Экономико-географическая характеристика Нижегородской области

СОДЕРЖАНИЕ: Московский Государственный Университет Природообустройства Институт выходного дня Реферат по предмету «Экономическая и социальная география» На тему: «Экономико-географическая характеристика Нижегородской области».

Московский Государственный Университет Природообустройства

Институт выходного дня

Реферат по предмету «Экономическая и социальная география»

На тему: «Экономико-географическая характеристика Нижегородской области».

Москва 2010

План:

1. Муниципальное устройство и крупнейшие города, население

2. Местоположение

3. Климат

4. Почвенные и водные ресурсы

5. Природные ресурсы и полезные ископаемые

6. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика

7. Транспортное сообщение

Муниципальное устройство и крупнейшие города, население

Дата образования Нижегородской области – 14 января 1929 г. Центр – Нижний Новгород (1274,7 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1221 г. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 439 км. Регион входит в Приволжский Федеральный округ.

Население области по данным на 1 января 2009 г. составляет 3340,7 тыс. человек в т. ч.: городское – 2636,0 и сельское – 704,7 тыс. человек. Национальная структура населения (по переписи на 9 октября 2002 г.), процентов: русские – 95,0, татары – 1,4 , другие национальности – 3,6.

В области насчитывается 662 муниципальных образования (на 1 января 2008 г.) –в т. ч.: муниципальных районов – 48, городских округов – 4, городских поселений – 79, сельских поселений – 531.
Наиболее крупные города (тыс. человек – оценка на 1 января 2008 г.): Нижний Новгород – 1274,7, Дзержинск – 247,5, Арзамас – 106,1, Саров – 87,9, Бор – 76,2, Кстово – 65,6, Павлово – 61,1, Выкса – 57,2, Балахна – 54,1.

Местоположение

Нижегородская область занимает выгодное географическое положение, находясь на пересечении Волги, главной реки Европейской части России, с широтными магистралями, связывающими Центральную Россию с восточными частями страны - Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. На северо-западе область граничит с Костромской областью, на северо-востоке – с Кировской, на востоке – с республиками Марий-Эл и Чувашия, на юге – с Мордовией, на юго-западе – с Рязанской областью, на западе – с Владимирской и Ивановской областями. Общая протяженность границ составляет 2300 км. Область вытянута в меридиальном направлении. С юга на север протяженность территории составляет около 400 км, с запада на восток в наиболее широкой южной части — около 300 км. Река Волга делит область на две части — Левобережье (Заволжье) и Правобережье, которые сильно отличаются друг от друга по природно-климатическим условиям. Заволжье представляет собой равнину, являющуюся частью Волжско-Окской низины. Высота наиболее пониженных заболоченных участков вдоль левого берега Волги и Ветлуги здесь всего 50—70 м над уровнем моря. В Заволжье много песчаных дюн, грив, нередко встречаются скопления валунов, немало болот, торфяников, озер. Правобережье Оки и Волги представляет собой волнистую равнину, образованную так называемым Алатырским валом, который является крайним северным выступом Приволжской возвышенности. Высота местности достигает здесь 180—250 м над уровнем моря. Возвышенность к Оке и Волге круто обрывается, образуя так называемые горы — Стародубье, Перемиловские, Дятловы, Фаддеевы. Горы сильно изрезаны глубокими оврагами, оползнями. Алатырский вал расчленен понижениями, образованными долинами рек Теши, Сережи, Пьяны, Алатыря. На территории Правобережья сильно развита овражно-балочная сеть в связи с преобладанием мягких осадочных пород. Во многих местах, где неглубоко встречаются отложения пермских известняков и гипсов, образуются карстовые формы рельефа в виде провалов, воронок, ям, пещер. Это наблюдается по рекам Пьяна и Сережа, а также вдоль левого берега реки Оки около г. Дзержинск.

Климат

В целом область находится в зоне умеренно-континентального климата. Средняя годовая температура воздуха изменяется от 3,0 на севере до 4,5С. на юге области. За год выпадает около 600—650 мм осадков в Заволжье и 500—550 мм в Правобережье, две трети которых выпадает в виде дождя. С сентября по май в области преобладают южные и юго-западные ветры, а в летние месяцы — северо-западные. Среднегодовая скорость ветра составляет 3-4 м/с.

Зима в Нижегородской области продолжается с начала ноября до конца марта. Средняя месячная температура ноября составляет 3 — 5 °C. Средняя месячная температура воздуха января в области составляет 11 — 13С. Абсолютные минимальные температуры воздуха составляют 47, 48С на севере и 42, 44С на юге области. Максимальные температуры в течение зимних месяцев могут достигать положительных значений до 3-6С. Устойчивый снежный покров ложится обычно 15-20 ноября в Заволжье и 20-25 ноября на юге области. Снежный покров лежит обычно 150—160 дней. Высота снежного покрова к концу марта достигает примерно полуметра, а в лесу — 70-80 см. За зимний сезон по области выпадает около 160—200 мм осадков. Среднемесячные скорости ветра в зимний период выше, чем в теплый, и составляют 3,5-4,5 м/с.

Весна в области протекает относительно быстро, особенно в Правобережье. Повышение средней месячной температуры воздуха от марта к апрелю составляет обычно 9-10С. В начале апреля почти одновременно по всей области средняя суточная температура воздуха переходит через 0С в сторону её повышения. Сход снежного покрова происходит обычно 12-15 апреля на юге и 20-25 апреля на севере области. При затоках арктического холодного воздуха в первой декаде мая температура воздуха может понижаться до 3 — 6С. Заморозки возможны и в конце мая и в начале июня. Количество осадков весной составляет по области 70-90 мм. Средняя скорость ветра 3-4 м/с.

Началом лета принято считать переход средней суточной температуры воздуха через 15С, обычно это происходит в конце мая в Правобережье и в конце первой декады июня в Заволжье. Лето в Нижегородской области сравнительно короткое и умеренно-теплое, длится оно около 70-90 дней. Интенсивность роста температуры в летние месяцы замедляется, а с конца июля уже начинается медленное её понижение. Средняя месячная температура июля колеблется от 17,5 на севере до 18,5С на юге области. Июль — самый теплый месяц года. Летом температурный режим устойчивее, чем в другие сезоны, междусуточная изменчивость более плавная. Максимальные дневные температуры повышаются до 25-30С, а иногда до 35-37С. Осадки в течение года выпадают неравномерно, большая их часть выпадает в теплый период и преимущественно в летний сезон. Наибольшее количество осадков, 75-85 мм, обычно приходится на июль. Средние месячные скорости ветра летом составляют 2,5-3,5 м/с.

Осенний период начинается с заморозков в воздухе и на почве после перехода средней суточной температуры воздуха через 15С в сторону её понижения, обычно это наблюдается в конце августа на севере и в начале сентября на юге области. Средняя месячная температура в сентябре составляет 10-11С, а к ноябрю понижается до 3 — 4С. Безморозный период длится на севере области 110—120 дней, а в правобережье 130—140 дней. Средняя месячная температура октября 3-4С. Устойчивый переход средней суточной температуры воздуха через 0С в сторону понижения происходит в самом начале ноября. Ночные заморозки сменяются морозами, прогревание днем приводит к оттепелям, уменьшается продолжительность солнечного сияния, резко увеличивается число пасмурных дней (от 1-2 летом до 13-15 в октябре, ноябре). В целом за осенний сезон выпадает 110—130 мм осадков. Средние месячные скорости ветра растут, и составляют 3-4 м/с. Вегетационный период 165—175 дней.

Почвенные и водные ресурсы

На территории области распространены дерново-подзолистые, подзолистые и серые лесные почвы. Дерново-подзолистые и подзолистые почвы занимают все Левобережье и юго-западные районы. Серые лесные почвы занимает большую часть Правобережья. По составу это в основном суглинки. Светло-серые лесные почвы приурочены к повышенным участкам и верхним частям склонов. На юго-востоке области встречается чернозем.

Нижегородская область расположена в основном в лесной зоне. Около 48% ее территории покрыто лесами. Основным типом растительности являются хвойные леса. Лесные массивы сосредоточены в северных и центральных районах области, где лесами занято более 80% площади. На юге области преобладают луга, по местоположению - материковые и пойменные, по составу травостоя - разнотравные, остепненные. Имеются твердолиственные леса, но площадь их составляет 2%.

Речная сеть области густа и включает свыше 9000 рек и ручьёв. По её территории протекают крупнейшие реки европейской части России — Волга и её правый приток Ока. В нижегородском Заволжье протекают левые притоки Волги — Ветлуга, Керженец, Узола, Линда. Они несут свои воды среди густых таёжных и смешанных лесов.

В правобережье протекают притоки Волги и Оки. Среди притоков Волги выделяются Сура, текущая по границе с Чувашией, Кудьма, Сундовик. В Оку несёт свои воды Тёша. В восточной части Правобережья течёт Пьяна.

Природные ресурсы и полезные ископаемые

По многим видам нерудного минерального сырья Нижегородская область имеет надежную сырьевую базу, по некоторым испытывает определенный дефицит; отдельные полезные ископаемые в пределах области отсутствуют и их приходится завозить из других регионов Российской Федерации.

Рудные месторождения (кроме известного Лукояновского месторождения титаноциркониевых песков) и месторождения нефти пока не установлены, хотя определенные геологические предпосылки для небольших месторождений имеются.

На территории области широко распространены строительные пески. По 13 учтенным месторождениям утверждены запасы в количестве 156 млн. куб. м. Пригодны они для производства силикатного кирпича, приготовления строительных растворов и для ремонта дорог. Пески для бетонов предварительно оценены по Вареховскому месторождению, месторождению Каменный Бор в Володарском районе и Щегольному в Ковернинском районе. В области находятся 4 месторождения формовочных песков, три из которых имеют местное значение. Бурцевское месторождение в Балахнинском районе с запасами в 138 млн.т имеет Федеральное значение и снабжает не только заводы области, но и многие предприятия Российской Федерации.

Песчано-гравийными смесями область бедна. В руслах и долинах рек Волги и Оки они залегают на значительных глубинах. По этой причине единственное в области Волжское месторождение ПГС с запасами 20 млн. куб. м не разрабатывается.

Глинистое кирпичное сырье разведано по 36 месторождениям с промышленными запасами в 63 млн. куб. м, из них 33 разрабатываются или подготавливаются к эксплуатации.

Глинистое керамзитное сырье учтено по 9 месторождениям с запасами в 46 млн. куб. м, из них разрабатываются 5 и одно подготавливается к освоению. Перспективы выявления керамзитного сырья в других районах имеются. Для производства минеральной ваты глинистое сырье разведано в Арзамасском районе. Разрабатывается Чуварлейское месторождение с запасами в 1410 тыс. куб. м.

Глины тугоплавкие представлены одним месторождением (Рыжковским) в Семеновском районе, освоение которого начато заводом ТПК ИРГЕНЬ в 1993 году. Ведутся поиски таких глин в южных районах области. Преимущественно в южных районах области разведано 21 месторождение карбонатных пород для производства щебня и доломитовой муки. Промышленные запасы оцениваются в 325 млн. куб. м. В северных районах отсутствуют перспективы нахождения таких месторождений. Часть щебня, особенно высокопрочного для бетонов, завозится из других регионов. Для производства вяжущих ингредиентов (белого цемента) в Арзамасском районе (Чернухинское месторождение) разведаны доломиты. Запасы в 3,3 млн. т должны обеспечить работу проектируемого завода. В области известны два небольших по запасам месторождения стекольных песков, которые эксплуатируются местными стекольными заводами. Для Борского стекольного завода ведутся поиски крупных месторождений качественных песков, одновременно изучаются пески из отходов основного производства на Лукояновском титаноциркониевом месторождении.

Гипс и ангидрит разведены в 4 месторождениях в южной и центральной частях области. Промышленные запасы их оцениваются в более чем 400 млн. т и полностью могут обеспечить потребности области и смежных субъектов Федерации в этих видах сырья. Центральные и особенно северные районы области богаты залежами торфа и сапропеля. Известно более 200 месторождений торфа с запасами в 232 млн. т, Месторождения сапропеля часто взаимосвязаны с торфяными залежами или добываются из озерного ила.

В Ковернинском районе разведана каменная соль. Огромные запасы ее, более 2,5 млрд. т, пригодные для получения пищевой соли высшего сорта, хлора и каустической соды, подготовлены к промышленному освоению. Погребные россыпи титаноциркониевых песков открыты и подготовлены к промышленному освоению на границе Гагинского и Лукояновского районов. Отходы производства будут использоваться для получения нерудных строительных материалов.

В южных районах области имеются небольшие месторождения цветных (медь, свинец, цинк), редких (молибден), рассеянных (скандий, иттрий, лантан) и редкоземельных элементов (неодимий, церий, иттербий).

Разведанные запасы питьевых и технических вод по области составляют 2,67 млн. куб. м/сут. Наиболее обеспечены качественными питьевыми подземными водами южные, юго-западные и центральные районы области.

Из минеральных подземных вод на территории области широко распространены маломинерализованные сульфатные питьевые столовые воды, которые используются для лечебных целей. Имеются хлоридные, натриевые, бромные рассолы, которые также используются для лечебных целей. В Городецком, Шатковском, Борском и Павловском районах разведан ряд месторождений лечебных грязей.

В северных районах области буровыми скважинами вскрыты горные породы с проявлением нефти (пленками и выпотами нефти, битуминозностью и повышенным содержанием углеводородов в растворенном газе).

В области 46% территории покрыты лесом. Общий запас древесины гослесфонда составляет 352,16 млн. куб. м, в том числе возможных для эксплуатации 321,24 млн. куб. м. По породному составу лесной фонд распределяется следующим образом:
сосна - 43,2%,
ель - 7,1%,
береза - 34,9%,
осина - 10%,
прочие породы - 4,8%.
По эксплуатационным запасам фонд спелых и перестойных насаждений состоит из
25,4% сосны,
20,6% ели,
20,35% березы,
25,7% осины.

Промышленность, сельское хозяйство, энергетика

Основные отрасли промышленности Нижегородской области — машиностроение, химия, передельная чёрная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.

Предприятия передельной чёрной металлургии (Выкса, Кулебаки, Нижний Новгород, Бор) и цветной металлургии (Нижний Новгород). Целлюлозно-бумажное производство (Правдинск, Балахна).

В Кстово расположен самый крупный из нефтеперерабатывающих заводов компании «ЛУКойл».

Машиностроение и металлообработка

Предприятия машиностроения и металлообработки производят грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные узлы, детали и агрегаты, речные и морские суда, автомобильные и судовые двигатели внутреннего сгорания, самолёты, станки, приборы, инструменты, оборудование для химической, лёгкой, пищевой промышленности, телевизоры и др.: Нижний Новгород — ОАО «ГАЗ», ПО «Нижегородский машзавод», авиастроительный завод «Сокол», ПО «Завод Красное Сормово», АО «Нижегородский завод Нител»; города Павлово, Арзамас и др.

Старинные центры металлообработки — Павлово, Ворсма и др.

Крупные предприятия:

  • Горьковский автомобильный завод (основан в 1932 году при помощи компании «Ford Motors»). На нём работает 27 тыс. человек.[1] Производит более 50 % грузовых и около 5 % легковых автомобилей в России, а также бронетранспортёры. В Нижнем Новгороде расположена штаб-квартира Группы ГАЗ — российской автомобилестроительной компании, головным предприятием которой и является ОАО «ГАЗ»;
    • также в городе действуют предприятия по доработке автомобильной техники, из них одним из крупнейших является «Чайка-Сервис», с объёмом выпуска 3,5 тыс. спецавтомобилей в год[2] ;
  • ОАО «Завод „Красное Сормово“» — строительство судов типа река—море, в 2007 году выручка составила 3350 млн рублей;
  • ОАО «НАЗ „Сокол“» — авиастроительный завод (производство военных и гражданских воздушных судов, в том числе самолётов на воздушной подушке); в 2007 году выручка составила 3460 млн рублей;
  • Нижегородский машиностроительный завод (выпускает оборудование для атомной промышленности, артиллерийские вооружения и др.); в 2007 году выручка от реализации составила 4073 млн рублей,
  • ОАО «Гидромаш» — производство гидравлических агрегатов, шасси для летательных аппаратов; в 2008 году выручка составила 1986 млн рублей[3] ,
  • ОАО «Теплообменник» (системы жизнеобеспечения для самолётов, тепловое оборудование); в 2007 году выручка составила 1500 млн рублей,
  • АО «Этна» (крупнейший в России производитель автонормалей, болтов, винтов);
  • ЗАО «РУМО» (один из крупнейших производителей судовых дизелей, компрессоров для газопроводов);
  • ЗАО «Термаль» (судовое и прочее оборудование, бытовая техника (утюги и т. п.));
  • Завод «НИТЕЛ» (бывший з-д Siemens Halske, затем Горьковский телевизионный завод им. Ленина) — производство радиоэлектронного оборудования, в том числе РЛС способных обнаруживать самолёты, изготовленные по технологии «стелс».[4]
  • Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова — разработчик и производитель средств радиосвязи; в 2008 году выручка 390 млн[5] ,
  • НПО «Салют» — радиоэлектронная промышленность;
  • Нижегородский завод им. Г. И. Петровского — единственный в России производитель «чёрных ящиков»;[6]
  • ОАО «ОКБМ Африкантов» — крупный научно-производственный центр атомного машиностроения

Также тяжёлая индустрия города представлена Горьковским металлургическим заводом (выпускает сталь, горячий прокат, инструменты) и др.

В 2009 году Нижний Новгород был выбран в качестве одной из пяти экспериментальных площадок где будет выполняться утилизация старых автомобилей в рамках государственной программы

Лёгкая и пищевая промышленность

Лёгкая и пищевая промышленность представлены чулочно-трикотажными, кожевенно-обувными, швейными предприятиями, мясокомбинатом, колбасным заводом, молочным комбинатом, Нижегородским заводом шампанских вин, пивзаводом (пиво «Окское»), кондитерской фабрикой и др. Работает ряд предприятий деревообрабатывающей и полиграфической отраслей

Химическая промышленность

Химическая промышленность: продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др. — Дзержинск, Нижний Новгород.

ОАО «Оргсинтез» — одно из крупнейших предприятий лесохимической промышленности в России.

В Нижнем Новгороде работает завод «НИЖФАРМ» — один из крупнейших производителей лекарств в России.

Стекольная промышленность

В городе Бор расположено крупнейшее в россии предприятие производитель полированного, автомобильного стекла и стеклопосуды — Борский стекольный завод

Также в области представлены многие известные народные художественные промыслы: городецкая резьба и роспись по дереву (Городец), хохломская роспись (Семенов и села Ковернинского района), полховско-майданская роспись (села Крутец, Вознесенское, Поховский Майдан Вознесенскогого района на юге области), а также роспись по дереву и крежевоплетение (Балахна), плетение из лозы (с. Вознесенское), художественная обработка металлов, в т.ч. изготовление сундуков (Лысково) и медных замков (Павлово).

Электроэнергетика

На территории Нижегородской области расположена Нижегородская ГЭС (Заволжье).

Тепло- и энергообеспечение Нижнего Новгорода осуществляют Автозаводская ТЭЦ электрической мощностью 580 МВт, Сормовская ТЭЦ (ТГК-6) — 340 МВт[9] . В 60 км от города находится Горьковская ГЭС. Нижний Новгород расположен в энергодефицитном регионе. Это в том числе связано с отменой строительства в конце 1980-х Горьковской АСТ. В 2009 года инвестиционный совет при губернаторе нижегородской области одобрил проект строительства в Нижнем Новгороде парогазовой ТЭЦ электрической мощностью 900 МВт и тепловой мощностью 840 Гкал/час.[10] К 2016 году планируется ввести в эксплуатацию первый блок Нижегородской АЭС.

Сельское хозяйство

В регионе выращивают рожь, овёс, ячмень, пшеницу, гречиху, сахарную свёклу, лён-долгунец. Возделывают лук, картофель. Также развито молочно-мясное и молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Тепличные комбинаты выращивают около 12 тыс. тонн внесезонной овощной продукции.[6] В 2009 году было собрано 1,5 млн тонн зерна[7] , что превышало потребности области.[8] Собственной мясной продукции в области выращивается недостаточно, мясо импортируется из Аргентины и других стран.

Транспортное сообщение

Выгодное географическое положение Нижегородской области,традиционная функция Нижнего Новгорода как торгового центра обеспечили создание сравнительно высокоразвитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути удобно соединяют Нижегородский регион с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами. Нижегородский транспортный узел - один из наиболее насыщенных и развитых в России. Железнодорожные пути ведут на юг, север, запад и восток России. По рекам и каналам можно попасть в Балтийское, Чер- ное и Белое моря с дальнейшим выходом в порты Скандинавских стран, Западной Европы, Африки и Азии. Нижний Новгород, протяженность путей которого постоянно увеличивается, с 1985 года имеет свое метро. Все это в совокупности обеспечивает предпосылки для создания современной системы грузопассажирских перевозок.

Транспортная сеть области имеет 1234 км железнодорожных путей, более 14 тыс. км автомобильных дорог, 1039 км внутренних судоходных путей. Общий грузооборот по всем видам транспорта в 1993 г, составил 17700,8 млн. т/км.

Железнодорожный транспорт представлен двумя отделениями: Горьковским и Муромским, в составе которых Функционируют 7 железнодорожных участков. В основном все участки электрифицированы. В пределах области имеется два железнодорожных узла: Горьковский и Арзамасский. К основным из отправляемых с железнодорожных станций области грузам относятся: нефтепродукты, бумага, лесные и строительные материалы, черные металлы, продукция химического и маши- ностроительного комплексов.

Сеть автомобильных дорог Нижегородской области составляет 15,7 тыс. км, из них 95% дорог с твердым покрытием. По территории области проходят автомагистрали федерального значения: Москва - -Н.Новгород - Казань и Н.Новгород - Саранск. Все районные центры области связаны с областным центром и между собой только дорогами с твердым покрытием. Автомобильные перевозки составляют 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от пассажирских. Предприятия автомобильного транспорта общего пользования в течение 1992 - 1993 гг. были первыми в России полностью приватизированы и в настояшее время имеют около 11 тыс. автомобилей. В частном владении находится более 63% от общего числа грузовых автомобилей. Создан рынок транспортных услуг на грузовые перевозки, которые сегодня полностью удовлетворяют потребности области в перевозках. Продолжает развиваться и совершенствоваться система транспортно-эксплуатационного обслуживания клиентуры. На основе опыта, накопленного Нижегородской областью, разработана и реализуется целевая Федеральная программа Терминал, в рамках которой в области осуществ- ляется строительство баз-терминалов.

С пуском этих терминалов на совершенно новом качественном уровне клиентам будут предоставляться транспортно-экспедиционные услуги по схеме от ворот до ворот. Терминал является одной из составляющих частей проекта скоростной линии доставки грузов в направлении Запад - центр - Волго-Вятский экономический регион. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте области осуществляют 42 автотранспортных предприятия. Всего в области маршрутная сеть насчитывает 945 маршрутов общей протяженностью 49084 км. На маршрутах работают автобусы марок Икарус, ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ. В последние 2 года в области ведется работа по обновлению подвижного состава за счет средств областного бюджета, в основном моделями автобусов собственного производства, для чего осуществляется реконструкция Борского авторемонтного завода под сборку автобусов марки ЛиАЗ. Кроме того, разрабатывается целевая программа Нижегородский автобус, которая предусматривает использование возможностей конверсионных предприятий для развития автобусостроения. С ростом внешнеэкономических связей и торговли в условиях рыночного хозяйствования в области увеличивается потребность в международных автомобильных перевозках.

Большую роль в жизни области играет речной транспорт. До недавнего времени основным перевозчиком грузов и особенно пассажиров являлось Волжское объединенное речное пароходство, которое обслуживало экономику и транспортные потребности 5 республик и 11 областей Поволжья.

В 1994 году закончилась приватизация ВОРПа. На базе пароходства в области созданы и действуют в настоящее время 3 речных порта, 3 пароходные компании, одно пароходство и 25 организаций, обслуживающих флот. В основном все эти предприятия - акционерные обшества. Наиболее крупными предприятиями речного флота на территории области являются акционерные общества открытого типа: судоходная компания Волжское пароходство, Ветлуга - транспорт, Нижегородский порт, Нижегородский теплоход, Городецкий судоремонтно-механический завод; государственные предприятия: Водные пути Волжского бассейна, районное управление пароходства Волготанкер, порт Дзержинск. Теплоходы судоходной компании Волжское пароходство работают как на внутренних волах, так и в смешанном река-море плавании. В навигационный период суда компании Волжское пароходство имеют возможность осуществлять бесперевалочную перевозку различных грузов из Нижегородского региона и обратно в любой из портов Белого, Балтийского, Северного, Черного, Мраморного, Средиземного морей, что значительно удешевляет стоимость перевозки, сокращает время доставки грузов. На начало навигации 1994 года в области имели суда 55 предприятий различных форм собственности, в том числе 4 частных предприятия являлись собственниками 12 судов, у 19 совместных предприятий имелось в собственности 72 судна. Основные перевозимые грузы: лес, стройматериалы, зерно, черные металлы, удобрения, продукты переработки нефтяного, химического и машиностроительного комплексов.

Воздушными воротами области является аэропорт Н. Новгорода, который до 1994 года входил в состав Нижегородского объединенного авиаотряда. В рамках процесса демонополизации эта организация разделилась на четыре самостоятельные структуры с правами юридических лиц: акционерную авиакомпанию Нижегородские авиалинии, государственные предприятия: междунардоный аэропорт Нижний Новгород, Аэронавигация и Авиа Нижний Новгород. В основном международный аэропорт Нижний Новгород обслуживается авиакомпанией Нижегородские авиалинии, которая начинает работать с другими авиакомпаниями, в том числе и с зарубежными.

Скачать архив с текстом документа