Экономика Эстонии и Латвии
СОДЕРЖАНИЕ: Социально – экономическая ситуация в Эстонии на современном этапе. Развитие внешней торговли в процессе рыночных реформ. Внешняя торговля и монетарная политика. Внешняя торговля и развитие реального сектора. Отношения с торговыми партнерами.План.
1.Введение.
2.Глава 1. Социально – экономическая ситуация в эстонии на современном этапе.
3.Развитие внешней торговли в процессе рыночных реформ
4.Внешняя торговля и монетарная политика.
5.Внешняя торговля и развитие реального сектора.
6.Торговый режим и отношения с торговыми партнерами.
7.Заключение.
8.Список литературы.
Введение.
Государства Балтии, еще в 1991 г. вышедшие из состава СССР и провозгласившие независимость, несмотря на попытки перестроить свое народное хозяйство на новых принципах и переориентировать его на новые рынки, до сих пор не смогли избавиться от многих черт, приобретенных ими в советский период. Тем не менее, первыми из бывших союзных республик приступив к экономическим реформам, они к настоящему времени более других продвинулись в этом направлении.
Чтобы правильно оценить опыт реформ в этих странах, нужно иметь в виду следующие обстоятельства, оказавшие существенное влияние на итоги проведенных преобразований. Это прежде всего более высокий уровень экономического развития прибалтийских государств по сравнению с другими прежними союзными республиками, их лучшие экономическое положение и подготовленность к реформам. Произведенный в них национальный доход на душу населения существенно превышал среднесоюзную величину: в 1989 г. Латвия и Эстония по этому показателю находились на уровне России (соответственно 119 и 117% к среднему по СССР), несколько уступала им Литва (110%). В то время, как в России и Союзе в целом темпы развития народного хозяйства в восьмидесятые годы снижались, в республиках Прибалтики они в 1986-1989 гг. увеличились по сравнению с предшествующим пятилетием в Литве на треть, в Эстонии и Латвии - в 1,4 и 1,5 раза. К : тому же коренное население этих республик имело большие навыки жизни в условиях рынка и в меньшей степени, чем другие советские республики, утратило их за годы советской власти (государства Балтии реально прошли через индустриализацию, коллективизацию и иные социалистические преобразования на два десятилетия позже - во второй половине сороковых годов).
Реформам также способствовали относительно большая комплексность экономик, их меньшая интегрированность с союзной. Создание в этих республиках в послевоенный период отраслей союзной специализации в промышленности и сельском хозяйстве не привело, как это случилось с другими регионами, к полной перенастройке народного хозяйства на обеспечение общесоюзных потребностей: преобладающая часть производственного потенциала государств Балтии (в первую очередь в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, строительстве, в социальной сфере) по-прежнему развивалась в расчете на собственные потребности, что облегчило структурные преобразования. вызванные рыночной переориентацией экономики.
Благоприятно для прибалтийских государств сложились внешние условия реформ: помимо политической поддержки, они получили от Запада большую экономическую помощь и кредиты и по государственной линии, и за счет частных фирм, кроме того, международных организаций. Такой широкой поддержки не получила ни одна из других бывших союзных республик. И причина здесь не столько в следовании канонам либеральной моне- таристской теории, сколько и заинтересованности иностранного капитала в выходе прибалтийских республик из состава СССР.
Все названные обстоятельства сказались на соответствии реформ их замыслу, на том, что они обеспечили этим странам довольно устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие.
Политика реформ в государствах Балтии в целом отвечает классическому набору рекомендаций монетаризма: практически полный отказ от прямого государственного регулирования работы предприятий; решительные действия по либерализации цен и условий хозяйственной деятельности в целом; поддержка частного предпринимательства, акционирование и приватизация государственной собственности; перестройка производства в целях переориентации хозяйственных связей с союзного на европейский и мировые рынки;
привлечение иностранного капитала; жесткая финансово-кредитная политика, предполагающая сокращение расходов государственного бюджета и ограничение банковских кредитов.
При сходстве общей направленности реформ их осуществление в отдельных странах Прибалтики существенно различается темпами либерализации экономики, намечаемыми сроками вхождения в мировую экономику, сохранением государственных социальных гарантий трудящимся, отношением к некоренному населению и т.д. Наиболее радикальные позиции в этих вопросах занимает руководство Эстонии; заметно осмотрительнее подходит к ним сменившееся в мае 1993 г. руководство Литвы, в котором правые радикалы уступили власть политикам социал-демократической ориентации; руководство Латвии, как правило, занимает среднюю позицию. В то время, как Эстония проводит политику изоляции от России, Литва пытается наладить сотрудничество и с Востоком, и с Западом; в Латвии же склоняющиеся к эстонскому варианту правые из-за слабой поддержки населением не могут реализовать свои политические и социальные устремления.
Одна из главных характеристик эстонской экономики - высокая степень ее открытости. В 1996 г. экспорт составил 73% ВВП, импорт - 86,5%, что превышает соответствующие показатели остальных стран Балтии, а также стран Центральной и Восточной Европы и Скандинавии. Основной причиной этого, как и для всякой малой экономики, выступает узость внутреннего рынка для производителей, поскольку важнейшим фактором достижения конкурентного уровня издержек является экономия на масштабе производства. Необходимо также импортировать большую часть средств производства из-за отсутствия их на внутреннем рынке, недостаточного качества или более высоких цен. Потребительский спрос тоже в немалой степени ориентирован на импортируемые товары и услуги. Кроме того, существенными для Эстонии факторами открытости служат конкурентные преимущества географического положения, либеральное экономическое законодательство и торговый режим.
Глава 1. Социально – экономическая ситуация в Эстонии на современном этапе.
Развитие внешней торговли в процессе рыночных реформ
В советское время развитие внешнеэкономических связей Эстонии было обусловлено политикой, проводимой центральными органами управления СССР. В республике строились крупные предприятия, работавшие на привозном сырье и большую часть произведенного отправлявшие за пределы республики. В структуре вывоза продукции высокую долю составляли изделия легкой и пищевой промышленности. Начиная с 70-х годов СССР стал наращивать экспорт ресурсов и увеличивать объемы импорта зерна и потребительских товаров. В связи с этим значительные инвестиции были направлены на развитие в Эстонии инфраструктуры морских перевозок. В целом в этот период экономика республики также была весьма открытой (с учетом межреспубликанских поставок в рамках СССР) - в 1989 г. экспорт и импорт равнялись соответственно 50,8 и 62% ее ВВП.
Эстония приступила к интенсивным рыночным реформам та 1991 г., когда была восстановлена политическая независимость страны. Динамика внешней торговли в начале реформ определялись прежде всего ее либерализацией. Низкие издержки производства (заработная плата составляла около 40 долл. в месяц, внутренние цены были в несколько раз ниже мирового уровня) обусловили высокую доходность экспорта на западные рынки. Это привело к резкому его росту и послужило важнейшим фактором структурной перестройки экономики. Темпы роста экспорта в текущих ценах составили в 1993 г. 192,5 %, в 1994 г. - 156,6, в 1995 г. - 125, в 1996 - 119%.[1]
Либерализация внешней торговли сопровождалась ростом и физического объема экспорта несмотря на общий спад производства.
Импорт в Эстонии покрывает большую и растущую долю совокупного внутреннего спроса: в 1992 г. она составила 55,4%, в 1993 г. - 70,3, в 1994 г. - 82,6, в 1995 г. - 77,6, в 1996 г. - 76%. Таким образом, импорт представляет все более серьезную угрозу национальному производителю и во многих секторах вытесняет его с рынка.
Инвестиционный спрос в Эстонии в значительной степени обусловлен зарубежными инвестициями. Доля прямых зарубежных инвестиций составила в 1993 г. 9,8%, в 1994 г. - 9,5, в 1995 г. - 5,6% ВВП. Соответственно высоки и темпы инвестиционного импорта. Проблема, однако, заключается в том, чтобы он способствовал наращиванию экспортного потенциала. В настоящее же время в данную категорию импорта включаются и компьютеры, средства связи, оргтехника, оборудование для офисов.
Развитие территориальной структуры внешней торговли. За годы реформ в Эстонии произошла резкая переориентация внешней торговли с рынков республик бывшего СССР на западные. В таблице 2 содержатся данные об изменении структуры внешней торговли Эстонии по регионам и основным торговым партнерам в 1992-1996 гг.
Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку с либерализацией экономики внешнеэкономические связи Эстонии стали определяться геополитическим положением страны, ее сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Важной причиной такой переориентации явилось и ухудшение условий торговли с Россией вследствие высокой инфляции, усложненной системы взаимных расчетов, введения импортных тарифов, быстрого роста цен на сырьевые ресурсы. Во многих случаях эстонские фирмы предпочитали импортировать более дорогое и качественное западное сырье, но с гарантированным сроком поставок.
Эстонские товары теряли конкурентоспособность на российском рынке также из-за своей относительно высокой стоимости. Положение еще более усугубилось, когда Россия ввела в 1994 г. двойное таможенное обложение эстонского экспорта, поскольку республика не имела статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В целом Россия продолжает оставаться важным торговым партнером Эстонии и стабильно занимает второе место по доле как экспорта, так и импорта. Основными экспортируемыми в Россию товарами являются пищевые продукты и транспортные средства (главным образом реэкспорт), а импортируемыми - минеральное сырье, на которое приходится более половины стоимости импорта.
Сложившаяся структура торговли со странами Западной и Северной Европы сформировалась под влиянием фактора географической близости: крупнейшими торговыми партнерами Эстонии являются Финляндия, Германия, Швеция. Доля западных стран в общем объеме ее внешней торговли продолжает расти, что усиливает зависимость эстонской экономики от колебаний спроса на их рынках.
Что касается стран Балтии и Центральной Европы, то масштабы торговли с ними ниже потенциальных возможностей. Это объясняется, с одной стороны, ориентированностью экспортных потоков на страны с более высоким уровнем цен, а с другой - во многом сходной структурой производства и неразвитостью региональной производственной кооперации.
Развитие товарной структуры внешней торговли
В условиях общего спада производства, приспособления к спросу западных рынков важное значение приобрел экспорт сырья и материалоемких полуфабрикатов. За годы реформ больше всего выросла доля экспорта продукции деревообрабатывающей промышленности, затем следуют текстиль и текстильные изделия (в основном поставки по субконтрактам с западными фирмами). Первоначальное снижение доли машиностроения связано с падением спроса на продукцию крупных эстонских предприятий на рынках СНГ. Дальнейший ее рост в 1994- 1996 гг. обусловлен увеличением экспорта материала- и трудоемких полуфабрикатов по договорам с западными фирмами. Снижение доли экспорта мясо-молочной продукции вызвано общим спадом сельскохозяйственного производства и ухудшением ее конкурентных .позиций на российском рынке. В целом структура экспорта не претерпела принципиальных изменений, поскольку еще в советское время промышленное производство в Эстонии в значительной мере отражало ее сравнительные преимущества.
В товарной структуре импорта за годы реформ произошли определенные сдвиги. Доля продукции машиностроения и металлообработки возросла вследствие роста как инвестиционного спроса, так и импорта полуфабрикатов для дальнейшей переработки и реэкспорта. Последний фактор является также важной причиной активизации импорта тексти-
ля и изделий из него. Устойчиво растет доля импорта потребительских товаров. Увеличение доли импорта транспортных средств связано и с повышением внутреннего спроса, и с развитием реэкспорта в страны СНГ. В структуре внешней торговли Эстонии реэкспорт вообще играет важную роль. В последние годы на него приходится около /з стоимости экспорта. Если в начале реформ он состоял преимущественно из лома металлов и минерального сырья, то в настоящее время основными реэкспортными товарами являются продукция машиностроения и текстиль, импортируемые в Эстонию для переработки и последующего экспорта. Из-за высокой доли реэкспорта товарные структуры импорта и экспорта республики довольно схожи на агрегированном уровне.
Внешняя торговля и монетарная политика
Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе, что позволяло защитить внутренний рынок республики в условиях тотального дефицита. После того как в начале 1992 г. в России были отпущены цены на большинство видов промышленной продукции и сырьевых ресурсов, в Эстонии ускорился рост цен на факторы производства. Тогда же были окончательно освобождены внутренние цены (за исключением коммунальных услуг, транспорта, энергии и связи). В результате рост цен в первом полугодии 1992 г. составил 536%. Неновый шок сопровождался разрывом хозяйственных связей со странами СНГ, резким снижением спроса на продукцию крупных предприятий. В 1991 г. ВВП уменьшился на 23,6%, в 1992 г. - на 14,2%. В этих условиях в Эстонии была проведена денежная реформа с введением в обращение полностью конвертируемой национальной валюты - эстонской кроны, обменный курс которой был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8:1. Денежная- база (деньги в обращении и резервные счета коммерческих банков в центральном банке) полностью обеспечивалась золотовалютными резервами Банка Эстонии (режим валютного комитета), который стал независимым от правительства и не имел нрава кредитовать его расходы.
На момент введения кроны ее курс был, по разным оценкам, в 4-10 раз ниже, рассчитанного на основе паритета покупательной способности по отношению к основным конвертируемым валютам. Занижение курса кроны предполагало создание благоприятных условий для дальнейших реформ и экономического роста: повышение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с дорогим импортом, более плавное приближение внутренних цен к мировому уровню, формирование равновесной структуры относительных цен.
В результате проведения денежной реформы в республике возникла принципиально новая экономическая среда. Важнейшей целью Банка Эстонии стало обеспечение конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций. Конвертируемость кроны и привязка ее курса к немецкой марке позволили создать современную систему внешнеторговых расчетов, минимизирующую курсовой риск по торговым сделкам лишь колебаниями западных валют. Ожидания девальвации кроны не влияли на текущее поведение торговых партнеров, поскольку процедура девальвации по закону требует решения парламента, что дает достаточно времени для учета изменившихся условий.
Проблемы внутренней инфляции. Валютный курс эстонской кроны не менялся с момента денежной реформы. Однако недооценка кроны и ряд других факторов привели к существенному росту внутренних цен (см. рис.) С начала реформы по июнь 1996 г. индексы роста промышленных и потребительских цен составили соответственно 364 и 464%.
Инфляция в Эстонии в основном определяется ростом издержек производства. Инфляция спроса до последнего времени была невысокой, что достигалось сбалансированностью монетарной и фискальной политики. Важным фактором инфляции является рост административно регулируемых цен на электроэнергию, отопление, коммунальные услуги, услуги связи. Их повышение происходило скачками и заметно влияло на общий темп инфляции начиная с 1994 г. Факторами инфляции спроса служат увеличивающийся спрос нерезидентов на внутреннем рынке Эстонии и рост цен (в долларовом выражении) на продукты питания и другие товары эстонского экспорта в Россию, что отражается и на уровне цен внутреннего рынка.
Инвестиционный бум в Эстонии также в определенной степени стимулирует инфляцию, поскольку та часть иностранных инвестиций, которая не расходуется на оплату импорта товаров и услуг, увеличивает валютные резервы Банка Эстонии, а значит, и денежную массу. При существенном притоке внешних инвестиций темпы роста денежной массы могут опережать темпы роста номинального спроса на деньги, что будет подстегивать инфляцию. Усиление инвестиционной активности повышает и совокупный спрос на рабочую силу и, следовательно, уровень заработной платы.
Однако рост цен в Эстонии в 90-е годы носит не только инфляционный характер. Масштабные инвестиции, переориентация экспорта на западные рынки, возросшая конкуренция на внутреннем рынке привели к массовому улучшению качества продукции, что не могло не отразиться на ценах.
Основная опасность высокой внутренней инфляции для эстонской экономики заключается в снижении конкурентоспособности экспорта. Продолжающийся рост издержек производства уменьшает доходы экспортеров. Для некоторых экспортоориентированных секторов эстонской экономики инфляционное давление уже является серьезной проблемой.
Платежный баланс и стабильность эстонской кроны.
После осуществления денежной реформы платежный баланс Эстонии остается положительным, величина государственных валютных резервов растет. Однако анализ структуры платежного баланса позволяет предположить, что в долговременной перспективе реальна опасность возникновения его дефицита, а значит, и сокращения государственных резервов, и возможной девальвации кроны. Это предположение основано на все углубляющемся дефиците торгового баланса прежде всего с западными странами. [2]
Темпы роста импорта устойчиво превышают темпы роста экспорта. Можно выделить следующие основные причины данной тенденции:
- приток иностранных инвестиций приводит к росту спроса на импорт товаров и услуг инвестиционного назначения;
- повышение заработной платы и других доходов населения в условиях стабильности национальной валюты обусловливает увеличение спроса на потребительские товары, причем главным образом зарубежного производства;
- в связи с переориентацией внешней торговли на западные рынки и ростом цен на сырьевой экспорт из России в 1992-1993 гг. цены на импорт повышались темпами, превышавшими темпы роста экспортных цен, что сказалось на соотношении стоимостных объемов импорта и экспорта.
Улучшить торговый баланс в долгосрочной перспективе можно только за счет роста экспорта, поскольку величина импорта определяется спросом, а при либеральном экономическом режиме в Эстонии возможности ограничения спроса невелики, к тому же это противоречит целям экономического роста. Наращивание же экспортного потенциала прямо связано с повышением производительности труда в экспортных секторах, что не поддается регулированию методами текущей экономической политики и зависит от таких долговременных факторов, как макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность, доступ на внешние рынки и т.д.
Дефицит счета текущих операций платежного баланса несколько снижается благодаря балансу услуг. Рост экспорта последних в основном осуществляется за счет транспортных услуг (прежде всего морских транзитных перевозок) и туризма. Основным фактором положительного сальдо платежного баланса и соответственно роста государственных резервов является постоянный приток зарубежных инвестиций, образующий положительное сальдо баланса счета операций с капиталом, который покрывает отрицательное сальдо торгового баланса.
Действующая в Эстонии система монетарного регулирования имеет встроенные стабилизаторы макроэкономического равновесия.
Внешняя торговля и развитие реального сектора
Вследствие ценового шока, разрыва хозяйственных связей, ухудшения условий торговли и ее переориентации на новые рынки и реальном секторе экономики Эстонии произошел глубокий спад.
Первоначальный спад, характерный для всех стран с переходной экономикой, в Эстонии сопровождался существенным изменением структуры производства. Доля услуг в ВВП повысилась с 38% в 1991 г. до 65% в 1996 г., что было обусловлено меньшим спадом в секторе услуг по сравнению с промышленным производством и более высокими темпами их роста. Товарная структура экспорта изменилась под воздействием спроса и новых производственных возможностей, открывшихся благодаря притоку иностранных инвестиций.
В 1992-1994 гг. объем промышленного производства в Эстонии уменьшился на 60%. Основными внешнеторговыми факторами здесь явились падение зарубежного спроса на производимую продукцию, неблагоприятное изменение условий торговли и в первую очередь рост цен на импортируемые сырье и топливо, возникновение торговых барьеров (как тарифных, так и нетарифных) в торговле с Россией, усиливающаяся конкуренция со стороны импорта.
Проводимая либеральная экономическая политика не предполагала государственной поддержки отдельных отраслей или предприятий, поэтому новая структура промышленности складывалась исключительно под влиянием рыночных факторов. Можно выделить ряд схем приспособления промышленных предприятий к изменившимся условиям: привлечение зарубежных инвестиций; расширение рынков сбыта; освоение новых видов продукции; работа по субконтрактам с зарубежными фирмами. Последняя схема получила наибольшее распространение. Она предполагает гарантированный сбыт, использование технологий зарубежного партнера, помощь в организации производства, при необходимости- поставки качественного сырья. Однако действующие субконтракты ориентированы на развитие трудоинтенсивного производства с невысоким технологическим уровнем из-за относительно низкой стоимости квалифицированной рабочей силы в Эстонии. Поэтому работа по субконтрактам менее прибыльна, чем выпуск конечной продукции. В будущем их значение для экономики республики уменьшится из-за роста заработной платы, что приведет, скорее всего, к переносу заказов на субконтракты в страны с более дешевой рабочей силой.
Ведущей отраслью является пищевая промышленность. Примерно четверть ее продукции экспортируется. Продукция пищевой промышленности традиционно служит важнейшей статьей экспорта на российский рынок. После резкого сокращения экспорта продуктов питания в Россию в 1991-1993 гг. он вновь начал расти несмотря на введение двойного таможенного обложения эстонского экспорта (от 20 до 60%). Экспорт пищевых продуктов на европейские рынки мал из-за высоких стандартов качества и санитарных требований последних, а также их относительной закрытости. Согласно договору о свободной торговле с Европейским союзом, вступившим в силу 1 января 1995 г., эстонским продуктам питания предоставляется определенная импортная квота, но ее трудно полностью выбрать по указанным выше причинам.
Внутренний спрос на продукцию пищевой промышленности обусловлен покупательной способностью населения. Сразу после денежной реформы в связи с заниженным курсом кроны она была низкой, а сельскохозяйственное сырье - дешевым. В этих условиях отечественные пищевые продукты были весьма конкурентоспособными на внутреннем рынке. В дальнейшем, по мере удорожания кроны стало ощущаться все большее конкурентное давление со стороны импорта. В результате доля рынка отечественных продуктов питания уменьшилась.
Традиционно важной экспортной отраслью является легкая промышленность. В 1995 г. на экспорт было поставлено 39,9% объема продаж продукции текстильной промышленности и 61,7% - швейной. Эта отрасль также испытала глубокий спад вследствие ценового шока и падения спроса. В настоящее время положение продолжает оставаться тяжелым из-за недостаточно высокого по западным стандартам качества выпускаемой продукции, трудностей доступа на европейский рынок и наличия избыточных мощностей. Лучше адаптировались к рыночным условиям производители одежды. Используя импортное сырье и дешевую рабочую силу, предприятия этой подотрасли смогли получить немало экспортных контрактов и привлечь зарубежные инвестиции для обновления производства.
В связи с либерализацией цен и потерей традиционных рынков сбыта наибольший спад в Эстонии был отмечен в сельском хозяйстве. В 1990-1995 гг. объем производства уменьшился на 35%. Начиная со второй половины 1993 г. благодаря росту внутренних цен в России в долларовом выражении эстонская сельскохозяйственная продукция несмотря на двойное таможенное обложение стала конкурентоспособной на российском рынке. Переориентация сельскохозяйственного экспорта на западные рынки была менее успешной, чем промышленного. На первый план сегодня выходит требование повышения качества сельскохозяйственной продукции, без чего невозможен рост экспорта в страны ЕС. Серьезной проблемой для сельского хозяйства является конкуренция со стороны импорта, включая поставки сырья для местной пищевой промышленности. Из-за отсутствия таможенных пошлин, а также субсидирования некоторыми странами сельскохозяйственного экспорта отечественная аграрная продукция вытесняется с рынка.
Начиная с конца 80-х годов доля сферы услуг в экономике стали возрастать. В немалой степени это связано с конкурентными преимуществами Эстонии, обусловленными ее географическим положением. С 1993 г. отмечается рост объемов морских транспортных перевозок В настоящее время осуществляются крупные инвестиции в инфраструктур*)* обслуживания транзитных операций, однако узким мотом остается состояние железнодорожного транспорта.
Важным сектором экономики является туризм. В 1992-1996 гг. внешнеторговый баланс услуг туризма был положительным. Доходы от экспорта туристических услуг в 1996 г. составили 15,390 стоимости экспорта в целом. Среди зарубежных гостей немало экономических туристов, в основном из Финляндии, извлекающих выгоду из разницы цен на потребительские товары. Экономический туризм стимулирует развитие розничной торговли, но при этом служит дополнительным фактором роста внутренних цен.
Торговый режим и отношения с торговыми партнерами
В 1990-1991 гг. при нарастании всеобщего дефицита и усилении инфляции экспорт в Эстонии был ограничен квотами и лицензиями по сотням позиций. Последовавшая либерализация цен сделала защиту внутреннего рынка неактуальной, поэтому почти все экспортные квоты были отменены. В начале 1993 г. действовали квоты на экспорт сланцевого масла, гравия, специальных сортов глины, кварцевого песка. С октября 1994 г. остались лишь квоты на экспорт сланцевого масла.
Импортные тарифы установлены на меха и меховые изделия (16%), а также на машины, мотоциклы, велосипеды и яхты (10%). Все товары, пересекающие границу, облагаются процедурным платежом, который в настоящее время составляет 200 крон за партию товара. Из экспортных товаров таможенными пошлинами облагаются только предметы, имеющие историческую и художественную ценность (до 100%).
Система внутреннего налогообложения в Эстонии предельно проста и сводится к налогу на добавленную стоимость (18%), налогу на личный доход и на корпоративную прибыль по единой ставке (26%), акцизам на некоторые товары (в основном алкоголь, табачные изделия, бензин) и социальным платежам. Для торговли отдельными товарами (металлы, алкоголь, табачные изделия, автомобили и др.) необходимы лицензии, которые, однако, выдаются без ограничений, если фирма удовлетворяет необходимым требованиям.
Важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Эстонии - обеспечение условий экономической интеграции с торговыми партнерами. Приоритетной является интеграция с Европейским союзом. С 1 января 1995 г. вступил в силу договор о свободной торговле между Эстонией и ЕС. В соответствии с ним между сторонами устанавливается режим беспошлинной торговли за исключением чувствительных, по терминологии ЕС, групп товаров (для Эстонии это пищевые продукты и изделия легкой промышленности), чей экспорт в страны ЕС ограничивается квотами. Для изделий легкой промышленности необходим также сертификат о происхождении, поскольку экспортироваться в эти страны могут только те товары, две последние стадии обработки которых произведены в Эстонии.
В июне 1995 г. был подписан договор об ассоциированном членстве Эстонии в ЕС. В отличие от договоренностей с другими странами Балтии он не предполагает переходного периода. В настоящее время важнейшей целью республики является присоединение к ЕС в качестве полноправного члена.
Региональная интеграция также служит одним из приоритетов внешнеэкономической политики. В силу малых размеров балтийских стран она необходима с точки зрения как доступа к факторам производства, так и сбыта продукции для привлечения крупных инвестиций, ориентированных на балтийский рынок в целом. В сентябре 1993 г. был подписан договор о свободной торговле между странами Балтии. В настоящее время интенсивность внешней торговли между ними далека от оптимальной прежде всего из-за сходной структуры производства.
Договоры о свободной торговле были подписаны Эстонией и со странами-членами ЕАСТ - Швейцарией, Норвегией, Швецией, Финляндией. В настоящее время торговля с двумя последними регулируется договором с ЕС в связи с их присоединением к нему.
Развитие торговли со странами бывшего Советского Союза- еще один приоритет внешнеторговой политики республики. В 1995 г. договор о свободной торговле был подписан с Украиной. Договоры о статусе наибольшего благоприятствования в торговле заключены с Грузией, Арменией, Молдовой, Киргизией.
Укрепление торговых отношений с Россией тоже является актуальной задачей для Эстонии. Традиционно, еще со времен Российской империи Петербургский регион был крупным рынком сбыта эстонских товаров. Несмотря на переориентацию Эстонии на европейские рынки, нельзя недооценивать значение российского импорта, особенно сырьевого, для развития эстонской промышленности. Российские инвестиции также составляют заметную долю (9%) в общем объеме иностранных инвестиций в Эстонии*. Дальнейшее их наращивание прямо зависит от перспектив торговли между двумя странами, как и приток западных инвестиций, поскольку он предполагает создание крупных производств, ориентированных одновременно на балтийский и российский рынки сбыта.
Для России Эстония выступает важным торговым партнером по обслуживанию транзитных товарных потоков. Эстония обладает всей необходимой инфраструктурой, включая незамерзающие порты, оборудование которых потребовало крупных инвестиций.
В настоящее время уровень торговли между Эстонией и Россией еще невысок вследствие существующего между двумя странами торгового режима. По мере решения политических вопросов интенсивность торговли в силу объективных экономических факторов будет возрастать.
Заключение.
Думается, что если бы нам удалось вернуться хотя бы к тому уровню расхождений, который существовал в 1992 г. (а это представляется вполне реальным), то государства СНГ также могли бы обеспечить относительную валютную стабильность, необходимую для продвижения к более высоким ступеням интеграции и создания в конечном счете Экономического союза, предусмотренного заключенным Договором. Однако постоянно следует помнить о том, что политическими, волевыми методами сформировать его невозможно. Такими методами можно было разрушить Советский Союз. Для создания же на занимавшемся им пространстве экономического союза независимых государств, сознательно идущих на определенное ограничение своего суверенитета в валютно-экономической сфере, политических решений недостаточно. Наличие политической воли может ускорить вызревание необходимых экономических предпосылок, но не подменить их.
Список литературы:
1.Плышевский Б. Экономическая реформа в странах Балтии.//Российский экономический журнал, 1994, №3.
2.ФАЙНШТЕЙН Г., ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4.
[1] Г. ФАЙНШТЕЙН, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4 с. 123
[2] Г. ФАЙНШТЕЙН, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4 с. 124