Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

СОДЕРЖАНИЕ: Доработка к с.3 Оглавление Введение ….4 1.Теоретические основы районирования 1.1 Состав Поволжского экономического района, его значение в экономике страны ... .4

Доработка к с.3

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4

1.Теоретические основы районирования

1.1 Состав Поволжского экономического района, его значение в экономике страны……………………...…………………………………………………….4

1.2 Факторы, влияющие на развитие Поволжского экономического района………………………………………………………………………..…..5

1.3 Значение Поволжского экономического района в экономике России……………………………………………………………………………8

1.4 Краткая историческая справка о развитии Поволжского экономического района…………………………………………………………………….…….10

2.Современная экономико-географическая характеристика поволжского экономического района и его основные проблемы развития

2.1 Географические и природно-климатические ресурсы………………...11

2.2 Основные факторы, влияющие на современное развитие Поволжского экономического района…………………………………………………………………….…….14

2.3 География промышленности, проблемы развития……………………15

2.4 География сельского хозяйства…………………………………………19

2.5 География транспорта……………………………………………………20

2.6 Современные внутренние и внешние экономические связи района…………………………………………………………………………...23

3. Основные направления перспективного развития Поволжского экономического района

3.1 Перспективы развития тяжелой промышленности…………………….25

3.2 Перспективы развития сельского хозяйства……………………………27

3.3 Перспективы развития химической промышленности………………...28

Заключение…………………………………………………………................30

Список используемой литературы…………………………………..............32

Приложение…………………………………………………………………...3

Доработка к с.4

Введение

В данной работе излагается экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района, где рассматриваются особенности размещения производительных сил и ресурсно-природного потенциала. В рамках освещаемой темы уделяется внимание проблемам и основным направлениям возможного перспективного развития данного экономического района.

Целью работы является рассмотрение важнейших экономических характеристик ПЭР, чем и обуславливается актуальность работы, которая заключается в поиске путей перспективного развития данного экономического района.

Данная курсовая работа состоит из трех глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение экономико-географического положения региона, и на его основе специализации отдельных районов; изучение отраслей специализации; выделение важнейших проблем и перспектив развития ПЭР. Здесь показывается состав экономического региона, оценка экономико-географического положения, особенности заселения территории, особенности размещения ведущих отраслей промышленности, характеристика отраслей производственной и социальной инфраструктуры, а также важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона. К работе прилагаются одна самостоятельно выполненная картосхема и 4 таблицы.

Для решения поставленных задач были проанализированы ряд учебников по географии России и регионалистике, также использованы журналы, в которых предоставлена информация за последние 2 года. Таким образом, была получена общая картина развития ПЭР.

1.1 Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

В состав Поволжского экономического района входят: Республика Калмыкия – столица Хальмг Тангч (Элиста), Республика Татарстан – столица Казань, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Общая площадь района занимает 536,4 тыс. км2.[1]

Поволжский экономический район расположен вдоль Волги – от её слияния с р. Камой до берега Каспийского моря (протяженность с севера на юг 1500км) и занимает чуть больше 3,2% территории, на которой проживает 11,5% населения России. Район находится в пределах средней и нижней частей Волго-камского речного бассейна, в рельефе которого выделяются высокое правобережье Волги (Приволжская возвышенность, на юге переходящая в гряду Ергени) и равнинное левобережье. Территорию Нижнего Поволжья занимает Прикаспийская низменность, опускающаяся ниже уровня океана в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги до отметки 27 м у кромки Каспийского моря.

Экономичско-географическое положение Поволжья исключительно выгодное. На западе район граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказким экономическими раойнами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных путей способствует установлению широких межрайонных производственных сетей Поволжья, которое больше открыто к западу и востоку (навстречу основному направлению хозяйственных связей страны). Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район подтверждает выгодность экономико-георафического положения района.

Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью. Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье — основной район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти, мяса.

1.2 Природные условия и их экономическая оценка

Поволжье расположено на Восточно-европейской равнине. Его природные условия очень разнообразны и в основном благоприятны для народного хозяйства. Удобное географическое положение, довольно высокая заселенность, богатые полезные ископаемые и водные ресурсы способствуют высоким темпам роста промышленного производства и сельского хозяйства. Плодородные почвы большей части района. Обилие тепла и солнца позволяют выращивать здесь почти все культуры умеренного пояса такие, как озимая и яровая пшеница, подсолнечник, свекла, бахчевые и рис. Плодородные условия способствовали развитию здесь пастбищного животноводства. Своеобразие природных условий на территории Поволжья оказали влияние и на размещение производительных сил района. До сих пор Правобережье лучше освоено и хозяйственно более развито по сравнению с Заволжьем. Правый берег раньше и гуще заселялся, здесь возникали более крупные города, формировалась транспортная сеть.

Территория Поволжья охватывает несколько физико-географических зон. Лесостепь в северной части района постепенно сменяется примерно на широте Сызрани – Самары обширными степными пространствами, которые южнее переходят в пустынную цепь.[2]

Река Волга, а на юге Ахтуба, и образуемая ими пойма разделяют этот район на две части: возвышенное Правобережье и относительно пониженное Левобережье-Заволжье.

В Левобережье вблизи Волги местность сравнительно понижена – Низкое Поволжье, но затем существенно повышается к востоку, образуя Высокое Заволжье, южная часть которого называется Общий Сырт.

Для большей части территории Поволжья характерно то, что до настоящего времени продолжается процесс развития овражно-балочной и речной сети. Последствия от развития эрозионных процессов в Поволжье, снижающих не только площади сельскохозяйственных угодий не ликвидированы до сих пор.

Водоразделы и верхние части склонов Приволжской возвышенности, и особенно Ергеней, лучше увлажняются. И почвы здесь плодороднее по сравнению с нижними частями склонов и низменностью. Именно этим объясняется то, что население издавна выбирало эти участки под распашку.

Склон Приволжской возвышенности, обращенный к Волге, особенно там, где он подмывается рекой, подвержен оползневым явлениям, которые наносят огромный ущерб расположенным здесь селам и садам.

На общем фоне равнинности Прикаспийской низменности значительно развиты падины и лиманы, которые являются естественными водосборами талых весенних вод, стекающих с окружающих их равнинных пространств. Лучшие условия увлажнения способствуют формированию здесь более плодородных почв и произрастанию злаковой растительности.

По условиям рельефа почти вся территория Поволжья доступна для земледелия. В прикаспийской низменности ограниченные возможности обуславливаются не рельефом, а почвенным покровом. В промышленном, транспортном и других видах строительства также проявляется влияние рельефа и связанных с ним процессов. В ряде мест волжского склона Правобережья развиты оползневые явления и условия для капитального строительства мало благоприятны. Они значительно лучше в стороне от этого склона.

Условия рельефа на большей части Прикаспийской низменности создают благоприятные предпосылки для проведения здесь искусственного лиманного орошения, цель которого увлажнение почвы пашен и расширение площадей заливных лугов.

В результате неравномерного распределения влаги по поверхности микрорельефных образований оказывают существенное влияние на формирование почвенно-растительного покрова. Большая пестрота, пятнистость почвенного покрова вызывают трудности при освоении территории, особенно при введении орошаемого земледелия.

Строение поверхности Волго-Ахтубинской поймы и дельты, формирующихся под воздействием воды русел и полой воды, весьма неоднородно. В период половодья подавляющая часть поверхности обычно затопляется, чем затрудняется ее регулярное земледельческое освоение. Следует отметить большое влияние рельефа на формирование почвенно-растительного покрова. Изменения в рельефе сразу же сказываются на условиях увлажнения, на продолжительности затопления в период весеннего таяния снега и прохождения половодья.

Для Поволжья характерны следующие закономерности годового хода температур, распределения тепла и атмосферных осадков. Средняя температура января понижается в восточном направлении, а средние температуры июля повышаются на восток и юго-восток. Большая протяженность территории с севера на юг создают существенные различия в радиационном балансе.

Характерная черта природы Поволжья – ярко выраженный континентальный климат. Континентальность климата наиболее резко возрастает с продвижением с северо-запада на юго-восток. На юге Поволжья самый засушливый климат в Европе. В переделах Поволжья климатические условия изменяются в широком интервале.

Для Поволжья характерны поздневесенние и раннеосенние заморозки, что значительно сокращает безморозный период.

Отрицательно сказываются на развитии сельского хозяйства Поволжья и другие особенности климата.

В южных областях Поволжья очень неблагоприятны для зимовки сельскохозяйственных растений нередкие зимние, осенние и весенние оттепели, когда в дневные часы снежный покров стаивает, оставляя почву незащищенной от ночных морозов.

Быстрое нарастание температур весной в условиях незначительных запасов влаги в почве и недостатка осадков приводит к быстрому иссушению почвы. Бичом для Поволжья являются периодические повторяющиеся засухи. Особенно большой вред наносят сельскому хозяйству устойчивая майско-июльская засуха.

Во время суховеев и в середине лета естественная растительность засыхает на корню, так как растения не успевают подавать влагу своим наземным частям. Это отрицательно сказывается на урожае зерновых, бахчевых и других культур.

Для большей части территории Поволжья характерна прямая зависимость величины урожая от количества влаги в почве, накопленной с весны. Довольно сильны различия в выпадении осадков в течение месяца и года, часто повторяющиеся засухи сказываются на колебании урожаев неорошаемых культур, сенокосов и пастбищ.

Почвенные условия Поволжского экономического района, вытянутого с севера на юг более чем на 1300 км, весьма разнообразны.

всех вспаханных земель рассматриваемого района сосредоточено в лесостепной зоне на серых лесных почвах типичной степи. Применение минеральных и органических удобрений здесь в богарных условиях дает больший экономический эффект по сравнению с удобрением неорошаемых полей других природных зон Поволжья.

Естественный растительный покров существенно изменился под воздействием хозяйственной деятельности человека: значительно разрежены леса, распаханы степные территории, изменен травостой под воздействием выпаса скота.

Естественный покров сохранился на небольших площадях. Это луговые степи, остепененные луга, разнотравно-типчаково-ковыльные степи в комплексе с солонцеватыми лугами, приуроченными главным образом к балкам и оврагам.

За последние годы в связи с перегрузкой резко ухудшаются пастбища. Значительно меняется под воздействием сбоя их травостой, в составе которого уменьшается доля злаков и увеличивается доля полыни, спорыша, бассии и других стелющихся трав.

Хозяйственное значение почв Волго-Ахтубинской поймы и дельты в связи с их плодородием, наличием поблизости обильных источников воды, которые могут быть использованы при орошении, особенно велико. Однако длительное затопление пойменных земель во время половодья затрудняет своевременное и рациональное освоение их под сельскохозяйственные культуры, а небольшое количество осадков за вегетационный период вызывает необходимость применять орошение, чтобы обеспечить более высокие урожаи. Хорошее увлажнение почвы во время половодья способствует развитию обильной растительности, при сенокошении дающей высокие урожаи сена.

1.3 Значение Поволжского экономического района в экономике России

Разнообразие природных условий Поволжья оказало влияние на характер различных его районов. Это не значит, конечно, что природные условия могли определить различия в экономическом характере хозяйства районов Поволжья.

Социально-экономические особенности хозяйства разных районов Поволжья складывалась не вследствие природных условий, а в силу исторических причин. Точно так же роль отдельных волжских городов как торговых и промышленных центров определялась историческими условиями возникновения и развития этих городов и их экономическими связями, которые были на разных этапах различными, в зависимости от многих социально-экономических причин, например от развития путей сообщения.

Тем не менее, природные условия накладывают заметную печать на направление хозяйства Поволжья, способствуют преобладанию в различных его районах то одних, то других сельскохозяйственных культур, развитию отдельных промыслов, связанных с использованием местных природно-сырьевых ресурсов.

Рыбные богатства низовьев Волги послужили основой для развития крупной рыбопромышленности, в которой здесь занята значительная часть населения. На базе огромных природных залежей поваренной соли в Нижнем Поволжье возникли промыслы, дающие около половины добычи соли в нашей стране.

Лесные богатства северной части Поволжья способствовали специализации этих районов на лесозаготовках и определили роль как важных поставщиков леса для степной полосы.

Климатические и почвенные условия лесостепной и степной полос Поволжья были благоприятны для роста здесь посевов пшеницы в большей мере, чем в северной его части.

Хорошая обеспеченность влагой на севере Поволжья позволила развить значительные посевы льна и других культур

Пересекая различные в природном и хозяйственном отношении районы, богатые лесом, хлебом, рыбой и солью, Волга способствовала развитию обмене между этими районами и их хозяйственной специализации.

Все изменения хозяйства Поволжья нельзя рассматривать без учета географических особенностей его отдельных районов. Эти особенности в одних случаях обуславливают наличие сырья для промышленного производства. А в других – определяют связи того или иного промышленного пункта с соседними районами, являющимися поставщиками сырья или рынками сбыта промышленной продукции новых индустриальных центров Поволжья.

Великий волжский торговый путь издавна способствовал общности экономической жизни Поволжья. Особенно важно было то, что связывал все уголки Поволжья с центральными районами нашей страны.

Волга, которая обеспечила и ускорила заселение этого края русскими людьми, служила и средством повседневной удобной связи между отдельными его городами и районами.

Транспортно-экономическое единство усилилось в результате железнодорожного строительства.

Заволжский хлеб, проходящий через самарский элеватор, Волгоградские лесопильные заводы, обрабатывающие древесину камских лесов, нефтеперегонные заводы многих городов Поволжья, работающие на нефти «второго Баку» - вот несколько примеров внутренней связи различных частей Поволжья, его хозяйственно-географического единства.

Освоение полезных ископаемых в Поволжье (нефти и горючих газов) дало новые источники энергии для дальнейшего хозяйственного развития края. Это не только усилило роль Поволжья в экономике России, но и теснее связало между собой его отдельные районы и населенные пункты.

Транспортная «работа» великой реки поистине огромна. По Волге перевозится 80% леса, потребляемого Средним и Нижним Поволжьем, 80% добываемой в Баскунчаке соли, более 50% производимого в Вольске цемента, большое количество нефти, металла, машин, угля, рыбы.

Сооружение Волго-Донского судоходного канала играет важную роль в поднятии всего волжского пути. Разнообразные хозяйственные ресурсы Поволжья имеют удобный и дешевый выход в бассейн Дона и к портовым центрам Азовского моря. Все Поволжье оказывается экономически приближенным к Донбассу и северной части Предкавказья.

В Ульяновске в 2009 году завершено строительство нового мостового перехода через Волгу. Он станет одним из самых больших мостов в Европе. Ввод этого объекта в эксплуатацию позволит создать новый, важный для России, транспортный коридор, который свяжет Европейскую Россию с Уралом и Западной Сибирью. Преимущества кластера «Волжский транзит» очевидны: оптимальное транспортное плечо от города Ульяновска до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала, Сибири позволит сократить время обработки и комплектации грузов различной сложности.

Говоря о промышленности района, стоит упомянуть о крупном перспективном предприятии ОАО «АВТО-ВАЗ». В 2007 году «АВТО-ВАЗ» подписали протокол о сотрудничестве с MagnaInternationalInc. Более того, Правительство РФ обязалось сопровождать этот проект.

1.4 История Поволжья

Человек населял Поволжье еще за десятки тысяч лет до нашего времени.

При Иване Грозном в 1556 году в состав русского государства вошла вся Волга – до самого Каспия. После этого на берегах Волги выросли русские города. Под прикрытием построенных городов-крепостей шло заселение приволжских земель беглыми крестьянами.

После того, как при Петре Россия вернула выходы к Балтийскому морю, и был основан Санкт-Петербург, волжский хлеб стали доставлять и сюда. Так исторически складывались тесные связи Поволжья сперва с Центральными промышленными районами России, а затем и с балтийскими портами.

Несмотря на значительные природные богатства этого края, народ здесь пребывал в глубочайшей нищете, томился под жестоким игом бар-крепостников.

Плодами векового господства воевод, произвола явилось обнищание коренного населения Поволжья, его культурная отсталость.

Восстания, руководимые Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым, были крупнейшими крестьянскими восстаниями в России.

Экономическая отсталость района обуславливалась процветающей барщиной. Положение мало изменилось и после отмены крепостного права. Хотя в России начал развиваться капитализм, хозяйство Поволжья по-прежнему было отсталым. Основная масса крестьянских хозяйств разорялась и нищала.

Революционные настроения особенно ярко проявились во время революции 1905 года. Крестьяне повсеместно выступали против царских чиновников, уничтожая их имения.

В развитии классовой сознательности рабочих волжских городов еще в 80-90х годах века огромную роль сыграла пропагандистская работа марксистских кружков, руководимых В.И.Лениным.

Разительные перемены произошли в жизни коренных народностей Поволжья, освобожденных от национального гнета и классовой эксплуатации в советские времена.

Славный путь прошел этот огромный, дорогой каждому русскому человеку, край.[3]

2.1 Географические природно-климатические ресурсы

Поволжский экономический район обладает всеми основными видами природных ресурсов, за исключением металлических руд. Полезные ископаемые Поволжья очень разнообразны. Это – нефть, природные и попутные газы, угли, горючие сланцы, самородная сера, фосфориты, поваренные, калийные и магнезиальные соли.

По запасам нефти, природных и попутных газов район занимает одно из ведущих мест в стране. Процессы нефтегазообразования и нефтегазонакопления здесь проходилив палеозойское время. Особое экономическое значение имеют нефть и газ волго-уральской нефтегазоносной провинции, западная часть которой расположена на территории Поволжья. На территории рассматриваемого района расположены крупнейшие месторождения девонской и угленосной нефти (Ромашкинское, Елабужское, Альметьевское, Бавлинское в Республике Татарстан, Муханское в Самарской области).

Нефтяные месторождения в Поволжье относятся к типу платформенных, основным источником пластовой энергии в них служит напор краевых пластовых вод.

По качеству нефть Поволжья разнообразна. На большинстве месторождений в Республике Татарстан и Самарской области она сернистая. Нефть самого высокого качества в стране добывается на месторождениях Саратовской и Волгоградской областей.

Большие запасы природного газа сосредоточены в Саратовской и Волгоградской областях (Елшанское и Степновское месторождения в Саратовской области; Линевское, Саушинское, Абрамовское – в Волгоградской области).

Нефтяные месторождения богаты попутными газами. Значительные по величине месторождения расположены преимущественно в Нижнем Поволжье.

Твердыми видами топлива Поволжье обеспечено недостаточно. Небольшие запасы бурых углей, имеющиеся в Республике Башкортостан, низкого качества, используются как местное топливо.

Горючие сланцы, крупные запасы которых имеются в Самарской, Ульяновской и Саратовской областях, из-за низкой калорийности почти не разрабатываются.

В Поволжье сосредоточены богатейшие месторождения солей в озерах Эльтон и Баскунчак. Озеро Баскунчак по запасам поваренной соли – крупнейшее в Европейской части России. Озеро Эльтон служит огромным источником магнезиальных солей и брома.

Поволжье располагает весьма богатыми месторождениями минерально-строительного сырья. Здесь встречаются известняки, гипс, доломиты, мел, диатомиты, глины, суглинки, песок, асфальты, асфальтиты и другие.

Богатейшие месторождения цементного сырья расположены в Саратовской области. В самарской области цементное сырье залегает в районе Жигулевских гор.

Важнейшие месторождения минерально-строительного сырья в Поволжье удачно располагаются по берегам судоходных рек или вблизи железных дорог, что облегчает и удешевляет их эксплуатацию.

Водные ресурсы Поволжья очень велики, но крайне неравномерно распределены по его территории. Большая часть водных ресурсов приурочена к Волге и Каме. После зарегулирования их стока реки превратились в цепь водохранилищ озерного типа. В естественном виде Волга сохранилась только на участке от плотины Волгоградского гидроузла и до Каспийского моря, но водность ее здесь значительно уменьшилась.

Зарегулирование стока Волги и Камы существенно изменило использование этих рек. В средний по водности год гидроузлы обеспечивают выработку свыше 30 млрд.кВт/ч электрической энергии.

Реки Волжского бассейна в большинстве своем маловодны. Основной источник их питания – весенние талые воды. Эти реки – главный источник местного водоснабжения.

В лесостепной полосе района речная сеть довольно густая, а в степной – редкая. Степные реки увеличивают водные ресурсы Волги только в период весеннего половодья.

Юго-западная часть территории района принадлежит бассейну Дона, сток которого зарегулирован плотиной Цимлянского гидроузла. На Дону также увеличились судоходные глубины, но потеряны нерестилища белуги и осетра. Воспроизводство рыбных ресурсов здесь не менее важно, чем на Волге. Из притоков Дона более многоводны левобережные. Но и они не судоходны и используются только для местного водоснабжения.

Ресурсы подземных вод в Поволжье невелики. Лучше всего обеспечена подземными водами северная часть района, где для водоснабжения используются неглубоко залегающие пресные воды аллювиальных горизонтов. В степной полосе грунтовых вод мало, они часто залегают довольно глубоко и сильно минерализованы.

В размещении почвенного покрова Поволжья наблюдается отчетливо выраженная зональность. В северной лесостепи сформировались серые лесные почвы. В южной лесостепи распространены в основном выщелоченные черноземы. В степной зоне развиты обыкновенные черноземы. В направлении к югу они сменяются темно-каштановыми и каштановыми почвами сухих степей. В полупустыне часто встречаются лугокаштановые почвы. Наиболее плодородны здесь аллювиальные почвы Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, которые хорошо увлажняются весенними паводками.

Состав растительности Поволжья определяется положением его территории в лесостепной, степной, полупустынной зонах. Северную часть лесостепной зоны в прошлом покрывали густые широколиственные леса с преобладанием дуба и липы. В южной лесостепи лесные массивы перемежались с пространствами луговых степей. Для полупустынной зоны характерна степная растительность с преобладанием полыни.

Поволжье располагается в двух зоогеографических подобластях Палеарктики. Под влиянием хозяйственной деятельности человека многие виды животных утратили промысловое значение. Восстановление промыслового значения пушного зверя связано с запрещением охоты на них и созданием необходимых условий для размножения в заповедниках. Из крупных млекопитающих в Среднем Поволжье распространены лоси, сайгаки. Из мелких млекопитающих особенно многочисленны грызуны (суслики, полевые мыши), наносящие значительный урон сельскому хозяйству.

Главное богатство животного мира Поволжья – промысловые рыбы. Главные места их обитания – дельта Волги и северная мелководная часть каспийского моря, которые образуют Волго-Каспийский промысловой район. Воспроизводство проходных рыб теперь полностью связано со строительством рыбоводных заводов.

2.2 Основные факторы, влияющие на современное развитие района

Основными факторами, оказывающими влияние на развитие данного района, являются природно-климатические, которые объясняются географическим положением Поволжья.

Неравномерное распределение водных ресурсов по территории района оказывает прямое влияние на размещение отраслей народного хозяйства, особенно таких водоемких, как нефтеперерабатывающая, химическая и металлургическая промышленность. Предприятия этих отраслей размещаются на берегах Волги, Камы и Белой. В местах, удаленных от крупных рек, вопросы хозяйственного и бытового водоснабжения зачастую стоят очень остро, например, в центральной части Пензенской области, в Саратовском и Волгоградском Заволжье, особенно в Республике Калмыкия.

С развитием орошаемого земледелия крупным водопотребителем стало и сельское хозяйство. Для орошения больших земельных массивов, которые в основном располагаются в основном в степном Заволжье, требуется несколько десятком миллиардов кубометров воды. Изъятие их из Волги без пополнения ее водных ресурсов может отразиться на других водопотребителях.

Интенсификация сельского хозяйства, переход к индустриальным методам производства, создание крупных агропромышленных и животноводческих комплексов, широкий размах мелиоративного строительства и химизации сельскохозяйственных угодий в целях устойчивого наращивания продовольственного фонда страны требуют особенно внимательного и бережного отношения к почве, как к средству производства и условий существования. Охрана почв, их рациональное использование имеют первостепенное значение для экономического и социального развития страны. Значение современного состояния почвенных ресурсов, их рациональное использование, бережное отношение к ним послужат приумножению их плодородия

Почвенный покров Поволжья обладает достаточно высоким естественным плодородием, обеспечивающим развитие сельскохозяйственного производства. Исключением являются только солонцеватые светло-каштановые и бурые почвы. Земли с этими почвами представляют собой пастбищный фонд. На каштановых почвах, где солонцеватость достигает иногда значительной величины, при орошении возникает опасность вторичного засоления. Борьба с ним ведется при помощи дренажа, промывки.

Очень важна для Поволжья борьба с эрозией и выдуванием почв. Более интенсивно смыв их протекает на Приволжской возвышенности и в южной части сыртовой равнины. Предотвращение его сводится к правильно организованной пахоте, снегозадержанию, полезащитному и приовражному лесоразведению.

Хозяйственная деятельность человека сильно уменьшила лесопокрытую площадь. Она составляет в настоящее время немногим более 10% территории района.

2.3 География промышленности

В Поволжье главной отраслью народного хозяйства является промышленность. Она дает до 70% всей его совокупной продукции.

Тяжелая индустрия Поволжья характеризуется высоким уровнем развития обрабатывающих и добывающих отраслей. По объему валовой продукции первое место в тяжелой промышленности занимают машиностроение и металлообработка, второе – нефтяная и газовая промышленность, третье место принадлежит химической промышленности. Остальные отрасли тяжелой индустрии по выпуску валовой продукции находятся примерно на одном уровне. По стоимости основных фондов среди них выделяется электроэнергетическая промышленность.

В производстве предметов народного потребления ведущее место принадлежит пищевой промышленности, вырабатывающей свыше всей валовой промышленной продукции района. Легкая промышленность не занимает видного места.

Структура промышленного производства в полной мере отражает особенности географического положения и природных богатств. Добывающие отрасли здесь полностью обеспечены местным сырьем и дают простор развитию многих обрабатывающих отраслей, в том числе нефтепереработке и химии.

Состав промышленности определяет размещение ее главных отраслей. Обрабатывающая, машиностроительная, легкая промышленности приурочены к крупным городам, добывающая – к местам добычи сырья, поэтому она рассредоточена по всей территории района. Рассредоточенность характерна и для пищевой промышленности.

Топливно-энергетическая промышленность является основой развития производительных сил Поволжья. С развитием нефтяной и газовой промышленности обеспеченность Поволжья энергетическими ресурсами резко улучшилась. На одну тонну потребляемого топлива здесь приходится 477 тонн запасов энергоресурсов, в то время как на Урале – 191 тонна, на Северо-западе – 151 тонна.

Поволжье имеет существенные преимущества в размещении и величине запасов топливных и энергетических ресурсов перед многими другими районами страны. Его месторождения нефти являются крупнейшими в России и сконцентрированы на сравнительно небольшой территории.

Электроэнергетическая промышленность Поволжья представлена волжскими ГЭС, крупными конденсационными РЭС станциями и теплоэлектростанциями, объединенными в общерайонную энергетическую систему.

Тепловые электростанции используют в качестве топлива мазут и природный газ. Кроме электрической они вырабатывают также и тепловую энергию.

Занимая по выработке электроэнергии одно из ведущих мест в стране, Поволжье направляет значительное количество ее в другие районы (Центральная и Уральская энергосистемы).

Нефтяная промышленность Поволжья представляет собой важнейшую отрасль народного хозяйства России. Ее сырьевые ресурсы составляют подавляющую часть разведанных запасов нефти нашей страны. Сосредоточены они преимущественно в крупных месторождениях, расположенных в юго-восточной части Республики Татарстан, в левобережье Самарской области. Наиболее богаты поволжской нефтью девонские отложения. Нефтеносны также каменноугольные и пермские отложения. Они значительно беднее девонских.

Концентрация большей части запасов нефти в крупных месторождениях – одно из главных преимуществ нефтяной промышленности. Она дает возможность добывать много нефти относительно небольшим количеством нефтяных скважин.

Подавляющую часть добытой нефти дают нефтяные промыслы республики Татарстан, самарской области. Нефть направляется для переработки на нефтеперерабатывающие заводы Самарской, Саратовской и Волгоградской областей и транспортируется в центральные, западные и восточные районы страны. Весь транспорт сырой нефти осуществляется по магистральным трубопроводам. На поволжской нефти развивается так же нефтеперерабатывающая промышленность Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Германии. Нефтеперерабатывающие заводы выпускают самые разнообразные нефтепродукты: бензин, керосин, топочный мазут, смазочные масла и т.д., которые идут во многие районы страны по трубопроводам, частично по железным дорогам и водным путям. Газовая промышленность Поволжья опирается на богатые ресурсы природных и добываемых вместе с нефтью попутных газов. В топливном балансе района доля газа составляет почти 40%. Самые крупные газовые месторождения находятся в заволжских районах Саратовской области и на правобережье Волгоградской.

Для Среднего Поволжья более типичны ресурсы попутных газов.

Использование природных газов преимущественно энергетическое. На них работают крупные тепловые электростанции, сталеплавильная и другие отрасли промышленности.

Попутные газы используются в основном как сырье для химической промышленности.

Химическая промышленность возникла в Поволжье еще в веке. Условия для развития химической промышленности здесь исключительно благоприятны, так как сырьевые ресурсы ее практически неисчерпаемы. Они представлены двумя главными видами – промысловым и заводским. К промысловому сырью относятся природные и попутные газы, поваренная и калийно-магнезиальная соль, сер, горючие сланцы и другие, а к заводскому – продукты прямой и вторичной переработки нефти.

Развитию химической промышленности благоприятствуют географическое положение района, транспортабельность многих видов химический продуктов, особенно синтетических, хорошая обеспеченность ряда пунктов водой и повышенный спрос на изделия химической промышленности со стороны машиностроительных и многих других предприятий. А также со стороны сельского хозяйства.

На основе этих ресурсов в Поволжье создается главная химическая база страны, прежде всего химии органического синтеза. Она использует самое дешевое нефтегазовое сырье, поэтому и большие капиталовложения окупаются в очень короткие сроки.

Эффективность производства синтетических продуктов достигается при условии комплексного использования нефтегазового сырья, поэтому за основу размещения в Поволжье взят принцип строительства химических комбинатов и комплексов химических производств, выпускающих разнообразную, но в то же время связанную друг с другом продукцию.

Спрос нефтедобывающей и газовой промышленности, водного транспорта обусловил создание здесь сталепроволочноканатного производства.

Регионы Приволжского федерального округа и Волгоградская область также занимают видное место в общероссийском объеме химического производства. В январе - декабре 2008 года доля этих регионов в производстве синтетических смол и пластических масс составляла более половины общероссийского производства (51,5%). Причем 23,1% российского производства обеспечили предприятия Республики Татарстан и 14,7% – предприятия Республики Башкортостан.[4]

В производстве химических волокон и нитей особая заслуга принадлежала предприятиям Саратовской и Волгоградской областей. Их доля в общероссийском показателе составила, соответственно, 14,4% и 11,1%. Всего химическими предприятиями анализируемых регионов произведено 37,2 тыс. тонн химических волокон и нитей (30,7% общероссийского производства).

Цветная металлургия представлена в Поволжье алюминиевой промышленностью, которая появилась здесь после пуска волжских гидроэлектростанций, обеспечивающих ее дешевой энергией.

Цветная металлургия Поволжья – электроемкое производство. Дальнейшее ее развитие в данном районе не является целесообразным.

Промышленность строительных материалов в основном является хорошо развитой обслуживающей отраслью производства. Сырьевая база промышленности строительных материалов неисчерпаема. Это крупнейшие месторождения известняков и мело-мергельных пород, огромные запасы гипса.

Производство цемента сосредоточено в Саратовской, Волгоградской, Ульяновской и Самарской областях. Цементная промышленность способствовала возникновению в Поволжье новых прогрессивных строительных материалов (железобетона, шифера).

Деревообрабатывающая промышленность Поволжья занимает видное место во всероссийском производстве пиломатериалов, фанеры и картона. Она работает преимущественно на приплавной древесине, заготавливаемой в бассейнах Камы и Волги.

Производство предметов народного потребления опирается в основном на местное сельскохозяйственное сырье. В составе его преобладает пищевая промышленность. В ее состав входит мукомольно-крупяная, сахарная и рыбная промышленность.

Тяжелая промышленность. В автомобилестроении лидером среди рассматриваемых регионов по производству грузовых автомобилей являлась Нижегородская область, на предприятиях которой было собрано 137,8 тыс. штук (54,0% общероссийского выпуска данной продукции). В совокупности автопредприятиями Приволжского федерального округа выпущено 233,3 тыс. штук грузовых автомобилей (91,5% российского производства).

Предприятия Самарской области обеспечили 58,3% российского производства отечественных легковых автомобилей. Выпуск их регионами Приволжского федерального округа составил 1005,8 тыс. штук (68,4% российского производства).

В Волгоградской области нет крупных организаций автопрома, но она входит в четверку лидеров России по производству тракторов. Республики Татарстан, Мордовия и Волгоградская область обеспечили более 60% общего объема выпуска тракторов в целом по стране.

Почти все производство российских автобусов было сосредоточено в двух регионах: в Нижегородской области (63,1% общероссийского объема производства) и Ульяновской области (25,5%). Всего на территории Приволжского федерального округа было произведено 60,5 тыс. автобусов, или 91,8% выпуска в целом по стране.

Легкая промышленность развита в Поволжье слабее, чем другие отрасли. Эта отрасль промышленность представляется производством хлопчатобумажных тканей, сюда же входит шерстяная, льняная, шелковая, трикотажная, обувная, меховая промышленность. (см. рис.1)

2.4 География сельского хозяйства

Поволжский экономический район не только крупная индустриальная база страны. Но и важный сельскохозяйственный район, ряд отраслей которого имеет всероссийское значение и выступает отраслями специализации.

На специализацию сельского хозяйства, уровень его продуктивности и себестоимость получаемой продукции большое влияние оказывает различие природных условий. Лесостепная зона более благоприятна для выращивания озимых хлебов, свеклы, картофеля и развития молочно-мясного животноводства, а степная – для выращивания яровых хлебов, масличных и бахчевых культур, а также для производства мяса и шерсти. [5]

Однако в силу особенностей природных условий Нижнее Поволжье отличается неустойчивостью сельскохозяйственного производства, которому значительный ущерб наносят периодически повторяющиеся сильные засухи. В Среднем Поволжье вероятность и повторяемость засух меньшая.

Растениеводство- ведущая отрасль сельского хозяйства Поволжья, дающая большую часть е6говаловой продукции.

В районе возделывается главным образом яровая пшеница, распространенная больше всего в степной полосе на обыкновенных и южных черноземах. Теплый и сухой вегетационный период здесь благоприятен для производства твердых и сильных пшениц с высоким содержанием белка.

В северной части Поволжья большое распространение получила менее требовательная к почвам и более морозостойкая озимая рожь.

Технические культуры занимают 4,6% общей посевной площади. В составе их преобладают масличные. Большая часть посевов подсолнечника сосредоточена в степной полосе Правобережья. Издавна выращиваются в Поволжье лубяные культуры.

Картофель в основном сосредоточен в среднем Поволжье. Производство овощей размещено по территории района более равномерно. Во всех его частях выращивают столовые овощи. Бахчеводство получило развитие на супесчаных землях Нижнего Поволжья, ему благоприятствует обилие летного тепла.

Под естественными кормовыми угодьями в Поволжье находится 16,6 млн. га, из них 2,8 млн.га сенокосов.

Почти всех пастбищ Российской Федерации сосредоточена в Поволжье. 10 млн. га пастбищ и 1,7 млн. га сенокосов расположены в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.

Поволжье – крупный животноводческий район страны. По поголовью крупного скота и овец он занимает значимое место среди крупных экономических районов России. Основная отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота, преимущественно молочно-мясного направления. Также выделяется овцеводство мясошерстного направления. Развиты свиноводство и птицеводство. (см. рис.2)

Доля регионов Приволжского федерального округа и Волгоградской области в общероссийском производстве мяса составила 28,0% (2,6 млн. тонн). Лидирующие позиции здесь заняли республики Башкортостан и Татарстан – 421,3, и 389,2 тыс. тонн, соответственно, или 16,3% и 15,1% среди рассматриваемых территорий. (см. рис.3 )

Прирост производства мяса по сравнению с соответствующим 2008 года был зафиксирован в 11 регионах, причем наибольший – в Республике Татарстан – на 10,5%.

Кормовая база. Получение намечаемого количества животноводческой продукции возможно лишь только при обеспечении животных необходимыми по ассортименту и количеству кормами.

Район зернового хозяйства, масличных культур и молочно-мясного скотоводства охватывает южные части Республики Башкортостан и левобережье Самарской области, северную половину Заволжья и все правобережье Саратовской области, также северо-западное правобережье Волгоградской области.

2.5 География транспорта

Поволжский экономический район обладает развитыми территориально-производственными связями. Значительные объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и развитая сеть путей сообщения позволяют осуществлять в больших масштабах межрайонный и внутрирайонный обмен грузов.

Поволжье является основным центром формирования нефтяных грузов, крупных поставок продукции машиностроения, хлебных грузов, цемента и т.д. Для транспортировки грузов Поволжский район располагает всеми основными магистральными вилами транспорта – железнодорожным, водным, трубопроводным, автомобильным и воздушным.

Даже без учета трубопроводного транспорта Поволжский район имеет активный транспортный баланс, на долю которого приходится более половины общих перевозок нефти и нефтепродуктов. Поставка продукции в 1,5 раза превышает поступление грузов из других районов.

Речной транспорт почти не участвует в перевозке таких массовых грузов, как металл, машины, сырье для химической промышленности. Недостаточно используется пропусканная способность Волго-Донского судоходного канала и отдельных железнодорожных линий.

Железнодорожный транспорт . На формирование и развитие железнодорожной сети Поволжского района оказало решающее влияние его транзитное положение на путях Запад- Восток. Главные железные дороги пересекают Поволжье в широтном направлении, соединяя восточные районы с районами Европейской части России.

Сооружение железнодорожной линии Белорецк – Чишмы обеспечит выход магнитогорскому металлу в районы Поволжья и Центра.

С сооружением плотины Нижнекамской ГЭС создается новый железнодорожный переход через Каму.

Трубопроводный транспорт . Развитие трубопроводного транспорта в Поволжье связано с быстрым ростом добычи нефти и нефтепереработки.

Стремительный рост добычи нефти в Среднем Поволжье вызвал необходимость дальнейшего развития нефтепроводного транспорта. Эксплуатируются магистрали: Туймазы – Уфа, Самара – Саратов, Туймазы – Бугуруслан – Самара, Шкапово – Ишимбай.

Для формирования разветвленной сети нефтепроводов имело особое значение создание следующих систем межрайонного значения:

- Центральной системы трубопроводов, берущих начало в Татарстане и соединяющих нефтепромыслы республики с городами Рязань, Москва, Ярославль и далее на северо-запад до Санкт-Петербурга.

- Западной системы, объединяющей Россию с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией.

Быстрое развитие трубопроводного транспорта связано с его высокой экономической эффективностью транспортировки нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Газопроводы . Значение газопроводов состоит в том, что они положили начало созданию крупнейшей газопроводной сети в России и широкому внедрению высокоэффективного газового топлива в быт и промышленность страны.

Введены в эксплуатацию газопроводы Туймазы – Уфа, Арчеда – Волгоград, Арчеда – Коробки - Череновец.

В настоящее время газопроводная система магистральных трубопроводов производительностью более 20 млрд. куб.м соединена с Центральной, Среднеазиатской и Уральской системами.

Речной транспорт Поволжья располагает развитой сетью речных путей. Волга – крупнейшая водная магистраль европейской части страны – играет огромную роль в развитии производительных сил района и как транспортная артерия, и как крупнейший источник водоснабжения.[6]

Сооружение каскада гидростанций на Волге и Каме и создание крупнейших водохранилищ превратило Волго-Камский бассейн в глубоководную магистраль Европейской части России. Вверх по Волге и Каме и Волго-балтийскому водному пути в центральные районы, районы Урала и Северо-Запада перевозятся нефть и нефтепродукты, хлебные грузы и другие.

Себестоимость перевозок по Каме и Волге почти на 50% ниже, чем на железных дорогах. Однако речное судоходство уступает железнодорожному транспорту в скорости подвижного состава и имеет ограниченный навигационный период.

Морской транспорт занимает в общем грузообороте района значительную роль в транспортных перевозках.

Отличительная особенность географического положения бассейна Каспийского моря – полная изолированность от Мирового океана.

Использование судов смешанного плавания позволяет осуществлять водным путем перевозки хлопка в Камыши и далее вверх по Волге в центральные районы без перевалки в Астрахани. А также нефти в страны Балтийского моря.

Автомобильный транспорт служит необходимым дополнением к магистральным видам современного транспорта и практически незаменим при доставке грузов на короткие расстояния. В грузообороте главное место занимают сельскохозяйственные грузы, строительные материалы и различные предметы народного потребления. Автомагистрали Москва – Рязань – Пенза – Самара, Волгоград – Ростов, Москва – Воронеж – Волгоград имеют огромное межрайонное значение.

Воздушный транспорт Поволжья имеет межрайонное значение. Территорию его пересекают авиалинии, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и за рубежи России – в Иран, Индию и другие страны. Крупнейшими аэропортами на этих линиях являются Самара, Казань и Волгоград.

Линии электронного транспорта соединяют Поволжье с Уралом, центральными районами, Украиной и Северным Кавказом, объединяя энергетические системы этих районов в единую энергетическую систему европейской части России.

Высокие темпы роста производительных сил Поволжья вызывают необходимость дальнейшего быстрого развития транспортной системы экономического района.

2.6 Современные внутренние и внешние экономические связи Поволжского экономического района

Ассоциация Большая Волга, объединившая 4 республики (Татарстан, Марий-Эл, Чувашию, Мордовию) и 7 областей (Астраханскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую) сложилась за период 1991-1992гг.[i]

Названные регионы Поволжья имеют уникальные запасы нефти и газа, производят продукты из них. У них высокоразвитая промышленность, в том числе оборонная, мощный энергетический потенциал, включая производство электроэнергии на атомных и гидростанциях, авиа- и автомобилестроение, уникальные производства и технологии.

Расположенные в регионе города высокой культуры и национальных традиций роднит и объединяет река Волга – главная улица России. Через города Поволжья всегда поддерживалась и развивалась межрегиональная и международная торговля – основной критерий экономических взаимоотношений. Экономика регионов Поволжья традиционно неотделима от экономики России.

За годы функционирования ассоциации входящие в нее регионы убедились, что Поволжье не сможет полноценно развиваться без ассоциированного участия в разработке согласованных с близлежащими территориями программ и механизма их реализации. Каждый регион может вносить предложения, имеющие значение как для отдельного региона, так и для Поволжья в целом. Причем по всему комплексу вопросов, касающихся социально-экономических, инвестиционных, экологических, юридических и других проблем.

В рамках проведения экономических реформ и оживления инвестиционной деятельности в Поволжье успешно развиваются внешнеэкономические связи. По этим проблемам в ассоциации создан и работает комитет по внешнеэкономическим связям. В Астраханской области продолжается строительство морского порта в районе с. Оля, который станет главным связующим звеном единого транспортного узла на севере Каспийского моря, что позволит значительно увеличить объемы перевозок импортно-экспортных грузов, идущих из Ирана и других прикаспийских государств в Россию через Астраханскую область. Разработаны и действуют мероприятия по экономическим связям Астраханской области с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Программа социально-экономического развития области получила федеральный статус.

В рамках данной темы следует рассмотреть Поволжский экономический район как субъект российской мировой экономики.

В Ульяновске в 2009 году завершено строительство нового мостового перехода через Волгу. Ввод этого объекта в эксплуатацию позволяет создать новый, важный для России, транспортный коридор, который связывает Европейскую Россию с Уралом и Западной Сибирью. Оптимальное транспортное плечо от города Ульяновска до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири позволит сократить время обработки и комплектации грузов различных сложности.

На территории Ульяновской области в настоящее время реализуется около 20 крупнейших инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 1 млрд. Евро.

Среди важнейших инвестиционных проектов с участием зарубежных компаний, которые реализовывались в регионе в 2007-2008 гг. – создание горно-обогатительного комбината на базе месторождений кварцевых песков «Восточное» в Сенгилеевском районе.

Другой проект с участием зарубежного инвестора – строительство завода по производству пива транснациональной корпорацией «SABMiller».

Силами ульяновской компании ООО «Симбирские стройматериалы» и чешской фирмы «Склострой» в поселке Красный Гуляй начато строительство завода по производству стеклянной тары.

Летом 2006 года на Ульяновском автозаводе началась сборка японских грузовиков Isuzu. Это первый и, как планируется, не последний проект в истории УАЗа, предусматривающий производство зарубежных автомобилей. Финансирует проект ОАО «Северсталь-авто», которое инвестирует на первоначальном этапе два миллиона долларов. Соглашение с японской фирмой «Исудзу» было подписано в начале февраля. Речь идет о стапельной сборке двух модификаций грузовиков: среднетоннажного и тяжелого.

Вступление России в ВТО повлечет за собой интегрирование страны в мировую экономическую систему. Регионы России уже не смогут не участвовать в международном и межрегиональном разделении труда, при этом возрастет роль внешнеэкономической деятельности регионов.

Торговый оборот Пензенской области со странами дальнего зарубежья увеличился на 37,8%, со странами СНГ вырос на 45,7%.

Относительно динамично развиваются практически все значимые направление пензенского экспорта: в 2 раза увеличились поставки машинотехнической продукции, на 28% выросли объемы поставок продукции лесопромышленного комплекса. Рост импорта произошел за счет увеличения закупок машиностроительной продукции.

В настоящее время в Поволжье вокруг крупных городов сложилось 10 важнейших промышленных узлов: Самарский, Казанский Саратов-Энгельский, Волгоградский, Ульяновский, Пензенский, Астраханский, Сызранский, Салават-Стрелитамакский. Преимущественное развитие в этих промузлах получили машиностроение и металлообработка, разнообразные отрасли химии, нефтеперерабатывающая. Пищевая, легкая промышленность.

3.1 Перспективы развития промышленности

Самарский регион – один из важнейших центров российской промышленности, где сосредоточены заводы и по производству самолетов, и авиационных двигателей, агрегатов, материалов, которые идут на изготовление этих самолетов. В Самаре – большой потенциал российской авиационной науки. Сейчас серьезно меняются технологии в авиастроении, и без притока молодых, квалифицированных, энергичных молодых людей, которые должны прийти в наш авиапром, очень сложно говорить о его возрождении. В Самарской области есть все, чтобы вновь стать одним из мощнейших центров российской авиации. Поддержка авиапрома должна осуществляться по следующим направлениям:

· Обеспечение технологического прорыва предприятий авиационно-космического комплекса на основе создания высокотехнологичных производств новой авиационно-космической техники: ракеты-носителя “Союз 2-3”, регионального самолета Ан-140-100 и его модификаций, авиационного двигателя НК-93 и газотурбинного двигателя для магистрального тепловоза.

· В целях высвобождения дополнительных финансовых средств предприятий обеспечить льготную ставку налогов на имущество и прибыль предприятий авиационно-космического комплекса, а также пониженную ставку налога на землю.

· С этой целью, а также для привлечения нового поколения молодых ученых и специалистов в сферу промышленного производства путем создания дополнительных высокотехнологичных рабочих мест, осуществить проект строительства регионального технопарка, включающего создание целостной инфраструктуры, в том числе и социального жилья для молодых ученых, преподавателей и аспирантов.

· Разработка и осуществление системы мер поддержки промышленных предприятий независимо от форм собственности, направляющих часть своей прибыли на оплату обучения студентов высших учебных заведений и на субсидии молодым специалистам для приобретения жилья.

Автомобильный рынок России уже несколько лет подряд показывает фантастические темпы роста. По итогам первого полугодия 2008 года российский рынок по количественному показателю стал первым в Европе, обогнав лидировавшую до этого Германию.

ОАО «АВТОВАЗ» – одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы, лидер легкового автомобилестроения России. В настоящее время в производственной гамме АВТОВАЗа – 15 моделей в различных комплектациях. В 2007 году в России продано 663,5 тысячи автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ», а на экспорт отгружено 106,9 тысячи автомобилей LADA. Стратегическое партнерство позволит АВТОВАЗу стать членом альянса Renault-Nissan – четвертого по объему выпуска автопроизводителя в мире. Планируется, что к 2014 году АВТОВАЗ и Renault будут выпускать в Тольятти до полутора миллионов автомобилей в год. Расширяя и обновляя модельный ряд, стороны примут меры к сохранению и развитию марки LADA в целях удержания лидирующих позиций на российском автомобильном рынке. Таким образом, Россия станет для Renault первым рынком по объему продаж.[7]

В целях повышения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции Волжского автозавода АВТОВАЗ и Renault намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области производства и маркетинга. Предприятие будет использовать технологические предложения Renault в области платформ, моторов и коробок передач для обновления и расширения в кратчайшие сроки всей гаммы своей продукции.

ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» – современное машиностроительное предприятие. Стратегия развития завода и в дальнейшем будет строиться на увеличении поставок продукции на автомобильный рынок, техническом перевооружении предприятия, освоении новых перспективных технологий, выполнении программ снижения издержек и бережливого производства. Максимально полная реализация данной стратегии позволит ОАО «БелЗАН» и в дальнейшем сохранить лидерство в производстве автомобильного крепежа.[8]

3.2 Перспективы развития сельского хозяйства

Для ведения сельскохозяйственного производства Поволжский экономический район обладает значительными возможностями. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет более 2,8 млн. гектаров.

Наметившиеся положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились в 2008 году. По объему валовой продукции сельское хозяйство является второй составляющей товарного производства района. Село произвело валовой продукции на 33,0 млрд. рублей, индекс производства составил 112,1% при плане 107,1%. В растениеводстве собрано 1 422,4 тыс. тонн зерна, что в полтора раза больше, чем в 2007 году. Эти показатели достигнуты в результате технической и технологической модернизации отрасли.

В 2008 году из бюджета области на поддержку сельского хозяйства выделено около 1,1 млрд. рублей. С учетом складывающейся ситуации использовались дополнительные виды поддержки:

- субсидирование 20% затрат на приобретение основных видов сельскохозяйственной техники;

- субсидирование 30% затрат на приобретение технологического оборудования для животноводческих комплексов (ферм);

- государственное участие в строительстве объектов молочного животноводства. На эти цели в 2008 году было выделено 480 млн. рублей.

Государственная поддержка отрасли позволяет реализовать крупные проекты сметной стоимостью свыше 3 млрд рублей. Позитивно сказывается привлечение в ПЭР инвестиций, включая иностранные.

Среди крупных проектов:

- строительство двух мегаферм в Наровчатском и Нижнеломовском районах. В настоящее время работы по строительству начаты, решаются вопросы с ОАО «Россельхозбанк» по кредитованию объектов;

- строительство репродуктора по выращиванию крупного рогатого скота мясных пород на 3 500 голов в Камешкирском районе с последующим строительством откормочных площадок на 30 тыс. голов скота;

- завершение строительства свинокомплекса на 12,5 тыс. тонн мяса в год в с. Князевка Пензенского района, а также ряда других крупных животноводческих объектов.

Основная цель проводимой работы в 2009 году заключается в создании дополнительных рабочих мест на селе, обеспечении занятости населения, повышении уровня доходов и качества жизни.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

1. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, позволяющей создать условия для доступного кредитования сельского населения, обеспечения гарантированных закупок, переработки и сбыта производимой ими продукции.

2. Привлечение сельских жителей к развитию овощеводства и картофелеводства, в том числе строительству сезонных и круглогодичных теплиц.

3. Создание семейных миниферм по выращиванию крупного рогатого скота, свиней, птицы, овец и других видов сельскохозяйственных животных.

4. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств, направленных на развитие полеводства, животноводства и прудового рыбоводства.

Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев на Россйсикой промышленной выставке 2009 года отметил: «…. Мы сегодня со спокойной душой говорим о продовольственной корзине следующего года, понимаем, что обеспечим все наши потребности и продовольственные, и потребности животноводства. При этом остается большой потенциал для экспорта зерна. Хорошо сработали овощеводы, свекловоды. Впервые собрано 5,5 млн тонн кукурузы на зерно. Такого объема мы не получали даже в советские годы. В целом можно сказать, что растениеводство на высоте. В животноводстве мы видим неплохой тренд развития. Экономика сельского хозяйства в целом по России удерживается, но есть определенные беспокойства у Минсельхоза в связи с известными процессами на финансовых рынках. Мы видим, что примерно 75% хозяйств будут прибыльными».

Несмотря на экономическую конъюнктуру, торговые отношения с Россией продуктивно развиваются, о чем свидетельствуют показатели товарооборота.

3.3 Перспективы развития химической промышленности

Сегодня в Поволжье сосредоточена четверть промышленного потенциала страны и производится около половины всей нефтехимической продукции. Имеется богатая ресурсносырьевая база с выраженной нефтяной специализацией. Прогнозируется изменение структуры потребления сырья через 10 лет. Для получения продуктов основного органического синтеза будет использоваться преимущественно уголь. Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг отметил большое значение технополиса «Химград» для развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. «Нижнекамскнефтехим» – одно из ключевых предприятий химической и нефтехимической отрасли страны, инвестировавшее за последние несколько лет миллиарды долларов в модернизацию производственных мощностей, вывод готовой продукции на мировой уровень по качеству и сложности применяемых промышленных технологий. В частности, в числе нерешенных проблем возникает торможение банками процедуры предоставления государственных гарантий по кредитам, введение заградительных ввозных пошлин на каучуки и пластики (до 15–20%) .

На химической промышленности негативно сказывается обнуление экспортных пошлин на сжиженный углеводородный газ (СУГ). В то же время уже сегодня государство способно повысить конкурентоспособность отрасли, в частности, решив проблему использования в нефтехимии попутного нефтяного газа (сегодня он по большей части сжигается в факелах или экспортируется, минуя отечественные перерабатывающие мощности.

ОАО «Химпром» — одно из крупнейших предприятий отечественной химической индустрии. Основные производственные комплексы – неорганический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический, а также производство товаров бытовой химии. Выпускает более 150 наименований разнообразной химической продукции: сода каустическая, хлор; перекись водорода – основное производство в РФи другие. С августа 2007 года входит в состав группы компаний «Ренова Оргсинтез».[9]

ОАО «Нижнекамскнефтехим» – динамично развивающееся, высокотехнологичное нефтехимическое предприятие.

Производственный комплекс компании включает в себя 10 заводов основного производства, 10 управлений (железнодорожного транспорта, магистральных этиленопроводов и др.), 7 центров (в т.ч. научно-технологический и проектно-конструктор-ский).

В ассортименте выпускаемой продукции – более ста наименований. Основу товарной номенклатуры составляют: мономеры, являющиеся исходным сырьем для производства каучуков; синтетические каучуки общего и специального назначения; нефтехимическая продукция: окись этилена, окись пропилена, альфаолефины, поверхностно-активные вещества; пластики: полистиролы ударопрочный и общего назначения, полипропилен.

Доля акционерного общества в объеме производства продукции нефтехимии в Российской

Федерации составляет: по галобутиловому каучуку – 100%, по простым полиэфирам – 97%, по этилен-пропиленовому каучуку – 80%, по бутиловому каучуку – 61%, по стиролу – 48%, по полистиролу – 47%.

Продукция акционерного общества экспортируется более чем в 50 стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. Доля экспорта в общем объеме продукции составляет около 55%.

Заключение

Поволжье - район развитого машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.

Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообразием.

Огромное влияние на территориальную структуру хозяйства Поволжья и на расселение оказывает Волга, она является важнейшей транспортной артерией.

Поволжье располагает значительными ресурсами минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми района являются нефть и газ.

В структуре хозяйства экономического района Поволжья ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Осуществляется и строительство атомных станций. Ускоренными темпами развивается в Поволжье легкая промышленность.

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Сельское хозяйство характеризуется в сравнении с другими районами более высокой эффективностью. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчицы, подсолнечника. Основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота.

Важным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки. Необходимы меры по развитию орошаемого земледелия особенно на юге Поволжья, но на строго научной основе, чтобы исключить ухудшение природной среды.

Главной задачей развития производства Поволжья является комплексное использование и охрана водных ресурсов р. Волги, которая превратилась в цепочку водохранилищ. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

Перспективными направлениями вложения средств являются транспорт и связь. Планируется привлечь значительные инвестиции в разработках новых месторождений полезных ископаемых. Особое значение для Поволжья имеет вложение инвестиций в развитие инновационно-внедренческого сектора. Крупномасштабным стратегическим проектом в этой сфере является строительство регионального технопарка.

Доработка к с.31

Список используемой литературы

1. К.В. Долгополова, Е.Ф. Федорова «Поволжье. Экономико-географический очерк».- Москва, 1967, с. 203

2. В.В. Покшишевский, отв. ред. В.Н. Сементовский «Поволжье». – Москва, 1951, с.157

3. «Проблемы развития и размещения производственных сил Поволжья», отв. ред. к.г.н. А.А. Адамеску. – Москва, 1973, с.276

4. Т.Е. Александрова, И.И. Фирулина «Экономическая и социальная география Российской Федерации».- Самара, 2007, с.303

5. Приволжье: основные социально-экономические показатели за январь-декабрь 2008 года / Волга – Бизнес №01/02 (175) 2009, с.69

6. Перспективным проблемам АПК - повышенное внимание / Волга – Бизнес №03/04 (177) 2009, с.73

7. Колоссальный потенциал российской промышленности не утрачен / Волга – Бизнес №03/04 (177) 2009, с.73

8. Ключевые проблемы развития российского химпрома / Волга – Бизнес №03/04 (177) 2009, с.73

9. Агропромышленный потенциал Поволжья / Волга – Бизнес №1 (163) 2008, с.68

10. Приволжье: основные социально-экономические показатели за январь-сентябрь 2007 года / Волга – Бизнес №1 (163) 2008, с.68

11. За молодежью – будущее «Химпрома» / Волга – Бизнес №2 (164) 2008, с.75

12. Renault и АВТОВАЗ подтверждают свое стратегическое партнерство / Волга – Бизнес №3 (165) 2008, с.81

13. ОАО «БелЗАН» – отличный поставщик лидеров российского автопрома / Волга – Бизнес №3 (165) 2008, с.81

14. ОАО «Нижнекамскнефтехим» / Волга – Бизнес №4 (166) 2008, с.76

Доработка к с.32

Приложение

Рис.1 Поволжье: основные социально-экономические показатели за январь-декабрь 2008 года / Волга – Бизнес №01/02 (175) 2009

Рис.2Рис.1 Поволжье: основные социально-экономические показатели за январь-декабрь 2008 года / Волга – Бизнес №01/02 (175) 2009

Рис. 3 Рис.1 Поволжье: основные социально-экономические показатели за январь-декабрь 2008 года / Волга – Бизнес №01/02 (175) 2009


[1] Т.Е. Александрова, И.И. Фирулина «Экономическая и социальная география Российской Федерации».- Самара, 2007,с. 235

[2] «Проблемы развития и размещения производственных сил Поволжья», отв. ред. к.г.н. А.А. Адамеску. – Москва, 1973, с.42

[3] В.В. Покшишевский, отв. ред. В.Н. Сементовский «Поволжье». – Москва, 1951, с.14

[4] Приволжье: основные социально-экономические показатели за январь-сентябрь 2007 года / Волга – Бизнес №1 (163) 2008, с. 25

[5] К.В. Долгополова, Е.Ф. Федорова «Поволжье. Экономико-географический очерк».- Москва, 1967, с.79

[6] «Проблемы развития и размещения производственных сил Поволжья», отв. ред. к.г.н. А.А. Адамеску. – Москва, 1973, с.256

[7] Renault и АВТОВАЗ подтверждают свое стратегическое партнерство / Волга – Бизнес №3 (165) 2008,

с. 13

[8] ОАО «БелЗАН» – отличный поставщик лидеров российского автопрома / Волга – Бизнес №3 (165) 2008, с. 18

[9] За молодежью – будущее «Химпрома» / Волга – Бизнес №2 (164) 2008, с. 26


Скачать архив с текстом документа