Экономика стран Центральной и Восточной Европы

СОДЕРЖАНИЕ: 19.1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - Болгария. Венгрия. Чехословакия, Польша. Румыния и др. - были ядром социалистической системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.

46

19.1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ( ЦВЕ )

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - Болгария. Венгрия. Чехословакия, Польша. Румыния и др. - были ядром социалистической системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.

В 1980-е годы в экономике социалистических стран в системе стали наблюдаться кризисные явления:

потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились, внешняя задолженность возросла до 85 млрд долл. (в 1972 г. - 8 млрд дол.);

наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала нерациональная структура экономики. Доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их товаров. В 1990 г. на долю сельского и лесного хозяйства в этих странах приходилось около 21% от общего числа занятых (в ЕС - 6,1%). Производственное потребление сырья и энергии на единицу произведенной продукции на 20-40%, а иногда и на 100% превышало уровень развитых сгран. Отличачась низкими темпами развития сфера услуг;

низкая эффективность производства была тесно связана со слабым внедрением в производство достижений НТП. Экономическое развитие стран Восточной Европы основывалось на экстенсивных факторах роста и характеризовалось количественными показателями; S усилились инфляционные процессы. Если в 1987 г. темпы инфляции составляли 3-4% в месяц, то в 1992 г. превысили по всем странам 21 ° о в месяц, а в Польше и Югославии инфляция переросла в гиперинфляцию;

безработица носила скрытый характер.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого долгосрочного спада. В странах с плановой экономикой кризис имел тяжелые последствия для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.

После событий 1980-1990-х годов в странах Восточной Европы и распада СССР. Чехословакии, Югославии Варшавский военный договор прекратил свое существование. Совет экономической взаимопомощи распался. Государства, расположенные в центре и на востоке Европы, перестали представлять собой закрытый торговый блок, их экономические системы ориентируются на открытый рынок. Политические и идеологические позиции этих государств если не совпадают, то и не противостоят западным странам.

Перспективы экономического развития стран ЦВЕ зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интен-i сивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румыния отстают в темпах реформирования экономики.

Страны ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы.

1. Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы:

ужесточение налоговой политики:

ужесточение кредитной политики;

антиинфляционная политика;

пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.

2. Реформа цен и рынка:

реформа внутренних цен;

либерализация внешней торговли;

свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы;

реформа банковской системы.

3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:

упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности;

отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.

4. Пересмотр роли государства:

законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.);

реформа информационной структуры (учет, контроль);

институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);

социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).

19.2. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оживление экономики в странах ЦВЕ происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.

В странах ЦВЕ сформировалось два основных подхода к реформированию экономики. Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).

Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.)-Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.

Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децеентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».

Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани ги-| перинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

В странах ЦВЕ возрастает вклад частного сектора в совокупный Е экономический потенциал. Ассоциированные члены Европейского Союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

По мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г. Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством акций пяти крупных преуспевающих компаний и четырех мелких. Особых успехов -Польша достигла в сфере малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.

2-й этап - 1991-1992 гг. Приватизировано путем акционирования 13 предприятий. Около ] тыс. предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс.. в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.

3-й этап - 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.

К положительным результатам в экономике Польши нужно отнести стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

Во второй половине 1990-х годов в польской промышленности происходит быстрый рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд

дол. в 1995 г. 3,2 млрд дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд дол.

Издержками высоких темпов экономического роста был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому клубам достигнут 8 млрд дол. к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд дол. в год).

В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.

Приватизация привела к тому, что в частной собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.

Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит другие страны ЦВЕ. В Венгрии сумели создать эффектна, ные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.

Происходящее оживление экономики Венгрии сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных проиессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.

Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.

Несмотря на сложности, связанные с проведением реформы, уровень жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении-на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд дол. (с 6 млрд дол. в 1993 г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн долл. и сформировалось в основном в торговле услугами.

По притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд дол., направления инвестиций - транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.

В соответствии с прогнозом Министерства финансов Чехии темпы прироста ВВП в ближайшие годы составят 2,2-2,5%, безработица - 5,5, инфляция - 9, прирост номинальной заработной платы --7%.Чехия ставит целью обеспечение макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.

Таким образом, оживление в странах ЦВЕ отражает воздействие позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ «локомотивом» оживления выступала промышленность.

В целом страны ЦВЕ продолжают пробивать дорогу к выходу из спада переходного периода: объем производства все еще остается ; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%.

19.3. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вступление в Европейский союз - стратегическая цель стран ЦВЕ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран ЦВЕ в ЕС имеются различные подходы.

Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.

Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами ЦВЕ. На втором этапе должен произойти полный доступ стран ЦВЕ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны ЦВЕ могут стать полноправными членами ЕС.

Второй вариант - полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом для экономического и политического усиления влияния этого интеграционного образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами ЦВЕ связаны со следующими факторами: 106 млн населения и тысячи предприятий в странах ЦВЕ создадут мощный рынок для производителей из Западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики.

На деле имеющиеся противоречия между странами ЦВЕ и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран ЦВЕ и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.

В настоящее время основные торговые партнеры стран ЦВЕ - страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран ЦВЕ. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами ЦВЕ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны ЦВЕ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ЦВЕ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.

Страны ЦВЕ стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ЦВЕ - положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 - страны ЦВЕ.

В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ЦВЕ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР

и переориентации стран ЦВЕ на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по. СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот ЦВЕ со странами СЯГ с оставляет 13-15%. В целом структура российского экспорта и импорта со странами Центральной и Восточной Европы считается нерациональной, так как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте - продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее возобновление экономических связей со . странами СНГ на новой взаимовыгодной основе - одно из направлений внешнеэкономического курса стран ЦВЕ.

Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.

Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических изделий на рынки восточноевропейских стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более активное участие в строительстве народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих объектов промышленного комплекса стран ЦВЕ. В этом плане можно использовать в качестве благоприятствующего фактора наличие на террито-. риях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.

Страны ЦВЕ, в свою очередь, могут активно приглашаться к строительству в России элементов инфраструктуры, модернизации и реконструкции мощностей по выпуску потребительских товаров, объектов нефтяной и газовой промышленности, социальной сферы и др.

Например, улучшению торгово-экономических отношений России и Болгарии может способствовать Болгаро-российский индустриальный центр в Софии, который призван оказывать помощь предприятиям России и Болгарии в установлении деловых контактов на основе маркетинга, консультаций. Заключен ряд соглашений в области транспорта. Создана группа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая помогает наладить перевозку грузов с использованием водного пути Рейн - Майн - Дунай - Черное море - внутренние воды России. Широкое развитие получает межрегиональная

торговля. В 1995 г. создан Болгаро-российский инвестиционный банк, который призван содействовать созданию совместных предприятий, технологическим разработкам и обмену продукцией промышленного назначения.

Важный торговый партнер России - Польша. Географическая близость и многолетний опыт традиционных деловых контактов России и Польши: рыночная основа отношений, Договор о торговом и экономическом сотрудничестве, Соглашение о поощрении и взаимной защите капитальных вложений способствуют развитию российско-польских отношений.

Расширяется структура российского экспорта в Польшу: кроме нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал - Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).

На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ЦВЕ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.

Скачать архив с текстом документа