Эмпиризм и гносеология Френсиса Бекона
СОДЕРЖАНИЕ: Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет.Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет.
Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически.(Гносеология или гнозеология (более употребителен термин учение о познании , Erkenntnisslehre) - философская дисциплина, исследующая вопрос о возможности и условиях истинного знания.)
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования,на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии. Бэкон представляет философиюкак науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Это подтверждает и название одного из его исследований - Естественное и экспериментальное описание к основанию философии .Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества.
К философии Бэкон относит и учение о человеке. Он различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая – боговдохновенная, вторая - подобная душе животных: первая происходит от „ духа Божия “, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души.
Важной задачей для Бэкона было вооружить человека методами получения нового знания .Решение ее он дает в работе «Новый Органон ». Значительным препятствием в развитии действительного познания служат вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные предрассудки, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений. Об отношении науки об идолах к новой логике и новому методу познания он говорит: Наука об идолах так относится к объяснению природы, как наука о софистических доказательствах к обыкновенной логике.
Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него, прежде всего чувства. Его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирия - опыт, опирающийся на эксперимент (а не изолированное чувственное восприятие).
Главная заслуга Фрэнсиса Бэкона – разработка методологии, то есть учения о методе.
По Бэкону, объект познания – природа; задача познавания – получение истинного знания; цель знания – господство над природой; метод – средство решения познавательных задач. Исходный пункт метода – опыт. Но он не должен быть слепым. Не нужно груды опытов и знаний.Опыт должен быть дополнен рациональной организацией. Исследователь должен быть похож на пчелу, собирающую нектар и перерабатывающую его в мед. То есть рационально осмыслить и переработать опытные знания. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.Характеризует он ее так: Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается. Индукция является истинным методом рационального осмысления – от частного к общему, непрерывное, без скачков тщательное обобщение. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу.Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода. Значение философии Бэкона не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии. Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.