты должны были возобновляться. С середины 9 в. до н.э. стала практиковаться передача жалованных владений по наследству указами вана. Иногда вместе с землей, поселениями, скотом передавались и люди вана – работники разных категорий и специальностей, от конюхов до земледельцев, в том числе и должностные лица, количество подаренных людей достигало тысячи и более; часто работников( ченэй) дарили семьями – от 5 до 200 семей чэней одновременно. Всех их можно назвать царскими людьми, но далеко не все царские люди были рабами; в частности, в числе царских ченэй были и высокопоставленные лица, но все они по отношению к вану находились в глазах современников в одинаково подчиненном, подневольном положении, а поэтому не являлись людьми, распоряжающимися собой по своей воле.

Получили распространение крупные комплексные царские хозяйства – полеводческие, скотоводческие, ремесленные, управлявшиеся особыми должностными лицами – «надзирателями земель», «надзирателями ремесленников» и др. Существовали и царско-храмовые хозяйства, где ван возглавлял культ Хоу цзи и совершал священный обряд проведения первой борозды, магически олицетворяя плодородие и благополучие страны. К работе в этих хозяйствах привлекалось и свободное население – общинники, но основной контингент рабочей силы этих хозяйств составляли большие партии людей., находившихся на положении рабов. Среди них были осужденные на рабство за преступления, но особо было много лиц, захваченных во время походов. Ими ведали ши (воинские начальники). Вообще армия как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду масс порабощенных. Поэтому военные чины были облечены и особыми производственными полномочиями, связанными с организацией труда и подневольным содержанием работников огромных царских хозяйств; они же ведали и военным захватом этой рабочей силы.

Скачать архив с текстом документа